Новости раздела

Башкирия на пути к гендерному равенству: главой района впервые стала женщина

Из Учалов — в Верхние Киги под тенью Челябинска. Who is Mrs. Gordienko?

Башкирия на пути к гендерному равенству: главой района впервые стала женщина
Фото: glavarb.ru

Сегодня новостные ленты Башкортостана пестрели сообщениями о первой женщине, возглавившей муниципальный район республики. Замглавы администрации Учалинского района Зухра Гордиенко получила повышение и перебралась в Кигинский район. По словам Радия Хабирова, это только первая ласточка. «Реальное время» узнало подробности такого кадрового назначения.

Кто такая Зухра Гордиенко?

В Башкирии впервые главой района назначили женщину. Кигинский район возглавила Зухра Гордиенко. Представляя чиновницу кигинцам, глава региона Радий Хабиров, «гастролировавший» сегодня по северо-востоку республики, немного рассказал о ней: по его словам, новая кигинская начальница родом из Учалов (на самом деле родилась в соседней Челябинской области), долгие годы работала в социальной сфере. Последние восемь лет была заместителем главы администрации Учалинского района по социальным вопросам.

— Она очень энергичный руководитель, — описал ее глава РБ, предложив любить и жаловать. После этого муниципальные депутаты, как и полагается, единогласно поддержали предложенную Хабировым кандидатуру — и Гордиенко стала и.о. главы администрации.

Кроме того, Радий Фаритович пообещал уделять «самое серьезное внимание» северо-восточным районам республики и построить там новые социальные объекты.

О Гордиенко известно не так много. Согласно официальной биографии, Зухра Маулитбаевна родилась в 1976 году в Челябинской области. Однако корнями она из Учалинского района. Окончила два уфимских вуза — ВЭГУ и БАГСУ. Имеет звание «Заслуженный учитель РБ». Работала в администрации Учалинского района — в комитете по делам молодежи, а в последние годы занимала пост заместителя главы по социальным вопросам. До сих пор числится секретарем местного отделения партии «Единая Россия».

Зухра Гордиенко (в девичестве Лукманова) замужем, растит двух дочерей. По словам местных жителей, со своими обязанностями в социальной сфере она справлялась весьма неплохо. Задолго до официальных разнарядок из Уфы завела Instagram, который активно заполняет. В соцсетях она охарактеризовала себя лаконично: «Женщина. Мать. Супруга. По совместительству чиновник социальной сферы».

Фото instagram.com/gordienkozukhra

Рокировочка

Говоря о новом месте работы Зухры Гордиенко, следует пару слов сказать и о ее предшественнике Шамиле Мухаметдинове: тот был направлен в Кигинский район Рустэмом Хамитовым четыре года назад.

Шамиль Радилович до переезда в Верхние Киги был начальником управления главы РБ по вопросам государственной службы и кадровой политике. А до перехода в Белый дом трудился на разных должностях в Государственном собрании — Курултае республики.

По словам источника «Реального времени» в хабировской администрации, кадры — проблемное направление для руководства региона. И Мухаметдинова — довольно хорошего эйчара — могли попросить вернуться в Уфу. Более того, его родной брат Ирек Мухаметдинов год назад стал управляющим банка ВТБ в Башкортостане, при Хамитове он возглавлял башкирский «Россельхозбанк» и работал вице-премьером республики. Влиятельный родственник вполне мог оказать протекцию младшему брату.

Хабиров поблагодарил бывшего главу администрации за работу и наградил орденом Салавата Юлаева. По словам «башлыка», он показал себя эффективным руководителем. А пока бывшего кигинского начальника он определил на работу в Госсобрание РБ.

Не исключено, что Гордиенко пошла на повышение не столько благодаря своим заслугам, сколько из-за возникшей надобности республиканских властей в грамотном кадровике.

