Бюджет Татарстана в 2015 году: в ожидании дефицита и децимации
Бюджет республики исполняется неплохо, но впереди решающий месяц — декабрь
Судя по опубликованному на днях отчету об исполнении бюджета за 11 месяцев текущего года, Татарстану не удастся уйти от дефицита бюджета. Как выяснил обозреватель «Реального времени», весь год исполнение бюджета республики шло в «плюсе», но концовка года выдается немного нервной. Впрочем, как заверяет наш минфин, ситуация находится под контролем и цифру дефицита удастся удержать в пределах плановых значений.
Как один месяц определяет весь год
Согласно официальным данным, за 11 месяцев 2015 года по сравнению с аналогичным периодом года прошлого совокупные доходы консолидированного бюджета республики выросли на 11,5%. И, казалось бы, такой реальный нулевой рост (если учитывать текущую инфляцию) должен огорчать, но, на самом деле, такая картинка с учетом сегодняшних реалий может расцениваться как благостное течение дел. В целом по России за 11 месяцев 2015 года доходы консолидированного бюджета упали на 5,4% по сравнению с таким же периодом прошлого года.
При этом собственные доходы консолидированного бюджета Татарстана (без межбюджетных трансфертов из Москвы) увеличились гораздо скромнее — всего на 10,4%. Расходы бюджета также выросли на 8%.
В результате, по данным 11 месяцев текущего года, у нас образовался незначительный по сравнению с общими доходами бюджетный дефицит на 1 млрд руб. Напомним, что по плану у нас за весь 2015 год ожидается бюджетный дефицит в размере 13,6 млрд руб. Почему за один месяц дефицит так сильно вырастет — все дело в том, что здесь имеется традиционное в бюджетном процессе явление, как «бюджетный навес». Декабрь — традиционно ударный месяц по расходам (тут и капитальные расходы, часто закрываемые по итогам года, и разного рода премии). Если в федеральном бюджете декабрь — это примерно 40% от всех годовых расходов, то у нас за последние 3 года размер декабрьского «бюджетного навеса» гораздо скромнее — от 14% до 20% годовых расходов. Что в 2-2,5 раза превышает обычный нормальный уровень месячных бюджетных расходов. Как будет закрываться дефицит? По традиции — за счет бюджетных кредитов из Москвы и денежных остатков на казначейских счетах бюджета.
Долги наши
Согласно долговой книге Республики Татарстан, объем внутреннего долга у нас составил на 1 ноября 2015 года 90,3 млрд руб. (где 81,4 млрд руб. — бюджетные кредиты из Москвы, а 8,9 — гарантии в иностранной валюте за ОАО «КАМАЗ»). Кстати, гарантии в валюте удалось сократить аж на 4,1 млрд руб. в результате тонкой лоббистской работы властей республики. Об этом «Реальное время» уже писало в материале «Камазовский» долг под поручительство Татарстана полегчал почти на 3 млрд рублей».
Справедливости ради следует отметить, республика продолжала увеличивать объемы заимствований по линии бюджетных кредитов по статье «бюджетные кредиты, полученные от РФ». За 11 месяцев 2015 года они увеличились на 9 млрд руб.
Увеличение задолженности по бюджетным кредитам вряд ли можно рассматривать как негативный фактор, ведь они берутся на 3 года по ставке 0,1% годовых, что при нынешней инфляции можно расценивать как подарок. Так что смысл и логика в действиях татарстанского минфина имеются. Главное — не подойти к ограничениям, заложенным Бюджетным кодексом РФ (не более 100% от доходов). Весь госдолг РТ по состоянию на 1 ноября 2015 года составил 38% от запланированных годовых доходов бюджета, что не является критичным уровнем.
Консолидированный бюджет РТ за 11 месяцев 2015 г. (в млрд руб.)
Статьи | январь-ноябрь 2015 | январь-ноябрь 2014 | Абс. Изм. | Отн. Изм. |
1. Доходы бюджета | 216,5 | 191,7 | 24,8 | 11,5% |
1.1. Собственные доходы бюджета | 186,6 | 167,2 | 19,4 | 10,4% |
1.1.1. Налог на прибыль | 63,6 | 52,6 | 11 | 17,3% |
1.1.2. НДФЛ | 49,8 | 47,1 | 2,7 | 5,4% |
1.1.3. Налог на имущество | 32,6 | 29,3 | 3,3 | 10,1% |
1.1.4. Акцизы | 18,8 | 17,4 | 1,4 | 7,4% |
1.1.5. Налог на совокупный доход | 7,3 | 6,6 | 0,7 | 9,6% |
1.1.6. Доходы от использования госимущества | 3,1 | 3,1 | 0 | 0,0% |
1.1.7. Штрафы, санкции | 3,8 | 3,8 | 0 | 0,0% |
1.2. Безвозмездные поступления (трансферты) | 29,9 | 24,6 | 5,3 | 17,7% |
2. Расходы бюджета | 217,6 | 200,1 | 17,5 | 8,0% |
2.1. Образование | 60,2 | 63,8 | -3,6 | -6,0% |
2.2. Национальная экономика | 62,8 | 50,4 | 12,4 | 19,7% |
2.3. Здравоохранение | 30,6 | 24,6 | 6 | 19,6% |
2.4. Социальная политика | 22,9 | 23,6 | -0,7 | -3,1% |
2.5. ЖКХ | 14,1 | 9,9 | 4,2 | 29,8% |
3. Профицит/Дефицит бюджета | -1 | -8,3 | 7,3 |
Доходы
Основной налог Татарстана — налог на прибыль — вырос на 17,3% и составил 63,6 млрд рублей.
