Татарстан избавляется от слабых машин и закупается снегоходами
Как меняется количество автомобилей, мотоциклов и яхт в Казани и республике
Как выяснила аналитическая служба «Реального времени», в прошлом году Татарстан прирос 25 тысячами легковых автомобилей. При этом корпоративные клиенты выбирали машины помощнее — в сегменте от 100 до 150 лошадиных сил, а среди «частников» по-прежнему на первом месте легковушки до 100 «лошадей». Что интересно, в республике снижается количество автобусов, а число яхт и снегоходов, напротив, только растет. В целом в республике наметилась тенденция к покупке премиального транспорта.
Транспорта больше, кроме автобусов
В Татарстане продолжает расти число транспортных средств — причем касается это почти всех категорий, не только наземного транспорта, но и катеров, яхт, а также воздушных судов. Единственным исключением стали автобусы — их стало меньше, да и то только у юрлиц. Физлица покупают автобусы в прежних объемах, возможно, для организации частных перевозок.
Согласно данным статистики, общее количество транспортных средств, зарегистрированных в Татарстане, за 2019 год увеличилось почти на 40 тысяч единиц. В 2018 году в регионе было зарегистрировано 1,4 млн транспортных средств, а в 2019 году — уже 1,44 млн. Это касается транспорта всех видов — наземного, водного и воздушного.
Основная масса ожидаемо приходится на наземные транспортные средства — это 1,425 млн единиц. Из них на 1,387 миллиона предъявлен налог к уплате. В основном это, конечно же, легковые автомобили — их в регионе зарегистрировано 1,25 млн штук. За 2019 год в Татарстане легковушек стало на 23,4 тысячи штук больше. Хотя, если быть точным, легковых машин в регионе даже еще больше — указанные выше цифры касаются автомобилей, зарегистрированных на частных лиц. Помимо них есть еще 52,8 тысячи машин, которые принадлежат юрлицам — их за год прибавилось на 2,5 тысячи. То есть общий рост числа легковых автомобилей составил 25,6 тысячи экземпляров. Если учитывать, что какая-то часть автомобилей при этом была утилизирована или продана в другие регионы, то становится ясно, что купили татарстанцы гораздо больше машин.
Легковые машины: малолитражки постепенно уходят в прошлое
- Больше всего в Татарстане зарегистрировано машин из обширной категории с мощностью до 100 лошадиных сил. Доля маломощных машин от общего числа легковушек — 52%, но год от года цифра снижается — сказывается то, что покупаются новые машины, у которых уже довольно редко бывает мощность меньше 100 «лошадей». Доля их в прошлом году составляла 54%. За год таких машин в Татарстане стало меньше сразу на 17,8 тысячи штук, и это единственная сократившаяся в 2019-м категория.
- Вторая по популярности категория машин тоже довольно велика — мощность их двигателей составляет от 100 до 150 «лошадей». Их в регионе — 505,5 тысячи штук, причем 35,3 тысячи были куплены в 2019 году — это самая обширная по числу покупок за год категория машин, но по общему количеству она по-прежнему на втором месте.
- Третья по величине категория — это машины с еще чуть большей мощностью, от 150 до 200 «лошадей». Их в Татарстане на конец 2019 года было 62,4 тысячи штук, или 5% от всех легковушек. За год их число увеличилось почти на 4 тысячи экземпляров.
- Машин с мощностью от 200 до 250 лошадиных сил — почти в три раза меньше, 26,2 тысячи штук. За год их, как и машин с мощностью в 150—200 «лошадей», стало больше на 7—8%, их купили около 2 тысяч штук, так что тенденция с постепенным ростом мощности заметна и тут. А вот число автомобилей самой мощной категории — свыше 250 л.с. — за год почти не изменилось. Их как было около 10,3 тысячи штук (около 0,8%), так и осталось. Видимо, это все же очень особенный сегмент, интерес к которому стабилен и не связан с общими тенденциями в автомобильной отрасли. Машины с такой мощностью интересует небольшую категорию людей, остальные к таким показателям не стремятся — во многом из-за очень высокого налога.
