Новости раздела

«Почему меня заставляют стать башкиром, что за цирк?»

На что жалуются жители Башкортостана своей землячке татарской поэтессе Нажибе Сафиной

Татары, проживающие в Башкирии, пожаловались, что их склоняют к фальсификации данных предстоящей переписи населения. Как пишет татарский поэт родом из Башкортостана Нажиба Сафина, в эти дни к ней обратилось несколько земляков из Янаульского района. По словам односельчан, в татарских деревнях по домам хотят агитаторы, призывая записываться башкирами: «Прямо в душу лезут. Глядя в глаза, увещевают: ты башкир, ты башкир, знай это. Говорю, сама знаю, кто я такая, уходите. Нет, говорят, не знаешь, это мы знаем». Некоторые жители отмахиваются от непрошенных гостей: «Чтобы их успокоить, говорим, хорошо, запишемся башкирами. И негодуют при этом: «Не понимают пропагандисты: если татар разозлить, они все сделают наоборот». Другие откровенно возмущены: «Почему я должен доказывать, что я татарин?!» О чем просят поэта земляки и на какую поддержку из Татарстана рассчитывают — предлагаем узнать подробнее из перевода статьи Нажибы Сафиной в газете «Татарстан яшьләре» в номере от 25 февраля этого года.

«Вы хотите, чтобы завтра он стал врагом народа?»

В Башкорстане время на два часа вперед. Поэтому мой телефон начинает трезвонить с шести утра, и звонящие мне считают это нормальным. В последнее время разговоры начинаются так:

— Привет для поэтических планет!

Значит, это не только личный разговор.

— Привет землякам! — отвечаю, предчувствуя, что сейчас выслушаю.

Вторые фразы разговоров также очень похожи друг на друга:

— Вы видите, что они с нами творят?

Ответ на этот вопрос я знала еще четверть века назад, потому что я человек, прошедший стажировку по башкортизации. Этот процесс идет тонко, сложно и непрерывно. Процесс русификации таков же, те же проверенные методы: снизу режем, сверху латаем, точнее, улыбаясь, душим, а разговоры на любом уровне заканчиваются тем, что сторона, считающая себя хозяином, говорит: «Все будет хорошо! Все будет хорошо!» Только вот это непонятно: а для кого будет хорошо?

Пока что ничего хорошего для нас не видно. Сегодня на то, чтобы написать эту статью, меня подвиг этот вопрос по телефону: «Кто? Имя-фамилия? Господи упаси, вы хотите, чтобы завтра он стал врагом народа?» Да не только так, завтра задавшего этот вопрос на башкортостанском телевидении выдадут за жертву пропаганды. Как? Он будет говорить по-татарски, но может сказать: «Я башкир, из такого-то башкирского рода, во время переписи запишу себя башкиром».

Вот еще один мой земляк рассказывает: «Начался день — жди сюрприза. Твой соратник по жизни, живущий за забором сосед, односельчанин, даже какой-нибудь родственник появляется на экране и говорит эти слова. Пытаюсь себя ущипнуть. Может, сон, может, я брежу? А он еще и одет в костюм башкирского народа! Что за игра? Зачем нас дурачат?»

«Вчера пошел на концерт, терпел до конца, — звонит один читатель. — Каких только способов издевательства нет, господи. На сцену выходят артисты в невероятно красивых башкирских костюмах. Что есть — то есть, красиво. А эти украшения! Увидев, насколько старые, потрепанные татарские костюмы у стоящих рядом, чувствуешь себя оскорбленным. А о том, какое это воздействие оказывает на детей, на молодых, даже говорить нечего. Потому что татарские костюмы в Башкортостане не шьют. Нет специальных мастерских, министерство культуры не заказывает им. Сцены — внушительная вещь, серьезный воспитательный инструмент». Потом начинает обижаться на меня: «Как только ты терпишь, ты же поэт. Ваши ученые, представители татарского конгресса заявляют, что книга «Татары Поволжья и Приуралья» должна быть в каждом доме». Много чего надо, да. Только словами ничего не изменишь. Во-первых, книга сама до домов не доберется. А башкирские пропагандисты требуемые материалы, книги в каждый город и село, в каждым дом привезут бесплатно. Во-вторых, это только видимая часть пропаганды. А сколько идет скрытой, продажной? Что ни говори, доведенный до ручки, не имеющий финансовой основы народ вынужден думать о том, как себя прокормить, выжить. А книга в углу полежит. Многих татар башкирская пропаганда покупает. Некоторые, считая, что написанное на бумаге — это еще не смена веры, многие годы дурачат себя, считая, что нельзя нарисовать то, чего нет, мол, однажды остановятся. Но они не думают останавливаться. Что думаешь об этом?»

