Новости раздела

«Битва металлургов»: рост цен на металл ставит под угрозу капремонт и может повысить цены на новостройки

Пока градоначальники надеются на бога, металлурги в панике из-за нехватки оборотных средств

Встревоженный ценами на металл мэр Казани Ильсур Метшин попросил минстрой РТ «зафиксировать планки для стоимости материалов». Впервые за много лет программа по капремонту может оказаться под угрозой невыполнения из-за резкого скачка стоимости на металл. Металлурги тем временем жалуются на пересыхание денежных потоков и продолжают поднимать отпускные цены, а «Русал» и вовсе закрывает производства. Опрошенные «Реальным времени» трейдеры и аналитики готовятся к «очень интересному времени», не исключая, что объем закупок металла может упасть вдвое.

Ильсур Метшин надеется на бога и пишет в минстрой РТ

Рост цен на стройматериалы, в особенности на металл, начавшийся в конце прошлого года, невозмутимо продолжающийся с началом 2015 года и, кажется, даже не собирающийся заканчиваться, уже активно сказывается на индустрии. Московские девелоперы уже с января этого года через СМИ транслируют, что себестоимость строительства вырастет на 10 — 15%, и намекают на рост цен на новостройки.

Неожиданно рост цен на металл сказался и на планах по капремонту в Казани. Мэрия, судя по всему, присоединяется к команде муниципальных чиновников и бизнесменов, которые уже четвертый месяц подряд бьют по этому поводу в набат. Исходя из заявления, сделанного столичными функционерами на «деловом понедельнике», выполнение программы по капремонту 280 жилых домов и соцучреждений (на эти цели должно быть выделено 1,5 млрд рублей — в прошлом году было отремонтировано 184 дома на 1,38 млрд рублей) в этом году точно не будет профицитным. Как пояснил Метшин, обычно удавалось потратить меньше, чем выделялось бюджетом (напомним, на 2014 год было перекинуто около 45 млн рублей, оставшихся по программе капремонта с 2013 года, — прим. ред.).

«Мы имели экономию и направляли ее на дополнительные дома. Не думаю, что в связи с повышением стоимости материальных ресурсов, той же краски и рубероида, в этом году будет экономия. Дай бог с программой справиться, чтобы сильно не подросли дальше материалы. А так и металл подорожал, сначала на 28%, потом на 17, ну и так далее», — выразил он свои опасения.

Впрочем, помимо того, что Метшин возлагает надежды на бога, он и его команда уже попросили минстрой РТ зафиксировать предельные планки для стоимости материалов, «чтобы можно было рассчитать стоимость программы капремонта». Впрочем, по-видимому, даже ведомство Ирека Файзуллина здесь не всесильно.

Как начиналась кампания региональной «металлургической паники»

Кампания региональной паники по поводу роста цен на металл, напомним, началась с подачи именно минстроя РТ. На итоговой коллегии в конце декабря 2014 года в своем докладе Файзуллин обратил внимание на «необоснованный» рост цен на металл — на тот момент металлурги уже повысили отпускные цены на 25 — 30%. Одновременно с этим в металлосбытовых организациях была полностью раскуплена арматура. А обязательства по строительству соцобъектов, меж тем, никто не отменял. И запланированные средства опять же никто пока увеличивать не собирается.

«Мы должны проанализировать уже разработанные проекты, посмотреть те изменения, которые еще можно совершить, чтобы уложиться в стоимость школ, детских садов», — заявил тогда министр, а после коллегии рассказывал журналистам, что поднявшим цены организациям вопросы должны задать антимонопольная служба и федеральное правительство.

Ирек Файзуллин, в частности, выразил сомнение в том, что рост цен на металл как-то связан с санкциями или валютным кризисом, бросив лаконичную и, по его мнению, все объясняющую фразу: «Есть внешние факторы, но внутри-то страны ничего не случилось!» А президент РТ Рустам Минниханов в свою очередь назвал поведение металлургов «некрасивым».

«Что у металлургов изменилось? Цена на газ? Нет. Внутренняя транспортная логистика? Нет. Зарплата увеличилась? Нет. Мы должны эти вопросы четко прослеживать», — заявил он.

