Новости раздела

Затяжное пике «Нура»: с молотка пустят 75 тыс. гектаров бизнес-империи Маннафа Сагдиева

Эхо крушения некогда крупной бизнес-империи докатилось до 2016 года

Группа «Нур», когда-то огромная, но не пережившая кризис 2008 года бизнес-империя предпринимателя Маннафа Сагдиева, продолжает распродаваться по частям. Как стало известно «Реальному времени», в феврале с аукциона пойдут четыре земельных участка общей площадью 7,5 млн кв. м, расположенных в том же районе Казани, где пять лет назад Сагдиев собирался запускать свой амбициозный девелоперский проект «Лучезарный». За все участки конкурсный управляющий «Нур-1» (когда-то самая крупная дорожная компания империи) намерен выручить почти полмиллиарда рублей.

Земля и автомобили — почти на полмиллиарда рублей

«Реальному времени» стало известно о начале распродажи земельных участков, находившихся в собственности бизнес-империи Маннафа Сагдиева, банкротство которой продолжается в течение шести лет. Конкурсный управляющий ООО «Нур-1» объявил о продаже с аукциона четырех земельных участков общей стоимостью 355 млн рублей. По информации управляющего, все участки находятся в Казани, недалеко от поселка Кадышево. В документах на сайте единого реестра сведений о банкротствах эти участки перечислены. Один — площадью в 295,5 тыс. кв. м, его оценили в 25,3 млн рублей. Недалеко от него — второй участок, почти на 1,7 млн кв. м, с начальной стоимостью в 131 млн рублей. Площадь третьего объекта — 5,35 млн кв. м, а его стартовая стоимость — почти 310 млн рублей. Четвертый объект площадью 80,9 тыс. кв. м стоит 7 млн рублей.

Кроме земель, «Нур-1» собирается продать права требования 29 транспортных средств с рыночной стоимостью больше 2 млн рублей. При этом начальную цену объекта управляющий установил в 182,9 тыс. рублей. Дата и время окончания подачи заявок — 28 февраля, торги назначены на 29 февраля 2016 года.

Крах бизнес-империи длиною в 8 лет: иск от казанского исполкома

В орбиту империи «Нур» когда-то входил целый ряд разнородных компаний: ООО «Нур-1» (дорожно-строительное производство), ООО «ГранТаш» (обработка камня и гранита), ООО «Нур-Авто» (продажа Volkswagen), «Нур-Сервис» (официальный дилер Skoda), ООО «Нур-Агро», торговый дом ООО «Нур», ООО «Казань Соль», ЗАО «Карьероуправление+», ООО «Альдермышский молочный завод» и популярный в Казани развлекательный комплекс «Туган авылым». Из-за финансовых проблем 2008-2009 годов прежде стабильное положение группы Сагдиева сильно пошатнулось. Источники говорили и об испорченных отношениях с республиканской властью.

Настоящее же крушение «Нура» началось в 2010 году, когда надзорные органы атаковали «Карьероуправление+» — «дочку» бизнес-холдинга, отвечающую за добычу и поставку инертных материалов. Весной уже пошли серьезные обвинения в хищении компанией Сагдиева федеральных денег: казанский исполком предъявил иск «Нуру» по автодорожным контрактам на сумму 850 млн рублей. По принципу домино вскоре империю начали атаковать и остальные кредиторы: «Альфа-банк», «Уралсиб», «АК БАРС» Банк, «Волгомост», «Татнефтепродукт» и другие.

Как поссорился Сагдиев с «Фольксвагеном»

Затем, летом 2010 года, прежний партнер компании Сагдиева — представитель немецкого производителя в России, чьим официальным представителем в РТ был «Нур-Авто», «Фольксваген Груп Рус» подал заявление в Арбитражный суд РТ о признании своего партнера банкротом. Впрочем, первый тревожный звоночек прозвучал в разгар кризиса 2008-2009 годов, когда ФГР поочередно расторгла дилерское соглашение сначала с «Нур-Авто» (Volkswagen), а затем с «Нур-Сервис» (Skoda). Самому бизнес-разводу предшествовал скандал с неполучением татарстанскими покупателями 200 автомобилей «Фольксваген» и «Шкода». Тогда же выяснилось, что ФГР не готова была передавать ПТС на автомобили из-за долгов «Нура». Позднее попытки договориться предпринимались неоднократно, и дилерство с отдельными компаниями Сагдиева периодически возобновлялось, но в итоге бывшим партнерам не удалось прийти к какому-то соглашению. В августе АС РТ ввел процедуру наблюдения в компании «Нур-Авто», так как суд не увидел, «за счет чего компания готова расплатиться с кредиторами».

