Новости раздела

Москва предложила Татарстану «родить» в Камской зоне «брата-близнеца» Иннокаму

Как Минпромторг РФ лоббировал новую систему кластеров, минпромторг РТ отчитался о падении производства, а КАМАЗ попросил у Минэкономики деньги на электробусы

Москва предложила Татарстану «родить» в Камской зоне «брата-близнеца» Иннокаму
Фото: realnoevremya.ru/Максим Платонов

Сегодня в автограде прошел машиностроительный кластерный форум РТ с участием министра экономики Артема Здунова и мэра города Наиля Магдеева, на котором стало известно, что к 2020 году общий объем инвестиций в Камский инновационно-территориальный кластер (Иннокам) должен составить почти полтриллиона рублей. Тем временем, как стало известно «Реальному времени», в Минпромторге РФ новый тренд: там озаботились созданием промышленных кластеров. В Татарстане его предложили организовать, например, на КАМАЗе.

Камский кластер: 460 млрд рублей инвестиций к 2020 году

Символично, что форум прошел в IT-парке, учитывая, что развитие Камской промзоны (включает она в себя территории Елабужского, Заинского, Менделеевского, Нижнекамского и Тукаевского районов, а также Набережные Челны) подразумевает становление сразу двух, машиностроительного и IT-кластеров.

В конференц-зале перед началом пленарного заседания форума с участием Артема Здунова, министра экономики РТ, и мэра автограда Наиля Магдеева потенциальным инвесторам и резидентам кластера, сидящим в зале, раза четыре показали рекламный ролик, рассказывающий о преимуществах Камского кластера. Говорилось о том, что на эту территорию приходится около четверти ВРП республики, 42% синтетических каучуков и 54% полимеров, производимых в России, а также треть производства российских грузовых авто и половина — шин. При этом производства между собой взаимосвязаны, что, как известно, дает дополнительный синергетический эффект. Показали и впечатляющие цифры инвестиций на ближайшие 5 лет: по «Нижнекамскнефтехиму» к 2020 году — 100 млрд рублей, по «Аммонию» — 50 млрд рублей (цифра первоначальных инвестиций в 2015 году), по «Танеко» — 172,7 млрд рублей к 2020 году, по «ТАИФ-НК» — 70 млрд рублей (инвестиции на 2016 год). КАМАЗ к 2020 году планирует вложить 44,9 млрд рублей, «Форд-Соллерс» — 29,7 млрд рублей. Таким образом, за 5 лет инвестиции в кластер составят минимум 460 млрд рублей (для сравнения, согласно каталогу всех инвестпроектов РТ, в 2015 году объем инвестиций составит 428,986 млрд рублей).

Любопытно, что авторы ролика мельком отметили, чего удалось добиться в Камском кластере за… четыре года — тем самым увеличив возраст кластера минимум на год. Напомним, Камский инновационный территориально-производственный кластер (впоследствии названный «Иннокам») в Челнах был создан летом 2012 года. Изначально в него вошли такие гранды, как «Даймлер», «Форд», «Танеко», КАМАЗ, «ТАИФ-НК», «Татнефть». В прошлом году при поддержке минэкономики РТ создали «Камский центр кластерного развития субъектов малого и среднего предпринимательства» — «для внедрения инструментов кластерного подхода». Наконец, в 2014 году на «стратегической сессии» (кстати, прошедшей также в IT-парке) в рамках Камского ЦКР были созданы машиностроительный кластер Камской экономической зоны и IT-кластер Камской экономической зоны. А в 2015 году началась работа по формированию двух новых отраслевых кластеров: деревообрабатывающего (мебельный кластер) и кластера производителей полимерных изделий. Тем не менее формально у кластера этого года не было даже концепции: ее представили Рустаму Минниханову при участии ректора РАНХ при Президенте РФ Владимира Мау только этим летом. Тогда же президент РТ отметил, что Камская промышленная зона «является основной точкой роста экономики региона».

