Новости раздела

«Как можно дискриминировать в единой стране? Одни учатся по учебникам, а другие — по пособиям»

Минтимер Шаймиев обеспокоен тем, что пособия по изучению татарского языка все никак не получат статус учебников

«Как можно дискриминировать в единой стране? Одни учатся по учебникам, а другие — по пособиям»
Фото: tatarstan.ru

«Как можно дискриминировать в единой стране? Одни учатся по учебникам, а другие — по пособиям», — снова поднял проблему изучения родного языка в Татарстане Госсоветник Татарстана Минтимер Шаймиев сегодня днем на совместном заседании двух Советов при президенте РТ — по межнациональным и межконфессиональным отношениям и по образованию и науке, а также оргкомитета Года родных языков и народного единства в республике. Причиной сильной обеспокоенности первого президента Татарстана явилось затягивание с включением 38 новых учебных пособий по изучению татарского языка в федеральный перечень учебников.

Развитие родного языка и культуры — в приоритете

Совместное заседание провел сегодня в Кремле президент Татарстана Рустам Минниханов. Кроме Минтимера Шаймиева, на нем присутствовали и другие высокопоставленные гости — например, председатель республиканского Госсовета Фарид Мухаметшин и премьер-министр Татарстана Алексей Песошин. На заседании обсудили вопросы национального образования, затронули предстоящую перепись населения, коснулись и плана мероприятий по проведению Года родных языков и народного единства.

В приветственной речи Рустам Минниханов отметил, что сохранение и развитие родных языков, культур и традиций — приоритет в работе органов власти. И конечно, призвал уделить особое внимание изучению родных языков. В Татарстане дети выбирают изучение родного языка добровольно и на основании заявления родителей. Всего в образовательных учреждениях Татарстана организовано обучение на пяти языках, но кое-где есть и упущения:

— В отдельных населенных пунктах компактного проживания чувашей, мари, удмуртов и мордвы недостаточно внимания уделяется выбору соответствующего родного языка. Есть также упущения в части выбора родителями-татарами родного языка для изучения своими детьми, — сказал президент Татарстана.

В числе других проблем он отметил и тот факт, что в системе национального образования и культуры очень важны кадры. За их подготовку в республике отвечают КФУ, Набережночелнинский педуниверситет и Казанский институт культуры и искусств. А муниципальным образованиям совместно с этими вузами и профильными министерствами президент строго наказал «принять конкретные меры по комплектованию учреждений кадрами».

Отдельно затронул президент вопрос о раннем вовлечении молодежи в этнокультурную жизнь и в реализацию государственной национальной политики. Так, например, Минниханов похвалил проект «Сэлэт», от которого республика «получает очень большой положительный эффект».

Рустам Минниханов отметил, что сохранение и развитие родных языков, культур и традиций — приоритет в работе органов власти. И конечно, призвал уделить особое внимание изучению родных языков

«Сколько можно унижать?»

Но для того, чтобы качественно учить детей в школе на татарском языке, нужны учебники. И этот вопрос особенно эмоционально затронул на сегодняшнем заседании Госсоветник Татарстана и первый президент республики Минтимер Шаймиев.

После реформирования системы преподавания родного языка в Татарстане началась подготовка современных учебников, отвечающих ФГОС начального общего и основного образования. Но процесс экспертизы и включение в федеральный перечень 38 учебных пособий с разным уровнем подготовки затянулся, о чем и доложил министр образования РТ Ильсур Хадиуллин. Шаймиев возмутился:

— Это же волнует всех и вся. Сколько можно унижать? До сих пор в национальных школах вместо учебников учебными пособиями продолжают пользоваться. Это ведь дискриминация. Я отвечаю за свои слова. Как можно дискриминировать в единой стране? Одни учатся по учебникам, а другие — по пособиям. Ведь обещали обеспечить! Ситуация сейчас зависит от федеральных органов, Министерства образования.