Показатели (физлица) | 2019 | 2018 | 2017 | Изменение за год, % | Изменение за 2018 год, % | Изменение за год, штук |
Количество транспортных средств, по которым предъявлен налог к уплате | 1 397 482 | 1 371 602 | 1 320 556 | 2% | 4% | 25 880 |
в том числе: | ||||||
по наземным транспортным средствам | 1 387 097 | 1 361 240 | 1 310 723 | 2% | 4% | 25 857 |
из них: | ||||||
Автомобили легковые с мощностью двигателя: | 1 252 384 | 1 228 971 | 1 182 784 | 2% | 4% | 23 413 |
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно | 647 944 | 665 715 | 669 107 | -3% | -1% | -17 771 |
свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно | 505 531 | 470 220 | 427 777 | 8% | 10% | 35 311 |
свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно | 62 399 | 58 483 | 53 820 | 7% | 9% | 3 916 |
свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно | 26 161 | 24 217 | 21 887 | 8% | 11% | 1 944 |
свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) | 10 349 | 10 336 | 10 193 | 0% | 1% | 13 |
Любопытно, что среди машин, принадлежащих юрлицам, разбивка по категориям выглядит несколько иначе. Машины мощностью от 100 до 150 л.с. тут уже успели выйти на первое место — их доля оказалась 37%. Маломощные машины — до 100 «лошадей» — в этом году впервые опустились на второе место, их оказалось 34%, это 18 тысяч штук. Да и в целом в случае с юридическими лицами разбивка более равномерная — например, машин от 150 до 200 л.с. — 12%, от 200 до 250 — около 10%, свыше 250 л.с. — около 7%.
Показатели (юрлица) | 2019 | 2018 | 2017 | Изменение за год, % | Изменение за 2018 год, % | Изменение за год, штук |
Количество транспортных средств, в отношении которых налогоплательщиком исчислен налог к уплате, единиц | 134 877 | 130 416 | 134 047 | 3% | -3% | 4 461 |
в том числе: | ||||||
по наземным транспортным средствам | 134 052 | 129 590 | 133 230 | 3% | -3% | 4 462 |
из них: | ||||||
Автомобили легковые с мощностью двигателя: | 52 795 | 50 133 | 49 836 | 5% | 1% | 2 662 |
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно | 17 977 | 18 139 | 19 111 | -1% | -5% | -162 |
свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно | 19 536 | 17 636 | 17 303 | 11% | 2% | 1 900 |
свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно | 6 509 | 6 089 | 5 624 | 7% | 8% | 420 |
свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно | 5 172 | 4 666 | 4 122 | 11% | 13% | 506 |
свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) | 3 601 | 3 603 | 3 676 | 0% | -2% | -2 |
Грузовики становятся мощнее, а две трети автобусов — у юрлиц
Еще 93,8 тысячи частных транспортных средств в Татарстане — это грузовые автомобили. За год их количество выросло на 1,7 тысячи штук, или 2%. Основная масса приходится на довольно слабые грузовики мощностью от 100 до 150 л.с. — 34,2 тысячи штук. Чуть меньше — 30 тысяч — еще более слабых грузовых автомобилей с мощностью до 100 л.с., причем за год их стало меньше на 1%. Еще меньше стало грузовых автомобилей с мощностью от 200 до 250 л.с. — третьей по популярности категории (всего их в Татарстане — 12,4 тысячи штук). Существенный рост — у грузовых автомобилей с мощностью в 150—200 л.с., их стало больше на 6%. Но абсолютный рекордсмен по годовому росту — категория грузовиков с мощностью больше 250 л.с.: их прибавилось на 10%, больше, чем на тысячу — до 13,6 тысячи штук. Таким образом, тенденция с легковушками распространяется и на грузовики — сейчас людей интересуют большегрузы помощнее.
Показатели (физлица) | 2019 | 2018 | 2017 | Изменение за год, % | Изменение за 2018 год, % | Изменение за год, штук |
Автобусы с мощностью двигателя: | 4 154 | 4 081 | 4 263 | 2% | -4% | 73 |
до 200 л.с. (до 147,1 кВт) включительно | 3 843 | 3 767 | 3 730 | 2% | 1% | 76 |
свыше 200 л.с. (свыше 147,1 кВт) | 311 | 314 | 4 029 | -1% | -92% | -3 |
Автомобили грузовые с мощностью двигателя: | 93 791 | 92 094 | 3 687 | 2% | 2398% | 1 697 |
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно | 30 024 | 30 317 | 342 | -1% | 8765% | -293 |
свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно | 34 179 | 33 090 | 90 036 | 3% | -63% | 1 089 |
свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно | 3 569 | 3 362 | 30 015 | 6% | -89% | 207 |
свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно | 12 432 | 12 960 | 31 404 | -4% | -59% | -528 |
свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) | 13 587 | 12 365 | 3 071 | 10% | 303% | 1 222 |
Однако речь выше шла о грузовых автомобилях частных лиц. Еще 50,9 тысячи грузовиков принадлежит юрлицам — как ни странно, их меньше, чем у «частников». Тут изменения более заметные. В целом число грузовых машин у юрлиц выросло на 10%, или на целых 4,5 тысячи штук. При этом самых слабых грузовиков — до 100 л.с. — стало меньше на 7%, еще сильнее уменьшилось число грузовых машин мощностью от 200 до 250 л.с. — на 11%. Но очень значительный рост — у вышедшей на первое место категории грузовиков с мощностью свыше 250 л.с. В регионе их теперь 21 тысяча штук, причем за год показатель вырос на целых 43%.
