Новости раздела

«Задача Мишустина — не сделать экономику хуже!»

Сергей Маркелов об итогах первого года премьер-министра РФ Михаила Мишустина и его возможном будущем

«Задача Мишустина — не сделать экономику хуже!»
Фото: realnoevremya.ru/Максим Платонов

Ровно год назад правительство страны было поручено возглавить руководителю Федеральной налоговой службы (ФНС) Михаилу Мишустину. Политолог Сергей Маркелов объяснил «Реальному времени» этот выбор президента Путина и рассказал, можно ли рассматривать премьера как возможного преемника нынешнего главы государства.

«С точки зрения корректировки на пандемию Мишустину повезло: его не критикуют»

— Сергей, ровно год назад, когда было уволено предыдущее правительство во главе с Дмитрием Медведевым, вы говорили, что новый состав с премьером Михаилом Мишустиным будет временным и не связанным со стратегическими для страны задачами. Можно ли и сейчас, спустя год, сказать то же самое о правительстве и о премьере — что это временные фигуры? И кстати — почему временные?

— Понятие «временное» в политике означает, что «стакан наполовину пуст и в то же время наполовину полон» — лично я имел в виду, что определение «временный» для нового правительства достаточно важное, потому что все происходящее в российской политике — это понятие временное.

По большому счету, если политика властей верная, то понятие «временный» эксплуатируется на пользу и самой политике, и населению.

Это мы можем наблюдать, к примеру, в контексте нынешней американской политики — президент Трамп замахнулся на святое в политике США, то есть на ее временность, на ее цикличность, что вызвало логичное недовольство общества, так как всем известно, в США в соответствии с законом постоянно идут ротации президентов, ротации элит — пусть эти элиты и представляют только лагеря демократической и республиканской партий.

И я по-прежнему считаю, что правительство Михаила Мишустина — временное, но не с точки зрения главного значения термина «временный», а с точки зрения появившихся нюансов, влияющих на экономику России.

Когда назначали Мишустина, его фигура должна была прежде всего успокоить тогдашних игроков российского истеблишмента: в данном случае я имею в виду различных лоббистов — силовиков, олигархов и всех остальных. Но тут можно сказать «спасибо» пандемии — именно правительство Мишустина оказалось уместным для работы в тяжелых условиях, и мандат «временности» правительства Мишустина превратился в пролонгированный эффект.

Что я имею в виду под эффектом? Я имею в виду простую и фундаментальную на сегодня вещь — в истории одними из самых стабильных правительств, премьеров, президентов были те, кто успешно мог справляться со стрессовыми ситуациями, в которых находилась их страна. Пандемия превратила идею временности правительства Мишустина в идею константы, и Мишустину выпал исторический шанс стать серьезной фигурой — да, фокусировка населения, президента, различных сил на деятельность правительства стали обязательными, но с точки зрения корректировки на пандемию Мишустину повезло: его не критикуют. Понимаете — можно сколько угодно критиковать врачей, но в условиях пандемии критика врачей прекращается, потому что общество понимает сложность проблемы, можно сколько угодно критиковать силовиков, но в условиях тех или иных катастроф, народ затихает в их критике, и в эту нишу попало и правительство Мишустина в 2020 году — да, люди могли бы его и покритиковать за то, что что-то сделано не так и что-то недоделано, но есть пандемия, а значит, пока нужно сидеть ровно и наблюдать, что происходит вокруг.

— Вы сказали, что выбор Мишустина нужен был для некоего успокоения элит. Можете конкретизировать, о чем речь? Что так будоражило и тревожило элиты до назначения нового правительства?

— В России есть две точки приложения усилий элит с точки зрения их будущего существования и влияния на процессы в стране. Первая точка — это президент Путин. Когда президент, допустим, дает добро элитам заниматься, условно говоря, каким-то нацпроектом или чем-то еще, возникает вторая точка приложения — это исполнительская история, а ей занимается правительство России.

За что борются в последние годы элиты? Прежде всего за денежные потоки, так как благодаря им элиты могут влиять на различные процессы, сохранять свой статус-кво и пользоваться таким статусом бесконечно и с большими перспективами.

И назначение Мишустина должно было прекратить беспокойство элит за их будущее — это касалось и силовиков, и ближайшего круга президента, и дальних кругов типа региональных элит, политической семьи того же мэра Москвы Сергея Собянина, который имеет пакеты влияния в общем-то на многие региональные элиты.

Я по-прежнему считаю, что правительство Михаила Мишустина — временное, но не с точки зрения главного значения термина «временный», а с точки зрения появившихся нюансов, влияющих на экономику России

— А что, лишь Мишустин годился для успокоения элит? Почему именно он в итоге был выбран?

Вы удивитесь, но это была традиционная российская «технология» — в миру ее называют «черт из табакерки», а с точки зрения системы принятия политических решений президентом, это можно назвать самыми простыми словами — «неожиданно», «необычно», «никем не ожидавшееся».