Хабиров поблагодарил бывшего главу администрации за работу и наградил орденом Салавата Юлаева. Фото glavarb.ru

Женское лицо власти

— Это только первая ласточка. Мы и дальше будем доверять женщинам серьезные и ответственные посты и исходить при этом не из стереотипов, а исключительно из профессиональных и человеческих качеств претендента, — написал глава Башкортостана Радий Хабиров в соцсетях.

К слову, в Татарстане, закадычном соседе Башкортостана, первая женщина была назначена главой района еще в 2009 году. 11 лет назад Заинский район возглавила Татьяна Воропаева. Сейчас она вносит и принимает законы на уровне республики — в Госсовете РТ, где значится заместителем председателя комитета по социальной политике. Пока в Татарстане женщин во главе муниципальных районов и городских округов нет.

Что касается доверия прекрасному полу со стороны Хабирова, напомним, что сразу после январских каникул пресс-секретарем главы региона стала 24-летняя Диана Ихсанова.

— Ранее, при Хамитове, представительницы прекрасного пола тоже попадали на высокие посты, хотя глав администраций еще не было. Сейчас республику представляет в Совете Федерации Лилия Гумерова, сенатор — довольно высокая должность. Несколько женщин-депутатов представлены в Госдуме. Есть и министры. Действительно, женщин появляется все больше. В республике традиции продолжают формировать политическое мышление, но светское мышление, светский образ жизни приводит к тому, что число женщин будет возрастать, — прокомментировал «Реальному времени» новое назначение политолог Николай Евдокимов.

Непростой район

Отметим, муниципалитет Зухре Гордиенко достался весьма непростой. Кигинский район находится на северо-востоке республики. Основной отраслью производства района остается сельское хозяйство. Считается одним из экономически сложных районов. Немало жителей работают вахтовым методом на Севере. Население — 17 тыс. человек, которое продолжает сокращаться. Согласно переписи 2010 года, более половины населения являются татарами, 41,5% — башкирами.

— Это один из районов, который находится в довольно сложной транспортной доступности: добраться из Уфы можно только через территорию Челябинской области. Район довольно «тяжелый», там нет крупного промышленного производства, нет таких промышленных центров в соседних районах, — подчеркивает Евдокимов.

Однако в муниципалитетах Челябинской области, с которыми граничит Кигинский район, весьма развито промышленное производство (Саткинский, Кусинский, недалеко расположены города Златоуст, Миасс, Усть-Катав, Аша и др.). По мнению эксперта, такое соседство оказывает негативное влияние с точки зрения оттока населения. Жители северо-восточной части республики переезжают в Челябинскую и Свердловскую области.

Кигинский район находится на северо-востоке республики. Основной отраслью производства района остается сельское хозяйство. Считается одним из экономически сложных районов. Фото klyaksina.livejournal.com

— Район непростой, там предстоит много работы. Он слабо представлен и в информационной повестке. Почти не попадает в сводки новостей: с одной стороны, нет резонансных поводов, с другой — нет и достижений. Может быть, Гордиенко удастся изменить ситуацию к лучшему, — резюмировал наш собеседник.

Тимур Рахматуллин
ОбществоВласть Башкортостан
комментарии 19

комментарии

  • Анонимно 21 янв
    Удачи ей
    Ответить
  • Анонимно 21 янв
    не нравится мне слово "гендер". либеральщиной попахивает.
    Ответить
  • Анонимно 21 янв
    сколько информации в одной новости
    Ответить
  • Анонимно 21 янв
    "Согласно переписи 2010 года, более половины населения являются татарами, 41,5% — башкирами"
    -------
    Очень важное замечание автора. Спасибо.
    Это ответ на заявления, будто в РБ татар в башкиры записывают.