А вот с владельцами автобусов ситуация выглядит не так, как в случае с грузовиками. В основном этот вид транспорта принадлежит юридическим лицам. 9 тысяч из зарегистрированных в Татарстане автобусов принадлежит компаниям. При этом за год их число, как ни странно, снизилось, причем ощутимо — на 12%, видимо, рост автомобилизации не способствует востребованности автобусов. Наиболее популярный вид автобусов с мощностью до 200 «лошадей» просел на 13% (до 6,6 тысячи штук), а с мощностью более 200 л.с. — на 12% (до 2,4 тысячи штук). Еще 4,15 тысячи автобусов в Татарстане принадлежит «физикам». При этом тут замечен небольшой рост — на 2%. Физлица владеют 3,8 тысячи автобусов мощностью меньше 200 «лошадей» и 311 автобусами с мощностью больше 200 л.с.
Показатели (юрлица) | 2019 | 2018 | 2017 | Изменение за год, % | Изменение за 2018 год, % | Изменение за год, штук |
Автобусы с мощностью двигателя: | 9 005 | 10 282 | 10 695 | -12% | -4% | -1 277 |
до 200 л.с. (до 147,1 кВт) включительно | 6 581 | 7 528 | 8 042 | -13% | -6% | -947 |
свыше 200 л.с. (свыше 147,1 кВт) | 2 424 | 2 754 | 2 653 | -12% | 4% | -330 |
Автомобили грузовые с мощностью двигателя: | 50 887 | 46 432 | 48 511 | 10% | -4% | 4 455 |
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно | 3 646 | 3 937 | 4 310 | -7% | -9% | -291 |
свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно | 15 805 | 16 378 | 16 453 | -3% | 0% | -573 |
свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно | 1 653 | 1 512 | 1 380 | 9% | 10% | 141 |
свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно | 8 784 | 9 901 | 10 767 | -11% | -8% | -1 117 |
свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) | 20 999 | 14 704 | 15 601 | 43% | -6% | 6 295 |
Мотоциклов как было, так и есть, а снегоходов становится больше
С мототранспортом, в отличие от грузовиков и автобусов, ситуация довольно стабильная. Мотоциклов и мотороллеров, принадлежащих частным лицам, в Татарстане за год стало больше всего на 176 штук — теперь их 11,98 тысячи. Они примерно равно распределены на три категории: от 20 до 35 л.с. — 4,12 тысячи штук, свыше 35 л.с. — 4,1 тысячи штук, до 20 л.с. — 3,77 тысячи штук. Еще 258 мотоциклов и мотороллеров (в основном мощностью до 20 л.с.) принадлежат юрлицам.
Транспорта, отнесенного к категории «Другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу», у физлиц в 2019 году оказалось примерно столько же, как и в 2018 году, — 21,4 тысячи штук. А вот у юрлиц такого транспорта стало меньше — с 20,6 до 18,5 тысячи единиц, то есть на 10%.
Показатели (физлица) | 2019 | 2018 | 2017 | Изменение за год, % | Изменение за 2018 год, % | Изменение за год, штук |
Мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя: | 11 980 | 11 814 | 320 | 1% | 3592% | 166 |
до 20 л.с. (до 14,7 кВт) включительно | 3 765 | 3 692 | 25 | 2% | 14668% | 73 |
свыше 20 л.с. до 35 л.с. (свыше 14,7 кВт до 25,74 кВт) включительно | 4 119 | 4 180 | 11 604 | -1% | -64% | -61 |
свыше 35 л.с. (свыше 25,74 кВт) | 4 096 | 3 942 | 3 611 | 4% | 9% | 154 |
Другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу | 21 375 | 21 365 | 13 397 | 0% | 59% | 10 |
Снегоходы, мотосани с мощностью двигателя: | 3 413 | 2 915 | 12 149 | 17% | -76% | 498 |
до 50 л.с. (до 36,77 кВт) включительно | 2 294 | 1 990 | 20 324 | 15% | -90% | 304 |
свыше 50 л.с. (свыше 36,77 кВт) | 1 119 | 925 | 1 946 | 21% | -52% | 194 |
При этом, что интересно, за год стало заметно больше снегоходов и мотосаней. Если в 2018 году по Татарстану их ездило всего 2,9 тысячи штук, принадлежащих физлицам, и еще 1,9 тысячи, принадлежащих юрлицам — то в 2019 году их число выросло на 17% и 39% соответственно. При этом заметный рост пришелся на эти транспортные средства с мощностью более 50 л.с. — на 21% и 53% соответственно. Тут, скорее всего, дело в том, что этот вид транспорта используется в первую очередь для развлечений, и люди, купив машину, хотят иногда покататься и по заснеженным полям.