«Из твоей деревни сделали башкирскую сцену, а ты ни слова не говоришь?»

Вновь звонят:

— Привет, поэт. Не стыдно тебе? Из твоей деревни сделали башкирскую сцену, а ты не приезжаешь и ни слова не говоришь? Знаю, скажешь, что главы не зовут. А по зову только собака прибегает. Запрещено, что ли, приехать в родные края, поговорить с народом, донести свое поэтическое слово? Тебя не только в Янауле, в Краснокамске, Нефтекамске, Татышлы, Дуртюлях, Бураево, Балтасях, Аскыне, Стерлетамаке, Яркеево, Уфе... зачем я перечисляю, весь татарский мир тебя ждет. Если совесть есть, выезжай!

Очередной звонок. Что мне скажут — уже и сама боюсь.

— Привет землякам! Не обидишься, если так буду называть? Не осталось времени на мелочи, дела швах. Ты ведь сейчас единственный живой, здоровый поэт из Янаула. Остальные все кончились. Избавились от них. Кончились и те, кто писал по-башкирски и называл себя башкиром. Раз одна осталась, стараюсь все у тебя читать. Стараюсь. Татарская пресса сейчас от нас на недосягаемой вышине, что ли, или на дистанции. Почему у нас это хорошо не распространяют? Может, думают, что не подпишемся? Может, оно и так. Сейчас ведь газеты-журналы дороги. А у народа карман пустой. Пусть не оценивают прессу, как обычный товар, снизят цены. По радио-телевидению кто говорит, тот и прав, воистину. Бардак. Подумай. Татарстан для своего народа, для татар поделился бы нефтью. Народ — хозяин подземных богатств. Снизили бы цену на прессу. Хоть на немного. Не отправляли бы нефть в Москву.

«Одной веры, живущие на одной земле два народа — что должны делить?»

— Алло? Нажиба, это ты? Какой район? По-татарски же говорю. Не выдержала, звоню. Знаешь, что они с нами делают? Каждый день новая комедия. Башкирский ансамбль, башкирский театр, башкирский писатель, башкирский ученый, фольклорист, исследователь башкирского устного творчества, истории деревень... Приезжают и в города, и в деревни, заходят в дома. Прямо в душу лезут. Единственная цель у них. Глядя в глаза, увещевают: ты башкир, ты башкир, знай это. Говорю, сама знаю, кто я такая, уходите. Нет, говорят, не знаешь, это мы знаем. Может, их чем-то напоили, ядом каким? Ходят с сумасшедшим видом. Чтобы их успокоить, говорим, хорошо, запишемся башкирами. Но не играют ли с огнем люди, которые нанимают их на работу? У меня есть башкирские родственники, всю жизнь прожили как один народ. Как с мишарами, три-четыре звука других, всего лишь. Понимающие друг друга без переводчика, к тому же одной веры, живущие на одной земле два народа — что должны делить? Одного не понимают, похоже, эти пропагандисты: если татар разозлить, они все сделают наоборот. А от единства с башкирами выиграют и башкиры, и татары. В твоих стихах звучат и мишарские, и башкирские слова. Значит, татарские редакторы не против... Что сказать... Собака лает, а волки вокруг бродят. Таким людям платят деньги. Лучше бы нашли другие способы заработка. Ведь зазря тратят народные богатства, нервы тратят. О том и звоню — как думаешь?..

— Алло, поэтесса? Попалась? Я сейчас научу уму-разуму! Не смей вешать телефон! У нас не осталось человека, к кому можно обратиться. Если не поменялось значение слова «поэт» и внутреннее содержание поэта не изменилось, поэт — это человек совести, верно?

— Верно.

