Новости раздела

Рушан Сахбиев, Сбербанк: «В 2015 году у нас не подорвалось ни одной «бомбы»

По итогам 9 месяцев Сбербанк в Татарстане получил прибыль в размере 7,7 млрд рублей. При этом объявленная в 2014 году завершенной программа оптимизации, в ходе которой крупнейший банк страны сократил 1,6 тыс. сотрудников в республике, как выяснилось накануне, в действительности завершилась лишь в этом году. Чем дышит Сбербанк в Татарстане, какие направления его деятельности можно назвать драйверами роста и как сокращалась управленческая вертикаль банка в республике, рассказал управляющий «Сбера» в Татарстане.

Про длинные деньги и замороженные проекты

Начал подведение итогов Рушан Сахбиев с кредитования юридических лиц. «На 1 октября 2015 года отмечается спад по кредитованию юридических лиц. Остаток ссудной задолженности сократился на 12,8 млрд рублей, но мы ожидаем, что до конца года мы выйдем на те же цифры, что были в конце 2014 года —139-140 млрд рублей. Всего за 9 месяцев юрлицам было выдано кредитов на 63 млрд рублей. По-прежнему продолжается поддержка малого бизнеса — ему было выдано кредитов на 3,3 млрд рублей. Из суммы 63 млрд 27,8 млрд рублей приходится на инвестиционные кредиты. То есть те негативные элементы, которые мы наблюдаем в экономике, не связаны со спадом инвестиционной активности со стороны банков. Длинные деньги по-прежнему у Сбербанка есть, и мы выдаем кредиты со сроками 8-10 лет», — сообщил глава «Банка Татарстан».

Другое дело, что имеется инвестиционный спад со стороны предприятий, несмотря на появившиеся ниши в импортозамещении. И ряд отраслей переживает не лучшие времена, следовательно, инвестиционные проекты по ним, особенно связанные с поставкой импортного оборудования, оказались в замороженном состоянии, и требуется время для оживления этого сектора кредитования.

Рушан Сахбиев: «В 2015 году у нас не подорвалось ни одной «бомбы», не появилось проблемных активов в резонансном смысле. Понятно, что выходы малого и среднего бизнеса на просрочку были. Но проблем, аналогичных «ФОНу» или «ВАМИНу», не образовалось». Фото Максима Платонова

Отвечая на вопрос «Реального времени», не прекратил ли банк кредитовать какие-либо отрасли, руководитель Сбербанка в Татарстане заявил, что в любой отрасли есть предприятия, которые чувствуют себя прекрасно. Есть строительные компании, имеющие минимальную долговую нагрузку. Их финансовая устойчивость позволяет реализовывать с ними строительные и девелоперские проекты. Сегодня в кредитном портфеле Сбербанка в РТ присутствуют нефтехимическая промышленность, машиностроение, сельское хозяйство, энергетика.

Далее руководитель татарстанского Сбербанка даже сделал важное заявление: «В 2015 году у нас не подорвалось ни одной «бомбы», не появилось проблемных активов в резонансном смысле. Понятно, что выходы малого и среднего бизнеса на просрочку были. Но проблем, аналогичных «ФОНу» или «ВАМИНу», не образовалось. Это говорит о том, что те риски, которые мы последовательно принимали на себя в течение последних нескольких лет, были взвешенными, умеренными, и где-то мы осознанно не шли на экстенсивный рост кредитного портфеля. Риски для банка — это, наверное, главное, чем он должен управлять. Могу вас заверить, что мы умеем управлять рисками таким образом, чтобы не ставить под угрозу финансовое положение банка».

Ситуация с задолженностью группы компаний «ФОН» не стала «бомбой», потому что образовалась еще в 2007 году. Сбербанк ранее заключил несколько мировых соглашений, которые позволяли группе компаний «ФОН» обслуживать и погашать задолженность. «Но в связи с общим ухудшением экономической ситуации группа компаний «ФОН» перестала обслуживать задолженность, банк был вынужден принять меры, в том числе принудительного взыскания этой задолженности, — пояснил управляющий. — В настоящее время все вопросы, связанные с урегулированием этой задолженности, переданы дочерней компании Сбербанка — «Сбербанк Капитал». Этой компанией было заключено мировое соглашение с «ФОНом». В рамках урегулирования этой проблемы осуществляется в том числе реализация имущества группы компаний».

Упор на вклады

Кредитование физических лиц переживает сложные времена: с начала года по нему у Сбербанка в РТ отмечался спад, но с июля этот тренд был переломлен и остаток ссудной задолженности вырос на 2 млрд рублей. Всего за 9 месяцев физлицам было выдано 18,3 млрд рублей. По словам Рушана Сахбиева, произошло существенное изменение структуры выданных кредитов: упало количество потребительских кредитов и практически не изменился объем ипотеки. На улучшение жилищных условий Сбербанк в Татарстане в этом году выдал кредитов на 12 млрд рублей, из них по программе с государственным субсидированием — 2,9 млрд рублей. На потребительские нужды было выдано 6,3 млрд рублей, это в 2 раза меньше, чем за аналогичный период 2014 года. Ставка по ипотечным кредитам банка начинается от 11,4% годовых, по потребительским — от 14,5%.

Просрочка по кредитам физлиц с начала года выросла на 0,5% и составляет 4% от всего кредитного портфеля. Основная доля приходится на потребительские кредиты. Что касается реализации закона о банкротстве физлиц, сам Сбербанк, по словам Сахбиева, не инициировал банкротства физлиц. Порядка 20 заявлений подали сами заемщики. Сбербанк же стремится решать проблемы с задолженностью реструктуризацией кредитов, сейчас производится до 1 тыс. реструктуризаций кредитов в квартал, и задача, которую ставит банк, — увеличить эту цифру до 2-3 тыс. Для этого в Казани по улице Чуйкова, 2а был открыт специализированный центр. «В Татарстане уровень закредитованности населения достаточно высокий, и этому способствуют не столько банковский сектор, сколько различные микрофинансовые организации», — уверен Рушан Сахбиев.

Большой акцент Сбербанк делал на привлечение средств физических лиц, и это сработало: остаток привлеченных средств физлиц увеличился на 21,4 млрд рублей до 141 млрд рублей. «Банки с государственным участием воспринимаются населением как тихая гавань, куда на время трудных времен можно перевести свои сбережения. При этом у нас никогда не было оттока вкладов», — подчеркнул управляющий Сбербанка в Татарстане.

— Вклады населения формируют до 70% ресурсной базы банка. Поэтому задача по привлечению средств населения во вклады является номером один. Процентные ставки по вкладам будут меняться в зависимости от экономической ситуации. При этом новые ставки, естественно, будут ниже, чем, к примеру, по вкладам, которые открывались в конце прошлого года, — рассказал управляющий «Банка Татарстан». Также он назвал драйверы роста для Сбербанка: «На финансовом рынке в текущий момент для любого коммерческого банка драйверы роста — ипотечные кредиты и пластиковые карты, и все, что с ними связано».

Банк активно выдавал пластиковые карты: за 9 месяцев выдано 100,33 тыс. зарплатных карт, и теперь число активных зарплатных карт достигает 556,13 тыс. карт. 48% пенсионеров республики получают пенсии на карты Сбербанка.

Вертикаль управления

Также Рушан Сахбиев ответил на традиционный вопрос о сокращении персонала Сбербанка. Ранее в рамках реорганизации «Банка Татарстан» были ликвидированы 17 филиалов вместе с их бэк-офисами — все они стали офисами одного филиала в Татарстане. Всего в республике было сокращено порядка 1,6 тыс. сотрудников, но это сокращение компенсировалось набором сотрудников (операционистов и консультантов) во вновь открытые офисы.

По словам управляющего «Банка Татарстан», в течение 2015 года произошло завершающее программу оптимизации сокращение управленческой вертикали, под которую попали руководители отделений, их замы и начальники отделов. «В крупных городах республики фактически дублировался центральный аппарат Сбербанка в Татарстане. Сегодня мы напрямую управляем нашими филиалами и офисами и одновременно увеличиваем количество точек обслуживания. Поэтому в одном месте у нас идет сокращение, в другом — рост. Как итог — количество сотрудников практически не изменилось и сейчас составляет порядка 5 тыс.», — сообщил Сахбиев.

Евгения Газизова

Новости партнеров