    Ответить
    Анонимно 21 янв
    Кигинские "татары" - это в большинстве мишары и немного тептяре. Никаких "татар" там отродясь не бывало
    Ответить
    Анонимно 22 янв
    А мишары - это и есть татары. Не надо тут делить.
    Ответить
  • Анонимно 22 янв
    Кигинский район – чисто татарский район. Там нет никаких башкир. Там много сел и деревень, которые в 17-18 веках переселились из земель современного Татарстана на свободные земли бывшей Ногайской орды. Там тогда жизнь была намного свободнее, чем в Казанской губернии. Кстати таких деревень – тысячи. Никто пока их не изучает, никто пока их не исследует. Только в Кигинском районе – десятки. О деревнях переселенцев Кигинского района когда то подробно писала Исламия апа Латыйпова, когда исследовала свою родословную. Она писала о селах Арсланово, Ибраево и других, в которых жили ее предки. И как она уточнила, во всех этих селах живут потомки переселенцев из современного Татарстана. В районе раньше все школы были татарскими, сейчас – ни одной татарской школы, все перевели на башкирский язык, половину населения переписали в башкиры. Язык – чисто татарский. Только там есть одна особенность. Они любят добавить в конце глагола «кый», в смысле «же» (бит). “Чакырдым кый, килмәдең кый, күңелемне кыйдың кый” (“Чакырдым бит, килмәдең бит, күңелемне кыйдың бит” “Приглашал же я тебя (на свидание), не пришла (же), настроение мое испортила же ”). В соседних районах в татарских деревнях говорят не «кый» а «куй». К примеру в тептярских селах того же Учалинского района так говорят (бардым куй, кайттым куй). Название центра района Кыйгы – как раз от той манеры говорить – кый-Кыйгы.
    Ответить
    Анонимно 22 янв
    В Кигинском районе достаточно башкирских деревень. Не выдумывайте. Просто туда съездите. И татарских-мишарских много.
    Ответить
    Анонимно 23 янв
    Нет ни ордной.
    Там живут в основном потомки переселенцев из бывшей Казанской губернии.
    Некто Арслан вначале туда переселился со своими близкими. Обосновал село Арсланово. Потом туда же переехали и другие татары и целыми обозами, обосновали Ибраево и другие села района. Так пишект Исламия апа Латыйпова.
    Кстати корни Таджутдина Ялчыгула - оттуда.
    Ответить
    Анонимно 29 янв
    Вот он пример, как башкирского просветителя Тажетдина Ялсыгулова записали в татары. И этот процесс продолжается.
    Ответить
  • Анонимно 22 янв
    Учалинский район – тептярский район, в основном тептярский. Есть крупное мишарское село Ахуново. Татар и тептяр там раньше было больше, чем башкир. Даже по переписям. Еще до 90-х годов. Татарсие села – крупные, они расположены на равнинах. Татарское население занималось издревле земледелием, торговлей. А башкирские деревни – небольшие, у склонов гор, они занимались в основном животноводством, охотой, пчеловодством. Учалиский и Ахуновский волости в 17-х годах прошлого столетия не признавали власть правительства Малой Башкирии, у них были свои татарские советы рабочих и крестьянских депутатов. В 90-е годы в районе (когда главой назначили башкира) все тептярские деревни переписали в башкиры, татарские школы перевели в башкирские, во все руководящие посты назначили башкир. Да и учительский состав в школах обновили, убрали тех учителей и директоров, которые воспротивились к башкиризации. То же самое происходило и с врачами. И с работниками культуры. В районе сохранилась единственная татарская школа в Ахунове (родина писателя З.Кадыйровой). Они и в башкиры не записались. Сейчас согласно переписи в районе татар менее 10 %-в, а до 90-го года их было около 40%-в (столько же и русских).
    Ответить
    Анонимно 22 янв
    "Татарское население занималось издревле земледелием, торговлей. А башкирские деревни – небольшие, у склонов гор, они занимались в основном животноводством, охотой, пчеловодством.
    Источник : https://realnoevremТатарское население занималось издревле земледелием, торговлей. А башкирские деревни – небольшие, у склонов гор, они занимались в основном животноводством, охотой, пчеловодством."