Почему появилась неожиданная кандидатура? Дело в том, что лоббисты обычно передавливают президента со своими кандидатурами, и в силу этого у президента, я уверен, был лонг-лист кандидатов в премьеры, а потом шорт-лист, и Мишустина там не было.

Вообще, такая картина с поиском кандидатов касается и губернаторов: так случилось с Александром Уссом, которого назначили красноярским губернатором — хотя хорошим губернатором Усс никогда не станет. Его выбор — это результат того, что Путин не любит, когда его «прессуют» и подводят к какой-то фигуре, он принимает свое решение — разное — и неожиданное, и не очень.

Так было в 2014 году при выборе главы Удмуртии, когда Путину говорили — либо этот подойдет, либо вот другой, но он увидел, что за первым стоит одна команда, за вторым другая, и предложил вместо них сенатора от республики из Совета Федерации Соловьева — мол, нормальный дядька, пусть посидит срок — пару сроков, все успокоятся, а потом вернемся к назначению другого человека. Так было и с Мишустиным.

«Мишустин даже во сне боится представить, что ему сделают предложение стать президентом»

Понятно — фигура Мишустина не из чьего-то лагеря (силовиков, бизнеса, либеральных людей в окружении Путина), но устраивающая элиты. А как Путин лично воспринимает позицию премьера? Как техническую фигуру? Да, есть элиты, для которых она важна, а для президента что такое сейчас роль премьера?

— До 2008 года президент Путин влезал, что называется, «до молекул» во все экономические вопросы страны — вытягивал страну из экономических руин, боролся с экономическими преступлениями, договаривался с олигархами, чтобы они не лезли в политику, наказывал их. Но после 2008 года Путину, как я понимал после разговоров с экспертами, экономическая политика стала неинтересна — он допускал свое участие в экономике только для озвучивания стратегических вещей и участвовал в решении тех вопросов, где экономика сращивалась с геополитикой.

И сейчас Путин занимается только вопросами «Газпрома» — то есть контактов компании с Азией, Европой, вопросами рынка сбытов нашего главного сырья — для него экономика теперь такая, то есть экономика, параллельно с которой идет политика, поэтому его отношение к позиции премьера, к позиции правительства на момент начала 2021 года следующее — лишь бы они хуже не сделали, а в остальном пусть тянут экономику, формируют исполнительскую дисциплину, делают ставку на нацпроекты, усиливают требования к губернаторам.

Другими словами, Путин решил, что в правительстве не должны быть люди креативные, не должны быть люди инициативные — там должны быть лишь люди с жесткой исполнительской дисциплиной, и только за это он спрашивает с членов правительства. И в плане исполнительской дисциплины Мишустин как премьер сильно не прокололся.

Путин решил, что в правительстве не должны быть люди креативные, не должны быть люди инициативные — там должны быть лишь люди с жесткой исполнительской дисциплиной, и только за это он спрашивает с членов правительства

— Получается, что Мишустин для президента — премьер технический, не более?

— Абсолютно точно.

А готов ли Мишустин стать президентом, если Путин вознамерится уйти с главного поста в стране? Ведь вопрос транзита власти никто не объявил закрытым, несмотря на всем известное «обнуление» сроков действующего главы государства.

— Мишустин даже во сне боится представить, что ему сделают предложение стать президентом. Как вы правильно сказали, Мишустин — премьер технический и готов быть исполнителем до смерти — это потолок его жизни. Может ли он стать президентом? С точки зрения кадровой неожиданности, конечно, может, и более того, будет хорошим техническим президентом с рассчитанными инициативами, но создавать какие-то креативные вещи Мишустин не будет. Он полусиловик, полуналоговик — цифровизацию он может сделать в стране, но что-то стратегически нет. Конечно, новая должность меняет характер человека, и не исключаю, что, если от президента Мишустина будут ждать очень многого, он не откажется от соблазна начать реализовывать какие-то важные идеи.

— Мишустин — государственник, а может, скрытый демократ, либерал?

— Прежде всего Мишустин — хороший чиновник-технарь, и политики он боится как огня — он понимает, что на политическом поле его переиграют.

— Если Мишустина рассматривали бы как серьезного кандидата в президенты, наверное, сейчас были бы заметны какие-то его серьезные полномочия, как у Путина при Ельцине?

— Таких полномочий у Михаила Мишустина нет. Но попытка быть неполитическим премьером — это одна из проблем для будущего Мишустина: да, они видимо с Путиным договорились, что навыки политика Мишустину приобретать нельзя, но пока Мишустин выглядит несколько перекошенной для второго человека в стране фигурой, то есть играет в чисто экономического премьера и абсолютно преданного президенту человека. Но просто потому что, это одно из условий «игры», если хотите, — никакой игры с губернаторами, с Госдумой и так далее.

— Каждый год ваш коллега Евгений Минченко дает картину о том, кто является на данный момент ближним кругом президента — людьми, формирующими те или иные решения, идеи и влияющими на их принятие Путиным. Минченко назвал этот круг «Политбюро 2.0». Входит ли в него премьер Мишустин как официально второй человек в государстве?

