Новости раздела

«Каждый должен нести свой рюкзак»: Ильшат Гафуров рассказал, как в КФУ готовят татарскую элиту

Учителя-билингвы после получения диплома уедут работать в районы. Но парламентарии сомневаются, что они будут там востребованы

Институт татарской энциклопедии и регионоведения готовит онлайн-энциклопедию Tatarica 2.0. Предполагается, что она будет похожа, например, на Оксфордскую онлайн-энциклопедию. Правда, татарстанский институт испытывает проблемы с кадрами и не может широко распространять свои труды в массы. На заседании комитета Госсовета РТ по образованию, культуре, науке и национальным вопросам вновь обсудили, кроме того, подготовку учителей-билингвов. Как выяснилось, на эту специальность идут выпускники школ, получившие на ЕГЭ меньше баллов, чем дети, поступающие на общих основаниях. Подробности — в репортаже «Реального времени».

Почему в ИТЭР стало меньше ученых

Заседание Госсовета началось с обсуждения достижений и проблем Института татарской энциклопедии и регионоведения, который в этом году отмечает свое 25-летие. О них подробно рассказал директор Института Искандер Гилязов. Надо отметить, что болевых точек он не скрывал.

К примеру, из слайда «Кадровый потенциал Института» следовало, что сотрудников с каждым годом становилось меньше. К примеру, в 2012 году в Институте трудились 109 ученых, в 2015-м — 74, а в 2018-м — всего 50. То есть за последние шесть лет штат сократился более чем вдвое. Правда, следующие слайды показывали, что, несмотря на это сокращение, количество публикаций в Институте татарской энциклопедии и регионоведения только увеличивалось. Выросло и участие в конференциях и грантах.

Далее Гилязов рассказал об аспирантуре, которая существует в Институте с 1995 года. Если раньше она работала по трем специальностям, то на сегодняшний день осталась только одна — «Отечественная история». Из презентации следовало, что за все время в аспирантуру было принято 88 аспирантов, 29 из 69 закончивших аспирантуру (43%) защитили кандидатские диссертации.

Перечислим наиболее свежие труды Института энциклопедии, которые был изданы в последние три года и которые были названы в презентации Искандера Гилязова. Это «Регионы компактного проживания татар в Российской Федерации», «Татары Казахстана», «Татарская деревня в местах компактного проживания татар в Среднем Поволжье: история и современность» (2017), а также отраслевые энциклопедии, например по природе и природным ресурсам Татарстана. Также планируется издать еще два научных труда — «Татары Узбекистана» и «Татары Финляндии». Кроме того, Институт Татарской энциклопедии и регионоведения трудится над созданием онлайн-энциклопедии Tatarica.2.0. Такую, например, создали в Оксфорде.

Заседание началось с обсуждения достижений и проблем Института татарской энциклопедии и регионоведения. Разиль Валеев поинтересовался, почему сократилось число сотрудников Института

Как только Гилязов закончил свой доклад, председатель комитета Госсовета РТ по образованию, культуре, науке и национальным вопросам Разиль Валеев поинтересовался, почему же сократилось число сотрудников института.

— Если одним словом, то есть такое понятие как оптимизация. Я работаю в институте с 2015 года. За это время сокращения были. В рамках работы в Академии наук некоторые единицы переходили в другие институты, мы делились. И вот такая ситуация сложилась на сегодняшний день, — ответил Искандер Гилязов.

Отвечая на вопрос, почему труды ученых Института татарской энциклопедии и регионоведения выпускаются не слишком большими тиражами, он пояснил, что тираж привязан к финансированию. Но есть и другая проблема, не связанная с деньгами, — книги продавать нельзя, так как они изданы на государственные деньги. Несмотря на то что есть много желающих купить их, издания можно распространять только на конференциях или отдавать в библиотеки. Вот и получается, что книг не так много, но и их распространить на широкую аудиторию не получается.

Ректор КФУ Ильшат Гафуров заступился за коллегу и предложил продавать хотя бы часть изданий.

— Мы бы тоже покупали. Во время поездок и командировок мы бы их дарили. А сегодня получается, что тебе эти книги дают. Но ты берешь их на баланс и даже не можешь никому подарить, — заметил Гафуров.

