Крах «Трансаэро»: смерть Примакова, сокращение персонала и судьба казанских «тушек»
«Аэрофлот» продлил перевозку пассажиров проблемной авиакомпании до 15 декабря (Таблица рейсов из столицы РТ)
Сегодня ситуация с авиакомпанией «Трансаэро» оказалась в центре внимания всей страны. Проблемы второго по величине перевозчика страны обсуждались давно, но по-настоящему тревожные звонки прозвучали вчера, когда произошла задержка трансаэровского авиарейса «Даламан (Турция) — Казань». Туристы, возвращавшиеся с Эгейского моря, прождав час, чудом вылетели в Татарстан.
Даламан повторился, но уже в Екатеринбурге
Неприятности с Даламаном повторились один в один вновь уже и сегодня, но с рейсом из Екатеринбурга. Тут же в «Кольцово» застряли на три часа и пассажиры, собравшиеся в Анталью. Вчера турецкий аэропорт отказался выпускать три самолета «Трансаэро» в Екатеринбург, Москву и Омск из-за долгов авиакомпании, но в итоге вылеты, пусть и с задержками, но состоялись.
Сегодня, как выяснила газета «Реальное время», в казанском аэропорту пока проблем с рейсами «Трансаэро» не возникало. Согласно онлайн-табло на сайте аэропорта, сегодня в 9.35 с задержкой в полчаса из Казани самолет перевозчика вылетел в Москву. Следующий рейс «Трансаэро» должен состояться 3 октября в 02.00 из Казани на Кипр, в Ларнаку. Из Москвы ближайший самолет должен прилететь сегодня в 21.25, а из Ларнаки — 3 октября.
В пресс-службе международного аэропорта «Казань» «Реальному времени» сообщили, что «по состоянию на 2 октября задолженность авиакомпании «Трансаэро» перед Международным аэропортом «Казань» за аэродромное обслуживание отсутствует, на данную минуту (14:00 02.10.2015) рейсы авиакомпании «Трансаэро» из Международного аэропорта «Казань» выполняются по расписанию».
— МАК достаточно четко работает со своими компаниями, и многие компании работают с ним по предоплате, — говорит Азамат Сабиров, руководитель AVT. — МАК больше всего денег получает от неавиационной деятельности. Это самый высокий показатель по России, к чему собственно и должны стремиться российские аэропорты. К тому же МАК четко работает с кредиторской задолженностью, поэтому, я думаю, что если она и существует, то она не критичная. Нужно учитывать и то, что «Трансаэро» не так часто летал в Казань — у них всего один был рейс, утром и вечером, поэтому вряд ли задолженность большая.
Но впереди еще несколько чартерных рейсов, так что расслабляться рано.
Расписание полетов авиакомпании «Трансаэро» из Казани (лето 2015)
На «Трансаэро» продано 620 тысяч билетов
По оценкам Российского союза туриндустрии, до 1 октября на регулярные рейсы «Трансаэро» было продано порядка 620 тысяч билетов, большинство из которых приходятся на октябрьские рейсы. Общая стоимость этих билетов, по экспертным оценкам, составляет 9-10 миллиардов рублей. Кроме того, еще примерно 180-200 тысяч мест было реализовано туроператорами в составе турпакетов. Около 70 тысяч клиентов турфирм находились за рубежом, еще более 20 тысяч — на курортах юга России, большинство — в Краснодарском крае и в Крыму. В частности, как рассказала РИА Новости пресс-секретарь Российского союза туриндустрии (РСТ) Ирина Тюрина, «туристов будут не только вывозить с курортов, но и отправлять к местам отдыха. А это десятки тысяч человек. У «Библио Глобуса» только сегодня должны вылететь в 28 стран более 6,3 тысячи человек. «НТК Интурист» до 10 октября отправляет в Турцию порядка 4 тысяч туристов». К слову сказать, вчерашний рейс в Казань из Даламана «поднял» именно «Интурист».
На этом фоне сегодня все с нетерпением ждали официального сообщения от «Трансаэро». Ближе к обеду оно появилось. Авиакомпания «Трансаэро» с 5 октября прекратит полеты за границу. С 15 числа компания перестанет летать внутри страны, заявил гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев. Но уже во второй половине дня на сайте «Аэрофлота» появилась обновленная информация о продлении полетов до 15 декабря.
«Менеджментом компании принято решение продлить срок перевозок пассажиров «Трансаэро» с оформленными билетами до 00:00 часов 15 декабря 2015 года на внутренних и международных направлениях; пассажиры с билетами с датами вылета после 15 декабря смогут оформить возврат денежных средств в полном объеме; по предварительным данным к этому дню будет обеспечена перевозка 95% пассажиров авиакомпании «Трансаэро», — заявили в «Аэрофлоте».