«Нам, минэкономики РТ, оставалось только подойти к воротам и забить гол!»

Президиум, помимо Здунова с Магдеевым, заняли замгендиректора ПАО «КАМАЗ» Ирек Гумеров, модератор — директор Ассоциации кластеров и технопарков Андрей Шпиленко и замначальника дирекции самарского филиала ОАО «РЖД» Сергей Богословский. Несчастный Богословский прибыл на форум раньше всех, но в итоге не проронил за все время заседания ни слова. Зато Шпиленко говорил за пятерых, пытаясь разбудить сонных докладчиков, — чувствовалось, человек горит идеей, — и очень скоро стало ясно, что именно с лоббированием этой идеи он сюда и приехал. Артем Здунов, вспомнив прошлогоднюю ноябрьскую стратегическую сессию, заметил, что идеи, которые высказывались тогда — о том, что необходимо интегрировать усилия, оформить, привлечь федеральное финансирование, — реализовались за год:

— Нам, минэкономики РТ, оставалось только подойти к воротам и забить гол! Основные идеи, пасы — все это было от вас [обратился он к бизнесменам в зал, — прим. ред.]. Те проекты по нашим предприятиям, которые сейчас хотят видеть в федеральном правительстве для финансирования, — они уже представлены в наборе заявок, которые мы принесем [Москве] в январе или феврале.

Кроме того, Здунов заверил местных бизнесменов, что все программы поддержки бизнеса, в том числе машиностроительного направления, будут продолжены — причем программа поддержки МСБ стартует раньше — не летом, а в феврале или марте. Взамен Здунов попросил от бизнеса поддержки в виде «проектов».

— У нас неплохая команда с Магдеевым, мы будем всячески стараться, чтобы ваши проекты были поддержаны [на уровне федерального и республиканского правительств]. Результат же форума я вижу в новых бизнес-планах и в пакетах документов, которые вы можете подать на финансирование, — с надеждой на проекты заявил Здунов.

Наиль Магдеев, рекламируя кластер, заверил, что благодаря программе ТОР Камская зона будет являться в скором времени «одной из самых перспективных площадок для развития бизнеса в целом в стране». И намекнул собравшимся бизнесменам и инвесторам, что хотя «машиностроение есть и будет базовой отраслью любой страны», с диверсификацией экономики как будто тоже очень неплохо: «Более 50 тыс. работающих в сфере МСБ — это больше, чем на автозаводе КАМАЗ со всеми его «дочками». И у нас одна из самых высоких долей МСБ в ВРП — более 30%».

В Минпромторге озаботились созданием новых кластеров — промышленных

Пока Иннокам, если верить чиновникам, набирает обороты, столичный гость Андрей Шпиленко предложил татарстанцам еще один возможный драйвер роста — создание промышленного кластера на новых условиях Минпромторга РФ. Этот новый инструмент, считает Шпиленко, будет особенно востребован МСБ. Пока, впрочем, неясно, зачем новый тип кластеров необходим, если, по словам того же Шпиленко, в РФ в настоящий момент работает до 400 кластеров, в том числе при поддержке федеральных и республиканских органов. Центров же кластерного развития уже создано 27 штук, эти 27 центров курируют более 70 кластеров из известных 400. Что же касается узкопромышленных кластеров, то сегодня таковых в России — «около 125» в 56 субъектах РФ (территориально-инновационных — таких, как Иннокам, — 26). Задействовано в них больше 1 900 компаний. Лидеры — ЦФО и ПФО (судя по слайдам — в округах 33-го и 29-го кластеров соответственно). Татарстан, к слову, судя по тем же слайдам, отвечает за топливно-энергетический промышленный кластер.