Стоический оптимизм и смирение Ирека Файзуллина

В то время как федеральное и республиканское правительство спешно продолжали тушить кризисный пожар, огонь которого перекидывается с одной отрасли на другую, на пресс-конференции 12 февраля тот же Файзуллин связал рост цен с «сезонными колебаниями на рынке». Но и тогда признался, что как ни пытался, так и не смог объяснить себе «подорожание некоторых материалов». Впрочем, несмотря на то, что рост цен подтвердил по факту самые мрачные прогнозы Файзуллина, минстрой придерживается, кажется, и сейчас некоторого, скажем так, «стоического оптимизма»: кризис, взвинтивший цены на те же импортные материалы и оборудование, республиканским программам не так страшен, так как почти на всех объектах применяемые материалы российского производства.

«Мы надеемся, что металлисты, которые выпускают арматуру (на момент пресс-конференции «локальное удорожание» по арматуре уже произошло на 30% буквально за несколько дней), не будут повышать цены, и мы сможем уложиться в лимиты», — заявил тогда Ирек Файзуллин.

Тот же стоический оптимизм выказывают и на «КАМАЗе», завязанном на металл, наверняка, больше, чем любое другое производство РТ. Как заявил 23 февраля в интервью заводской газете «Вести КАМАЗа» исполнительный директор компании Юрий Герасимов, «рост цен на металлопрокат заставляет сокращать расходы, однако проекты, ориентированные на конкурентоспособность своих грузовиков, «КАМАЗ» замораживать не намерен». Возместить высокие расходы на металл в компании пытаются с помощью резкой экономии. «Это экономия на энергоносителях, целенаправленная работа по импортозамещению и дозагрузка собственных мощностей», — пояснили в компании.

Впрочем, на днях в «Ведомостях» появилось сообщение, что металлурги и автопроизводители урегулировали вопрос по ценам на автомобильный прокат: ММК и «Северсталь» заключили контракты с «КАМАЗом», «УАЗом» и «АвтоВАЗом»…

«Русал» закрывает производства и поднимает цены

Одновременно с региональными жалобами в ФАС, увещеванием металлургов и «надеждами на бога» на федеральном уровне сами производители металла, казалось, хладнокровно и цинично раз за разом повышали цены, точно не слыша воплей с мест. Так, претензии со всех концов страны полетели в Олега Дерипаску, чья компания «Русал» подняла отпускную стоимость первичного алюминия и его сплавов для российских производителей алюминиевых полуфабрикатов практически на 90%. Как пишет отраслевое издание металлургический портал SteelLand.Ru, рассказавший о прошедшем в середине февраля в офисе Российского союза поставщиков металлопродукции (РСПМ) совещании, парадоксальности происходящему повышению внутренних цен добавляет сокращение самого спроса (что в теории, по законам спроса и предложения, должно бы привести и к падению цен, однако на практике «Русал»— фактически монополист рынка — прим. ред.) со стороны потребителей конечной продукции. А девальвация рубля и рост кредитных ставок, вероятно, приведут к снижению покупательной способности на внутреннем рынке РФ еще на 20 — 30%, притом что уже сейчас «ряд ведущих российских предприятий по выпуску алюминиевых профилей и проката вынуждены были провести сокращения персонала либо ввели 4-дневную рабочую неделю».

При этом компании, сильно зависящие от «Русала», разумеется, не преминули обвинить во всех бедах этот самый «Русал» (который уже пригрозил прекратить поставки алюминия вообще, если с его ценой не согласятся). По мнению потребителей алюминия, «Русал» «реализует первичный алюминий на внутреннем рынке по формульной цене с привязкой к стоимости металла на LME (Лондонская биржа металлов — прим. ред.), выраженной в долларах США (кроме того, при расчете цен «Русал» применяет доплату — так называемую региональную премию». При этом подобная формула определения цены принята во всем мире. А с учетом международной ситуации, цены на алюминий на LME могут вырасти на 10 — 15% в связи с ростом дефицита на мировом рынке. В результате ко всему прочему для российских потребителей рост цен может составить 2,5 раза. Как и Ирек Файзуллин, потребители алюминия также решили пожаловаться в ФАС (которая, если так пойдет дальше, в ближайшие месяцы не останется без работы).

