Новости раздела

До Великого переселения: как саки и массагеты помогли персам против Александра Македонского

Миграции саков, юэчжей, усуней, канцзюев и сарматов. Часть 2

Ярослав Пилипчук продолжает цикл публикаций в «Реальном времени», рассказывающих о ключевых периодах тюркской истории. В сегодняшней колонке украинский историк знакомит читателя с миграциями саков, юэчжей, усуней, канцзюев и сарматов (ч. 1 см. здесь).

Слабый Канцзюй с зависимыми царствами

Китайские источники раскрывают цепочку переселения ираноязычных племен. Впервые юэчжи упомянуты как юйши или юйчжи в трактате «Гуаньцзы». Страна Юйчжи упомянута в «Рассказе о сыне неба Му». Юэчжи были частью скифо-сакского мира. Сыма Цянь в своих «Исторических записях» упоминал, что сюнну победили Большой Юэчжи. Большой Юэчжи занял на западе государство Дахя (Греко-Бактрийское царство). Сыма Цянь лишь упоминал о переселении юэчжей и поражении юэчжийского правителя и его сына от шаньюев сюнну Модэ и Лаошаня. Внук юэчжийского правителя покорил Гаофу (Кабул). Ставка юэчжей находилась к северу от реки Гуйшуй (Амударьи). Численность их войска достигала 100—200 тыс. человек.

Часть юэчжей оставалась в горах и стала называться малыми юэчжами. Рядом с юэчжами упомянуты и другие народы. К северо-востоку от Давани (Ферганы) находилось владение Усунь, которое не присылало послов к сюнну и могло выставить несколько десятков тысяч воинов. Они ранее были зависимы от сюнну и их обычаи были похожи на обычаи сюнну. К северо-западу от Давани находилось владение Канцзюй. Это кочевое владение на востоке было зависимо от сюнну, а на юге — от юэчжей. В своих обычаях канцзюйцы были похожи на юэчжей и могли выставить 90 тыс. человек. От Канцзюя зависело владение Яньцай. По мнению Т. Габуева, яньцай — это владение аорсов. Яньцай обычаями были похожи на Канцзюй, их армия насчитывала 100 тыс. воинов, и жили они поблизости от Северного моря.

В «Старшей истории Хань» указано, что при переселении юэчжи напали на Дахя, прошли с боем Давань, что дает возможность утверждать, что юэчжи отошли из Джунгарии через Тянь-Шань и потом расселились около Сырдарьи вблизи от границы с Дахя (Греко-Бактрийское царство). В «Старшей истории Хань» указано, что войска юэчжей насчитывали 100 тыс. человек, а всего населения — 400 тыс.

Касательно племени сэ (скифов) отмечалось, что часть из них поселилась в Западном Крае (Восточном Туркестане) под властью других племен. Вероятно, сака-парасугудам и были саки, которые жили вблизи Хотана и Кучи. Другая часть племени сэ двинулась на Гибинь (Цзибинь), то есть вошла на территорию Индии в Кашмир. Отмечалось, что сэ владело территорией, которая во время написания «Старшей истории Хань» принадлежала Усунь.

Отмечалось, что Большой Юэчжи также победил правителя народа сэ и тот был вынужден отступить через Висячий переход. Вероятно, тут указано, что с территорий Семиречья и Тянь-Шаня саки были вынуждены перейти через Памир и Гиндукуш. Усунь же охарактеризована как кочевое владение, его люди суровые и являются соседями Канцзюя, Давани и разных малых владений. Народ сэ китайской хроники можно отождествлять со скифами и сакаравлами античных источников. Большое Юэчжи в таком случае — тохары, а канцзюйцев римляне не знали, в отличие от Яньцай — аорсов. Б. Лауфер высказал маловероятную возможность о тождестве юэчжей с согдийцами и относил язык юэчжей к иранским.

