Новости раздела

История с Кристианом Эриксеном ничему не научила ВАДА?

Татарстан лишается шансов на медаль Олимпиады, а спортсмены умирают

Два гребца из состава олимпийской сборной России уличены в приеме запрещенных веществ, из-за чего могут пострадать остальные члены экипажа четверки парной, включая казанского гребца Артема Косова. Причем с ним подобная история перед Олимпиадой повторяется уже второй раз подряд. Подробности — в материале «Реального времени».

Откуда мельдоний?

Новость о том, что сразу два российских гребца Никита Моргачев и Павел Сорин отстранены от олимпийского старта из-за наличия в их крови мельдония, взорвала интернет и вызвала бурю возмущения в спортивном сообществе. Их исключение из олимпийского состава может прямым образом сказаться на еще двух членах экипажа, среди которых — казанский гребец Артем Косов.

Наличие мельдония в допинг-пробах 40-летнего Моргачева и 26-летнего Сорина было обнаружено еще в середине июля, когда спортсмены сдавали допинг-тест на тренировочном сборе в Греции. Даже с учетом того, что необходимо проведение повторного теста, назначенного на 8 июля, спортсменов оперативно вывели из состава олимпийской команды, который отправился в начале июля на предстартовый сбор в Японию. Сложность заключалась в том, что олимпийские лицензии изначально завоевали только семь спортсменов: собственно члены экипажа четверки парной, куда входили Моргачев и Сорин, а также Николай Пименов и гребец из Казани Артем Косов, плюс одиночник Александр Вязовкин, и гребцы экипажа двойки парной Илья Кондратьев и Андрей Потапкин. Но правила разрешают замену до половины членов экипажа, то есть у тренерского штаба был вариант с заменой на Никиту Еськина и Александра Матвеева. Правда, тут следует учесть, что 21-летний Еськин сейчас на сборах в подмосковной Рузе, а 20-летний Матвеев и вовсе на молодежном чемпионате мира в чешском Рачице соревнуется в составе другого экипажа. То есть о какой-либо слаженности работы созданной наспех четверки говорить просто не придетс

Косов уже лишался шансов на олимпийскую медаль

Пять лет назад такое уже происходило, причем все с теми же Косовым и Моргачевым, которому теперь грозит дисквалификация. Они ранее соревновались в экипаже четверки парной, где, помимо них, был олимпийский чемпион Сергей Федоровцев и Владислав Рябцев. Выиграли этап Кубка мира в апреле 2016-го, будучи кандидатами на медали олимпийского Рио, но Федоровцева до Олимпиады не допустили, поскольку обнаружили у него триметазидин. Для понимания — это препарат для поддержания сердечной мышцы, производимый во Франции. Триметазидин, аналог всем известного мельдония, был внесен в число запрещенных препаратов чуть ранее. За его использование отстраняли знаменитого китайского пловца Сунь Яна, получившего дисквалификацию на три месяца, причем это был период, когда соревнования вообще не проводились, а Федоровцева наказали на четыре года, по сути, завершив его карьеру. И да, это папа той самой Арины Федоровцевой, экс-волейболистки «Динамо-Казань», которая сейчас едет на Олимпиаду в составе сборной России.

Олимпиада в Рио запомнилась полным отстранением российских тяжелоатлетов, практически полной дисквалификацией легкоатлетов (выступала одна Дарья Клишина) и тем, что в академической гребле были допущены только шесть спортсменов из 28 отобравшихся. В итоге Косов и Моргачев стартовали с Владиславом Рябцевым и Антоном Заруцким в наспех созданном экипаже, ранее гонявшем в четверке парной, а на Олимпиаде пересевшем в четверку распашную, по сути, другую спортивную дисциплину. Тем не менее квартет пробился в полуфинал, заняв десятое итоговое место на Олимпиаде. Понятно, что это не удовлетворило амбиции 30-летнего казанца Косова.

realnoevremya.ru/Максим Платонов

Что надо сделать?

Во-первых, успокоиться и попытаться разобраться. Это, кстати, мало кто хочет делать. Довелось посмотреть сюжет одной из телекомпаний, которая новость о запрещенных веществах в крови Моргачева и Сорина, выступающих в академической гребле, сопровождала кадрами из гребли на байдарках и каноэ, совсем другого, хоть и родственного вида спорта.