«Русал», в свою очередь, заявляет, что действует «в строгом соответствии с предписанием ФАС», а «большая часть сырья (бокситы) ввозится из-за рубежа, так как в России его недостаточно». «Соответственно выросла не цена на продукцию — она снизилась, — а изменился курс доллара, значительную часть расходов при этом компания несет именно в долларах», — объяснили в компании. Несмотря на то, что сам «Русал» также начинает испытывать трудности с формированием своего денежного потока, а ряд производств уже вынужден был закрыть, потребителям алюминия от этой информации, согласитесь, не легче.

Металлурги просят государство «пополнить оборотные средства»

Москва, конечно, не осталась в стороне. 3 марта у первого зампреда правительства РФ Игоря Шувалова было проведено антикризисное совещание, на котором было решено, что металлурги «будут держать цены, а государство за это поддержит их». По сообщению газеты «Ведомости», в числе мер поддержки — неприменение к металлургам экспортных пошлин.

Дело в том, что потребители на внутреннем рынке, испугавшись и обидевшись на производителей металла, предложили со своей стороны сделать максимально некомфортной продажу металла на международном рынке, а то и вовсе — чего мелочиться, действительно? — запретить его вывоз: тем самым, по мысли российских потребителей, предложение металла на внутреннем рынке должно было бы привести и к снижению цены — «в теории»… Кроме того, чиновники обещали подумать о субсидировании процентной ставки в конкретных программах импортозамещения. В переводе на русский язык это означает, что — и это подтвердил владелец «Северстали» Алексей Мордашов — металлургам нужны бюджетные субсидии на пополнение оборотных средств и текущую деятельность. Судя по всему, проблемы с пересыхающим денежным потоком испытывают не только в «Русале».

Так или иначе, эксперты рынка выразили надежду на то, что с учетом того, что «металлургов поддержала девальвация рубля (внутренние цены в долларах ниже экспортных, в рублях они выросли на 25 — 30%) — административная и финансовая поддержка позволит металлургам снизить внутренние рублевые цены при заключении долгосрочных контрактов». В теории. А вот будет ли это на практике, участников рынка «терзают смутные сомнения». Опрошенные газетой «Реальное время» эксперты отмечают, что до середины года стабилизации на рынке металлов можно не ждать.

«В месяцы традиционного роста мы, может, увидим падение»

Эксперты «Реального времени» оценили перспективы рынка металлов.

Дмитрий Глушаков — старший аналитик «Альфа-банка» по металлургии и транспорту:

— Цены на сталь в России всегда были привязаны к ценам на мировых рынках в долларах США. В последние месяцы цены на сталь как в России, так и на мировых рынках в долларах сокращались, но из-за девальвации рубля цены в рублях внутри страны все равно выросли. При этом даже с учетом роста рублевых цен металлурги продают внутри страны на 10 — 20% дешевле, нежели на экспорт.

К примеру, цены на арматуру поднялись с 24 000 до 29 000 рублей за тонну (в долларах упали с $600 за тонну до $470). Горячекатаный рулон вырос в цене с 24 000 до 31 000 рублей (включая НДС).

Мы ожидаем, что рынок устаканится к середине года и цены на внутреннем и экспортном рынках придут к паритету.

Введение повышенных экспортных пошлин нам кажется излишним. Российские металлурги долгие годы вкладывали миллиарды долларов в развитие производства и всегда держали в приоритете российский рынок, никогда не завышая цены по сравнению с экспортными. Поэтому сейчас введение пошлин было бы несправедливым и поставило бы дальнейшее развитие отрасли под вопрос.

Дмитрий Баранов — ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент»:

— Нет ничего удивительного в том, что цены на металлопродукцию растут. Рост стоимости сырья, прочих товаров и услуг, используемых металлургами, вынуждает их повышать отпускные цены. Кроме того, к этому их подталкивает инфляция, существенные валютные колебания, ведь часть необходимых материалов для производства они закупают за рубежом. Увеличилась и стоимость заемных средств, что также повлияло на стоимость готовой продукции металлургов. Цены на сталь в мире растут в последние несколько месяцев — достаточно посмотреть на статистику LME. Кроме того, не стоит забывать, что условия ведения бизнеса, система налогообложения, структура издержек у российских металлургов отличается от их коллег из других стран, и поэтому неверно ожидать у нас такой же стоимости стального проката, как и в других странах.

Так что в повышении цен на металл нет ничего удивительного. Если в январе 2014 года, согласно данным Росстата, стоимость тонны проката плоского горячекатаного из стали (кроме нержавеющей и быстрорежущей) составляла 17 821,67 рубля, то в декабре 2014 года она уже стоила 21 708,31 рубля. А стоимость проката сортового и фасонного горячекатаного, горячетянутого, экструдированного и кованого в январе 2014 года составляла 20 468,13 рубля за тонну, а в декабре цена тонны этого проката составила 23 041,51 рубля за тонну. Естественно, что потребители металлургов, в данном случае строители и машиностроители, будут вынуждены повысить цену на свои товары и услуги, ведь металл — это ключевой ресурс, который они используют.

Сергей Ларионов — директор филиала ЗАО «Сталепромышленная компания»:

— Происходящие в последние три месяца события в российской экономике, галопирующий рост курса валют находят свое прямое отражение и в стоимости продукции металлургических комбинатов. Основное здесь — экспорт, он для металлургов стал существенно выгоднее продажи на внутренний рынок ввиду расчетов в валюте, как следствие — внутренние цены в РФ также подтягивают до уровня экспортных.

На март рядом ключевых металлургических комбинатов уже объявлен очередной рост цен, от 3% до 10% в зависимости от типа проката. Что будет дальше? Рынок сейчас не готов к такому уровню цен, это факт. На сегодняшний день явных предпосылок для существенного роста цен во втором квартале пока нет. Но и вниз опускать цены производители будут неохотно. Вероятно, будут запущены искусственные механизмы сдерживания цен, вроде снижения объемов выпуска или остановки на плановые ремонты.

Делать какие-либо прогнозы — это очень неблагодарное дело! Сегодня уже наблюдается уход ряда игроков с рынка, некоторые находятся в очень тяжелом положении. Особенно те, кто имеет большие кредитные долги, особенно в валюте… Происходит, пусть это жестко звучит, санация рынка. Рынок металла по всем признакам будет нетипичным в этом году. Возможно даже, мы станем свидетелями совершенно нетипичных тенденций, когда в месяцы традиционного роста мы будем видеть падение. Никто сейчас не скажет достоверно, что будет происходить даже в апреле-мае. Одно могу сказать точно, пережив уже два предыдущих кризиса: все проблемы в наших головах. Тот, кто сваливает свои неприятности на внешние проблемы, просто ищет повод для оправдания собственной лени. Кризис — время возможностей! Все кризисы сменяются бурным ростом, уверен, этот не станет исключением.

Спрос на «люмений» упадет в два раза

Азат Загидуллин — генеральный директор «Кукморского завода металлопосуды»:

— На нашем предприятии используются алюминиевые сплавы пищевые. По ГОСТу они вторичные, то есть изготавливаются из лома. Цена на алюминий определяется Лондонской биржей металлов в долларах. За последние три дня наблюдается снижение стоимости на 2%. Основным фактором влияния на цену является наличие спроса.

Наблюдается существенный недостаток в сырье. Поставщики повышают цену. В этой связи и мы были вынуждены повысить цену на изделия из алюминия в среднем на 30%. Но несмотря на это, понижения спроса не наблюдается. Возможно, это связано с тем, что на полках магазинов все меньше товаров зарубежных производителей и приоритет отдается продукции местного производства.

Цены на черный металл и металл нержавеющий также поднялись, но не так существенно.

Евгений Рачков — коммерческий директор ЗАО «Татпроф»:

— Сегодня у единственного поставщика алюминия зафиксирована цена в долларах, поэтому за последние полгода произошел рост цен практически в два раза вместе с ростом курса валюты.

При данных ценах мы ожидаем сокращения рынка потребления алюминия внутри РФ примерно в два раза в ближайшие год-два.

На сегодня компанией «Русал», профильными министерствами и ФАС прорабатываются меры поддержания внутреннего рынка. Прогнозировать исход этих проработок не берусь. Фиксирование внутренней цены в рублях и введение экспортных пошлин могло бы частично этот вопрос решить.

Фото: rosphoto.com (Владислав Багно), kvartirastroy.ru, minstroy.tatarstan.ru, vedomosti.ru, businessinsider.com, ksonline.ru, admbal.ru, diary.ru

Сергей Афанасьев, Гузель Шамилова

Новости партнеров