    --

    Какие стереотипные у вас представления о башкирах и татарах
    Ответить
  • Анонимно 22 янв
    В Учалинском районе живут «башкиры» рода «табын» и «теляу». Табыны – отатарившиеся монголы. У Чингизхана был темник Майкы бей, его тьма (дивизия, 10 тыс воинов) состояла из табынов-монголов. После восточного похода Майкы бей со своей тьмой остался с ним, не поехал обратно в Монголию. Они кочевали на подножиях Урала, в Зауралье. Потом постепенно отатарились. Но монгольский след там остался. Многие местные топонимы Южного Урала и Зауралья объясняются на монгольском языке. К примеру, вторая по величине гора Южного Урала – Иремель (Ирәмәл) в перевлде с монгольского означает «седло мужчины». И действительно Иремель с двумя головами-вершинами напоминает как раз седло. Да и топоним Яйик – тоже с монгольского. Это в переводе с монгольского «Тихая речка» или «Тихая протока». С продвижением Московии на восток (в основном после строительства Оренбурга) местные табыны записались в башкирское сословие, но не все. Часть из них начала служить белому царю, а часть в составе Казахской орды сопротивлялась против московской экспансии. А какая то часть вместе с остатками Ногайской орды переселилась на Кубань. Таким образом монголы-табыны Майкы бея раскололись на несколько частей и стали потом «башкирами», казахами (они живут рядом с «башкирскими» табынами, на северо-востоке современного Казахстана, расстояние между ними 100 км, но одни уже «казахи», другие «башкиры»). Кщк и ногайцами, крымскими татарами и т.д. Монгольское происхождение зауральских башкир-табынов отчетливо видно из их физиономии. Конечно они смешались с местным населением, с тептярами и другими, но в чисто «башкирских» небольших аулах Учалинского, Абзелилского районов местных «башкир» от монеголов не отлтичить.
    Ответить
  • Анонимно 22 янв
    Один из отпрысков Майкы бея с именем Теляу (Желанный) потом отделился от его улуса. Его улус начали называть улусом Теляу. Потом этих барынов начали называть отдельным племенем. Телевцы тоже разделились на части. Часть их осталась в Зауралье, начала служить Московии, записавшись в башкирское сословие. А часть примкнула к Казахской орде. Сейчас потомков первых причисляют к «башкирскому народу», а потомков вторых – к казахскому. В Учалинском районе живут потомки как раз этих монгол табынов и телевцев.
    От табынов отделились еще несеолько родов. К примеру куваканы. Они живут в Аргаяшском районе Челябинской области. За литературный «башкирский» принят как раз говор этих куваканов. Это тот же татарский язык, испытивший в себе воздействие монгольского. Вот от этого и «сакау» башкирский, чуть омонголившийся татарский.
    Ответить
    Анонимно 22 янв
    табын - это башкирских род. и не надо кавычки тут никакие ставить. вас это не красит.
    Ответить
    Анонимно 22 янв
    Табыны - отатарившиеся монголы.
    Пришлые монголы.
    Те, которые будто бы башкир завоевали, будто бы против которых башкиры 7 лет воевали. Так пишут ваши историки, так в академическом семитоинике "История башкир". Вы уң определитесҗ: монголы вы или башгирды-венгры?
    Ответить
    Анонимно 29 янв
    сначала ты сам определись, кто ты. а башкиры без тебя разберутся
    Ответить
  • Анонимно 22 янв
    Фамилия Лукманова широко распространена среди башкир юго-запада района, у так называемых башкир «теляу» «кубелек-теляу». Предки этой дамы наверно как раз и оттуда. А местное население кубелек-телевцев мало смешались с местным населением, они сохранили черты лиц своих предков, лица у них именно такие восточные.
    Ответить
  • Анонимно 24 янв
    Кто такая Зухра?
    Потомок отатарившихся монгол. Сейчас начинают обрусеть потихонечку.
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии

Новости партнеров