Чем будут отличаться новые промкластеры от уже существующих

Тем не менее Шпиленко уверен в перспективности и промышленных, а не только территориально-инновационных кластеров. Кластеры эти появились в подпрограмме «Развитие промышленной инфраструктуры» правительства РФ. Из приятного для бизнеса: согласно программе кластеров, запланированы субсидии участникам на возмещение части затрат при реализации совместных проектов по импортозамещению. Однако требования к промкластерам иные, нежели к территориально-инновационным. Во-первых, участниками кластера могут быть только промышленные предприятия. Во-вторых, в состав (не на правах участника) входит минимум один вуз или ссуз и минимум одна финансово-кредитная организация (банк). В-третьих, не менее 50% продукции одного участника кластера используются в производстве другого, не менее одного предприятия выпускает финишную продукцию. Главное же отличие в том, что инициатором проекта кластера могут выступать только сами производители, а никак не субъекты РФ. Таким образом власти хотели бы поощрить инициативу снизу. С другой стороны, примерно представляя, насколько отдельный бизнес «тяжел на подъем», совсем без работы региональных властей в направлении создания промкластера (в частности, в Татарстане) вряд ли обойдется. При этом, возможно, привлекательным бонусом станет то, что федеральные субсидии будут направляться не в региональные бюджеты для последующего распределения, а непосредственно участникам проекта. Однако, чтобы получить эти субсидии, главному инициатору проекта придется сначала потратить на реализацию проекта кластера не менее 30% его стоимости. Шпиленко выразил надежду, что именно на форуме представители МСБ примут решение о создании «еще одного кластера» в Татарстане — «не по наводке сверху». И предложил прокомментировать федеральную инициативу представителям татарстанских властей.

Индекс промпроизводства РТ за 10 месяцев 2015 года — 93,7%, КАМАЗа — 63%

Ответ держал Сергей Чурбанов, замначальника отдела машиностроительного комплекса минпромторга РТ, который признался, что приоритетными направлениями промышленного кластера считает создание машиностроительного кластера, медицинского (на базе Казанского медико-инструментального завода) и кремнийорганического (на базе КЗСК «Силикон»). По машиностроительному кластеру идет сейчас работа, заявил он, вместе с Камским центром кластерного развития. Эти направления, отметил чиновник, будут отражены в законе о промышленной политике РТ.

Всего КАМАЗ произвел пока 20,7 тыс. грузовиков. «Форд-Соллерс» в Челнах и «Алабуге» в свою очередь произвел порядка 31 тыс. авто.
realnoevremya.ru/Максима Платонова

Тем временем в экономике, пока одни кластеры создаются, а другие, промышленные, еще находятся на бумаге — дела идут, по-видимому, не слишком хорошо. Так, объем промышленного производства РТ, согласно данным все того же Чурбанова, за 10 месяцев 2015 года составил 1,5 трлн рублей, индекс промпроизводства — 99,6%. 68% объема промпроизводства РТ при этом приходится на четыре вида деятельности: 24,6% — традиционно на добычу нефти, 19,6% — на производство нефтепродуктов, 13,8% — на химпроизводство и 10% — на производство транспортных средств и оборудования. Собственно, на последние два производства и завязан Камский кластер, задача которого, таким образом, подняться с нынешней доли в ВРП, равной 23,8%.

По итогам 10 месяцев предприятиями машиностроительного комплекса, включая оборонку, отпущено продукции на 292 млрд рублей. Индекс промпроизводства (ИПП) составил 93,7% (то есть падение производства РТ за 10 месяцев составило почти 7%). По КАМАЗу объем выпущенной продукции составил 57,4 млрд рублей, ИПП — вообще 63% (то есть автогигант провалился уже на 37%). Всего КАМАЗ произвел пока 20,7 тыс. грузовиков. «Форд-Соллерс» в Челнах и «Алабуге» в свою очередь произвел порядка 31 тыс. авто. ЕлАЗ за 10 месяцев отгрузил авто на 2,6 млрд рублей.