— Ну так слушай! Почему я должен доказывать, что я татарин? А-а-а? Почему молчишь? Нафига вы татар здесь поделили? Когда начали напрягать, мол, ты башкир, ты башкир, пошел к главе района и спросил: «Вы сами кто, кто по национальности?» — «Я татарин». — «А я?» — «Зачем меня спрашиваешь, сам не знаешь?» — «Знаю и давно. Почему меня заставляют стать башкиром, что за цирк?» — «Что поделать, заставляют». Поехал в село. Те же вопросы задавал. Также отвечают: «Что поделать, заставляют».

Зашел домой. Спросил жену: «Кто я, кто по национальности?» — «С ума сошел? Уф, господи, если сам не знаешь, съезди в Уфу, спроси, Они всех людей, марийцев, русских, записывают башкирами. Пока будешь ездить, я себе татарина поищу». Вот так сказала! «Не сходи с ума, душа моя», — сказал и обнял ее. Вот как это работает — разделяй и властвуй. Нет уж, не продам своих башкирских друзей, и мишар, и сама собой останусь. А ведь есть у меня понимающие башкирские родственники. «На сцене хорошо играть, а вот в жизни — нельзя», — сказал один. Верно ведь сказал? Да, сильно путают. Отделяют зерна от плевел, а убирают зерна.

«Если прибавить к предыдущей переписи 1,5 миллиона, получится число татар в Башкортостане»

— Наҗиба, ты? Хорошо, что дозвонился. Хорошо на душе стало. В последнее время кажется, что помру. Не удивляйся, почему шепчу, работа такая. Слышишь? Каждый день должен делать людей башкирами. Здешним не расскажешь. Одному вот сказал — человеку, которого называю другом. Он ответил: «Чего, их забыли сделать или сделанных потеряли?» Застыдился. Поэтому женятся на татарках, чтобы укрепить генофонд. Согласился, это так. Но у меня звонок был по другому поводу. По поводу обычаев. Ты же работала в журнале «Сююмбике» и в организации «Ак калфак». Поэтому хотел тебя спросить о калыме. Обряды, обычаи ведь древнее законов. Так что их надо выполнять, нельзя отпускать дочь, не получив за нее калым. А когда выдаешь за человека другой национальности, цена растет, верно? Чтобы воспитать дочь, сил ведь тратится немало.

— Это верно, — отвечаю, хоть и не понимаю, куда он клонит.

— Я так и думал. Спасибо. Я собираюсь дочь выдать за одного отличного башкирского паренька. Любит его дочь. Объяснил дочери о калыме, на следующий день будущий зять оказался татарином. «Как же это случилось? Может, чтобы калым не платить?» — «Нет, потому что я татарин». — «Так ты вчера был башкиром». Он мне посмотрел прямо в глаза и сказал: «Так и ты вчера была татаркой». Вот поэтому хочу у тебя спросить: может, мне вернуться обратно к татарскости? Или подождать до переписи населения?

Обе стороны замолчали. На той, кажется, заплакали?

— Ты плачешь, что ли?

— Как не плакать, превратили в кукольную фабрику Башкортостан. Хочется человеческую жизнь прожить по-человечески.

Телефон замолк, но не успела я положить трубку, как вновь просят.

— Алло, землячка!

— Из Башкортостана?

— Да, из бывшего Мензелинского уезда. Почему звоню? Потому. Смотрел передачу «Татарлар». Спасибо, сказала давно ожидаемые слова. Но Татарстан сейчас только слова говорит. Если будет так говорить, от всех татар одно только ухо останется. Если ты в такую превратишься, смысла сюда приезжать не будет. Скажи, чем там поят татар? Что, они спят, особенно татарские ученые? Они уже согласились, что народ кончается? «Служилый татарин» — это о них?

Я, не зная что сказать, молчу. А он продолжает:

— Перепись населения... Лживые цифры. Ложь на лжи. Хватит! Вот тебе настоящая статистика: если прибавить к цифрам предыдущей переписи полтора миллиона, получится число татар в Башкортостане. Баста. Другие цифры — дело служивых. Вот это донести до парламента Татарстана! Что, они тебе не верят? Мы тебе верим!

...Телефон выключился. Батарейка села. Подключила. А сама словно в эпицентре пожара.

Нажиба Сафина, перевел Радиф Кашапов
ОбществоИсторияКультура БашкортостанТатарстан

Новости партнеров

комментарии 56

комментарии

  • Анонимно 03 мар
    К началу 20 века сформировался этнос поволжских тюркских мусульман с единым литературным языком (диалекты, естественно, оставались).

