Новости раздела

«Татар жыры»: «Раздеваться тоже нужно уметь»

XVI фестиваль «Татар жыры» состоится 19 декабря в КРК «Пирамида». Пресс-конференция, посвященная этому знаменательному событию, чуть не превратилась в баталию между любителями классической музыки и поклонниками татарской эстрады.

«Какой Филус?»

К пресс-конференции организаторы и участники фестиваля «Татар жыры» готовились почти так же трепетно, как к выступлению на сцене. Корреспондент «Реального времени», который пришел на пресс-конференцию чуть раньше назначенного срока, стал свидетелем необычной сцены. Популярный исполнитель Филюс Кагиров, который, видимо, пришел посмотреть, какое место приготовили для него, внезапно взял со стола табличку со своим именем и демонстративно смял листок. Недоуменные организаторы робко попытались пошутить, что, может быть, нужно было написать имя артиста на татарском языке. Но Кагиров не сменил гнев на милость и велел принести новую табличку. Оказывается, была допущена опечатка: вместо «Филюс» красовалось «Филус». «Какой Филус?!» — негодовал певец. Все-таки творческие люди так ранимы.

Когда пресс-конференция уже началась, выяснилось, что желающих ответить на вопросы оказалось так много, что стилисту проекта Алине Бадрутдиновой, которая отвечает за внешний вид артистов, за столом не хватило места — ей пришлось сидеть рядом с журналистами. Между тем, в последствии оказалось, что стилист на «Татар жыры» играет чуть ли не ключевую роль.

Совпадений не бывает

Фестиваль «Татар жыры» в этом году будет проводиться в 16-й раз. А как известно, Республика Татарстан является 16-м регионом РФ. Совпадения не случайны, посчитали организаторы мероприятия и выбрали в качестве главной темы концерта любовь к родному краю. При этом автор сценария, он же ведущий концерта «Татар жыры», он же главный редактор «Татар радиосы» (что и говорить, талантливый человек талантлив во всем), Айваз Садыров пообещал, что будет много искрометных шуток, в том числе и на тему последних политических событий, происходящих в стране и в мире.

Редактор телеканала ТМTV Лилия Нигматзянова посетовала на то, что концертный зал «Пирамида» вмещает только тысячу человек, но тут же поспешила успокоить зрителей тем, что неуспевшие купить заветный билет смогут увидеть прямую трансляцию концерта на ТМTV. Директор сети радиостанций «Татар радиосы» Дина Гараева (она же дочь председателя совета директоров ООО «ИДЦ «Барс-Медиа») в свою очередь пообещала онлайн-трансляцию «Татар жыры» на радио. «Мы были приятно удивлены, когда получили заявки от татарских диаспор в Америке и в Финляндии», — отметила Нигматзянова, говоря о заявках на интернет-трансляцию концерта. Это значит, что по «Татар жыры» практически весь мир будет оценивать уровень татарской музыки и культуры в целом. Остается надеяться, что организаторы понимают, какой груз ответственности ложится на их плечи.

«Раздетых артистов нет — все они целомудренные»

На один из самых животрепещущих вопросов — «Сколько будет потрачено денег?» — директор продюсерского центра ИДЦ «Барс Медиа» Радик Артемьев ответил без труда: «Бюджет мероприятия около 12 млн рублей. Нужно понимать, что об окупаемости речи не идет, и такой цели не ставится. Цель одна — наградить победителей и подготовить хорошую концертную программу».

Самая сложная для участников часть пресс-конференции началась после того, как журналист Рустем Исхаков привел слова народного артиста Татарстана Салавата Фатхутдинова о том, что фестиваль «Татар моны» — это татарские песни, ставшие легендой, а эстрада — раздевание и крики («чишену хэм кычкыру»). Хотя в приведенной цитате напрямую «Татар моны» и «Татар жыры» не сравнивались, все сидящие в зале поняли, в чей огород был пущен камень.