«В деревнях переизбыток учителей»

Опустив несколько докладов, перейдем к выступлению замминистра образования и науки Татарстана Натальи Гречанниковой — пожалуй, именно оно вызвало больше всего дискуссий. В частности, наибольший интерес привлекла та часть ее доклада, которая была посвящена преподаванию татарского языка.

Как рассказала Гречанникова, проекты примерных программ по родному языку и родной литературе для 1—9 классов прошли процедуру экспертизы, а проекты программ для 10—11 классов на экспертизу направлены. По словам замминистра образования и науки Татарстана, в настоящее время 89 учебников по татарскому языку и литературе включены в федеральный перечень учебников, а 24 учебно-методических комплекта используются в качестве учебного пособия. В 1—6 классах продолжается внедрение учебно-методических комплектов «Сәлам», разработанных для русскоязычных школьников.

Интерес вызвала и тема, посвященная преподаванию татарского языка

Гречанникова напомнила, что в Высшей школе национальной культуры и образования имени Габдуллы Тукая КФУ уже набрали 125 будущих учителей, которые смогут преподавать физику, химию и другие предметы не только на русском, но и на татарском языке. Для подготовки этих специалистов из татарстанского бюджета выделено 11,5 млн рублей.

— Вы сказали, что 24 учебника все еще используются в качестве пособий. Это означает, что они незаконные. У нас остается проблема сертификации учебников, так? — поинтересовался генеральный директор ТНВ Ильшат Аминов, когда Гречанникова закончила свой доклад.

— Письмо написали. Отправили этот перечень учебников, ждем ответа, — сообщила замминистра образования и науки.

— 24 учебника — это по каким предметам? По всем?

— Это татарский язык и литература. Они у нас сейчас используются в качестве пособий.

— По предметам вообще нет учебников? Москва не принимает?

— На это заседание по учебникам ездит лично министр образования. И положительные результаты есть, — сказала Гречанникова. Аминов предложил коллегам-депутатам подключиться к решению этого вопроса и тоже выступать с обращениями в федеральный центр.

Задать вопросы по подготовке учителей-билингвов в стенах КФУ никто не успел. Инициативу взял ректор вуза Ильшат Гафуров, который сообщил, что задача Высшей школы имени Тукая готовить не только учителей, но и татарскую элиту — поэтов и писателей. При этом, по словам Гафурова, 75 из 125-ти студентов, обучающихся по двуязычным программам — целевики. Их отбирает татарстанский Минобрнауки из муниципальных районов Татарстана, и после получения диплома учителя-билингвы должны будут отработать в этих районах. Приятный бонус для таких студентов — стипендия в 15 тысяч рублей.

На заседании Госсовета РТ также вновь обсудили подготовку учителей-билингвов

— Почему их не принимают на общих основаниях? Ведь их баллы по физике и математике ниже. Я спрашивал у руководителей институтов. На общих основаниях на мехмат поступают с 85 баллами, а главы дают выпускников с 70 баллами. Они же не могут быть конкурентнее. Почему не даете эту стипендию одаренным студентам? — спросил специалист по национальному образованию Марат Лотфуллин.

Но Гафуров попросил не переводить все стрелки на КФУ.

— Этот вопрос не ко мне, потому что это программа Министерства образования и науки РТ, и правила задаются не мной. Каждый должен нести свой рюкзак. На последнем заседании, посвященном полилингвальным школам, вопрос мной был задан, и мы внесли предложение, чтобы эта стипендия выплачивалась дифференцировано в зависимости от успеваемости, — сказал ректор КФУ.

Во-первых, программа может стать социальным лифтом для выпускников деревенских школ, начал перечислять Гафуров. А во-вторых, выпускников школ, поступающих на общих основаниях, нельзя закрепить за определенной территорией — отправить преподавать в районы можно только целевиков.

— Но в деревнях нет проблем с учителями. Там, наоборот, переизбыток учителей, — заметил Лотфуллин. Правда, этот вопрос так и остался без ответа, потому как разговор перешел на финансирование программы подготовки учителей-билингвов. Но надо сказать, что замечание было справедливым: ведь получается, что учителя, которые могут преподавать свой предмет на татарском языке, могли бы пригодиться, например, в тех же полилингвальных школах Казани. Но им придется уехать в родные районы, которые оплатили обучение.