    Преследуя свои цели международные марксисты террористы разделили единый этнос поволжских мусульман на "башкир" (1919 г.) и "татар" (1920 г.), Создав диктаторские классовые автономные республики.
    Народ поддался на обман.

    С этого времени идут бесконечные "споры" кто есть кто и на каком языке говорит.
    Ответить
    Анонимно 03 мар
    Правильно!
    Пускай башкиры ,записоваються татарами!
    Мы один народ" Татарский!"
    Ответить
    Анонимно 03 мар
    Дискуссионный вопрос.
    До начала 20 века поволжские тюркские мусульмане сами себя "татарами" не называли.
    Более того - считали это обидным прозвищем.
    "Татарами" поволжских тюркских мусульман называли чиновники Российской империи.
    И красные диктаторы Ленин и Троцкий.
    Сами себя поволжские тюркские мусульмане до начала 20 века называли "мусульмане", "казанцы", "булгары' и др.

    Но Вы правы - если принять единое название, этноним для "башкир" и "татар" это будет один народ с одним языком.
    Ответить
    Анонимно 03 мар
    Мечтать не вредно,верить в ерунду очень вредно
    Ответить
    Анонимно 04 мар
    Было бы "хорошо" записываться "татарами", но ведь татары -это исчезнувшее монгольское племя. Зачем люди должны обманывать себя и причислять себя к мертвому монголоидному племени? А башкиры- это древний этнос, живший на Урале задолго до прихода монгол. Уже всем известно, что Казанские татары были сформированы из булгар (чуваш), мишар и башкир
    Ответить
    Анонимно 04 мар
    Если Казанские татары ,произошли из болгар,башкир ,чувашей, значит Казанские татары, втройне !!!! чем башкиры , древний этнос!
    Тем более, татары ,многокомпонентный этнос!
    А.башкиры, всего лишь...башкиры...в полном одиночестве!
    И башкиры,некого объединить, не смогут.
    Ответить
    Анонимно 05 мар
    Это говорт о том, что татары всего лишь сословие состояшее из многих этносов не имеющих ничего общего, а значит о татарах нельзя говорить в рамках этнического дискурса.
    Ответить
    Анонимно 06 мар
    ой как нас дурят ой каааак .какая у нас нация что мы такого великого создали то .все разрушаем и разрушаем а живем ниже плинтусаааа
    Ответить
    Анонимно 10 мар
    На себя посмотри! Кто больше похож на монгол?
    Ответить
    Анонимно 11 мар
    Историю подучи для начала! И меньше слушай своих башкирских "историков-фантастов"!
    Ответить
    Анонимно 16 мар
    Оппонент написавший вот такой БРЕД: "Уже всем известно, что Казанские татары были сформированы из булгар (чуваш), мишар и башкир" отвечаю: чуваши НЕ булгары, ложным термином "татары" российская историография называла булгар.
    Ответить
    Анонимно 28 мар
    «Почему меня заставляют стать башкиром, что за цирк?»
    Как за, что ? Вотчинником станешь , землю дадут!
    Ответить
  • Анонимно 03 мар
    Когда это закончится? Что за бред в этом мире? Татары и башкиры братья, а они ссорятся между собой
    Ответить
    Анонимно 03 мар
    вот именно, зачем их вообще лбами сталкивают, ради чего?
    Ответить
    Анонимно 06 мар

    "разделяй и властвуй" вот в чьих интересах раскол братских народов.
    Ответить
    Анонимно 03 мар
    Вот когда в школе , тебя заставят учить вместо родного, татарского языка,
    --Без Щай Ищеп Утырабыз!---
    башкирский ,кувандыкский диалект--,Бер сяй исяп утырабыз!--
    ты сразу поймншь..
    Что татары и башкиры это разные народы!



