Рафаэль Хакимов: «Именно татаро-монгольское «иго» содействовало расцвету православной культуры»
Отрывки из книги «Хроника тюрко-татарских государств». Часть 29-я

«Реальное время» продолжает публиковать отрывки из книги директора Института истории им. Ш. Марджани Рафаэля Хакимова «Хроника тюрко-татарских государств: расцвет, упадок, возрождение». Сегодня вниманию наших читателей предлагается фрагмент из ее главы «Время великих империй».
Древнерусские княжества
Русь в XIII веке оказалась между двух огней: Востоком, откуда шли татаро-монголы, и Западом, откуда шли крестоносцы. Чужеземное «иго» было бы в любом случае. Надо было выбирать между татарским и западным «игом». Даниил Галицкий выбрал Запад и с его помощью пытался вести борьбу против Востока, создать самостоятельное Галицко-Волынское княжество и получить королевскую корону. Он вступил в переговоры с папой Иннокентием IV о церковной унии и получил заверения в предоставлении льгот русскому духовенству. Даниил помощи от папы не дождался, хотя и получил королевский титул, а против татар был объявлен крестовый поход.
Однако папа объявил крестовый поход также и против схизматиков — греков и русских, а Русь не была в состоянии ответить на удары католической Европы. В 1237 году рыцари-монахи двух орденов — Тевтонского и Меченосцев — объединились в мощный Ливонский орден для захвата Прибалтики и продвижения на Русь, чтобы навязать католичество. Это была реальная угроза у самой границы Новгородской земли, причем в ряде мест среди русских были протевтонские настроения.
Иначе поступил Александр Невский. В 1248 году в папской булле Александру Невскому за признание Римского престола была обещана помощь ливонских рыцарей против татар. С другой стороны, Батый прислал Александру сказать: «Иже в русских держателяхъ пресловущий Адександре, вемъ яко разумно [известно] ти есть, иже мне Богъ покорил многие языци [народы], и все повинуются державе моей. И паче ли всехъ единъ ты не радиши покорится силе моей? Внимай убо себе; аще мыслиши соблюсти землю твою невредиму, то потщися немедленно приити до мене, и узриши честь и славу царствия моего, себе же и земле твоей полезная приобрящеши». Александр Невский выбрал Восток.
Латинство было воинствующей религией, считавшей православие ересью, а «Великая Яса» все религии считала равными и несла законы гражданско-политические, но не религиозные. Татары в худшем случае несли рабство телу, но не душе, писал Г.В. Вернадский, «латинство грозило исказить самое душу».
Александр поехал в Орду с братом Андреем и подружился с Сартаком, сыном Бату-хана. Оттуда они отправились к хану Гуюку в Каракорум. Эта поездка заняла два года. Андрею был дан Владимир, Александру — Новгород и Киев. В Твери княжил третий брат, Ярослав.
Андрей был за союз со шведами, ливонцами и поляками с тем, чтобы избавиться от татар. Александр, как старший, требовал от братьев подчинения. Не встречая покорности, он использовал татар. В 1252 году татарский отряд нойона Неврюя изгнал Андрея из Владимира, и великокняжеский стол был передан Александру. В 1256 году он изгнал и Ярослава, а затем наказал новгородцев, не хотевших платить дань.
По русской православной традиции Александр Невский причислен к лику святых. «Эта трагичность положения между татарами и Русью делает из Св. Александра мученика, — пишет Н.А. Клепинин. — С мученическим венцом он и входит и в русскую Церковь, и в русскую историю, и в сознание народа». Трудно сказать, кто в большей степени был терзаем сомнениями — Александр Невский или Даниил Галицкий, но трагичность обстановки заключалась в необходимости выбора из двух зол меньшего.
Даниил Галицкий был за немцев, Александр — за татар. Кто же был за русских? Были и те, кто не принял ни одну сторону. Полоцкое, Турово-Пинское княжества не подчинились ни немцам, ни татарам, но и в истории о себе не оставили следа. Новгородская земля, не затронутая татарским нашествием, показала полную неспособность к отражению внешнего врага, то есть рыцарей. Новгороду помогло Владимирское княжество, якобы вырезанное татарами. А нетронутые татарами земли, то есть Полоцкое, Смоленское, Турово-Пинское княжества, никакой помощи ни Новгороду, ни Пскову в отражении тевтонцев не оказывали. Мир Новгорода с «орденскими немцами» в 1269 году был достигнут благодаря присылке ордынского отряда: «немцы, замиришися по всей воле новгородской, зело бо бояхуся и имени татарского». Всего лишь 500 татарских всадников хватило, чтобы отогнать тевтонцев. Таким образом, Псков и Новгород были спасены. Дольше всех из западнорусских городов держался Смоленск, но и он в 1274 году предпочел тевтонской оккупации добровольное присоединение к Золотой Орде. А ведь татары даже близко не подходили к Смоленску.