Далее необходимо понять, откуда взялось в допинг-пробах наличие мельдония? Если удастся доказать попадание мельдония в организм через пищевые добавки, то еще остается шанс оспорить решение о временном отстранении спортсменов.

Хотя одна только история с футболистом сборной Дании Кристианом Эриксеном ставит под сомнение обоснованность внесения сердечных препаратов в число запрещенных веществ. Надо понимать, что ни триметазидин, ни мельдоний изначально не являются допингом, и были они введены в число запрещенных веществ в начале и середине нулевых. А также понимать и помнить, что в период подготовки к олимпийским стартам умирает уже третий спортсмен высокого класса. В 2008 году умер четырехкратный олимпийский чемпион Дьердь Колонич из Венгрии, гребцу на момент смерти было всего 36 лет. В 2012 году скончался чемпион мира и двукратный чемпион Европы Александер Дале Оен, и норвежскому пловцу тогда было 26. В этом году ушел из жизни 26-летний гребец Филиппо Монделли, чемпион мира и двукратный чемпион Европы из Италии. В той же гребле прямо на этапе Кубка мира в Польше умер греческий спортсмен Андреас Килигкардис. Все достаточно логично, поскольку в подготовительный период интенсивность тренировочного процесса возрастает, спортсмены получают нагрузку в несколько раз превышающую ту, с которой им предстоит встретиться во время стартов.

«Прямо сейчас» весь мир ужаснулся, едва не став свидетелем смерти в прямом эфире, от которой спасли лидера футбольной сборной Дании Кристиана Эриксена. Ранее сердечная недостаточность уже унесла жизни футболиста Шалвы Апхазаву, хоккеистов Сергея Жолтока и Игоря Мисько, Жертвами смертельных сердечных приступов во время игр и тренировок стали и футболисты Антонио Пуэрта, Миклош Фехер, Марк-Вивьен Фоэ, Кэтэлин Хэлдан. Хоккеисты Игорь Антосик, Вячеслав Безукладников, Александр Кревсун, Алексей Черепанов. После инсульта скончался ватерполист «Синтеза» Денис Живчиков, а от инфаркта миокарда ушел из жизни его партнер по команде Владислав Тимаков, Это далеко не полный список, и решение ВАДА о внесении сердечных препаратов в список запрещенных веществ только увеличивает число жертв.

«Тяжкий крест» Косова

Спортивное сообщество знает о «семейном проклятии» легкоатлета Сергея Шубенкова, который пропустил Олимпиаду в Рио, в то время как его мама — Наталья Шубенкова — не смогла выступить на Олимпиаде 1984 года, пропускаемой нашей страной из-за бойкота. Так вот, Косов сейчас находится примерно в той же ситуации, только переживая ее на собственном опыте. Быть в числе экипажа, претендующего на медаль, который уже второй раз переформировывается за считанные дни до олимпийского старта, — это, конечно, врагу не пожелаешь. Притом что Артем — плоть от плоти спортсмен. Его мама занималась легкой атлетикой, бегая 800 и 1 500 метров, причем один из ее рекордов республики смогла побить только вице-чемпионка Олимпиады Елена Мигунова. Отец — Вячеслав Косов — долгое время тренировал и руководил успешной спортшколой «Авиатор».

Сам Артем занимался баскетболом у семейного тандема тренеров Натальи и Юрия Второвых. Получив травму, методом проб и ошибок он нашел себя в гребле, где начал достигать результатов спустя долгое время, прошедшее после славных времен татарстанских «академиков»: Лидии Аверьяновой и Инги Шамрай, Александра Плюшкина и Александра Устинова. Из-за спортивных и семейных проблем не смог стать участником домашней Универсиады в 2013 году, но пробился в состав национальной сборной. Серебро и бронза чемпионатов Европы в восьмерке, бронза чемпионата континента в четверке парной, бронза в экипаже двойки выдвинули его в число сильнейших гребцов страны. Но очередной предолимпийский инцидент может перевести в число наиболее невезучих в мире. А мы будем продолжать жить в новых реалиях мирового спорта, когда за сердечный препарат мельдоний российский керлингист Александр Крушельницкий был дисквалифицирован на четыре года, а американскую спринтершу Ша Керри Ричардсон в начале июля за употребление марихуаны отстранили всего лишь на месяц.

Джаудат Абдуллин
Спорт Татарстан

Новости партнеров