Вывозить будут всем миром
Напомним, что с 1 октября снежный ком проблем «Трансаэро» покатился с горы и стал увеличиваться ужасающими темпами. Вчера стало известно о том, что было принято решение не о спасении компании, а о ее банкротстве. «Интерфакс» сообщил, что акционеры авиакомпании так и не смогли консолидировать 75% + 1 акцию, а кредиторы не согласились на предложенную «Сбербанком» модель реструктуризации долга. Уже сегодня о своих намерениях подать заявление о банкротстве авиаперевозчика заявили ВТБ и «Альфа-Банк».
— С одной стороны, «Аэрофлот», с их слов, должен был приобрести 75% акций плюс 1 за 1 рубль, — рассказывает Азамат Сабиров, генеральный директор AVT. — Но к тому времени, когда оферта была ими объявлена, владелец «Трансаэро» решил, что не будет консолидировать акции. Плешаков пишет, что они со своей стороны следили, чтобы это было сделано, но не было реакции со стороны «Аэрофлота». Третий момент — «Аэрофлот» имел своего управляющего, который изучал внутреннее состояние компании. Видимо, был доклад какой-то, из которого стало понятно, что банкротство — выход из положения, потому что регулировать деятельность компании в существующем положении будет очень сложно. Сейчас прошла информация, что депутат Старовойтов поставил вопрос о возбуждении уголовного дела по итогам аудита деятельности «Трансаэро», по тому, как платились налоги и вывелись в офшор. Видимо, ситуация достаточно серьезная, и «Аэрофлот» не берется за то, чтобы разбираться с этим перевозчиком, и настаивает на банкротстве.
Согласно информации Федерального агентства по туризму, при «Аэрофлоте» создан координационный штаб, а при Росавиации действует штаб по мониторингу за ситуацией, осуществляющий взаимодействие с авиационными властями иностранных государств. Речи об отзыве лицензии «Трансаэро» пока не идет. По данным «Интерфакса», Ассоциация туроператоров России (АТОР) отправила открытое письмо Минтрансу и Росавиации с просьбой гарантировать клиентам «Трансаэро» авиаперелеты на бортах других авиакомпаний.
По данным министерства транспорта РФ, все пассажиры, купившие билеты на самолеты «Трансаэро», должны быть перевезены либо силами самой компании, либо авиакомпаниями группы «Аэрофлот — российские авиалинии», которые включают в себя «Россия», «Донавиа», «Оренбургские авиалинии» и другие. При необходимости к работе готовы подключиться и другие перевозчики — «S7», «Ютэйр», «Уральские авиалинии», «Таймыр».
— Для нас это рабочая ситуация, мы ищем какие-то другие варианты, рассказывает Камиль Тарзиманов — руководитель бюро туристических услуг «Салават тур», чьи клиенты вчера вынуждены были задержатся в Даламане. — Пока «Трансаэро» собирается возить в ближайшие недели. Это продажу билетов запретили на длительный период, а текущие рейсы пока выполняются. Мы отслеживаем вылеты и прилеты. Краткосрочные сбои могут быть, но они уже решились, в частности в Анталии. Есть другие компании, которые летают по тем же направлениям. С местами, конечно, не всегда просто бывает, но альтернативы есть. Летать будут по этим билетам, либо будут покупаться новые. Другие авиакомпании обещают, конечно, вывозить людей, но как это будет осуществляться технически, пока непонятно.
Сергей Пасечник, генеральный директор Companion SP, также считает, что ситуация будет разрешена, правда, с участием руководства страны:
— Разговор с «Трансаэро» ведется уже не первый месяц. Мне кажется, с билетами все решат: рейсы будут выполнены другими компаниями. Прежде всего, наверное, это отразится на крупных туроператорах, кто работал с «Трансаэро» и вовремя не перешел на другие компании. Конечно, решение вопроса без руководства страны не обойдется.
Аресты самолетов и сокращение персонала
Собственный источник «Реального времени», близко знакомый с ситуацией, рассказал, что настроения в компании панические. С начала сентября около 10 самолетов, а это чуть меньше 10% всего флота, были отправлены лизингодателям. На сегодняшний день некоторые самолеты не заправляют керосином, так как он не оплачен. Среди сотрудников «Трансаэро» ходят слуги, что на топливо «пустили» деньги из фонда оплаты труда работников. По словам источника, есть множество случаев проблем с вылетом самолетов компании в различных аэропортах.
В качестве примера, источник, привел ситуацию в аэропорту Лиссабона (Португалия), где Boeing 737-700 арестовали из-за долгов компании и не дали ему улететь с пассажирами в Москву. Другой самолет компания послать испугалась.
Уже во второй половине дня наш источник в авиакомпании «Трансаэро» рассказал о решении компании, что будет делать «Аэрофлот» с активами банкрота.
Один из вариантов спасения перевозчика — «Трансаэро» планируют объединить с тремя компаниями «Аэрофлота» — «Донавиа», Orenair и «Полет». Согласно инсайдерской информации, у компании-должника сократят 6 000 сотрудников. И это при том, что в компании работает 11 тысяч человек. Срок — 2 недели.
Об объединении компаний группы «Аэрофлота» сообщили и РИА Новости со ссылкой на главу «Аэрофлота» Виталия Савельева. Он заявил, что перевозчик намерен объединить компании «Россия», «Донавиа» и «Оренбургские авиалинии» в одну компанию «Россия».
Еще один сценарий был озвучен сегодня на Сочинском форуме. ВЭБ и ВТБ рассматривают возможность создания новой авиакомпании на базе парка «Трансаэро». ВЭБ активно ведет переговоры по этому вопросу.
Этот вариант рассматривается также, как банкротство перевозчика, рассказал глава ВЭБа Владимир Дмитриев в эфире телеканала «Россия 24».
Игра в монополию
После всех случившихся событий Росавиация порекомендовала компании приостановить продажи билетов, и «Трансаэро» фактически сразу последовала ее совету. В самой компании эту информацию не комментируют: пресс-центр на письменные запросы не отвечает, и второй день также не отвечает телефон пресс-центра компании.
Все продавцы билетов тут же среагировали на сообщение о приостановке продаж.
— Да, мы сочли, что небезопасно переадресовывать пользователей на билеты «Трансаэро» и потому выключили их из поиска даже быстрее, чем это сделала сама авиакомпания, — сообщил «Реальному времени» пресс-секретарь компании Aviasales Янис Дзенис. — Дело в том, что совершенно непонятно, какова будет процедуры возврата таких броней, и, чтобы не создавать лишние прецеденты, мы удалили предложения перевозчика из выдачи Aviasales.
Представитель отдела по связям с общественностью портала Tutu.ru Наталья Анисимова также подтвердила информацию об остановке продаж.
— Вчера, 1 октября, после решения о банкротстве, мы полностью приостановили продажи билетов «Трансаэро». Сейчас на сайте «Трансаэро», если вы попробуете купить билет, вы не сможете оформить билет ни по одному из направлений. После долгой обработки запроса происходит возвращение на главную страницу сайта авиаперевозчика. Официальных сообщений от авиакомпании по поводу дальнейшей билетной политики нам пока что не поступало. В целом, по продажам на Туту.ру, доля «Трансаэро» на внутренних перелетах в 2015 году составляла около 10%, на зарубежных — около 8%. Это достаточно большой процент.
Ирина Рябовол, представитель портала momondo в России, рассказала также, что в случае с «Трансаэро» как только Росавиация направила в компанию письмо о приостановке продажи билетов, GDS-системы оперативно выключили их и посреднические фирмы, онлайн-агентства потеряли доступ к предложениям компании. «Мы очень сожалеем о том, что такая крупная и надежная компания, как «Трансаэро», покидает рынок. Тем более, что это может привести к большей монополизации в туристическом секторе. «Аэрофлот» и «Трансаэро» были крупнейшими перевозчиками, и именно они формировали правила и цены на рынке, уравновешивая друг друга. Теперь чаши весов могут пошатнуться, и цены на многих маршрутах не будут привязаны к рыночной ситуации. При этом может сократиться количество рейсов, что несколько сузит выбор путешественников. Стоит отметить, что на некоторых маршрутах, в частности, на многих прямых рейсах, «Аэрофлот» уже практически стал единственным игроком. Ярким примером этого служит перелет из Москвы в Нью-Йорк: «Дельта» ушла с рынка, «Трансаэро» уже тоже. А билеты от зарубежных перевозчиков, которые делают пересадку в Европе, очень дорогие, поскольку на 100% привязаны к курсам валют», — сетует Рябовол.
— На многих направлениях «Трансаэро» делал самые выгодные или одни из самых выгодных предложений пассажирам, причем как по стоимости, так и по времени, аэропорту прибытия и т.д. Например, среди зарубежных направлений можно выделить Москва-Барселона-Москва, Москва-Тель-Авив-Москва, Москва-Нью-Йорк-Москва, Москва-Стамбул-Москва, — говорит Андрей Осинцев, коммерческий директор «Связной Трэвел».
«Удачливый» владелец с авиационными корнями и быстрый взлет
«Трансаэро» считается первой частной авиакомпанией в России. Сама авиакомпания считает своей датой рождения 5 ноября 1991 года, когда ею был осуществлен первый чартерный рейс на арендованном самолете — Москва — Тель-Авив — Москва. Фактически же компания была основана еще в 1990 году 26-летним выпускником аспирантуры Московского авиационного института Александром Плешаковым.
Отец основателя «Трансаэро», Петр Плешаков, занимал должность министра радиопромышленности СССР с 1974 года до смерти в 1987 году. Мать Плешакова, Татьяна Анодина, — создатель и председатель Межгосударственного авиационного комитета, который занимается сертификацией воздушных судов, аэродромов и авиакомпаний, а также расследованиями происшествий на воздушном транспорте. Анодина же бессменно возглавляет комитет с 1991 года. До этого Анодина занимала должность главы НИИ Аэронавигации и, по некоторым данным, была близким другом бывшего российского премьера Евгения Примакова. Он, по этим же данным, являлся главным лоббистом интересов «Трансаэро».
В 1992 году «Трансаэро» получает свой первый самолёт — Ил-86, в 1993 году получает самолёты «Боинг». В 1995 году компания первой в России организовала программу лояльности «Трансаэро Привилегия» для часто летающих пассажиров. С 1996 года у компании появляются дальнемагистральные самолёты и направления. В 2000 году Международная ассоциация воздушного транспорта признаёт «Трансаэро» лидером в обеспечении безопасности авиационных перевозок.
В 2000-е компания «Трансаэро» совершает настоящий прорыв. С 2001 года авиакомпания базируется в аэропорту «Домодедово», а генеральным директором становится Ольга Плешакова, жена основателя компании Александра Плешакова. В 2005 запускается система продажи авиабилетов через интернет. С 2006 года облигации компании размещаются на ММВБ. В 2007 году компания вышла на второе место среди авиакомпаний России по пассажирообороту.
В 2009 году «Трансаэро» полностью переходит на электронные билеты, запускает рейсы в Мексику, а также расширяет сеть по России. Открываются рейсы в Благовещенск, Иркутск, Краснодар, Магадан, Омск, Самару и Уфу. Начинаются полёты в Казань.
Скандал с Ту-214
Однако 2000-е принесли компании и громкий скандал. «Трансаэро» стала единственной авиакомпанией, кроме «Аэрофлота», освобожденной от пошлин на ввоз «Боингов». Однако необходимым условием Минэкономразвития было параллельное приобретение самолетов Ту-214, производившихся в Казани.
В 2005 году «Трансаэро» подписала договор с ОАО «Финанс-лизинг» о поставке десяти самолетов Ту-214, собранных на Казанском авиапроизводственном объединении. Согласно договору, перевозчик обязался взять в лизинг на 15 лет лайнеры, собранные до 2008 года. Стоимость самолетов составила 600 млн долларов. Параллельно «Трансаэро» сэкономила 132 млн долларов на беспошлинном ввозе иностранных самолётов.
— Они должны были закупить ТУ-214, чтобы их освободили от пошлин на ввоз «Боингов», — рассказывает Магомед Закаржаев, советник генерального директора ОАО «Казанское авиапредприятие». — Но «Боинги» завезли, а с российскими самолетами были большие проблемы, от них всячески отказывались, цена была высокая для них, качество не удовлетворяло. Бодались долго, и в конце концов, насколько я помню, они взяли 3 самолета, хотя должны были больше. Надо отдать должное, что нарекания во многом были справедливыми: новый самолет, нет технического обслуживания, нет запчастей, нет серий, поэтому брали их с опаской. В то же время они не хотели платить пошлины за «Боинги».
Сдача первого самолета была назначена на декабрь 2005 года, еще четырех — на 2006 год, еще пяти — на 2008 год. Первый самолет, однако, был получен авиакомпанией в 2007 году, второй — в 2008, третий — в 2009. В 2010 году, однако, президент ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» заявил, что на базе Ту-214 решено больше не строить коммерческие лайнеры из-за высокой стоимости. В флоте «Трансаэро» на данный момент по-прежнему числятся лишь три самолета Ту-214.
Вал долгов
По данным на 2014 год, в рейтинге безопасности полетов «Трансаэро» заняла 17-е место в мире, 6-е — в Европе и 1-е — в России. В мировом рейтинге за год компания поднялась на шесть мест. Однако в этом же году стало известно и о серьезных финансовых проблемах авиаперевозчика. Общие долги «Трансаэро» составили 250–260 млрд руб., из которых 150 млрд — обязательство по лизингу, около 20 млрд — долги перед аэропортами и топливно-заправочными компаниями. Договориться о реструктуризации долгов и господдержке компании не удалось.
1 сентября стало известно о решении передать 75% плюс 1 акцию «Трансаэро» «Аэрофлоту» за 1 рубль. Однако 28 сентября в СМИ появились сообщения, что представители «Трансаэро» сорвали эту сделку, не уложившись в сроки подготовки документов.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.