    Ответить
    Анонимно 03 мар
    Очень похоже.
    Как диалекты вологодский и Владимирский.
    В своё время.
    Ныне это единый "русский"язык.
    Если бы не красные диктаторы Ленин и Троцкий, то поволжских тюркских мусульман было бы 25-30 миллионов и они говорили бы на едином бытовом и литературном языке.
    Ответить
    Анонимно 12 мар
    Без чәй эчеп утырабыз, беҙ сәй эсеп утырабыҙ, біз шай ішеп отырамыз, биз чай ичип отурушат, biz çay içiyoruz, биһиги чэй иһэбит.
    Сразу понятно какие языки очень похожи, какие нет! :))
    Ответить
    Анонимно 18 мар
    По-казански: --Без Щай Ищеп Утырабыз!---
    Смешно и нелепо сравнение с башкирским!
    А нам, нижегородским, от казанского "щ" тошнит. Мы говорим проще: "Без цәй эцеп утырабыз". Но мы терпим, учим казанский и называем себя татарами и психозом к башкирам не страдаем.
    Ответить
    Анонимно 18 мар
    И еще мне непонятно, какой дурак будет жаловаться поэтессе, ведь она ничего сделать не сможет. Может, просто делится впечатлениями.
    Ответить
  • Анонимно 03 мар
    У них и так много талантливых, а тут.
    Ответить
  • Анонимно 03 мар
    К сожалению все это правда
    Ответить
  • Анонимно 03 мар
    Я татарин из Бакалинского района. Мои деды и прадеды жили в д.Чалпы и Урсаево.Азнакаевского района ТАССР. После револции в 1919году им выделили землю на правом берегу р.Ик.В то время эти земли находились в Мензилинском уезде Уфимской губернии.Из за этого я не стал башкирином.Но то что в Башкирии и сегодня платят учителям за отопение и за электричество ,раньше начислялся 15% уральские, имеющим стаж 35 лет педагогам присваивают звание Ветеран Труда очень привлекют нас татар. И в царские времена быть башкириным было выгодно, тут поневоле захочешь стать башкириным, которых я очень уважаю,люблю их культуру с детства. Нам рядовым гражданам делить нечего и будем жить в дружбе и согласии. У меня вопрос: кому это выгодно и нужно делить нас в Республике?





