Новости раздела

Арабы ищут французскому «Перекрестку» место в сердце Казани

После негативного опыта в Москве и Краснодаре ретейлер Carrefour не хочет идти на окраины миллионников

Заход в Татарстан всемирно известной торговой сети Carrefour оказался под вопросом: ретейлер и Агентство инвестиционного развития РТ, сопровождающее проект, пока не смогли договориться о месте расположения первого магазина. Участков в центре Казани, как хочет инвестор, не нашлось. Глава АИР Талия Минуллина уверена, что точка в переговорах еще не поставлена, а эксперты удивлены намерением компании разместиться в центре города и сомневаются, что это в принципе возможно.

«Это еще не точка, а пока запятая»

Переговоры об открытии в Татарстане сети гипермаркетов Carrefour зашли в тупик из-за того, что для магазина не нашлось подходящего места. Об этом рассказала «Реальному времени» Талия Минуллина. «У них были специфические требования для локализации: практически в самом центре им нужна была площадь, а ее физически нет такого масштаба. Мы предложили им другие варианты, свозили их в Иннополис и так далее…» — говорит она. Однако Минуллина настроена оптимистично: «Я думаю, что это еще не точка, а пока запятая. Мы еще будем работать, потому что это мировой бренд». Необходимость строительства гипермаркета именно в центре Казани глава АИР комментировать не стала. «Это политика их компании, они выставили требования, под которые мы пытались подобраться, в том числе и по количеству населения, живущему в округе», — ответила она.

Carrefour — вторая по величине розничная сеть в мире после Wal-Mart и первый по величине ретейлер в Европе. У Carrefour более 15 тыс. магазинов по продаже одежды, продуктов, бытовых товаров в Европе, Бразилии, Аргентине, Северной Африке и Азии под разными брендами: гипермаркеты Carrefour, супермаркеты Carrefour Market, небольшие магазины Shopi и March Plus, более «бюджетные» Dia, Ed, магазины cash-and-carry Promocash. В сети работает более 400 тыс. сотрудников. Продажи компании растут четыре года подряд: без учета реализации бензина и колебаний валют они увеличились в минувшем году на 5,3% (в органическом выражении рост составил 3%).

У французов специфические требования по локализации, поясняет Талия Минуллина. realnoevremya.ru/Максима Платонова

Французы учатся на ошибках?

Сейчас бренд Carrefour в России не представлен. Однако компания уже пыталась прийти в страну: в 2009 году она громко зашла на рынок с двумя магазинами в Москве и Краснодаре, инвестировав в них более 15 млн евро. Заявка на успех была серьезная, ведь именно на основе бизнеса Carrefour строил свою бизнес-модель — успешный в России «Перекресток» (carrefour с французского переводится как «перекресток»). Однако в отчете за III квартал 2009 года компания заявила об отсутствии перспектив как для органического роста, так и для поглощений, а значит для захвата лидирующих позиций. И уже в 2010 году французская сеть закрыла оба магазина. Среди возможных причин СМИ со ссылкой на экспертов называли чуть более высокие цены, чем у конкурентов, а также неудачное расположение магазинов: в Москве гипермаркет был в отдалении от основных магистралей и в не очень густонаселенном районе, а в Краснодаре — по соседству с уже работающим конкурентом Auchan. Учитывая это, вполне логичным выглядит опасение сети сейчас открываться на окраине Казани.

Кроме того, у московского магазина не было лицензии на продажу алкоголя, что само по себе лишило его львиной доли покупателей. Это, по мнению экспертов slon.ru, говорит о плохом понимании сетью специфики ведения бизнеса в России: менеджеры сети старались действовать в России слишком прямолинейно.

О новой попытке Carrefour прийти в Россию стало известно в мае прошлого года. Однако на этот раз намерение высказали не французы, а арабская компания Majid Al Futtaim (ОАЭ). Ее основателем и президентом является миллиардер Мажид Аль Футтаим. Его собственный капитал оценивается приблизительно в $2,5 млрд (по данным журнала «Форбс»).

