Потомки Чапаева пожаловались Путину на музей предка
Казанцы выиграли конкурс на лучший дизайн-проект музея героя Гражданской войны в Чебоксарах, но им не дают его воплотить
В Чувашии подвели итоги открытого конкурса на лучший дизайн-проект художественно-пространственного решения музея В.И. Чапаева в Чебоксарах. Победа досталась казанской студии дизайна «Айбат» под руководством Сергея Насекина, и наградой в конкурсе был не денежный приз, а преимущественное право на заключение договора. Однако казанская команда столкнулась с тем, что ее пытаются не допустить к воплощению проекта в жизнь. Вопреки условиям состязания, был объявлен тендер на исполнение проекта. При этом главными противниками улучшения музейного пространства неожиданно выступили родственники героя Гражданской войны. Подробности — в материале «Реального времени».
Открытый конкурс
Неприятным инцидентом закончился открытый конкурс на создание дизайн-проекта художественно-пространственного решения музея Чапаева в Чебоксарах. В состязании, объявленном Национальным музеем Чувашии почти год назад — в сентябре 2018 года, приняла участие казанская дизайнерская фирма «Айбат», которой руководит Сергей Насекин.
Естественно, участие в соревновании приняли не только казанцы, заявки подали три команды — из Казани, Москвы и Чебоксар. Было организовано широкое обсуждение конкурсных проектов, участие в котором приняли и деятели культуры, и ученые-историки, и специалисты-музейщики. Победителем конкурса был объявлен проект казанцев, набравший максимальное количество баллов, о чем они были официально уведомлены.
Дизайнеры из Татарстана представили современный проект формирования музейного пространства, который имел в сравнении с конкурентами еще одно серьезное преимущество — приемлемую цену в 690 тыс. рублей. Что касается награды в конкурсе, то денежное вознаграждение в нем не предполагалось, но победитель получал преимущественное право на заключение договора.
Естественно, после победы в конкурсе и заверений руководства Национального музея Чувашии о том, что с ООО «Айбат» будет заключен договор, просьб поторопиться наши дизайнеры, пойдя на коммерческие риски, доработали концепцию и довели проект почти до стопроцентной готовности.
«Пошлые анекдоты и комиксы»
Результаты конкурса были объявлены, и уже через пару недель в одном из чувашских СМИ появился неожиданный материал, в котором автор приводит мнение 14 потомков Чапаева, которые с выводами комиссии не согласились. Что же вменяется дизайнерам студии «Айбат»?
«Авторы победившего проекта предлагают разместить в экспозиции скабрезные анекдоты про Василия Ивановича, иллюстрированные комиксами, а также компьютерные игры на основе вышедшей в 1998 году серии игра про «ВИЧ, Петьку и Анку», порочащих память В.И. Чапаева и его бойцов», — цитирует автор статью потомков Чапаева. Родственники героя войны предлагают выбрать в качестве победителя проект, который отстает от студии «Айбат» на 5 баллов, и не считаться, вероятно, с мнением профессионального жюри.
Потомки героя Гражданской войны решили действовать и через официальные структуры, в одном из чувашских СМИ появилась информация, что одна из родственниц Василия Ивановича даже отправляла вопрос о будущем музея на Прямую линию с российским президентом, проходившую в июне этого года. Что ответил ей Владимир Путин и ответил ли — неизвестно. Было обращение к главе Чувашии Михаилу Игнатьеву с традиционной просьбой «принять меры».
«Комиксы — это вовсе не комиксы»
Казанские дизайнеры, естественно, могут дать разъяснение по всем пунктам претензий. В принципе, в открытом доступе можно посмотреть видеопрезентацию дизайн-проекта студии «Айбат». По мнению Сергея Насекина, авторы публикации или вовсе не удосужились ознакомиться с видеопрезентацией казанцев, или намеренно искажают истину.
Во-первых, ни о каких «скабрезных анекдотах» в работе студии «Айбат» нет и речи. В дизайн-проекте речь идет о том, что Чапаев — до сих пор очень популярная личность и стал уже частью нашего фольклора, что ни для кого не секрет. Кстати, в музее героя в Чебоксарах в 90-е годы продавались сборники анекдотов о нем, и эти анекдоты, как после выхода статьи написала в соцсетях одна из посетительниц музея, рассказывали в прежние времена и сотрудники музея во время экскурсий.
Во-вторых, так называемые «комиксы» оказались вовсе не комиксами, а иллюстрациями к детской книжке «Рассказы о Чапаеве» А. Кононова, вышедшей в издательстве «Детская литература» в 1972 году. Автор рисунков — художник А. Годин. Потомкам героя стоило бы знать литературу о знаменитом предке.
В-третьих, в проекте студии «Айбат» действительно предлагается интерактивная игра, основанная на фрагменте популярного до сих пор фильма «Чапаев», где герой Бориса Бабочкина объясняет ординарцу Петьке правила нахождения командира и боевых порядков на поле битвы. В презентации упоминается игра «Про ВИЧ, Петьку и Анку», но в обратном контексте — как пример игр сомнительного содержания в период культурного упадка 90-х годов прошлого века.
Понятно, что предлагаемая интерактивная игра на основе эпизода из фильма «Чапаев» и то, что было придумано в «лихие девяностые», не имеют между собой ничего общего. Что касается второго зала, то его основа — образ Чапаева в искусстве и фольклоре. Да, Чапаев стал фольклорным героем, никто не будет это оспаривать. И это лишний раз подчеркивает то, что он популярен в народе и интересен потомкам.
«Наш проект бережно относится к концепции данного музея, созданной в 1974 году в здании — памятнике гражданской архитектуры второй половины прошлого века. Изначально музей был разделен на два зала: экспозиционное пространство и кинозал, которые авторы проекта используют по их прямому назначению, дополняя новым содержанием. Наш проект никоим образом не ставит перед собой цель принизить образ легендарного героя Гражданской войны, наоборот, мы хотим подчеркнуть его значение для нескольких поколений наших соотечественников и передать современными методами этот образ потомкам», — пояснил «Реальному времени» Сергей Насекин.
Напомним, что ООО «Айбат» — одна из самых успешных дизайнерских компаний России. В ее активе создание практически всех музеев в Свияжске, музее в Кирове. Один из последних успешных проектов — создание музея Валентина Распутина в Иркутске.
Работать над созданием дизайн-проекта в музее Чапаева было сложно, в экспозиции практически нет подлинных вещей. Как написала в соцсетях одна из посетительниц музея, «музейных предметов там просто не было. Кадры из фильма по стенам, чабанная бурка, папаха, пулемет — все новенькое, немемориальное, да и откуда другому взяться?»
Шли строго по процедуре конкурса
ООО «Айбат» шло четко по процедуре конкурса, все необходимые документы были подготовлены строго в указанные сроки, все условия были соблюдены. Почему так возбудились родственники Чапаева, кто их настроил, если настроил, по какой причине они выбрали менее интересный проект — остается только гадать.
Как мы помним, одним из привлекательных моментов конкурса был пункт о том, что с победителем в преимущественном порядке будет заключен договор. Редакция договора, согласованная с той и другой стороной, имеется, договор составлен в строгом соответствии с ФЗ. Однако 23 июля руководство музея почему-то объявляет тендер на разработку «рабочего проекта экспозиции музея В.И. Чапаева, проекта инженерных систем с рабочими чертежами, а также сметной документации в целях построения новой экспозиции Музея В.И. Чапаева». Начальная цена его лишь немногим превышает предложенную казанцами — 698 400 рублей. Условие победы — наименьшее ценовое предложение.
То есть процедура конкурса на лучший дизайн-проект, которая была официально объявлена, нарушена без зазрения совести. Не говоря уже об обязательствах по отношению к партнерам.
«Да, сейчас объявлен тендер», — подтвердила в телефонном разговоре директор Национального музея Чувашии Ирина Меньшикова. Так что работа казанцев парализована. Тем не менее ее завершение планировалось в первой половине 2020 года. Но пока противники победившего проекта «размахивают шашками».
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.