Гуландам Фатхуллина, фото gossov.tatarstan.ru
ОбществоОбразование Татарстан
комментарии 16

комментарии

  • Анонимно 12 апр
    "Из презентации следовало, что за все время в аспирантуру было принято 88 аспирантов, 29 из которых (43%) защитили кандидатские диссертации".
    Источник : https://realnoevremya.ru/articles/136102-v-gossovete-obsudili-problemy-nacionalnogo-obrazovaniya

    29 от 88 это не 43%, а всего 32,95%.
    Эффективность аспирантуры чрезвычайно низкая.
    На каждого аспиранта гос.бюджет за годы обучения потратил около 1 миллиона рублей денег налогоплательщиков - следовательно почти 60 миллионов рублей потрачено "в пустую" - 59 аспирантов не защитило диссертации.
    А научного результата в виде диссертации на выходе нет.
    Бывшие аспиранты идут торговать на рынок.

    Это не "камешек в огород" конкретного института - так дело обстоит в большинстве Университетов и научных институтах.

    Более того невостребованные выпускники аспирантуры "рекретируются" в ряды "навальных" и прочих бесплодных "критиканов", что усиливает социальную напряженность в обществе.

    Что-то надо делать.
    Учёные не востребованы современным обществом.
    Ответить
    Анонимно 12 апр
    Материал Гуландам Фатхуллиной очень неплохой. На подготовку статьи у неё было максимум полдня, а обсуждаемых проблем на заседании комитета было много. Директор ИТЭР АН РТ выступал около 10 минут, но затронул в своём докладе немалое количество вопросов проведённой работы и дальнейшего развития нашего института. Журналист, молодец, услышала и записала большинство узловых моментов выступления И.А.Гилязова. На слайде же, посвящённом аспирантуре были следующие цифры: 88 принято, окончило аспирантуру 67 человек, защитилось 29 человек (43%), ныне обучаются 3 аспиранта. Спасибо Фатхуллиной за публикацию, и конечно же огромное спасибо Р.И.Валееву и членам комитета, что они нашли время для обсуждения в стенах Госсовета РТ ключевых вопросов и проблем развития ИТЭР АН РТ. Остаётся надеяться на позитивные для ИТЭР решения властей республики по итогам этого обсуждения... *С уважением, Булат Хамидуллин
    Ответить
    Анонимно 12 апр
    Я только "за".
    Ваш Институт мне нравится.
    И я с удовольствием покупаю книги сотрудников Вашего Института, когда нахожу их в продаже.
    Все трудности Института характерны и для других образовательных и научных учреждений.
    Желаю Вам творческих успехов, поменьше "бумажной работы", ну и зарплату побольше, что в условиях капитализма немаловажно.
    Казанский обыватель.
    Ответить
    Анонимно 12 апр
    88 принято, окончило аспирантуру 67 человек, защитилось 29 человек (43%)
    Источник : https://realnoevremya.ru/articles/136102-v-gossovete-obsudili-problemy-nacionalnogo-obrazovaniya

    эквилибристика цифрами!) нет нормальной аспирантуры в Академии РТ и никто из молодых не идет в науку, там только чокнутые идейные остались в институтах
    Ответить
    Gulandam Zaripova 12 апр
    Извините, тут моя ошибка. В перезентации значится "За этот период в аспирантуру было принято 88 аспирантов, окончили 67 человек, из них 29 человек защитили кандидатские диссертации". То есть 43% от окончивших аспирантуру. Сейчас исправим. Спасибо за внимательность. Впредь буду внимательней.
    Ответить
    Gulandam Zaripova 12 апр
    Добрый день! Признаюсь, данные по аспирантам взяла из презентации, не пересчитала процентное соотношение. Действительно 29 от 88 получается 32,9%. Думаю, прокралась случайная ошибка и никаких злонамерений у составителей не было, как и у меня)
    Ответить
  • Анонимно 12 апр
    Целевики-троечники это уже третья реинкарнация тупиковой идеи.Сначала это называлось выращиванием национальных кадров,потом придумали рабфаки ну а сейчас просим любить и жаловать целевиков.Только глупо думать что из этих неучей вырастет национальная элита которая станет писателями и поэтами или учёными.Из них вырастит новое поколение нащальников чтоб потихоньку занять родительские кресла.
    Ответить
    Анонимно 12 апр
    Извините, но Вы явно не политик.
    Ну зачем так откровенно и прямо говорить правду?
    И тем более критиковать, не предлагая ничего своего?