Илл. hystory.mediasole.ru

Более позднюю фазу переселений зафиксировала более поздняя китайская хроника — «Поздняя история Хань». Столица Большого Юэчжи локализована уже не в кочевой ставке, а в городе Ланьши. Большое Юэчжи разделено на пять владений — Хюми, Шуаньми, Гуйшуан, Хисей, Думи. Через сто лет после этого правитель Киоцзюкю завоевал Гаофу, уничтожил Пуду и Цзибинь. Его сын Яньгочжень покорил Тяочжи. Соседние правители называли его гуйшуанским (кушанским) правителем. Необходимо отметить, что вместо Яньцай в «Поздней Истории Хань» упоминалось владение Аланья, которое зависело от Канцзюя. При этом отмечается, что Аланья граничит с владением Дацинь (Римская Империя). Они откочевывали с земель вблизи Каньцзюя. В «Поздней истории Хань» говорилось, что правитель Большого Юэчжи отвоевал Гаофу у Аньси (парфян). Кроме того, было указано, что ранее Гаофу зависело от Аньси, Цзибиня, Пуду.

Необходимо также отметить, что в этой хронике отображен упадок Канцзюя. Канцзюйський ван ничего не мог противопоставить мигрантам Чжи-чжи шаньюя, которые вторглись на его земли. Для того, чтобы избавится от них, понадобилась помощь со стороны китайцев. В 70 году н. э. они вместе с китайцами воевали против владений Западного края.

В 85 году канцзюйцы выступали в фарватере политики Кушанского царства. В «Исторических записях» Сыма Цяня Канцзюй был отмечен как слабое владение. Слабым оно кажется и по сведениям «Поздней истории Хань», несмотря на то, что от него были зависимы Яньцай и Аланья, а также пять малых царств — Сусйе, Фуми, Юни, Ги, Юэгянь. Также как его вассалы упоминались владения Янь (платили дань соболями) и Суи (земледельческое владение).

Нужно отметить, что сильными Канцзюйцы были не так много времени. В 101 году до н. э. канцзюйцы поддержали ферганцев в войне против китайцев. Более поздние китайские хронисты указывали, что правопреемниками Канцзюя были Чжеше (Шаш-Ташкент) и Кан (Самарканд). Правящая династия была юэчжийского происхождения из рода Чжаову. При этом археологическими исследованиями засвидетельствовано проникновение иранского кочевого населения в города Средней Азии. Канцзюйцы бежали туда под давлением сюнну в ІІ—ІІІ веках н. э. Посольство от Канцзюй, описанное в «Истории Цзинь», представляло не весь Канцзюй, а лишь одно из его владений.

У «Вэй люэ» не упоминалось о вассальной зависимости Янь и Яньцай. В «Истории Цзинь» Суи рядом с царством Иле упомянуты просто как соседи, а столицей Канцзюя назван город Сусе. Владение Янь локализовано на север от Яньцай, что дает возможность предположить, что это земли в Приуралье или в Западной Сибири. Скорее всего, в ханьское время канцзюйцы вынудили платить дань население кулайской культуры.

Т. Габуев локализирует Сусе на Кашкадарье, Юйни в Шаше (Ташкенте), Фуму в Кушании на Зеравшане, Юегянь в Бухаре, то есть утверждает о зависимости Согда и Шаша от канцзюйцев, что было возможным только когда юэчжи ушли покорять Южную Бактрию и Индию. Возможно, что канцзюйцы находились в некоторой зависимости от юэчжей, на это указывают сведения Сыма Цяня и Фань Е (составителя «Хоу Хань шу»).

Монета Кангюя. Фото wikipedia.org

Видеть в Канцзюе аланскую империю, по теории Н. Лысенко, рискованно, так же, как и видеть в них саков Ташкента, по теории Й. Маркварту. Ю Тайшан видел в канцзюйцях сакаравлов (сакарауков) на основе латинских источников. Погребения канцзюйцов осуществлялись в катакомбах. Ю. Заднепровский считает, что с канцзюйцами можно отождествить население каунчинской и джанской культуры Ташкентского оазиса и средней Сырдарьи. Образ канцзюйцев крепко вошел в культуру согдийцев. Параллели с культурой Канцзюя прослеживаются в причерноморских степях у сарматов. Юэчжи и канцзюйцы могли принадлежать или непосредственно сарматам, или к кругу племен, близких сарматам.