В русских княжествах не было никакого нравственного начала, ценностей, объединяющих всю русскую землю, даже православие в то время было разменной монетой, которую могли при случае легко поменять на католичество. А те, кто готов был сохранить православие, встали на сторону татар, именно поэтому Александр Невский и причислен к лику святых.
В свою очередь, у татаро-монголов было два сильных врага: багдадский халиф и папа. Бату-хан хотел установить с русскими князьями дружбу, поскольку папа объявил крестовый поход и против татар, и против православных. Во время похода на Европу Бату-хан имел помощь от своих двоюродных братьев, но и она не была безмерной. По оценкам историков, численность войск при походе на Запад не превышала 30—40 тыс. всадников. А после ссоры в 1238 году с сыном Угедея Гуюком и сыном Чаготая Бури царевичи вместе с дружинами были отозваны в Монголию. Батый оказался властителем огромной страны, имея выделенные Чингисханом 4 000 монгольских семейств.
Рашид ад-дин свидетельствует: «Этих четырех упомянутых эмиров с четырьмя тысячами войска Чингиз-хан отдал Джочи-хану. В настоящее время большая часть войск Токтая и Баяна есть потомство (насл) этих четырех тысяч, а что прибавилось за последнее время, то из войск русских, черкесских, кипчакских, маджарских и прочих, которые присоединились к ним».
После смерти Угедея великим ханом стал Гуюк. И Батый, будучи с ним в ссоре, не мог рассчитывать на его помощь. Он приостановил западный поход и начал укреплять Золотую Орду, которая становилась все более самостоятельной. Возвращаясь из венгерского похода, в 1242 году он остановился в Великом Булгаре, куда русские князья явились за ярлыками на княжение и были отпущены «когождо в свою отчину». А великий князь Ярослав был отпущен со словами: «Бути ты старей всем князьям в русском языце». Эту дату можно считать годом начала отделения Золотой Орды от Монгольской империи в качестве самостоятельного государства. Отныне Батый рассчитывал только на свои силы. Он вполне справедливо считал, что дружба с Александром Невским надежно защищает его от нападения с западной стороны.
В результате такого «союза» выиграли как русские, так и татары, проиграло католичество. Православие было надежно защищено. В домонгольский период окраины славянского мира оставались языческими. «И лишь при «татаро-монгольском иге», — пишет Ю. Кобищанов, — началось широкое строительство монастырей, крещение сельского населения, превращение «медвежьих углов» (так назывался языческий край Ростова Великого) в Святую Русь». Надежды Александра Невского оправдались. Именно «иго» содействовало расцвету православной культуры. Освобожденные от налогов православные монастыри стали мощной духовной силой русского народа.
Не случайно русская иконопись XIV века считается вершиной в истории не только российской, но и мировой живописи. Введенные татарами привилегии были ликвидированы при Иване Грозном на Земском соборе в 1584 году, «на котором определено отменить все тарханы или освобождения от суда и податей, коими пользовались монастырские вотчины, и чтобы с монастырских вотчин платить подати, как и с прочих земель». Без помощи Александра Невского татары не смогли бы спокойно править в Золотой Орде, а русские без него потеряли бы православие, а значит, и не было бы России в нынешнем понимании.
Александр Невский и Даниил Галицкий олицетворяли собою два исконных культурных типа русской истории: тип «восточника» и тип «западника», на этой базе впоследствии появились два течения русской мысли — славянофильство и западничество.
Продолжение следует
комментарии
Русским даже с печки слезать не пришлось, за них и для них всё татары сделали, которые не щадя себя рвали свои жилы, чтобы у русских было самое огромное и богатое государство в мире.
И у татар всё получилось!!!
Теперь у русских обалденная по всем параметрам страна, а бедолаги татары для себя даже сарая не построили.
Сарай был красивейшим городом с канализацией, водопроводом, мощеными улицами, там были сотни храмов (и мечетей, и церквей) медресе (университеты), общественные бани, в которых единовременно могли мыться две сотни людей и т.д. (останки их прекрасно сохранились).
Об этом много литературы. Есть целые книги. Фахрутдинов Равиль агай например подробно описал все это в своей книге "Звон камней".
Шаймиеву скульптура понравилась, он сам выправлял освещение и любовался. Затем он задал вопрос:
— Откуда родом Кол Гали? Уточните, пожалуйста.