    Татарский язык надо сохранить - это факт и правда.
    Но как?
    За исчезновением татарского языка придет "очередь" и русского языка.
    Борьба за "глобальный" язык будет идти между английским и китайским.
    Если китайцам удастся создать науку.
    И что?
    Сидеть и учить английский и китайский, а потом "примкнуть" к победителям.

    Израильтяне хотели прилуниться в день Советской космонавтики.
    И ничего не вышло.
    Разбились.
    Плохо знают иврит.

    Языки российских народов и этносов можно сохранить только при наличии доброй воли всех 200 народов, населяющих РФ.
    И силой, силком ничего здесь не сделаешь.
    В советских деревнях все знали на бытовом уровне 3-4 языка - русский татарский, чувашский и др.

    Вот и надо взять пример.
    Ответить
    Анонимно 12 апр
    Интересное мнение!
    Ответить
  • Анонимно 12 апр
    "...следующие слайды показывали, что, несмотря на это сокращение, количество публикаций в Институте татарской энциклопедии и регионоведения только увеличивалось".
    Источник : https://realnoevremya.ru/articles/136102-v-gossovete-obsudili-problemy-nacionalnogo-obrazovaniya

    Это какой-то "феномен" - количество научных работников уменьшилось в два раза, а количество научных публикаций увеличилось.
    За счет чего произошло увеличение производительности труда учёных?

    Если токарь увеличивает производительность труда в два раза, это означает, что он начал работать на новом станке или применил новые технологии, осностку и т.д.

    А учёные?
    Количество бумажных отчётов увеличилось в десятки раз и при этом увеличились в разы количество научных трудов.

    Это возможно только в случае использования "двух кнопок" - "копировать" и "вставить".

    И так во всех учреждениях образования и науки от школ до КФУ.
    Ответить
    Анонимно 12 апр
    Это проблема всей мировой вузовской и академической науки, не только российской. Об этом многократно писалось везде. Если бы от Ньютона и Менделеева, Лобачевского и Эйнштейна, Муштари и Завойского требовали бы то количество публикаций, что ныне требуют (!) от современных учёных, по половины научных открытий указанных выше учёных просто бы не было... ((( имхо, БХ
    Ответить
    Анонимно 12 апр
    Это правда.

    Но правда и то, что в сложившихся условиях идет отрицательный "естественный отбор" учёных и руководителей науки - выживают в сложившихся условиях, как Вы правильно отметили, не Ньютоны, Менделеевы и Лобачевские, а самые беспринципные, а то и просто жулики и мошенники, готовые врать и воровать бюджетные деньги.

    Многочисленные уголовные суды в Казани и других городах над профессорами и учёными тому яркий пример.

    Естественно в науке и образовании большинство порядочных людей, но они поставлены в НЕ человеческие условия.
    Ответить
  • Анонимно 12 апр
    Очень хочется посмотреть, как Гафуров несет свой рюкзак....на заднем сиденье автомобиля представительского класса...
    Ответить
    Анонимно 12 апр
    Подготовка двуязычных учителей провалилась уже сразу. Во-первых, берут тех. кто идет, а не тех, у кого реальные знания после школы. Во-вторых, программы подготовки этих учителей нормальной нет. В-третьих, прав Лотфуллин - зачем эти учителя в деревне, когда знающие татарский нужны в Казани. в Челнах и т.д.
    Ответить
    Анонимно 12 апр
    Совершенно верно!
    Ответить
  • Анонимно 12 апр
    Учителя-биленгвисты в районах (деревнях и поселках) не будут востребованы. Там и так есть преподаватели и они со своих мест не будут уходить
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии

Рекомендуем

Новости партнеров