Увеличение налога в целом обусловлено ростом выручки, в том числе в связи с возросшим курсом валют к рублю. Что главным образом относится к экспортерам, у которых поступления — в валюте, а расходы — в рублях. Например, группа «Татнефть» в отчетности по МСФО за 9 месяцев 2015 показала прирост выручки по сравнению с таким же периодом прошлого года на 11,4%, а прирост по чистой прибыли на 6,4%. Несмотря на двукратное снижение мировых цен на нефть — потери в значительной части были компенсированы девальвацией. Так, средний номинальный курс доллара США за 11 месяцев 2015 года вырос на 58% по отношению к такому же периоду 2014 г. и составил 59,9 руб. По евро рост поменьше — +32%. Кроме того, та же «Татнефть» форсировала добычу, и они добыли нефти за 11 месяцев 2015 года на 2,2% больше, чем за прошлый период.
Рост доходов по НДФЛ (на 5,4%) обусловлен ростом среднемесячной заработной платы в республике. Тем не менее темп роста поступлений налога остается низким, что обусловлено замедлением темпов роста заработной платы в текущем году, переходом ряда предприятий на неполную рабочую неделю, снижением премиальных выплат. Кроме того, в январе-ноябре текущего года на 28,6% (+1,3 млрд руб.) возросла сумма возврата налога на доходы физических лиц в связи с предоставлением имущественных и социальных налоговых вычетов, составив на 01.12.2015 г. 5,6 млрд руб.
Слабая положительная динамика по акцизам (+7,4%) обусловлена внесенными с 01.01.2015 г. поправками в Налоговый кодекс РФ (Федеральным законом № 366-ФЗ от 24.11.2014 г. в п. 1 ст. 193 НК РФ), согласно которым, в рамках налогового маневра для стабилизации цен на нефтепродукты снижены ставки акцизов на автомобильный бензин и дизельное топливо. Так, например, ставка налогообложения по акцизам на дизельное топливо в 2015 г. снижена относительно 2014 г. на 46,5%, на автомобильный бензин 4 класса — на 26,4%, на топливо печное — в 2,1 раза. Кроме того, с 01.01.2015 г. вычетам подлежат суммы по некоторым видам акцизов, умноженные на соответствующий коэффициент. В результате поступление акцизов на бензол, параксилол, ортоксилол за 11 месяцев текущего года составило отрицательное значение — «минус» 1,1 млрд руб., на прямогонный бензин — «минус» 4,0 млрд руб., в связи с возвратом акцизов ряду организаций.
Положительная динамика по налогу на имущество (+10,1%) обусловлена ростом налоговой базы в связи с изменением законодательства Республики Татарстан — с 1 кв. 2015 г. налоговая база по отдельным объектам недвижимости (торговые центры) облагается исходя из кадастровой стоимости. Кроме того, отмечается рост поступлений налога от ряда крупных организаций в связи с вводом в эксплуатацию новых производственных мощностей, а также в связи с отменой льгот по налогообложению имущества.
Объем межбюджетных трансфертов из РФ был увеличен по сравнению с прошлым периодом на 5,3 млрд руб. Такое сверхплановое финансирование по линии бюджетных субсидий можно объяснить необходимостью срочного финансирования мероприятий по подготовке и проведению XVI чемпионата мира по водным видам спорта 2015 года в Казани. На эти цели предусмотрены ассигнования из бюджета РФ в размере 3 млрд рублей (постановление от 18 марта 2015 года №248). Так что «спортивная составляющая» в 2015 году продолжала играть немаловажную роль в бюджете Татарстана.
Расходы
Первые признаки сокращения финансирования стали наблюдаться только по статьям «Образование» (снижение на 6,0%) и по статье «Социальная политика» (снижение на 5,1%). Но, наоборот, оказалась щедро профинансирована статья «Здравоохранение» (+19,6%).
В то же время на 19,7% пришлось увеличить расходы по статье «Национальная экономика», где в основном сидят расходы капитального характера (что опять-таки объясняется эффектом «бюджетного навеса»).
Цыплят, как известно, считают по осени, а бюджет оценивают по годовому исполнению, а эти цифры мы увидим только после январских праздников. Так что пока будем надеяться, что заложенные статьи бюджета будут профинансированы в полной мере, а дефицит консолидированного бюджета РТ не выйдет за пределы плановых значений.
На следующий 2016 год у нас пока заложен достаточно оптимистичный сценарий — цена на нефть в размере $60 за баррель, а также курс доллара 58,6 рубля. Тем не менее за последнюю неделю цена на нефть упала до $36,3, а доллар вырос до 71,2 рубля. Доходы республиканского бюджета на 2016 год заложены на уровне 158,8 млрд рублей, расходы — в 164,7 млрд рублей и дефицит — в 5,8 млрд.
Понятно, что если ситуация сохранится в таком же ключе, то бюджет на 2016 год придется пересматривать в сторону ужесточения. И основным инструментом этого ужесточения будет сокращение бюджетных статей (бюджетный секвестр). В федеральном бюджете соломку уже начали стелить — уже вчера премьер-министр РФ Дмитрий Медведев заявил, что подписал постановление о сокращении численности гражданских госслужащих на 10% с 1 января 2016 года. Надеемся, что эта децимация будет в следующем году единственной.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.