Тренды авторынка: рекорды «Гранты», китайское лидерство и общий спад
Программы господдержки отечественного автопрома не работают в условиях ограниченного выбора автомобилей
Провальным оказалось первое полугодие 2019-го для российского рынка новых автомобилей. Согласно отчету Ассоциации Европейского Бизнеса (АЕБ), их продажи за первое полугодие по сравнению с прошлым годом упали на 2,4 %. С января по июнь в России было реализовано всего 828 750 новых машин. А в июне продажи легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта снизились по отношению к маю еще на 3,3% — до 151 180 машин. Предсказанное экспертами «Реального времени» падение рынка продолжается третий месяц. О том, насколько сбылись их новогодние прогнозы, почему новые программы господдержки не подхлестнули продажи, и ждать ли в этом году на авторынке традиционного осеннего всплеска — в материале «Реального времени».
Выбор в пользу «Гранты» со слезами на глазах
Рекордных высот, но лишь на фоне других, более дорогих марок и моделей достигли в первом полугодии 2019 года продажи самого дешевого отечественного автомобиля — «Лады Гранты». Объем продаж «Грант», которые заняли первую строчку в топ-25 самых продаваемых в России авто, вырос с 45,67 тыс. в первом полугодии 2018 года до 63,98 тыс. в первом полугодии 2019-го.
Этот рывок предсказал полгода назад руководитель пресс-службы аналитического агентства «Автостат» Азат Тимерханов, основываясь на том, что решение о покупке той или иной модели потребитель будет принимать, ориентируясь в первую очередь на изрядно отощавший кошелек. В полном объеме сбылась и остальная часть его прогноза — точно в предсказанном им порядке выстроились вслед за «Грантой» в первых пяти строчках рейтинга «Лада Веста», Kia Rio, Hyundai Creta и Hyundai Solaris. Но настоящий рост продаж показали лишь «Гранта» (40%) и сильно отставшая от нее «Веста» (12%). И лишь у «Гранты» тенденция к росту продаж сохранилась к июню — плюс 26%, на фоне которых прибавка в 3% продаж Hyundai Creta выглядит совсем незначительной. Остальные три модели в июне ушли в минус.
Плачевной назвал сегодняшнюю ситуацию на российском авторынке главный редактор журнала «АвтоБизнесРевю» Евгений Еськов. По его словам, продажи сворачиваются и будут сворачиваться, поскольку у многих людей уже просто нет денег на приобретение нового автомобиля:
Седан, с дороги — внедорожники едут!
С такими «исходными данными» реклама новых моделей авто становится практически бессмысленной, однако в первом полугодии 2019-го по отношению к первому полугодию 2018-го вдвое выросли продажи Skoda Kodiaq и в целом линейки Haval, а модельный ряд Geely нарастил показатели первого полугодия 2019-го по отношению к аналогичному периоду прошлого года на 284%, а в июне «сделал» 295% от июньских продаж 2018 года.
— Новинки всегда поддерживают продажи, — говорит Евгений Еськов. — Но смотря какие новинки. К примеру, С-класс вообще размылся за последнее время. А рост Hyundai Creta связан с тем, что производитель просто переориентирует рынок, замещает в структуре продаж седаны паркетными внедорожниками. Это же касается и других относительно доступных еще марок, которые уходят в сегмент внедорожников, на которые в России наибольший спрос.
типа ссылка
январь — июнь | % | июнь | % | |||
Модель | 2019 | 2018 | 2019 | 2018 | ||
Лада Гранта | 63 982 | 45 672 | 40% | 11 609 | 9 182 | 26% |
Лада Веста | 55 784 | 49 635 | 12% | 8 947 | 9 843 | -9% |
Kia Rio | 47 431 | 51 558 | -8% | 8 282 | 8 808 | -6% |
Hyundai Creta | 34 629 | 33 224 | 4% | 5 955 | 5 768 | 3% |
Hyundai Solaris | 30 710 | 33 857 | -9% | 6 023 | 6 400 | -6% |
Volkswagen Polo | 27 810 | 26 966 | 3% | 5 415 | 5 269 | 3% |
Лада Ларгус | 20 662 | 20 989 | -2% | 4 381 | 3 846 | 14% |
Renault Duster | 18 713 | 21 290 | -12% | 3 547 | 3 996 | -11% |
Skoda Rapid | 16 978 | 16 964 | 0% | 2 666 | 3 194 | -17% |
Renault Logan | 16 396 | 16 119 | 2% | 2 995 | 3 533 | -15% |
Toyota Camry | 16 321 | 13 884 | 18% | 3 002 | 3 203 | -6% |
Volkswagen Tiguan | 16 294 | 15 579 | 5% | 3 234 | 2 631 | 23% |
Kia Sportage | 15 588 | 16 660 | -6% | 2 367 | 2 956 | -20% |
Лада 4x4 | 15 046 | 15 371 | -2% | 2 273 | 2 672 | -15% |
Renault Sandero | 14 896 | 15 781 | -6% | 2 464 | 2 953 | -17% |
Лада ИксРэй | 13 729 | 16 388 | -16% | 2 567 | 2 302 | 12% |
Renault Kaptur | 13 383 | 15 589 | -14% | 2 649 | 2 664 | -1% |
Toyota RAV4 | 13 277 | 13 423 | -1% | 2 620 | 2 366 | 11% |
Kia Optima | 12 070 | 9 019 | 34% | 2 190 | 1 535 | 43% |
Skoda Octavia | 11 499 | 11 938 | -4% | 2 190 | 2 316 | -5% |
Hyundai Tucson | 11 403 | 10 218 | 12% | 1 958 | 2 317 | -15% |
Nissan Qashqai | 11 270 | 10 275 | 10% | 2 077 | 2 201 | -6% |
Mitsubishi Outlander | 10 656 | 11 329 | -6% | 1 553 | 1 829 | -15% |
Skoda Kodiaq | 10 591 | 3 488 | 204% | 1 996 | 1 293 | 54% |
Chevrolet Niva | 10 549 | 14 203 | -26% | 1 574 | 2 221 | -29% |
Почему не работает «спасательный круг»
— Рынок уже давно находится под воздействием негативных факторов, — согласен с Еськовым Азат Тимерханов. — И людям не до новых моделей автомобилей. Неудивительно, что в июле падение продолжилось, правда, оно было незначительным по отношению к июню — на 2-3 процента.
— А что, по-вашему, могло бы изменить ситуацию?
— Надежда была на программы господдержки, но, на наш взгляд, они вряд ли помогут выйти рынку в плюс — скорее, удержат его от еще более сильного падения. В целом же падение в диапазоне ноль — минус 5 процентов сохранится.
— Программа «Первый семейный автомобиль», получается, не работает?
— Надо учитывать условия, в которых возобновляются программы господдержки. Во-первых, российский автомобильный рынок находится под воздействием негативных факторов — продолжающегося с 2014 года роста цен на автомобили, которые за последние 5 лет увеличились в среднем в полтора раза, тогда как реальные доходы населения падают, людям не до новых автомобилей, которые уже подорожали. Во-вторых, под программы поддержки попадают автомобили массового сегмента, на которые ориентированы покупатели с невысокой платежеспособностью, — стоимостью до одного миллиона рублей. То есть люди уже ограничены в выборе, тогда как совсем недавно планка была более свободной — до 1,5 миллиона.
По мнению эксперта, программа господдержки поможет удержать от падения продажи «Лады», Hyundai, Kia, Volkswagen, Skoda, Renault — марок, которые имеют в своей линейке недорогие бюджетные модели. Попадают в этот список и Datsun с УАЗом. А вот Nissan, Toyota, Mitsubishi и Mazda не попадают.
январь — июнь | % | июнь | % | |||
Марка | 2019 | 2018 | 2019 | 2018 | ||
Лада | 174 186 | 169 884 | 3% | 30 768 | 31 404 | -2% |
Kia | 111 605 | 111 214 | 0% | 19 343 | 19 864 | -3% |
Hyundai | 88 235 | 87 191 | 1% | 16 355 | 16 441 | -1% |
Renault | 64 431 | 70 844 | -9% | 11 944 | 13 567 | -12% |
Volkswagen | 49 771 | 48 158 | 3% | 9 441 | 8 934 | 6% |
Toyota | 46 502 | 47 094 | -1% | 8 548 | 9 117 | -6% |
Skoda | 39 828 | 36 339 | 10% | 7 054 | 7 144 | -1% |
Nissan | 31 339 | 37 037 | -15% | 5 450 | 7 392 | -26% |
ГАЗ комм | 25 960 | 27 095 | -4% | 4 796 | 5 355 | -10% |
Ford | 21 027 | 25 665 | -18% | 6 146 | 4 305 | 43% |
BMW | 19 845 | 16 989 | 17% | 3 610 | 3 135 | 15% |
Mitsubishi | 19 218 | 20 103 | -4% | 2 503 | 3 279 | -24% |
Mercedes-Benz | 18 969 | 18 504 | 3% | 3 475 | 3 315 | 5% |
УАЗ | 16 790 | 17 535 | -4% | 3 140 | 3 122 | 1% |
Mazda | 13 574 | 14 262 | -5% | 2 419 | 2 624 | -8% |
Chevrolet | 11 013 | 14 527 | -24% | 1 671 | 2 316 | -28% |
Datsun | 10 744 | 8 572 | 25% | 1 967 | 1 173 | 68% |
Lexus | 9 257 | 11 507 | -20% | 1 651 | 2 024 | -18% |
Audi | 7 313 | 7 374 | -1% | 1 325 | 1 243 | 7% |
Geely | 4 032 | 1 051 | 284% | 944 | 239 | 295% |
Land Rover | 3 950 | 4 437 | -11% | 737 | 819 | -10% |
Volvo | 3 913 | 3 132 | 25% | 993 | 888 | 12% |
Volkswagen комм | 3 493 | 3 550 | -2% | 648 | 710 | -9% |
Haval | 3 492 | 1 155 | 202% | 725 | 166 | 337% |
Subaru | 3 334 | 3 637 | -8% | 651 | 657 | -1% |
Китайцы рвутся в лидеры, да стереотип не пускает
По словам Тимерханова, в июле по сравнению с прошлым годом сильнее всех выросли продажи Haval — более чем в 4 раза, и Geely — более чем в 3,5 раза, но это не говорит пока о серьезном успехе:
— Здесь надо учитывать низкую сравнительную базу: в прошлом году у них продажи были на низком уровне, поэтому сейчас рост заметнее. Haval в июле продал почти 1 200 машин, Geely — 790. Если сравнивать их с лидерами рынка, то продажи у них в десятки раз меньше, и выходят они за счет кроссоверов, которые традиционно котируются в России.
По мнению генерального директора «Альянс-авто» Евгения Ушмаева, покупатель, выбирая между относительно дешевыми автомобилями, поддается расхожему стереотипу о ненадежности китайской техники.
— Да и понты, как говорится, нашему человеку присущи — поэтому выбирают скорее «корейца», чем «китайца», — отметил он.
Прогноз — отчетливый
Второе место в пятерке лидеров продаж 2019 года он «зарезервировал» также за российским автомобилем — «Лада Веста»:
— Она уже попадает в прямую конкуренцию с бюджетными иномарками, но по цене все же привлекательнее — отсюда сегодняшний отрыв по продажам от Kia Rio на 10 тысяч. Kia Rio в июле продали 54,6 тысячи — во многом потому, что в этой линейке, кроме седана есть хэтчбек, то есть имеется дополнительный выбор. Плюс модель проверенная, она хорошо зарекомендовала себя.
На четвертое место Тимерханов поставил кроссовер Hyundai Creta — «за счет более привлекательной цены по отношению к конкурентам». А на пятое — неувядаемый (пока) Hyundai Solaris, «который собирается на одном заводе с Kia Rio и Hyundai Creta.
Попутно эксперт дал неутешительный прогноз татарстанскому патриарху «Шевроле Нива»:
— Стоит он заметно дешевле конкурентов, но морально и конструктивно давно устарел. Этот автомобиль уже почти 16 лет опускается в нижнюю часть топ-25 и скоро вылетит из него. Отдельные доработки его уже не спасут, а принципиальных изменений нет и не предвидится, поскольку проект свернут.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.