    Ответить
    Анонимно 05 мар
    Это чемуха не говори ерунды. Тогда почему раз башкиром быть было выгодно в 20 веке в Башкирии шло сокращение башкир и увеличение чисьенности татар? Темпы роста татар в Башкирии тогда были выше темпов их роста в Татарской АССР и намного выше темпов роста башкир. Всё из-за того, что башкир записывали в татары.
    Ответить
  • Анонимно 03 мар
    Очередные вопли татарской националистки о принудительной башкиризации, русификации и т.д.
    Почему принудительная татаризация - это хорошо, а башкиризация - это плохо?
    Ответить
    Анонимно 03 мар
    где вы видели принудительную татаризацию, что за бред?
    Ответить
    Анонимно 04 мар
    А куда исчезли мензелинские, бугульминские башкиры? 139,9 тыс. человек в 1920 г. и 1.8 тыс. человек в 1926 г. Цифры говорят сами за себя.Сотни тысяч людей не могут в один день сменить национальность. Это и есть принудительная татаризация. Та же политика велась и в Западном Башкортостане за время Советской власти.
    Ответить
    Анонимно 05 мар
    Еще башкиры Вятской, Самарской губернии также были присоединены к Татарской АССР и записаны татарами. В общем должно быть 180-200 тыс башкир записанных татарами
    Ответить
    Анонимно 07 мар
    Принудительной татаризации никогда не было, принудительная башкиризация была и есть.
    Ответить
    Анонимно 09 мар
    Ну конечно ,много вы знаете.. моего дедушку башкира записали татарином.
    Ответить
  • Анонимно 04 мар
    Не стыдно ей писать этот бред???
    Ответить
  • Анонимно 04 мар
    Проблема татаро-башкирских противоречий полностью высосан из пальца. Создан на совершенно пустом месте, из ничего.
    Само противопоставление татар против башкир абсурдно само по себе. Это практически один и тот же язык! Разные диалекты, два литературных языка. Ну что!? Абсолютно взаимопонятные языки. В народе никто делит на башкир, на татар. Будируют этот вопрос лишь очень заинтересованные люди. И дураки, не имеющие своего мнения.
    Ответить
  • Анонимно 06 мар
    Мне 24,и уже в лоб сталкивался с дискриминацией по национальному признаку.Будучи студентом кфу желая пройти практику в родном районе рб услышал «Учишься в Татарстане,вот и езжай практикуйся в своём Татарстане».Не говоря о попытке поступления в бгу где заявили чтопомтупление только за предложенный откат.Именно поэтому уехал учиться в РТ где поступил без проблем и добился успехов.Так что национализм в рб присутсвует,да ещё какой..
    Ответить
    Анонимно 11 мар
    Я учился в БГУ на химика, мне никто ничего такого не говорил, всем было без разницы на этническую принадлежность, причем я родом с северо-запада Башкирии.
    Так что сочиняй свои мифы в другом месте, вы на такое мастера.
    Ответить
  • Анонимно 06 мар
    Поэтесса Нажиба Сафина написала переключилась на фантастику!
    Ответить
  • Фанур Шагиев 06 мар
    Н.Сафина, как поэтесса, применила способ гиперболы- преувеличивание. Броский заголовок. Неподтвержденные материалы. Все это должно было привлечь неискушенного читателя и поверить всему написанному. Но!
    Любой желающий может изучить историю своего рода по первоисточникам: архивным материалам (Ревизские сказки, Переписи, Метрические книги...) и может составить свою родословную, сделать ДНК- тест. Выяснять свое происхождение никому не запрещено.
    Наверное, Н.Сафина боится того, что люди прочитают эти первоисточники и вернутся к своим истокам, узнают предков. Поэтому и раздувает мыльный пузырь. Неспроста. Как никак, по Переписи 1897г. в Уфимской губернии родным языком назвали: 8%- татарский, 40%- башкирский. В настоящее время количество башкир и татар почти одинаково. Боится Н.Сафина, что они узнают свое происхождение.
    Мензелинские, Актанышские башкиры (154тыс) сразу после вхождения в ТАССР 100% стали татарами. Башкирские лошади, попав в РТ, стали татарской породой. Может на самих себя надо обратить внимание, а не на соседей?
    Последнее: нереально заставить изменить национальную принадлежность 4-х миллионного населения Башкортостана! Каждый человек сам определяет свою национальность. Кажись, можно и через интернет (Госуслуги) сделать.
    Ответить
    Анонимно 07 мар
    Надо проводить референдум предусмотренный в1920г о воссоединение уездов с преобладающим татарским населением с Татарстаном,либо создать отдельную автономию,пора кардинально решать эту проблему которой уже 100лет
    Ответить
    Анонимно 12 мар
    Попробуй проведи - получишь отворот поворот.
    Ответить
    Анонимно 11 мар
    Не надо врать! Метрические, переписные книги вы берете только 1897 года. А почему ранние не в счет? Интересовался? А потому, что там по селам одни татары записаны! Башкир почти нет! И родной язык у них татарский. Да и башкиры говорили и говорят на татарском! Вам дали декретом от Советов "родной язык". Выбрали то местный говор, который максимально не похож на татарский! И сделали "башкир"1 Начали насаждать "башкирский язык", который и сами башкиры то почти не знают! Поняв это от безысходности ввели термин "западный диалект башкирского"! Чем от отличается от татарского? Он и есть татарский! Мечетесь туда-сюда! Сочиняете сказки, сеете раздор между народами! Отстаньте от татар! Развивайте свою культуру, язык! Во многом за счет татар ведь развивалась и культура, экономика, знания и быт! Вы просто неблагодарные, завистливые...