— Его нет в «Политбюро 2.0» — Мишустин занимается экономикой.

Конечно, по статусу Мишустина можно поставить в любую точку политического пространства, но Мишустин не принадлежит, так скажем, к какой-то политической семье — он просто некий исполнительный директор корпорации, то есть человек, который занимается всей оперативной экономикой корпорации, всеми ее проблемами.

И если мы под корпорацией понимаем страну, то в ней есть генеральный директор — Путин, а есть исполнительный директор — и это Михаил Мишустин — просто классический исполнительный директор.

Сейчас задача Мишустина одна — чтобы он не сделал хуже ту экономику, которую он принял! Сделает ее чуть лучше — вообще отлично, но пока — главное, чтобы она не была хуже, чем прежде.

Но даже цели удержать падение экономики, не сделать ее хуже, разве не требуют идей?

— Идеи Мишустина есть, но они бумажные. Конечно, свои 15 копеек Мишустин в любой документ, который приходит из администрации президента, вставляет — умеренно, аккуратно, но так, чтобы документ пришел и Мишустин перелопатил его и сказал: «Будет по-моему, потому что это согласовано с президентом», не будет — Мишустин просто «получит» со всех сторон и по всем местам.

Сейчас задача Мишустина одна — чтобы он не сделал хуже ту экономику, которую он принял! Сделает ее чуть лучше — вообще отлично, но пока — главное, чтобы она не была хуже, чем прежде

«На данный момент все чиновники хотят убрать тему пандемии из политики»

Чем сейчас непосредственно занимается премьер Мишустин? Если вы говорите, что он может «получить» за свою инициативу, то понятно, что главные экономические решения принимаются не им, а Кремлем, администрацией президента. Тогда чем занимается Мишустин? Той самой работой, которую не смогли выполнить члены предыдущего правительства?

— Мишустин занимается нацпроектами — это некая работа с будущим экономики России, стратегическая работа. Кроме того, он занимается реформой госуправления, но этой работой можно заниматься бесконечно — да, будет сокращено 32 тысячи штатных единиц, но при этом будут созданы новые структурные элементы того же правительства, которое увеличивает штаты. Помимо этого, на Мишустина возложена работа по укреплению в стране системы финансовой дисциплины (это и налоговые отчисления, и т. п), и в этом плане на Мишустина очень рассчитывает президент, но на мой взгляд, это такая же гиблая история, как и реформа госуправления.

— Главной заботой властей в 2020 году была борьба с пандемией коронавируса — о провале властей в этом направлении, несмотря на многие новости о сложностях в здравоохранении, с лекарствами и т. д., говорить сложно. Есть ли в этом заслуга премьера?

— В начале пандемии место и президента Путина, и премьера Мишустина определилось — они возглавили борьбу с коронавирусом, но на этом все закончилось — сейчас эта тема забалтывается и политически, и экономически, и организационно. Тот, кто к этой теме присоседится, тот с 90-процентной вероятностью потеряет очки, нежели их приобретет. Поэтому и Путин, и Мишустин с этой темы спрыгнули и сбросили ее на профильных министров, но и те со временем отпрыгнули от нее, потому что приходилось заниматься очень неудобными вопросами о госпиталях и местах в них, о количестве аппаратов ИВЛ и их безопасности, о расходовании средств, и сейчас практически единственными комментаторами этой темы стали простые врачи или заведующие отделениями или поликлиник.

На данный момент все чиновники хотят убрать тему пандемии из политики, хотят, чтобы все успокоилось, и эта тема стала чисто медицинской проблемой. Эта тема для власти в общем-то прошла.

Перед Михаилом Мишустиным на 2021 год стоит задача промаркировать побольше экономических проектов, в частности для простых людей — скажем, пенсионеров, предпенсионеров, с целью чтобы все эти проекты «приватизировала» партия власти, и это начнется с марта — апреля 2021 года

— Главным событием для российской политики станут сентябрьские выборы в Государственную думу, и конечно, в Кремле может существовать соблазн использовать фигуру Мишустина. Какую роль могут отвести Мишустину?

— Перед Михаилом Мишустиным на 2021 год стоит задача промаркировать побольше экономических проектов, в частности для простых людей — скажем, пенсионеров, предпенсионеров, с целью, чтобы все эти проекты «приватизировала» партия власти, и это начнется с марта — апреля 2021 года.

Вы уже видели подобное, когда куча людей с осени прошлого года обращалась к Путину сделать 31 декабря днем отдыха — правительство сперва отказало в этой идее, но затем ее поддержала «Единая Россия», которая обратилась с ней к Путину — тот одобрил и рекомендовал правительству принять ее, и оно это сделало.

И такие трюки мы с вами увидим с весны — Мишустин будет просто обслуживать политические амбиции партии власти.

Беседовал Сергей Кочнев

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

ОбществоВласть

Новости партнеров