Majid Al Futtaim управляет одной из крупнейших на Ближнем Востоке ретейл-сетей, а ее магазины работают под вывеской Carrefour (у группы эксклюзивные права представлять бренд на Востоке). Штаб-квартира в Дубае. По состоянию на 2014 год группа владела 69 супермаркетами и 58 гипермаркетами французского бренда в 12 странах — ОАЭ, Омане, Пакистане, Бахрейне, Саудовской Аравии, Катаре, Ираке, Грузии, Египте, Иордании, Кувейте и Ливане.

«Мы представлены в 13 странах мира и теперь хотим закрепиться в России. Татарстан находится рядом с Центральной Азией. К тому же вы известны как один из наиболее динамично развивающихся регионов РФ», — цитировала пресс-служба президента РТ исполнительного директора MAFR Франка Витека на встрече с премьер-министром Татарстана Ильдаром Халиковым.

В 2014 году арабская компания активно работала над развитием сети. Она открыла два гипермаркета и 16 супермаркетов, работающих под брендом Carrefour, а в 2015 году планировала открыть еще восемь. Где именно — не уточнялось.

«Строить такие вещи в центре концептуально не верно»

«Реальное время» расспросило экспертов о перспективах сети в Татарстане и возможных местах расположения магазина.

  • Линар Якупов

    Линар Якупов советник премьер-министра Республики Татарстан по вопросам взаимодействия с исламскими финансовыми институтами, президент Фонда развития исламского бизнеса и финансов (IBFD Fund), президент Ассоциации региональных инвестиционных агентств:

    Carrefour – это аналог «Ашана» или «Реала». В Казани для них ниша свободна. Такой игрок всегда свое место найдет – это очень конкурентный игрок с хорошим набором ассортимента продукции. Обсуждение о строительстве в Казани идет еще с 2013 года. Строить такие вещи в центре концептуально не верно. Понятно, что все хотят там, где наибольшее пересечение различных транспортных артерий и так далее. Такие объекты должны находиться на выезде из города. Детально информацией о проекте я сейчас уже не владею. Точно могу сказать, что заинтересованность была. Carrefour пока в целом в России не присутствует, мы в свое время пытались завести их с Востока. Вероятно, это они, а вероятно — кто-то другой. Majid al Futtaim Group – это очень серьезная компания, которая активно развивается и имеет огромный потенциал. Если реально придет эта компания, то она сделает свой гипермаркет. Я в свое время и в штаб-квартире у них был, и с руководством встречался. В 2013 году их руководство приезжало в Казань, как раз с ними обсуждалась возможность создания гипермаркета. Кто приезжал сейчас и кто будет им заниматься, я могу только догадываться.
  • Мурат Ахмеров

    Мурат Ахмеров генеральный директор компании «А-Девелопмент»

    Carrefour – это хорошо, я думаю он свою нишу найдет. Что касается месторасположения, в центре, мне кажется, будет очень сложно найти место. Обычно гипермаркеты строят на периферии, в спальных районах, потому что туда можно подъехать, есть большая парковка. В центре я их не вижу, может быть, Квартал и Азино, ближе к «Солнечному городу». Что касается стоимости, «сотка» земли в центре, наверно, стоит 1,5-2 млн рублей. Само строение займет около 3 тыс. кв. м, плюс прилегающая территория… Это тысяч 5 кв. м.
  • Никита Купцов

    Никита Купцов компания YARD

    Бренд Carrefour мне не знаком, я его с третьего раза выговорил. В центре города я такой земли не вижу, под гипермаркет нужно минимум 4 гектара. Такой земли под гипермаркет в центре нет, если, конечно, не рассматривать территорию где-нибудь в районе Речного порта, Магистральной. Я думаю, что в ближайшие года два гипермаркет не откроется точно, даже если все пойдет мегауспешно. Причина в том, что арабские коллеги должны провести серьезное маркетинговое исследование и аналитическую работу. Что касается земли в центре, то одну «сотку» я оцениваю минимум в 1 млн рублей.
Дина Валиуллина, Мария Горожанинова

Новости партнеров