«Искренне и на коленях прошу прощения»: награжденный за Сирию казанский танкист признался в аферах
Гособвинитель запросил для двух офицеров Казанского танкового училища 8 лет колонии общего режима с лишением званий и госнаград
С покаянным последним словом выступил накануне в суде бывший замначальника Казанского танкового училища полковник Азат Минибаев. В прениях гособвинитель снял с него обвинения в получении взятки, но запросил посадку на 4,5 года за мошенничество с «выкупом» мест будущей службы выпускников за 80—170 тысяч рублей. Как выяснило «Реальное время», прения по этому делу гарнизонному суду пришлось проводить дважды, а в перерыве между ними всех потерпевших от мошенничества лишили этого статуса.
Полковник Минибаев: «Если бы я мог повернуть время вспять»
На финишную прямую вышел процесс по скандальному делу о «продаже» приоритетных направлений военной службы выпускников Казанского высшего танкового командного Краснознаменного училища (КВТККУ). На следующем заседании суд предоставит последнее слово обвиняемому капитану Рустему Хайбуллину — действующему сотруднику училища.
Подсудимый Азат Минибаев «отстрелялся» вчера. «Единственной целью моего существования сейчас является доказать всем, что я достоин свободы», — заявил он, заняв место у микрофона за свидетельской трибуной. Больнее всего, по словам полковника, было видеть разочарование в глазах близких, поэтому есть желание сделать так, чтобы больше таких разочарований не было.
— Если бы я мог повернуть время вспять, я бы никогда не сделал того, что натворил. Я искренне и на коленях прошу прощения у общества и государства, обещаю загладить свою вину, — добавил Азат Минибаев и, обращаясь к суду, попросил услышать мнение экс-потерпевших, которые просили прекратить его уголовное преследование.
На старте процесса офицерам Азату Минибаеву и Рустему Хайбуллину вменяли три мошенничества и одну взятку. Первый, по версии Следкома, общался с родными курсантов и обещал нескольким помощь с «решением вопроса в Москве». Второй обвиняемый замещал должность начальника отделения кадров училища и, как полагали силовики, пользовался связями в Главном кадровом управлении Минобороны РФ, чтобы выяснить, какие места службы казанским выпускникам-танкистам «забронированы» проектом приказа министра Сергея Шойгу. Уголовное дело было возбуждено по оперативным материалам сотрудников отдела ФСБ по Казанскому гарнизону.
В первом эпизоде фигурировали 170 тысяч рублей за распределение офицера Семенова (фамилия изменена, — прим. ред.) в одну из военных частей в Чечне. Мошенничество заключалось в том, что еще до получения денег обвиняемые знали — Семенова решено отправить именно туда, куда он хочет. По другому эпизоду похищенной признали сумму в 90 тысяч — опять же за «путевку» в Южный военный округ, по третьему — еще 80 тысяч рублей в качестве «благодарности» за смену места распределения — с Забайкалья на Алтай. Взяткой в Следкоме и прокуратуре считали 70 тысяч рублей от бывшего сотрудника ВКТККУ, который пожелал вернуться на военную службу по контракту и передал деньги за положительную оценку по физподготовке. Дело о даче этой взятки ранее было выделено в отдельное производство.
Еще до суда ущерб потерпевшим был полностью возмещен, в суде полковник перед ними извинился. «Глубоко раскаиваюсь в обмане людей, которые мне поверили. Поверили, что я действительно могу «решить их вопросы», что абсолютно не соответствует действительности: все проблемы обратившихся ко мне решались сами собой, без моего участия», — подчеркивал Минибаев в прениях. А еще настаивал — все полученные таким образом деньги расходовал исключительно... в интересах родного училища.
«Руководством мне часто давались указания о необходимости производства ремонта учебных корпусов моей кафедры, однако финансирование указанных работ со стороны Минобороны не производилось, — пояснял подсудимый. — Часто приходилось тратить средства из своей зарплаты».
За время судебного процесса Минибаев успел уволиться из училища, где отслужил 25 лет. При этом в 2006—2010 годах, при начальнике училища — генерале Валерии Миронченко, занимал пост его зама. С 2017-го возглавлял кафедру эксплуатации и ремонта вооружения и военной техники.
Прокурор просит реальные сроки с лишением наград и званий
Гособвинитель Ефим Долгов за последний месяц выступал в прениях дважды. В первый раз он запросил для Минибаева 6 лет колонии общего режима, а для Хайбуллина на полгода меньше за четыре аферы в составе орггруппы (ч. 4 ст. 159 УК РФ). При этом на мошенничество старший помощник прокурора Казанского гарнизона просил переквалифицировать и обвинение во взятке.
В ходе судебного следствия достоверно установлено, что подсудимые не обладали полномочиями по выдаче документа о рекомендации к контрактной службе, это прерогатива начальника училища либо командира подразделения, отмечал Долгов. Кроме того, начальник кафедры физподготовки на процессе, «уточняя свои показания», свидетельствовал — оценки за сдачу нормативов претенденту в контрактники по просьбе полковника Минибаева не выставлял, лишь оценил соотношение массы тела и роста.
По завершении этих прений Долгов настоял на возобновлении судебного следствия и передопросе нескольких фигурантов. А еще попросил суд лишить всех потерпевших по делу этого статуса. Ведь по сути деньги они передавали за совершение незаконных действий и, согласно постановлению Пленума Верховного суда РФ от 24 декабря 2019 года по делам о взяточничестве и коррупции, статуса потерпевших не заслужили, как и права претендовать на возвращение своих «взяток» и компенсацию ущерба. Суд ходатайство гособвинителя удовлетворил.
В повторных прениях представитель прокуратуры смягчил позицию — просил квалифицировать действия Минибаева по четырем эпизодам дела уже как мошенничество с использованием служебных полномочий (ч. 3 ст. 159 УК РФ), а действия Хайбуллина как пособничество этим преступлениям (ч. 5 ст. 33 ч. 3 ст. 159 УК РФ) — в суде выяснилось, ни с кем из экс-потерпевших Хайбуллин не контактировал и лично денег от них не получал.
Старшего по званию Ефим Долгов предложил наказать 4,5 года колонии общего режима со штрафом 200 тысяч, младшего — 3,5 года колонии со штрафом 130 тысяч рублей в доход государства. Также просил о лишении воинских званий полковника и капитана и двухгодичном запрете работы на руководящих должностях.
Кроме того, гособвинитель просил лишить Азата Минибаева его наград за боевые заслуги — Ордена Почета и медали Ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, полученных ранее, согласно Указам президента РФ. По данным «Реального времени», медаль подсудимый получил в 2019-м за участие в военных операциях в Сирии.
Адвокат о справедливости и «несметных богатствах»
О справедливом и беспристрастном решении просил суд адвокат боевого офицера Николай Иванов. По его мнению, доказательств преступления «с использованием служебного положения» на процессе не прозвучало, а смешивать понятия «начальник кафедры», «преподаватель» и «полковник» не стоит. Кроме того, защитник процитировал слова свидетеля, что «Минибаев не нуждается в наказании, так как уже наказан — из училища уволился, отсидел в следственном изоляторе, лишился всего, чего добивался за долгие годы в Вооруженных силах РФ».
Иванов отмечает, что свою вину его подзащитный не отрицал. Но представил суду документы, подтверждающие — деньги шли на ремонт кафедры и благоустройство территории. По данным защиты, эти «неотделимые улучшения» не появились бы, не будь приказа начальства.
— Нажил ли Азат Ринатович за 34 с лишним года службы в Вооруженных силах России и дослужившись до звания полковника какие-то несметные богатства? Если считать «богатством» однокомнатную квартиру, обремененную ипотекой и автомобиль в кредите, то да, нажил, — рассуждал адвокат.
Следующее заседание по этому делу состоится уже осенью.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.