Хадиуллин пояснил, что 38 переводных учебных пособий сейчас находятся на экспертизе для того, чтобы попасть в федеральный перечень учебников. После того как экспертиза будет завершена, они получат долгожданный статус учебников, и случится это должно совсем скоро:

— Сейчас идет последний этап. До конца года они должны попасть в федеральный реестр. Но помимо переводных учебников еще есть учебники по татарскому языку и литературе, они тоже проходят экспертизу. Это новое поколение учебников. Для татарских и русских школ разные уровни — базовый и углубленный. И еще есть одно учебное пособие «Сэлам» для русскоязычной аудитории, которое тоже проходит экспертизу, — уточнил глава Минобрнауки.

Ильсур Хадиуллин пояснил, что 38 переводных учебных пособий сейчас находятся на экспертизе для того, чтобы попасть в федеральный перечень учебников

«Надо пробивать татарский, не надо успокаиваться»

Ответ министра не сказать чтобы на сто процентов устроил Шаймиева, который потребовал ускорить процесс:

— Это должно быть ускорено! И президент России Владимир Путин включился в этот вопрос. Этот процесс надо контролировать и пробивать татарский, не надо успокаиваться. Это слишком серьезно. Вопрос стоит ребром, дальше не может так продолжаться. Учебники, которые разработаны нами, только как пособия воспринимаются. И по большому счету, мы пользуемся пособиями. Нас сейчас интересует динамика. Хорошо, что подвижка пошла по федеральным государственным стандартам и объемам изучения национальных языков республик. Но когда объемы изучения родных языков увеличиваются по государственным стандартам, должны быть учебники, а не пособия!

Начальник департамента национальной политики Управления президента РФ Татьяна Вагина тоже попыталась объяснить, что процедура экспертизы учебников по родным языкам — сложная, длительная и требует финансовых затрат. Она даже сослалась на депутата Госдумы от Татарстана «товарища Гильмутдинова», вместе с которым постоянно говорит о сложности этой процедуры.

— Мне представляется, что нам нужно в новом политическом цикле уделить внимание тому, чтобы упростить эти процедуры, чтобы как можно меньше времени занимало попадание пособий и учебников в федеральный перечень учебников, ведь только они легально используются в образовательном процессе, как это предусмотрено законодательством.

Начальник департамента национальной политики Управления президента РФ Татьяна Вагина попыталась объяснить, что процедура экспертизы учебников по родным языкам — сложная, длительная и требует финансовых затрат

Татьяна Вагина рассказала, что вопрос держится на постоянном контроле. И привела пример: в докладе федерального Минпросвещения от 20 августа сообщалось, что в федеральном перечне учебников есть сейчас 612 учебников на разных языках народов России. Так, в легальный образовательный процесс включены учебники на 21 языке, среди которых — адыгейский, башкирский, казахский, чеченский, якутский. Есть и татарские учебники. В 2021 году в федеральный перечень попадут еще 97 учебников на 9 языках. Так что работа идет, тем более что Владимир Путин лично придал ускорение этому процессу.

— Мы думаем, что эта тема должна быть в поле постоянного нашего внимания. Чтобы темп не сбавлять. Чтобы в любом уголке страны любой ребенок и его родители, которые хотят изучать родной язык, были обеспечены возможностями образовательной системы — и учебниками, и педагогами, и помещениями.

Многострадальную тему с учебниками завершил Минниханов:

— Нам нужно в этом вопросе серьезно поработать. Наверное, и мы были недостаточно настойчивыми. Но сейчас нам следует эти вопросы оперативно решить, — пообещал он.