В битве с Александром Македонским

Яньцай и Аланья были малоизвестны в Китае, поскольку посольства из этих стран не прибывали в Китай и не принимали участия в событиях, связанных с Западным Краем. Если обратить внимание на то, что китайцы указывали на соседство этих народов с Дацинь (Римом), то много аорсов и аланов могли откочевать из-под власти Канцзюя. Под властью канцзюйцев могли находиться только наиболее восточные группы этих племен, которые жили в Приаралье. Аланы должны были переселиться на территорию Яньцай-Аорсов с территории Канцзюя. По крайней мере таким образом реконструирует историю ранних аланов Т. Габуев.

Аорсы занимали важную роль в торговле с Индией и провинциями Селевкидов, а потом и Парфии (Мидия и Вавилония). Страбон указывал, что правитель верхних аорсов выставлял войска в 200 тыс. человек, что является существенным преувеличением, как впрочем и сведения китайцев о 100-тысячном войске в Яньцае. Для сравнения соседи Боспора сираки во главе с Абеаком выставляли 20 тыс. всадников. Аорсы контролировали северную ветку Великого шелкового пути из Китая и Согдианы через прикаспийские и приазовские степи до Боспора.

Ю. Заднипровский сопоставляет с аланами джетыасарскую археологическую культуру. В «Исторических записях» Яньцай упомянут как вассал Канцзюя и кочевое владение. Юй Тайшан, как и большинство знатоков китайских исторических текстов, локализовал его на побережьях Каспийского та Аральского морей, а также в районе гор Каратау. В «Поздней истории Хань» аланы названы царством Аланьляо, а их столица названа Ди. Отмечено, что Аланьляо зависит от Канцзюя. В «Вэй Люе» Алань-Яньцай локализирована на севере от Канцзюя, как и владения Лю, Ян, Северное Вуебье. Алань на западе граничило с Дацинь (Римом). Сообщалось, что ранее Алань зависело от Канцзюя.

Нужно отметить, что китайский хронист, рассказывая о Юэчжи, несколько спутал ход событий, и в его хронике произошла контаминация. Киоцзюкю — это никто иной как Куджула Кадфиз. Правителем Кабула в его время был Гермей (из династии эллинских или эллинизированных местных правителей).

Периоду создания Кушанского царства предшествовала эпоха войн. Сначала саки делали набеги на парфян, которые при Митридате І покорили часть Бактрии. Потом при Атрабане І саки вторглись в Парфию и заняли Маргиану, Тапурию и Траксиану. Затем они заняли Дрангиану, которая с того времени начала называться Сакастан. При Фраате ІІ парфяне потеряли владения в Бактрии. Артабан І платил дань сакам. Впрочем, Фраат ІІ успел использовать саков для сопротивления войскам селевкидского правителя Антиоха VII. Еще ранее, во время основания Парфянского царства, Аршак І при помощи племени апасиаков отбил вторжение войск Антиоха ІІІ.

Барельеф из Гандхары, одной из кушанских провинций. Фото vokrugsveta.ru

Необходимо отметить помощь саков персам в походах на Элладу во времена Дария І и Ксеркса. Ксенофонт указывал, что саки обстреливали отряд греческих наемников, которые восстали против своих господ и с боем возвращались домой. Во время битвы под Гавгамелами против Александра Македонского на стороне Дария ІІІ воевали саки и 2 тысячи массагетов. Саки и массагеты помогали бактрийцам и согдийцам воевать против Александра Македонского в Центральной Азии.

Саки были постоянными союзниками иранцев против эллинов, несмотря на разницу (персы и частично парфяне — это зороастрийцы, для которых боги саков и иных кочевых иранцев — это дэвы) в мировоззрении. Лишь при Митридате ІІ парфяне сбросили иго саков и остановили их наступление. Были установлены дипломатические связи с Империей Хань. Этот правитель также победил юэчжей-тохар и их союз распался на пять владений, которые в один кулак собрал лишь Куджула Кадфиз. Что касается гегемонии Цзибиня и Пуду над Кабулом, вероятно, речь идет об эдикте Ашоки и Империи Маурьев. Индийцы некоторое время владели Бактрией. Яньгочженя можно сопоставить с Вимой Кадфизом.

Сакараваки, пазырыкцы и тохари

Касательно племени Усунь китайске хроники сообщают о нем в период с ІІІ века до н. э. до конца І века до н. э. Это владение было важным для китайцев в связи с конфликтом с сюнну. Усунь нападали на сюнну с запада. Усунь ранее кочевали в районе прохода Хеси и потерпели там поражение от юэчжей. Это владение было зависимым от сюнну и во ІІ веке до н. э. Усунь, желая сбросить иго, переселились в горы Тянь-шаня около 160 года до н. э. В 125 году до н. э. в Усунь прибыл Чан Чень, а в 115 году он был уже официальным послом от Империи Хань в Усунь. Посол добивался создания коалиции против сюнну. К ней планировали привлечь Усунь, Юэчжи и Каньцзюй.

Попытка Л. Гумилева сопоставить Усунь с исседонами неубедительна, поскольку представление греков и римлян о Восточной и Центральной Европе, не говоря уже о Центральной Азии, были очень приблизительными. Целиком мифичными были йирки, андрофаги, тисагети. Мало известно о меланхленах, неврах, будинах, гелонах. К тому же исседоны упоминались задолго до того, как европейцам стал известен Китай, и произошла миграция усуней на земли саков. На востоке горизонт знаний европейцев долгое время ограничивался Индией и кочевниками за Согдианой (только у Клавдия Птолемея были намеки на знания о Китае).

Попытка А. Лысенко отождествить усуней с асами (асианами) также неудачна. Усуни упоминались китайцами как жители прежних владений сэ, а не Дахя. Кроме того, китайцы отмечали, что обычаи усуней похожи на те, что были у сюнну. По нашему мнению, несмотря на европеоидную внешность (монголоидных черепов усуней только у 15 процентов), более вероятна гипотеза о принадлежности усуней к алтайским народам.

В 80 году до н. э. усуни воевали против сюнну. В 72 году до н. э. правитель усуней (гуньмо) Вукучими помогал китайцам в войне против сюнну. Сын этого гуньмо стал правителем Яркенда, а его дочь состояла в браке с правителем Кучи. Этноним усунь исчезает еще до нашей эры и случайно появляется уже в «Истории северных династий», где указано, что Полона — это прежнее Усунь. Учитывая перерыв в сведениях о государстве в несколько веков, мы не можем доверять автору «Истории северных династий», который утверждал о преемственности Усунь и Полоны. Вероятно, Полона была образована иным кочевым народом. Усунь могли завоевать динлины, которых мигрировать на запад могли вынудить или сюнну, или сяньби.

С. Толстов предположил, что сакалавры — это одно из племен массагетов. Рядом с амюргиями (сака-хаомаварга) он упоминал хорасмиев, апасиаков, дербиков, асиев (ятии, асиане), аттасии (аугасии, аугалы). Апасиаки жили вблизи Хорезма, дербики — на средней Амударье, асии — на средней Сырдарье. Полибий локализировал апасиаков между Доном и Сырдарьей, Стефан Византийский — на побережье Аральского моря, а Страбон — на Сырдарье. Ученый предполагал, что войска саков входили в состав войск сатрапа Бактрии при Ахеменидах.

Китайское посольство к юэчжи. Пещеры Могао, настенная роспись (около 618—712 г. н. э.). Фото wikipedia.org

По мнению Б. Вайнберг, сакараваки были частью юэчжей. Юэчжи перед вторжением в Бактрию завоевали Хорезм, пройдя через Устюрт. В археологическом отношении юэчжей можно отождествить с пазырыкцами. Пришли юэчжи в Среднюю Азию из коридора Хэси. Переселившись на новые территории, юэчжи вошли в общность, известную как прохоровская культура, в которую входили сако-массагетские и сарматские племена. Для юэчжей были характерны погребения в катакомбах и подбоях. По мнению исследователя, юэчжи попали в Согд через Хорезм. Эта точка зрения вызвала протест у А. Таирова. Да и в «Старшей истории Хань» указано, что юэчжи мигрировали через Фергану. Но у Сыма Цяня вообще не было сказано про маршрут. Исследователь (Б. Вайнберг) привел аналогию с проникновением узбеков в Мавераннахр. Сакараваков он считал одним из юэчжийских племен, а судьбу юэчжей крепко связывал с саками.

Орозий локализовал сакаравлов вблизи реки Ганг (возможно, Канг — это Сырдарья). Б. Вайнберг считает возможной локализацию юэчжей у Балханских гор и Мангышлака. С ними были связаны подбойные погребения на плато Устюрт и вблизи Хорезма. Правящая династия позднеантичного Хорезма отличалась от династии древнеперсидской эпохи, и ее тамга была кушанской, похожей на тамги Бухары и Самарканда.

С тохарами Б. Вайнберг связывал население каунчинской культуры. Каунчинская культура связана с Шашем, который тяготел к Канцзюю. Ю. Заднепровский указывал на связь каунчинцев с канцзюйцями. Юечжами могла быть часть населения Канцзюя. Необходимо отметить, что в китайских источниках было указано, что Кан и другие царства Согда были потомками правящей династии Канцзюя, которая происходила из юэчжийского рода Чжаову. Тамги кушан являются похожими на сарматские тамги, а юэчжи, вероятно, были тесно связаны с сарматами. Предположение Й. Маркварта, что Канцзюй — это государство саков Чача маловероятно. Б. Литвинский отождествлял с Ферганой сака парасугудам. Саки не связываются китайцами с Чачем, который известен в «Истории северных династий» как Чжэшэ. По мнению Б. Вайнберг, Кангха — это район дельты Сырдарьи.

М. Ольбрихт считал, что на Парфию напали тохари (юэчжи) и саки, которые перед этим покорили Бактрию и Согдиану. Они столкнулись с парфянами, которые до Митридата І были гегемонами Средней Азии. По мнению исследователя, кочевники захватили Согдиану уже в ІІІ веке до н. э. Тохары-юэчжи вынудили другие племена напасть на владения Аршакидов. Т. Габуев считает, что усуни — это асианы-пасиане в латиноязычных источниках, а возвышение роли Канцзюя произошло вследствие вхождения в этот союз группировок юэчжей и усунь.

Продолжение следует

Ярослав Пилипчук
Справка

Ярослав Пилипчук окончил Национальный педагогический университет им. М.П. Драгоманова в Киеве в 2006 году по специальности «История и право». В 2010 году в Институте востоковедения им. А.Ю. Крымского НАН Украины защитил диссертацию по специальности «Всемирная история. Монгольское завоевание Дешт-и-Кыпчак в XIII веке».

ОбществоИстория
комментарии 51

комментарии

  • Анонимно 18 апр
    Всюду жизнь.
    Ответить
    Анонимно 18 апр
    ...историк знакомит читателя с миграциями...
    =======================
    Этот учёный, удивительно легко толкает народы и цивилизации из угла в угол.
    Все эти рокировки не всегда подтверждаются исследования генетиков, типа, кто куда и за кем переселялся.

    Например, от гуннов с Урала, про которых автор гнал нихилую волну на сайте, даже генов никаких в Европе ни осталось.
    Кадр же легко объяснил пропажу всех гунновых генов их ассимиляцией.
    Ответить
    Анонимно 18 апр
    Ну грант то был выделен, надо было легализовать. А вы про какие то генетики-шменетики тут
    Ответить
    Анонимно 18 апр
    ...то генетики-шменетики...
    =============================
    Это большой перечень сайтов и статей.
    Сами свою эрудицию нагрузите.
    Если кратко, то сначала шла волна славян из Европы в Азию, а потом уже азии двинули в сторону Европы.
    Сам же ген из Индии.
    Если же все рассказки тюрко-историков проверять по генам, то правды в этих трудах немного или вообще нет.
    Не верите?
    Сами попробуйте всё по генам проверить.)))
    Ответить
    Анонимно 18 апр
    /Например, от гуннов с Урала, про которых автор гнал нихилую волну на сайте, даже генов никаких в Европе ни осталось.
    Кадр же легко объяснил пропажу всех гунновых генов их ассимиляцией./
    Дочернии линии от гаплогруппы R1, R1b и R1a как сестринские, палеогенетика описывает их происхождение южнее Байкала.
    Ответить
    Анонимно 18 апр
    А ваша версия соответствует законам физики? Если уж речь зашла об эрудиции
    Ответить
    Анонимно 19 апр
    ...их происхождение южнее Байкала.
    ===========
    У вас в детстве все игрушки деревянные были?
    Туго у вас с логикой.
    От гуннов генов в Европе не нашли, а вас на Байкал кинуло.
    Ответить
    Анонимно 19 апр
    ...речь зашла об эрудиции
    ====================
    Тогда не будем усложнять себе жисть разными непонятными словами.
    Плюньте на эрудицию.
    Если на пальцах, без эрудиции, то гунновых генов с Урала в Европе нигде нет.
    Теперь то хоть понили, да?
    Ответить
  • Анонимно 18 апр
    Автор пишет только о мужиках, о бабах ничего не пишет.
    Женщины в кочевых обществах не имели никакого "веса"?
    Не может этого быть.

    Чтобы понять пути миграции животных учёные в первую очередь изучают поведение самок.
    Наверное и на заре человечества самки играли огромную роль в жизни общества.
    Конечно не такую подавляющую, как в современном обществе.
    Но все же?
    Ответить
    Анонимно 18 апр
    Че то в мире животных какое то
    Ответить
  • Анонимно 18 апр
    Тогда такие монеты интересные были
    Ответить
    Анонимно 18 апр
    Вы в казанских колодцах лучше пошарьте.
    Тама таких монет на юбилей - десять тыщ лет Казани хватит.
    Ответить
  • Анонимно 18 апр
    Всё они предки татар. От сарматов осталась их столица Сарманово, от саков - Саклов-Баш, от массагетов-Масягутово.
    Ответить
    Анонимно 18 апр
    Ну а в Битаманах придумали первый в мире биткоин.
    Ответить
    Анонимно 18 апр
    Это шутка о предках татар?
    Ответить
    Анонимно 18 апр
    Да, но понять дано не всем. Некоторые цепляются как за версию и воплощают в концепции.
    Ответить
    Анонимно 18 апр
    Масягутово основано башкирами и находится в РБ.
    Ответить
    Анонимно 18 апр
    Башкиры-это потерянное племя скифов. Ну типа девятого легиона.
    Ответить
    Анонимно 18 апр
    Мясагутово получило свое название от татаро-исламского имени Мәсәгут (Масагуд). Означает - дарующий счастье (Сагуд - счастье, счастливый). Таких религиозных имен у башкир нет. Они не были религиозными. У них языческие имена.
    Ответить
    Анонимно 18 апр
    (Мясагутово получило свое название от татаро-исламского имени Мәсәгут)

    А вы что татары уже и ислам себе прихватизировали? Исламское не означает татарское. И у башкир такое имя есть, Масгут, Масхут.
    Хотя может и не от имени человека село названо.
    Ответить
    Анонимно 18 апр
    Что и требовалось доказать! Это все от массагетов
    Ответить
    Анонимно 18 апр
    В аксубаевском районе есть деревня Старый Татарский Адам. Ну вощем, вы поняли, от кого тут все произошли
    Ответить
  • Анонимно 18 апр
    От кого осталось Чудиково Вологодской области?
    Ответить
  • Анонимно 18 апр
    Страшно и спросить кто основал в Нижегородской области деревню Большое Содомово...
    Ответить
    Анонимно 18 апр
    Из Википедии:

    "Большой Содом — название населённых пунктов в России, отразившее борьбу религиозных взглядов, в которой библейское название Содом использовалось как нарицательное...".
    Ответить
  • Анонимно 18 апр
    Деревня Чуваки в Пермском крае, деревня Жадины в Новгородской области, деревня Большой Смердяч в Вологодской области, город Дно в Псковской области, деревня Колбаса в Новосибирской области...
    Ответить
  • Анонимно 18 апр
    Надо срочно переписывать учебник истории России.
    Ответить
    Анонимно 18 апр
    Надо срочно переписывать учебник истории России.
    =================
    Новая концепция учебника истории:
    Ученые решили отменить татаро-монгольское иго.

    Тут надо отдать должное упрямым ученым из Татарстана и лично вице-президенту Академии наук Рафаэлю Хакимову. Тот заявил, что в Казани «Золотая Орда считается империей, а Чингисхан не завоевателем, а реформатором», и с этим надо как-то считаться.

    Вошли в положение. Отныне это не иго, а «система зависимости русских земель от ордынских ханов».

    Что действительно выглядит бархатно и политкорректно, хотя многие жители Руси XIII века, думаю, были бы изумлены и матерно не согласны.
    Ответить
    Анонимно 18 апр
    Не было никакой "Руси" в 13 веке. Были аулы варягов Рюриковичей, штук триста-четыреста, а дань с них брало штук сто князей Рюриковичей, забавой которых было убивать и грабить друг друга.

    Битва на Калке и разгром этих смехотворных "княжеств" (в каждом 1 город княжеский и 3 деревни лапотников) показали ху из ху. Рюриковичи были дикарями-лапотниками по сравнению с сыновьями Чингисхана. Батый вмиг научил "русских" уму-разуму и ушел с войском дальше, громить европейцев, даже взвод своих солдат в русских аулах не оставил, так как вообще не боялся этих лапотников...
    Ответить
    Анонимно 18 апр
    ...вмиг научил...
    ===============
    ПрАААльнА!!!
    Русским даже с печки слезать не пришлось, за них и для них всё татары сделали, которые не щадя себя рвали свои жилы, чтобы у русских было самое огромное и богатое государство в мире.

    И у татар всё получилось!!!
    Теперь у русских обалденная по всем параметрам страна, а бедолаги татары для себя даже сарая не построили.
    Ответить
    Анонимно 18 апр
    {обалденная по всем параметрам страна}

    Ты сам в это вериш?
    Ответить
    Анонимно 19 апр
    Покаж лучше. Поглядим.
    Если из России вытолкать всю коммуняцкю дурь и перерисовать всё без расистского деления страны и населения по нац признаку, то вряд ли где в мире будет что-то лучше
    Ответить
  • Анонимно 18 апр
    Ярослав, когда продолжение?
    Ответить
  • Анонимно 18 апр
    мерзкие мутации происходят в исторической науке. все переворачивают с ног на голову и наоборот
    Ответить
    Анонимно 18 апр
    В "истории" так было всегда.
    Ответить
    Анонимно 18 апр
    ...в исторической науке. все переворачивают с ног на голову...
    ================
    ПрАААльнА!!!
    Чай история это вам не таблица умножения, в которой дважды два - четыре.
    В истории всё зависит от того, кто с кем об чём сумеет договориться.
    Тогда любую брехню называют гипотезой, и уже врут напропалую.
    Ответить
    Анонимно 18 апр
    РаСскажи нАм еще про выдуманную ПоД грибами ТеоРию ОтНоситеЛьности и про прИдуманнЫй алКоголиКами больШой вЗрыв, котороГо ниКто НиКоГДА не виДел.
    Ответить
    Анонимно 18 апр
    Ха-ха. Плюсую!!! Ещё про параллельные вселенные нам парят и про "частичку бога". На миллиарды несколько миллиардов дурачков разводят. Жулики -- химики и физики ))))))))))) Историки на ихнем фоне божьи одуванчики )))))))))
    Ответить
    Анонимно 19 апр
    РаСскажи нАм еще про выдуманную ПоД грибами
    ==========================
    После того, как живший на теплом древнем Востоке Авиценна самолично приладил змеевик к ранее тама же изобретённому самогонному аппарату...

    Все изобретательство, у последователей, на этом и закончилось, ввиду потери интереса к этой всей маете.
    А все их умственные устремления замутнённого сознания переключились на созерцательную философию и поэзию без рифмы.

    Поэтому в мануале последователей, единственным во всём мире, даже специально записан запрет на питие алкоголя, но, видать, поздно записали.
    Ответить
  • Анонимно 18 апр
    Массагеты они совсем не массагеты.
    Они бассагеты, точнее, башсагиты-башкирсагиты. Башкиры некоего башкирского вождя Сагита. Так утверждают уфимские великие историки.
    Ответить
    Анонимно 18 апр
    От татарских не далеко ушли так то
    Ответить
  • Анонимно 18 апр
    Делаю выводы :
    наши форумчане не готовы обсуждать историю восточных иранцев -саков массагетов (скифов ) сармат алан..
    Слишком много внимания уделяется монголам ,хуннам ,кимакам, кипчакам ,печенегам , гузаам, которые генетически и культурно поволжским татарам совсем не родня .
    По этому татарам не остается времени .для изучения истории своих реальных предков -саков(скифов) , сарматов , алан....
    Ответить
    Анонимно 18 апр
    Мы татары историю скифов НЕ обсуждаем: скифский мир это мир нОнешных тюрко-татар априори так сказать. Мы татары обсуждаем то, где у оппонентов еще остались сомнения. Тут богатырЯм русским надо еще многое объяснять... ОнЕ варяги скандинавские не хотят знать чуждую им историю Центральной Евразии...
    Ответить
    Анонимно 18 апр
    Смените дилера, что ли...
    Ответить
  • Анонимно 18 апр

    Расовая кранотипия скифо-сармат-алан и
    болгар
    Владислав А.
    Рыжков
    Вестник Академии ДНК генеалогии: Volume 6, No. 4 April 2013

    Казанские татары с неплохой вероятностью мог
    ли бы количественно
    наследовать как
    сакоскифам Алтая (Новотроицкого), так и савроматам,
    но наилучшим представлением
    (±1.5%) выглядит таковое через три
    волны сложения татар Булгарии как:
    1) САКОСКИФЫ Алтая и САКИ Средней Азии (И7/МД)
    в сумме 53% ;
    2) пьяноборцы 28%;
    3) средневековые славяне СЗЦ РР (северо-запада-центра РР) 19%

    Современные Казанские Татары (11, без УВЛ) =
    28±5% пьяноборцы + 37% И7МД
    +19% СЛАВЯНЕ СЗЦРР / 6% Н.Е.
    /9% авары, 93±9% САКОСКИФЫ Алтая, Новотр. /7%
    Н.Е.,
    90±11% САВРОМАТЫ /10% С2Л
    Аз, 83±13% Аржан 2 СКИФЫ / 17% Н.Е
    -
    Ответить
  • Анонимно 18 апр
    Тамга на монете Кангюя напоминает тамги золотоордынских ханов.
    Ответить
  • Анонимно 20 апр
    Кангюй иранцы , ханы Золотой Орды -монголы
    Ни чего общего
    Вам просто показалось
    Если даже есть небольшое сходство , что они может быть случайным
    Ответить
  • Анонимно 20 апр
    Современные Казанские Татары (11, без УВЛ) =
    28±5% пьяноборцы + 37% И7МД
    +19% СЛАВЯНЕ СЗЦРР / 6% Н.Е.
    /9% авары, 93±9% САКОСКИФЫ Алтая, Новотр. /7%
    Н.Е.,
    90±11% САВРОМАТЫ /10% С2Л
    Аз, 83±13% Аржан 2 СКИФЫ / 17% Н.Е
    ---------------------------------------------------------------------
    Здесь показаны доли разных древних компонентов в антротипе современных казанских татар.
    Доминирует скифо-сакско--сарматский суперстрат
    пьяноборцы-финно-угры
    славяне - есть славяне
    авары -близки к булгарам
    Ответить
  • Анонимно 20 апр
    Анонимно 18 апр
    Мы татары историю скифов НЕ обсуждаем: скифский мир это мир нОнешных тюрко-татар априори так сказать. Мы татары обсуждаем то, где у оппонентов еще остались сомнения. Тут богатырЯм русским надо еще многое объяснять... ОнЕ варяги скандинавские не хотят знать чуждую им историю Центральной Евразии...
    Ответить
    -------------------------------------------------
    Викинги также вошли в состав поволжских татар.Генетические исследования выявили скандинавские субклады ряда гаплогрупп у татар.И вообще с русскими у татар большая часть генетических компонентов--общие.
    Русские генетически ближе к татарам Поволжья , чем финно-угры ..Русские даже ближе татарам чем чуваши
    Ответить
  • Анонимно 02 дек
    Первое тысячелетие до н.э. период преобладания "иранских" народов в степном поясе. Затем возвысились тюрки, начался процесс тюркизации степных народов. Не надо юэчжей тюрками называть и прочих саков. В южной Сибири проживали индоевропейцы. Эти юэчжи , возможно, предки русов. Аблат Ходжаев считает, что юэчжи переводится с китайского как Рузие.
    Ответить
  • Анонимно 02 дек
    Очень неплохо история Степного пояса освещена в труде Ю.Н. Рериха: История Средней Азии, трёхтомник. Первый том о преобладании иранских народов, второй том тюрки,и третий тибетцы и тд.
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии

Новости партнеров