Татарстан по линии Минпромторга РФ получил порядка 27 млрд рублей на новые инвестпроекты

Чурбанов также с гордостью рассказал, что в рамках конкурсного отбора новых инвестпроектов, который провел впервые Минпромторг РФ в прошлом году, семь из 62 проектов-победителей «реализуются в Татарстане». Уточним, что федеральным центром принято решение о включении в перечень 68 проектов, которые будут реализованы 61 компанией: общий объем инвестиций в основной капитал отобранных проектов составит 125 млрд руб. Большинство проектов — химкомплекс (15) и металлургия (11). Татарстан действительно вошел в топ-5 регионов по числу победителей, однако уступил Волгоградской области, у которой отбор прошли двеять проектов. Каждый победитель, по словам Чурбанова, получит субсидию в размере 1,62 млрд рублей. Иными словами, экономика РТ получит 11,34 млрд рублей. В этом году от Татарстана заявилось 12 компаний, в числе которых — челнинская «Кама Кристалл Технолоджи» (производство синтетического сапфира). Эта же компания вместе с ЕлАЗ получила положительное заключение Минпромторга РФ по программе субсидирования затрат на НИОКР. По другой, уже антикризисной программе, касающейся субсидирования кредитов на пополнение оборотных средств, заключены договора с 13 компаниями РТ — размер субсидии составил более 239 млн рублей, сообщил Чурбанов (то есть экономика РТ в итоге получит еще более 3 млрд рублей). По программе «Проектное финансирование» льготные кредиты по ставке 11,5% в РТ предоставлены двум предприятиям, в том числе «Генерирующей компании» — 11,1 млрд рублей на 9 лет на строительство двух энергоблоков Казанской ТЭЦ-1. Наконец, на 500 и 700 млн рублей подписаны договоры целевых займов по линии Фонда развития промышленности» в рамках импортозамещения: с ЗАО «Интерскол-Алабуга» (производство нового поколения профессионального электроинструмента) и нижнекамским ООО «СафПэт» (производство полиэтилентерефталата и терефталевой кислоты) соответственно.

Как «камазовец» Ирек Гумеров у Артема Здунова просил деньги на электробусы

Замгендиректора ОАО «КАМАЗ» Ирек Гумеров со своей стороны заметил, что за годы существования (неформального, заметим мы) кластера КАМАЗу «удалось взрастить в регионе ряд поставщиков, которых ранее здесь не было»: «Сегодня, например, есть уже ряд предприятий, наших поставщиков, производящих композитные детали». В настоящий момент автогигант занят разработкой нового автомобильного ряда, который запустят в производство в 2018-2019 годах. Помимо обычных грузовиков, КАМАЗ занимается и созданием электробусов, первая реакция клиентов на них оказалась позитивной, намекнул Гумеров:

— Мы видим на него уже понятный спрос, и мы хотим интенсифицировать эти работы [по производству электробусов]. И хотелось бы… какую-то… поддержку попросить… Я хотел бы вот министра попросить, Артема Алексеевича… Более интенсивно поддержать проект, — сбивчиво и смущенно проговорил, наконец, свою просьбу «камазовец». — Хотя поддержка есть, но бюджет, к сожалению, секвестирован.

— Интенсивно — это сколько? — подозрительно переспросил Гумерова Здунов. — Цена интенсивности какая?

— Ну… 70 миллионов, — решился озвучить топ-менеджер автогиганта. — На сегодня из того, что мы обсуждали, осталось 12 млн рублей. Для этого проекта это просто не та сумма. Символично получилось: с водой [секвестром бюджета, — прим. ред.] выплеснули потихоньку и ребенка…

— Продвинутый, грамотный топ-менеджер сразу решил для себя сразу несколько вопросов, — с иронией заметил Шпиленко. — Прежде всего, обозначил задачи — и тут же обратился к министру за решением… У меня сразу к вам встречный вопрос: если в рамках форума предприятия МСБ примут для себя решение о целесообразности создания промышленного кластера, готово ли ваше предприятие поддержать их? [стало понятно, что главная цель визита Шпиленко — лоббирование создания этих самых кластеров, — прим. ред.].