    Ответить
    Анонимно 18 мар
    Спорить тут не надо. Графы национальности нет. Кто-то может проверить свою родословную, но и это не главное. Главное то, кем вы себя ощущаете, какая культура, какой язык вам ближе, роднее.
    И никто не может вас заставить изменить это мнение. Если есть такие попытки, нужно собрать документальные доказательства и в суд!
    Ответить
  • Анонимно 06 мар
    Предлагаю всем, кто сейчас сталкивается фактами оказания давления с целью изменения татар РБ в Башкиры, написать сюда с указанием конкретного населенного пункта, фамилий, имен, точного времени и ссылок на интернет сайты и видео-аудио записи, тексты, подтверждающие это явление.
    Ответить
    Анонимно 07 мар
    Очень много таких фактов, даже в детстве дворовые ребята говорили, ты что у тебя глаза не узкие ты татарин, а я им отвечал: вы что я не крещёный я мусульманин и веру не предавал, я батыр. Потом ещё много было попыток втянуть меня в татары за свет волос, за полное владение башкирским так как родился и вырос в городе. И нас таких в Уфе тысячи, мы башкиры, потому как помимо своего духа, имеем генеалогические древа (шежере). И да, самое главное, стыдно быть в 21 веке МАНКУРТОМ, никаких гонений нет по национальной принадлежности. Из своих знакомых я могу более 15 человек назвать башкир, но записанных татарами, которые только в последнее время раскопали свои корни, так что нам в Уфе виднее ситуацию лучше чем писательнице рассуждающей с чьих-то слов!
    Ответить
    Анонимно 10 мар
    Ну а если не было бы области РФ под названием РБ, кем бы ты себя ощущал?
    Ответить
    Анонимно 11 мар
    А я могу назвать десятки людей, переписанных в "башкиры"! Даже в одной семье дети, записанные в "башкиры" а родители являются выходцами из Татарстана!
    Ответить
    Анонимно 12 мар
    С Восточного Татарстана? Тогда какие они татары, там всегда жили башкиры, но их в после 1920 поголовно переписали в татары
    Ответить
  • Анонимно 07 мар
    Манкуртизм всё больше и больше проявляется в последнее время. Но ответ за предательство предков все равно держать придётся каждому лично.
    Ответить
  • Анонимно 07 мар
    Конечно - автор писатель, поэтому нафантазировала что смогла. А история не терпит лжи!
    Ответить
  • Анонимно 07 мар
    Мензелинский уезд - это Татария, автор сама не знает что писать.
    Ответить
  • Анонимно 07 мар
    Какие примитивные методы, стыдно за своих родственников! Когда нет опоры на исторические, архивные источники, единственной опорой остается сарафанное радио, на каждом углу, в каждой базарной очереди кричать: нас заставляют! Единственный источник идентичности...
    Ответить
  • Анонимно 07 мар
    Только при капитализме всплывает грязное, уродливое явление - национализм. На этом "греют" руки и обогащаются бездарности, ибо они творить прекрасное,вечное не могут, мозгов и воли не хватает. А разрушать,как говорят: "Ума не надо !". Башкиры и татары глубоко братские народы
    Ответить
    Анонимно 09 мар
    Эта писанина это уже не национализм. Кое что похуже.
    Ответить
  • Анонимно 10 мар
    правильно пишет. Молодец, что подняла вопрос. Двое разбираются, третий руки греет.
    Ответить
  • Анонимно 11 мар
    Это бред придуманный татаристами. Я всю жизнь живу на северо-западе Башкирии и никто никогда не агитировал и не записывал никого башкирами.
    Башкиры здесь всегда жили и наоборот происходило переписывание башкир в татары. Так как обучение и область культуры в советские времена здесь было отдано Татарской АССР. Мне родители и родственники рассказывали, что их обучали на татарском языке, а книги, журналы, учебники присылали из Казани, в них было написано, что наша столица Казань. Хотя все мои родственники и я являемся потомствеными башкирами. Вот так вот шло отатаривание башкир.
    А когда мы хотим знать свою историю вернуться к своим корням, то татаристы поднимают истерику. Так вот татаристы, зачем вы лезете к нам, башкирам? Какое вы право имеете указывать нам изучать нашу историю или нет? Вместо того чтобы пропагандировать свой татарист и увеличивать численность татар путем переписывания башкир в татары, лучше займитесь демографией татар. Пусть татарки больше рожают и так увеличивают численность татар, а не путем переписывания всех подряд в татары. Лучше иметь реальных татар, чем бумажных.
    Ответить
    Анонимно 15 мар
    "Я всю жизнь живу на северо-западе Башкирии и никто никогда не агитировал и не записывал никого башкирами" – дальше уже неинтересно читать, т.к. нет доверия
    Ответить
  • Анонимно 15 мар
    Ребята! Давайте жить дружно! Свобода одного не должна ограничивать
    свободу другого! В природе не должно быть никаких ограничений по
    ареалам проживания, но в обществе ограничения быть просто обязаны
    для жуликов, лгунов и тех, кто хочет всех перессорить !
    Ответить
  • Анонимно 31 мар
    Братья и сестры, может хватит поддаваться на провокации, заниматься не делимым, делить то, что веками наживали вместе, жили вместе, трудились, появилась горстка сволочей и началось, каждый тянет в свою сторону, подумайте, кому это выгодно, разделяй и властвуй...
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии