Новости раздела

Фотомарафон «100-летие ТАССР»: замдиректора по кадрам завода №16 Б. Русин с молодежью, 1967 год

Проект «Реального времени»: от Татарии — к Татарстану, часть 186-я

Фотомарафон «100-летие ТАССР»: замдиректора по кадрам завода №16 Б. Русин с молодежью, 1967 год
Фото: предоставлено realnoevremya.ru из фондов Музея истории АО КМПО

В 1960-х годах на Казанском моторостроительном заводе №16 осваивались новые двигатели для самолетов, шло активное соцсоревнование и даже проводились конкурсы среди молодежи «Лучший в профессии». На фотографии запечатлен один из таких моментов: замдиректора завода по кадрам Б. Русин выступает перед участниками конкурса «Лучший в профессии» среди молодых специалистов.

Начиная с 1962 года коллектив завода осваивал семейство двигателей НК-8-3 и НК-8-4 конструкции Н. Д. Кузнецова. Эти двигатели с реверсом тяги устанавливались на межконтинентальный самолет ИЛ-62. С 1969 года на заводе начался серийный выпуск двигателя НК-8-2У для самолетов ТУ-154. В то время Министерство гражданской авиации ежегодно перевозило 48% пассажиров на самолетах с двигателями производства Казанского авиамоторного объединения.

В 1969 построили филиал завода в Буинске — там производили товары народного потребления и сельхозтехнику. Позже, в 1976-м, эти два завода объединят, и начнется история КМПО. Но заводчане смотрели в будущее еще дальше: в 1967 в цехе инструментального производства 800 его сотрудников заложили капсулу, которую открыли через 50 лет, в 2017 году. В те годы вообще было модно закладывать подобные капсулы: люди верили, что социалистический строй приведет страну к коммунизму уже совсем скоро, поэтому пытались донести до потомков свои чаяния и стремления.

Одна из фотографий, заложенных в памятную капсулу предоставлено realnoevremya.ru из фондов Музея истории АО КМПО

В 1967 праздновали полвека Октябрьской революции — в честь юбилея капсулу и заложили. Для страны это было великим праздником. На предприятиях старались максимально достойно подойти к этой ключевой вехе. Соревновались по всей стране, соревновались и моторостроители — бригадами, цехами. На заводе работал специальный штаб, который ежедневно посменно подводил итоги этой ударной вахты.

В соцсоревновании по итогам 50 ударных недель победил тот самый 35-й цех — и именно поэтому его сотрудникам была доверена честь обратиться к потомкам. Вскрыли капсулу в год столетия революции. Уже ни о социализме, ни о революции страна почти не помнила, но капсула эта стала трогательным памятным знаком. Вот несколько строк из того послания:

«Вы живете в такое время, когда в понимание жизненных явлений широким фронтом вместе с усиленной атакой физики, вошли химия, математика, кибернетика; в области воздушного транспорта созданы самолеты с вертикальным взлетом и сверхзвуковые реактивные лайнеры, способные перевозить около 700 пассажиров; вы свидетели новых городов в виде одного дома на миллион жителей, и все это создано упорным трудом советского народа…

Мы верим, что вы будете достойными продолжателями идей Ленина, мужественно отстаивать идеалы Октября ».

Обложка того самого номера «Партийной жизни» предоставлено realnoevremya.ru из фондов Музея истории АО КМПО

Вместе с письмом в капсуле лежали ноябрьский номер журнала «Партийная жизнь» 1967 года, три грамоты, почетный список работников 35 цеха и фотографии участников закладки капсулы.

Людмила Губаева
Справка

За помощь в подготовке материала редакция благодарит пресс-службу и Музей истории АО КМПО. Мы будем рады участию наших читателей в наполнении фотопроекта. По вопросам фотомарафона обращайтесь по адресу gubaeva@realnoevremya.ru

ОбществоИстория Татарстан Казанское моторостроительное производственное объединение

Новости партнеров