В заочную полемику с Фатхутдиновым тут же вступила народная артистка РТ Зайнап Фархутдинова, она же многократный лауреат фестиваля «Татар жыры». «Раздеваться и одеваться тоже нужно уметь красиво. Нужно всегда искать что-то новое», — ответила она. На помощь ей пришел и Айваз Садыров, который вспомнил некоторые эпатажные костюмы самого Фатхутдинова, в том числе и футболки в сетку. Тут он решил сделать комплимент стилисту Алине Бадрутдиновой, которая все это время сидела рядом с журналисткой братией. Он показал на брошь в форме пера, приколотую к лацкану его пиджака, и пояснил, что это подарок Бадрутдиновой. Почему перо, понятно: Садыров — автор сценария для «Татар жыры».

Сама стилист несколько стушевалась, когда пришел ее черед отстаивать благопристойность нарядов. «Из года в год я не видела раздетых артистов или полуобнаженных, все они целомудренные. В любом случае они проходят через стилистов прошлых проектов. Я думаю, что такого никто бы не допустил. В этом году все будет спокойно, неброско. У каждого артиста собственный стиль, мы их просто направляем в нужное русло. Говорить о том, что они раздетые или плохо выглядят — такого просто не может быть», — ответила она и напомнила, что практически все наряды будут в пастельных тонах. Как следует из пресс-релиза, костюмы исполнителей в среднем стоят от 40 до 150 тысяч рублей.

Воспользовавшись тем, что дискуссия была заочной и Фатхутдинов ничего не возражал, Лилия Нигматзянова поставила победную точку, заявив, что Салават Закиевич и сам не раз участвовал в фестивале «Татар жыры».

Кто за главного?

Несмотря на то что в конце концов тема обнаженных артистов исчерпала себя, организаторам и участникам не удалось вздохнуть спокойно: Рустем Исхаков обратился к Радику Артемьеву с вопросом, почему же на пресс-конференцию не приехало руководство ИДЦ «Барс Медиа». «Дочку отправил», — сказал кто-то в зале, явно намекая на сидящую в самом центре Дину Маратовну. На реплику Гараева ответила улыбкой Джоконды, которая, впрочем, исчезла буквально через две секунды.

На помощь ей поспешил Артемьев. «Я сегодня в роли самого главного организатора, дебют у меня. Другие люди заняты — деловая встреча», — объяснил он.

После этого пришел черед держать ответ режиссеру фестиваля Ирине Алешиной, которая сидела с самого края и благополучно избежала дискуссии с Салаватом Фатхутдиновым. Ей задали вопрос о том, тяжело ли работать с артистами и кого из исполнителей можно считать самым капризным.

«Я», — отозвался вдруг Кагиров. Конечно, все посмеялись над этой шуткой, а корреспондент «Реального времени» вспомнил сцену перед пресс-конференцией. Хотя Алешина ответила, что относится с любовью и теплотой к каждому из артистов и никого не считает капризным.

О любителях селфи

К слову, Кагиров оказался в довольно непростой ситуации во время известной дискуссии, ведь певец, выражаясь фигурально, сидит на двух стульях, являясь участником как фестиваля «Татар жыры», так и «Татар моны». Тут вмешался Артемьев, который заявил, что не артист решает, участвовать ему в «Татар жыры» или нет, — это решает народ. Но как народ участвует в выборе победителя? По словам Лебедева, сотрудники «Барс Медиа» анализируют, какие песни чаще всего заказывали зрители и слушатели, высок ли рейтинг тех или иных исполнителей, и, исходя из этих и других параметров, выбирают победителей. Но при этом Лебедев подтвердил, что открытого СМС-голосования нет. Чувствует ли зритель/слушатель, что именно он выбрал победителя? Возможно.

Завершилась пресс-конференция таким же необычным образом, как и началась. Когда журналисты стали расходиться, участники смогли расслабиться и стали делать селфи. К слову, в объектив попали и акулы пера, которые, таким образом, получили свою долю звездного ультрафиолета.

Гуландам Зарипова

Новости партнеров