Любители мощных катеров и гидроциклов
А вот число водных и воздушных транспортных средств в Татарстане за прошлый год выросло. В случае с водным транспортом рост небольшой — всего на 14 единиц. Рост, опять же, обусловлен увеличением количества мощного транспорта. Например, катеров больше всего прибавилось в категории «свыше 100 л.с.» — их стало больше сразу на 41 штуку (было 884, стало 925), а вот катеров и моторных лодок с мощностью до 100 «лошадей», наоборот, стало меньше — число уменьшилось с 9 073 до 9 018. Дело, похоже, как и в случае со снегоходами, в «развлекательном» формате транспорта.
Показатели (физлица) | 2019 | 2018 | 2017 | Изменение за год, % | Изменение за 2018 год, % | Изменение за год, штук |
по водным транспортным средствам | 10 310 | 10 296 | 9 764 | 0% | 5% | 14 |
из них: | 0 | |||||
Катера, моторные лодки и другие водные транспортные средства с мощностью двигателя: | 9 943 | 9 957 | 9 444 | 0% | 5% | -14 |
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно | 9 018 | 9 073 | 8 697 | -1% | 4% | -55 |
свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт) | 925 | 884 | 747 | 5% | 18% | 41 |
Яхты и другие парусно - моторные суда с мощностью двигателя: | 9 | 5 | 6 | 80% | -17% | 4 |
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно | 8 | 5 | 5 | 60% | 0% | 3 |
свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт) | 1 | 0 | 1 | -100% | 1 | |
Гидроциклы с мощностью двигателя: | 120 | 84 | 69 | 43% | 22% | 36 |
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно | 48 | 28 | 24 | 71% | 17% | 20 |
свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт) | 72 | 56 | 45 | 29% | 24% | 16 |
Несамоходные (буксируемые) суда, для которых определяется валовая вместимость | 232 | 248 | 235 | -6% | 6% | -16 |
Иные водные транспортные средства | 6 | 2 | 10 | 200% | -80% | 4 |
по воздушным транспортным средствам | 75 | 66 | 69 | 14% | -4% | 9 |
Кроме того, выросло число яхт и других парусно-моторных судов. Их по-прежнему не много — девять штук, но это почти в два раза больше, чем было годом раньше. Причем появились три новых яхты мощностью до 100 «лошадей», а одна — даже свыше 100 «лошадей» (единственная в Татарстане на данный момент). Кроме того, на 43% стало больше гидроциклов — с 84 до 120 единиц. Еще 761 судно зарегистрировано на юридические лица — в основном это катера (503 штуки, рост на 20 единиц за год).
Что касается воздушных транспортных средств, то их стало больше на девять единиц — теперь у физлиц в Татарстане их 75 штук. Еще 64 единицы воздушного транспорта зарегистрировано на юрлиц. В целом цифры небольшие, и какие-либо выводы из такой статистики делать не получится.
Показатели (юрлица) | 2019 | 2018 | 2017 | Изменение за год, % | Изменение за 2018 год, % | Изменение за год, штук |
по водным транспортным средствам | 761 | 759 | 743 | 0% | 2% | 2 |
из них: | 0 | |||||
Катера, моторные лодки и другие водные транспортные средства с мощностью двигателя: | 503 | 483 | 467 | 4% | 3% | 20 |
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно | 306 | 289 | 284 | 6% | 2% | 17 |
свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт) | 197 | 194 | 183 | 2% | 6% | 3 |
Яхты и другие парусно - моторные суда с мощностью двигателя: | 1 | 2 | 3 | -50% | -33% | -1 |
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно | 0 | 0 | 1 | -100% | 0 | |
свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт) | 1 | 2 | 2 | -50% | 0% | -1 |
Гидроциклы с мощностью двигателя: | 69 | 76 | 73 | -9% | 4% | -7 |
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно | 23 | 22 | 27 | 5% | -19% | 1 |
свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт) | 46 | 54 | 46 | -15% | 17% | -8 |
Несамоходные (буксируемые) суда, для которых определяется валовая вместимость | 111 | 128 | 134 | -13% | -4% | -17 |
Иные водные транспортные средства | 77 | 70 | 66 | 10% | 6% | 7 |
по воздушным транспортным средствам | 64 | 67 | 74 | -4% | -9% | -3 |
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.