Попытки спастись: продажа Bombardier, связь с семьей Дворковичей и швейцарский инвестор

Почти сразу, однако, империя Сагдиева попыталась отыграть репутационные потери, привлекая PR-компанию «Пресс холл», принадлежащую брату Аркадия Дворковича (тогда — помощника президента РФ) Михаилу, продав два самолета Bombardier (приобретенные числом шесть штук стоимостью $140 млн еще в 2006 году) и расплатившись, как она считала, с первоочередными кредиторами. Так, пока компанию атаковали бывшие ее партнеры и владельцы автомобилей без ПТС, «Нур» выплатила 1,6 млрд рублей властям РТ и Казани, по-видимому, попытавшись на будущее заручиться их поддержкой в переговорах с кредиторами. В компании торжественно успокаивали бизнес-общественность, что переговоры с той же ФГР ведутся, а к реструктуризации долгов уже перед банками «Нур» вот-вот приступит, распродав некоторые из активов холдинга. Говорилось также и о приходе в компанию некоего швейцарского инвестора Plywood Aktiengesellschaft, но без каких-либо подробностей. При этом, несмотря на долги перед рядом серьезных структур (в т.ч. и «Альфа-банком»), компания решила сосредоточиться на реализации девелоперского проекта «Лучезарный» под Казанью стоимостью 450 млрд рублей. Не исключено, что земля под Казанью под так и не реализованным в итоге проектом пойдет нынешней зимой с молотка: проект «Лучезарный» собирали строить в Авиастроительном районе Казани, там же, где находятся и участки вблизи Кадышево. Впрочем, земли, которые продадут с аукциона «для сельскохозяйственного производства», могут и не иметь никакого отношения к «Лучезарному».

Долги перед немцами на 300 млн рублей и ссора с Михаилом Дворковичем

Пока «Нур» занимался восстановлением репутации, империю продолжали атаковать кредиторы. Осенью стало известно о примерной сумме долга «Нура» перед структурами «Фольксвагена». Компании «Нур-Авто-2», «Нур-авто» и челнинская «Нур-Авто+» оказались должны ФГР порядка 300 млн рублей. Ни на какие уступки ФГР идти, разумеется, не собиралась: эти долги висели на компании Сагдиева еще с 2008 года. В ноябре уже отдельные структуры «Нура» — «Альдермышский источник» и ООО «Туган авылым» — добровольно пошли на банкротство. Правда, изначально было понятно, что даже реализация конкурсной массы вряд ли поможет Сагдиеву устоять на ногах: единственное, что могли продать потенциальные банкроты, — это оборудование на общую сумму в 93 млн рублей. К концу года судебные приставы описали почти весь автопарк ООО «Нур-1» (в счет погашения долга «Уралсибу» на 60 млн рублей), ВТБ начал процесс по взысканию торгового мола «Высокая гора» в счет неуплаченного кредита в 95 млн рублей. Наконец, как следствие неприятностей у брата, — Нагим Сагдиев потерял должность главы Высокогорского района. А компания Михаила Дворковича разругалась с Маннафом Сагдиевым и, вместо того чтобы продолжать поддерживать проект «Лучезарный» (его даже презентовали на инвестфоруме Сочи-2010, велись переговоры с ВЭБом по его финансированию), решила обратиться в суд о взыскании задолженности в 4,5 млн рублей.

Иск от «Ак Барса» на полтора миллиарда и невыездной Маннаф Сагдиев

С началом 2011 года крушение стало необратимым: «Нур-1», дорожно-строительную и самую крупную компанию всей империи Сагдиева, выставили на торги — долгов у нее оказалось на 4,1 млрд рублей. В мае компания была объявлена банкротом. Сам Маннаф Сагдиев стал невыездным; в ФГР при этом опасались, что в результате неконтролируемых процессов из «Нура» могут быть выведены последние активы и группа так и не вернет свои долги. В апреле 2011 года было объявлено о начале уголовного дела по статье 159 части 4 «Мошенничество в крупном размере» в отношении владельца группы компаний «Нур» Маннафа Сагдиева по факту причинения «Ак Барс Лизинг» ущерба на 1,5 млрд рублей.

Из бизнесменов в сельские депутаты

В итоге группа Маннафа Сагдиева, когда-то могущественного бизнесмена РТ, рассыпалась как карточный домик. С тех пор медленно, но верно имущество компаний, когда-то входивших в орбиту влияния бизнесмена, выставляется на торги (так, в апреле прошлого года объявляли о продаже асфальтобетонного завода в Высокой Горе «Нур-Авиа» за 17,7 млн рублей). Сам же Маннаф Сагдиев приземлился сначала в должности финдиректора в «Нур-Ленд» (кстати, тоже владеющей землей к северо-западу от Кадышева — 535,6 га), а затем выдвинул свою кандидатуру в качестве самовыдвиженца на выборах депутата совета Альдермышского сельского поселения (по адресу зарегистрировано «Нур-1», участки которого пойдут с молотка в феврале этого года) Высокогорского района — и победил: за него проголосовало почти 60% сельчан, за его конкурента — лишь 35%.

Сергей Афанасьев

Новости партнеров