— Мы будем поддерживать все инициативы, которые дают ускорение бизнесу! Мы этим занимаемся и с кластером, и без кластера! Вот КИП «Мастер» создался при инициативе РТ и КАМАЗа и дал сильный импульс нашим поставщикам. Конечно, мы будем поддерживать! — с готовностью заявил Гумеров, кажется, не обратив внимания на необходимость при этом автогиганту раскошелиться на 30% стоимости создания промкластера — а при представленных выше цифрах в 37% падения промпроизводства КАМАЗа денег на создание кластера может у компании и не хватить (тем более, что и на проект электробусов автогигант вынужден искать софинансирования у властей РТ).

В 2016–2018 годах автоград почувствует финансовую отдачу от камского кластера

Стоит ли заниматься организацией нового промкластера, притом что у властей города и РТ хватает головной боли и с недавно стартовавшим Иннокамом? И насколько последний эффективен? Приносит ли он уже дивиденды республиканскому бюджету? С этими вопросами по завершении пленарного заседания корреспондент «Реального времени» обратился к министру экономики РТ Артему Здунову и мэру города Наилю Магдееву.

— Сколько еще ждать реальной отдачи от Камского кластера? Чисто финансовой, для бюджета РТ? Если воспринимать кластер как определенный бизнес-план…

— А мы и не ждем! Кластер связан с показателями эффективности. Его создание уже подразумевает создание рабочих мест, уплату налогов определенных. Кластер подразумевает, таким образом, повышение налоговой отдачи от проектов, существующих на его территории, и объемы инвестиций. Поэтому мы ничего не ждем. Мы говорим только о наращивании. И основной эффект в машиностроительной отрасли — вы знаете, да? — это быстрая отдача по вложенным средствам. И мы привязали уже показатели по налогам и рабочим местам этого и следующих годов, и налоги в ближайшие 1-3 года будут уже попадать, в частности, и в муниципальный бюджет, — ответил нам Здунов.

По его словам, «отдача» проявится и в том, будет ли в итоге высокая диверсификация в экономике Челнов: когда экономика не будет завязана только на КАМАЗ, «тогда мы можем говорить, что отдача высокая — мы отдачу считаем не только в денежном выражении…».

— Через сколько лет вы ждете эту высокую диверсификацию?— уточнили мы.

— План развития экономики города подразумевает, что к 2020 году мы должны, во-первых, уйти из «красной зоны моногородов» и вообще уйти от зависимости. Ну, и сегодня уже приводились [Магдеевым, — прим. ред.] цифры по числу субъектов МСБ и работающих там, они значительно превышают число работающих на КАМАЗе. И это же все в последние годы происходит!

Как хороший хозяин, я должен обращать внимание на все, тем более, если это дополнительно может обеспечить город рабочими местами. Машиностроительной отрасли руководство города уделяло, уделяет и будет уделять самое серьезное внимание

У главы города Магдеева, в свою очередь, мы поинтересовались, стоит ли городским властям и бизнесу при уже существующем кластере Иннокам распылять усилия на создание еще одного, промышленного кластера. Прямо на вопрос корреспондента «Реального времени» мэр автограда отвечать не стал, но дал понять, что к промкластерам в исполкоме автограда присмотрятся:

— Как хороший хозяин, я должен обращать внимание на все, тем более, если это дополнительно может обеспечить город рабочими местами. Машиностроительной отрасли руководство города уделяло, уделяет и будет уделять самое серьезное внимание, — ответил нам Наиль Магдеев.

— Вы не забывайте, что когда мы подписываем соглашения с федеральным центром, многие из них носят тройственный характер, то есть субъект федерации, министерство, которое выделяет средства, и муниципалитет, — обратился к нам Артем Здунов, решив поддержать мэра в наших глазах. — Глава города также несет ответственность, берет на себя обязательства и, соответственно, получает возможность реализовать проекты. Мы в единой связке здесь работаем.

Сергей Афанасьев, фото автора
Казанский медико-инструментальный завод

Новости партнеров