Луиза Игнатьева, фото: tatarstan.ru
ОбществоОбразование Татарстан

Новости партнеров

комментарии 22

комментарии

  • Анонимно 28 авг
    Болтать не мешки ворочить. А ты попробуй сделать.
    Ответить
  • Анонимно 28 авг
    Какая разница , как называется ,учебники или пособия, самое главное желание учиться . И в чем здесь дискриминация , если процесс обучения идет. Но не обижаться никто запретить не может, если здоровье позволяет, то на здоровье.
    Ответить
    Анонимно 29 авг
    Уче́бное посо́бие — пособие, средства обучения, предназначенные для расширения, углубления и лучшего усвоения знаний, предусмотренных учебными программами и изложенных в учебниках. А учебников нет, значит статус языка опущен низко.
    Ответить
    Анонимно 08 сен
    В итоге важен процесс обучения или вывеска и статус?
    Ответить
    Анонимно 29 авг
    Учебное пособие рассматривается как дополнение к учебнику. Учебное пособие может охватывать не всю дисциплину, а лишь часть (несколько разделов) примерной программы.
    Ответить
  • Анонимно 29 авг
    Намерено кое-кто идёт на обострение с Москвой. Напрасно. 90-е давно прошли, и в Москве слабого царя Бориса давно уже нет.
    Да и народ уже не тот, понимает, что к чему.
    Ответить
  • Анонимно 29 авг
    Дык, вам шашечки или ехать? Чего ПОКА по пособиям не учитесь?
    Ответить
    Анонимно 29 авг
    В этом комментарии столько пренебрежения и не уважения к татарам. Вы сами хоть понимаете в каком тоне пишите?
    Ответить
    Анонимно 29 авг
    12.35
    За Ваши комплексы и неуверенность в себе я не несу ответственность, я выразил объективную точку зрения абсолютного большинства.
    Ответить
    Анонимно 31 авг
    А абсолютное большинство немцев поддержали Гитлера, правы были?!
    Ответить
  • Анонимно 29 авг
    Именно татарская власть занималась и занимается дискриминацией...
    Ответить
    Анонимно 29 авг
    Кто это и как вас дискриминировал? А вот отсутствия сдачи ЕГЭ на национальных языках, в том числе татарского это не дискриминация?
    Ответить
    Анонимно 29 авг
    8.19 в точку !
    Ответить
  • Анонимно 29 авг
    Шаймиев прав. в РФ идет дискриминация нерусских по всем фронтам. Но это временно. 2024 все измениться. и мы возьмем Суверенитета. Налогов оставить в регионах 75%. А то всем насильно впихывают неродного русского.
    Ответить
    Анонимно 29 авг
    12.33
    Единственное что Вы можете взять, это только кефир в пятерочке и сходить расслабиться, на все остально Вы способны лишь в комментариях на диване.
    Ответить
  • Анонимно 29 авг
    Позно! У татарского языка нет будущего! И Татарстан сейчас в статусе республика "формально"... На сегодняшний день татарский имеет статус родного но не " государственного" языка...
    Ответить
  • Анонимно 29 авг
    Идёт в РТ и МинОбр РФ специально дискриминация народа , системы нац. образования. По современному это " глобализация " РФ один язык, история, культура и " царь ". Как у ???????? или ????????весь мир язык английский. А русский (любой ) нацизм , национализм это есть как фашизм.
    Ответить
  • Анонимно 29 авг
    Молодцы, ещё бы его внуки татарский сдали на ЕГЭ на 1 балл, то ваще)
    Ответить
  • Анонимно 29 авг
    Так ведь татарские филологи так и не родили ни одного нормального учебника за 30 лет суверенитета... чего Шаймиев удивляется? То, что написали эти ущённые, учебниками назвать язык не поворачивается...
    Ответить
    Анонимно 30 авг
    Вы, наверное, не просто видели, а прочитали эти учебники, раз так критикуете. И можете написать нормальный учебник. Так лучше скажите, что помешало такому таланту родить самый лучший учебник?
    Ответить
    Анонимно 03 сен
    Это в точку, за 30 лет не могли нормального учебника сделать и вдруг беспокойство.
    Ответить
  • Анонимно 02 сен
    А как дети учили татарский десять-одиннадцать лет, если учебников не было? И какой результат? Эта проблема с качеством учебников сегодня появилась или была с самого начала? Только сегодня заговорили о двух линейках учебников - для татароговорящих и русскоговорящих. Русским-то ладно, а многие татары хотели бы знать родной язык, а выучить в школе не получилось.
    И куда делись учебники для национальных школ? Или, может быть, родители не очень охотно туда детей отдают как раз потому, что ни качество преподавания не устраивает, ни учебные пособия не соответствуют современным.
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии