«Татарские СМИ не соответствуют своему высокому званию»: почему отстает национальная пресса?
Что связывает татароязычные издания и предстоящую перепись населения?
«Татар больше чем 5,5 миллиона. Может быть, нас 15 миллионов», — такое заявление прозвучало накануне на онлайн-конференции «Татарские периодические печатные издания: ретроспектива и будущее», организованной татарами Санкт-Петербурга. Также спикеры пожелали, чтобы у татар появились свои звездные эксперты и ведущие, способные забрать многомиллионную аудиторию у Дудя или Гордона. Как заметил корреспондент «Реального времени», несмотря на попытки отдельных выступавших задать полемичный тон, дискуссии в итоге не получилось. Главные редакторы татароязычных изданий меньше говорили о проблемах и больше о своих заслугах.
«Остается только завидовать и укорять себя»
Накануне состоялась онлайн-конференция «Татарские периодические печатные издания: ретроспектива и будущее». Организаторами ее выступили портал «Питер Татар», клуб татарских журналистов Санкт-Петербурга и постоянное представительство Республики Татарстан в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Отметим, ранее, как сообщало «Реальное время», питерские татары провели в Zoom II Санкт-Петербургский татарский медиафорум.
Предполагалось, что участники конференции, среди которых были публицисты, издатели и главные редакторы татарских изданий России, обсудят проблемы татарской печати. Стоит отметить, что большинство выступавших говорили по-татарски. Модераторы Катифа (Екатерина) Гайнетдинова и Данил Сафаров после каждой речи переводили на русский основные тезисы докладчиков.
Конференция была приурочена к 115-летию первой татароязычной газеты «Нур» («Луч»), которую издавал Атаулла Баязитов. Примечательно, что издание выходило не в Казани, а в Санкт-Петербурге. Уже вслед за «Нуром» в 1905 году начала выходить первая татарская газета Казани «Казан мухбире». А в 1906 году уже появились «Юлдуз», «Азат», «Баянель-хак», «Тан юлдузы», «Азат халык» и другие.
Причем, как заметил публицист Римзиль Валеев, газета «Нур» и другие издания не финансировались государством. Сам Атаулла Баязитов долгие годы добивался у властей разрешения на издание своего детища.

Также районные газеты «быстро сдались», когда были переведены на дубляж. Еще одна проблема — низкие зарплаты журналистов.
Кроме того, по его словам, несмотря на наличие 130 тысяч студентов, в Татарстане нет ни одной молодежной газеты на татарском языке. Отсутствуют туристические, спортивные, экономические татароязычные газеты и журналы. Выход Валеев видит в развитии мультимедийной журналистики, а примером назвал ресурс «Матбугат.ру» Данила Сафарова.
— Татарские СМИ равнодушны к своей национальной идентичности, — заявил Римзиль Салихович. — Они не укрепляют [национальное] самосознание, не освещают культуру, не защищают татар и Татарстан. Они не соответствуют своему высокому званию. Получается, мы не достигаем уровня 1913 года.
Вопросы без ответа
Главный редактор татарской редакции ИА «Татар-информ» Рамис Латыпов обозначил еще одну болевую точку татарской прессы — нехватку кадров. Он обратил внимание на то, что в этом году при наборе на журфак КФУ не была сформирована татарская группа, как это происходило прежде.
В ходе конференции вскрылась еще одна проблема — финансирование изданий. Одни участники форума считают, что татарские СМИ должны быть безусловно негосударственными — так они сохраняют свою независимость от властей. Другие же заметили, что и в частных изданиях ничто не мешает спонсорам вмешиваться в политику редакции, что отражается на содержании.
Следует заметить, что дискуссии как таковой не получилось, несмотря на довольно полемичные высказывания Валеева. Большинство спикеров болезненные вопросы старались обходить или упоминали о них вскользь. Зато они с гордостью рассказывали о достижениях своих изданий или цитировали классиков.

Кроме того, вопросы, которые задавались в чате для участников онлайн-встречи, зачастую оставались без ответа. Например, повис в воздухе вопрос о размере зарплат журналистов. Также не удалось узнать, получают ли руководители государственных изданий установки сверху, какие темы и как освещать, есть ли нежелательные темы и персоны у этих СМИ. А также предоставляет ли «Татар-информ» площадку для башкирских ученых и общественных деятелей, которые придерживаются своего мнения относительно северо-западного диалекта башкирского языка.
К проблеме переписи
После форума «Реальное время» получило ответы от Фаиля Фатхтдинова, главного редактора уфимской газеты «Кызыл таң» (учредители — правительство и Госсобрание-Курултай Башкортостана). Правда, они вызвали еще больше вопросов у нашего корреспондента.
Тема переписи населения в Башкирии остается весьма непростой в регионе. Многие татарские общественные деятели считают, что данные последних переписей в республике были сфальсифицированы: по их мнению, часть татар записывали в башкиры. В связи с этим корреспондента «Реального времени» интересовало, освещает ли татароязычная газета «Кызыл таң», которая остается «рупором властей» Башкирии, вопрос предстоящей переписи и северо-западного диалекта башкирского языка.

Что касается давления, возможного или мнимого, руководства региона на татароязычные СМИ Башкирии, то здесь главред «Кызыл таң» заявил, что «органы государственной власти не вмешиваются в редакционную политику и деятельность газеты, а только поддерживают морально и материально».
«Татар больше, чем 5,5 миллиона. Может быть, нас 15 миллионов»
К слову, о предстоящей переписи–2021 говорили и другие спикеры. Так, главный редактор газеты «Татар рухы» (Магнитогорск) и исполнительный директор Конгресса татар Челябинской области Равиль Хуснутдинов сообщил, что его регион является третьим по количеству татар после Татарстана и Башкортостана.

Также Хуснутдинов пожелал, чтобы в первых строках документа «Татары: стратегия действия» было записано: «Татары — исторически основной государствообразующий народ России, говорящий на двух языках — татарском и русском».
Римзиль Валеев, завершая конференцию, назвал ее «творческой летучкой», каковых, к его сожалению, в «Татмедиа» уже нет. Участвовать в переписи он посоветовал через «Госуслуги».
— Нам нужны собеседники, комментаторы, которые могут высказаться остро на актуальную тему. У нас есть редакторы с самостоятельным мышлением, звезды. Почему мы должны отдавать Юрию Дудю и Дмитрию Гордону миллионы наших слушателей? Разве мы не можем воспитать своего Познера? — задался вопросами публицист.
комментарии
Печатные издания татар - феноменальное явление, татарские издатели - лидеры в Российской империи (после русских). Уже 1905 году в появились в Петербурге 2 татарские газеты Нур - в начале сентября и Ульфат -11 декабря 1905 г, В Казани Казан мохбире, в Уральске - "Фикер," который основали К.Мутыгый и 19 летний Габдулла Тукай. Всего до революции появилось 120 татарских изданий. Они уступали только русским изданиям. Другие народы брали пример.
Это были информационный взрыв, вспышка просветительства. Поток общественной активности был соразмерен духу эпохи революций и глубоких процессов, которые происходили в начале прошлого века. Эти газеты, журналы государство не финансировало, они жили как проявление духа татарского народа. Различной была тематика изданий - левая, демократическая, правая, буржуазная, консервативная, монархистская, религиозная, демократическая, литературная, просветительская, сатирическая печать отражала срез общественной жизни. Газета "Ульфат" Рашита Ибрагимова - освещала общественную жизнь мусульман, в Москве выходили политическая газета Суз, даже журнал семейного воспитания, В Самаре - издавался журнал "Иктисад" - Экономика.
Лидерство татар было очевидным и советский период. Народы России и некоторых союзных республик брали пример от татар. Тиражи татарских журналов и газет исчислялись сотнями тысяч, некоторые приближались к миллиону.
Так же обстоит и сейчас. Мы уже говорили - богатая инфраструктура, поддержка государства в Татарстане помогает выживать. Но глобализация и общий тренд перемалывает этнокультуру, в том числе и печать. Тиражи падают, доставка дорожает и хромает.
Но фактически интернет не разрушает и не оттесняет издания, он может даже помочь татарской печати. Пусть оперативная информация идет по сети и ТВ, в серьезный контент, этнокультура хорошо чувствуют себя и в классических носителях. Отчет федерального агентства по печати, ликвидируемого Указом Президента, показывает, что люди больше доверяют печатным изданиям, а к интернету доверие снижается. В Европе - Германии, Англии люди продолжают читать газеты и журналы. Надо различать фейковую информацию от реального содержания.
В регионах РФ издаются около 30 татарских газет. Среди них лидеры татарской прессы Кызыл таң, Өмет и другие газеты из Уфы, Ульяновска, Самары. В Нижнем Новгороде, Самаре выпускаются солидные журналы, в основном за счет верности и энтузиазма. Уфимские газеты имеют хорошие интернет версии. Будущее за мультимедийной прессой - нужны и бумажные, и электронные, и телевизионные форматы, в соотвествии со сложившейшей ситуацией.
Проблем много. Это маленькие редакции, невысокие зарплаты, отсутствие гонораров.
Районные газеты в тяжелом положении. У них маленькие редакции, нет стимулирвания квалифицированных журналистов со знанием языка. Дублирование текстов о животноводческих фермах и уборке хлебов, рекламные объявления и поздравление с юбилеями,свадьбами - не заражает любовью к истори и культуре народа, к родному языку. Есть факты возврата к дубляжным версиям районных газет, родившихся как самостоятельные. Например, газета Бугулма авазы, которая открылась 30 назад на волне демократии и борьбы за суверенитет. А ведь в Бугульме и в районе живут 40 тысяч татар!
Мои друзья из Татмедиа знают эти проблемы. Наверное десятки раз было сказано, что в Татарстане нет молодежных газет. Журналы детские и молодежный журнал "Идель" есть, а общественно политической газеты нет. "Татарстан яшьләре" живет за свой счет, для стареющей аудитории. Бывший "Комсомолец Татарии" ("Молодежь Татарстана") закрылся. При этом федеральная "Комсомолка" и некоторые региональные молодежки успешно формируют общественное сознание нынешней молодежи, иногда перекрасившись в желтый цвет, но как правило сохраняя патриотический и и развлекательный облик. В Казани, где учатся 150 тысяч студентов, нет студенческой или спортивной газеты. Сайтов молодежных с Татарстанской, казанской закваской не знаю. Нет у нас и вас туристической, экономической газеты или журала, да и сайта нет. Все должны освещать общеполитические издания сайты. Которых нет.
Выходит, что отстаем от уровня 1913 года! Регион, где живут 50-10 тысяч татар, иногда существует без своего сайта, симолической газеты, выходящей раз в квартал или месяц - это же наша реальность. Не столько денег, сколько фантазии, мозгов, души не хватает!
Учредители изданий, что вы сделали для того, чтобы у вас был достойный контент?
Татарские СМИ, равнодушные к этнической идентичности, не укрепляющие национальное самосознание, не освещающие историю, культуру, просвещение татар, не защищающие Татарстан и свои законные организации - не ссответствуют своему высокому званию.
Народ, который не читает, не смотрит свои медиаресесурсы, обречен на исчезновение вместе со своей историей, свершениями. Спасти наши газеты, журналы, книги, интернет ресурсы могут прежде всего их адресаты, сами татары, их этнокультурная среда. И только потом мы можем обращаться к государству и спонсорам и вождям. Татарская печать обязана соответветствовать своей миссии.