Я ему отвечаю:
— Минтимер Шарипович, не стоит углубляться в этот вопрос.
— Почему?
— Он из Хорезма.
— А почему мы ставим ему памятник?
— Во-первых, он бывал в Болгаре. Во-вторых, мы его приватизировали, пока в Хорезме думают.
Всего то пару подлинных бумажек с буквами написанных оккупационной администрацией Золотой Орды процитируйте и все дела.
Даже ярлыков не нашли, кроме пары подделок в Польше.
Всё в России - татарское, и само государство - они собрали и создали.
Только татарами раньше называли русских казаков.
Самый яркий пример - это рождение монголкой, дочерью Сарайского хана, монгола-чингизида Ярославскому князю Федору русских чудотворцев Константина и Давида.
Монгол-чингизид, Сарайский хан дал, кстати, в приданое дочери (в крещении Анна) 35 городов, в том числе Великий Булгар и Казань.
В Казани на древнем Арском кладбище есть церковь Ярославских чудотворцев Федора, Константина и Давида.
А уж сколько тюрок-татар приняло православие и стало правящей, культурной и научной элитой Российского государства и не перечесть - только более 30% российского (русского) дворянства имели тюркские, татарские корни (к сожалению большинство российских дворян были вырезаны марксистами-большевиками).
Эти общеизвестные для каждого культурного человека исторические факты многие десятилетия тщательно скрывали и замалчивали международные марксисты-террористы, захватившие власть в России в 1917 году.
По словам Рашид ад-Дина, уже в «глубокой древности» татары, несмотря на отсутствие единства и межплеменные распри, подчинили своей власти «до границ областей Китая» все племена и области.
===============
Таким образом вся эта публика в Россию набилась во времена монгол-татарской оккупации, и являет собой отпрысков иноземцев, которым местное русское население не стало мстить за все проделки.
Кто то ныне крепко страдает головокружением от успехов монголов во мгле веков, манией величия и амбициями, с тем чтобы в перспективе претендовать на роль вершителей судеб "хартленда". Да вот только татары ныне рассеяны в толще русского народа, у которых на генетическом уровне вбита патологическая ненависть к "татаро-монгольскому игу" и шансов на то, что они сменят это мнение на позитивное нулевые. Спрашивается..... Зачем лишний раз "будить зверя в соседях", сыпать им соль на раны, разжигать взаимную неприязнь, нагнетать агрессию при дохлых козырях на руках?
Также татары первыми полетели в космос
Источник : https://realnoevremya.ru/articles/133735-rafael-hakimov-hronika-tyurko-tatarskih-gosudarstv-ch-29//////////////////////////////////////////////////////////////////
Правильно. И звали первого космонавта - Юрий Татарин.
Кстати, и в хоккее - "Кубок Татарина". Не формально, но по факту так и называют в народе. :-)
Габдель Юссон.
Нашли вы тут чем обосновать ваши мысли.
Проникновение в историческое прошлое Гали Еникеева намного сильнее.
Либо вы все чингизиды, то в России вы только потомки иноземных оккупантов.
Либо вы коренные жители, тогда к чингизидам, игам и разноцветным ордам вы никакого отношения не имеете.
Ибо это несовместимые понятия.
=================
«ИСЛАМИЗАЦИЯ ОСТАНОВИЛА РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ» Рафаэль Хакимов
+++++++++++++++++
Рафаиль Хакимов удовлетворен тем, что разработчики историко-культурного стандарта согласились с татарстанскими историками и отказались от термина "татаро-монгольское иго".
Сам термин " татаро-монгольское иго", напомнил он, был придуман французами в 18-19 веках...
+++++++++++++
депутат Госдумы РФ, член-корреспондент АН РТ Фатих Сибагатуллин:
- Говорят про монголо-татарское иго, а фактически ига никакого не было.
+++++++++++++
Рафаэль Хакимов: «Вот говорят: татаро-монголы, татаро-монголы. Мы здесь все татары, а где среди нас монголы?»
Матвиенко продолжил свою мысль: «Уже в 1261 году состоялось назначение епископа Сарайского Митрофана. Русская православная церковь полностью интегрировалась в государственность Золотой Орды. Это совсем не похоже на оккупацию».
«Да и такого народа, как монголо-татары или татаро-монголы, никогда существовало», - добавил Матвиенко.
«Этот вымышленный термин был изобретен в Российской империи в XVIII веке», - согласился с коллегой Белинский.
Вы свово становово академика хоть читаете?
Он же для вас так старался.
++++++++++++
— А у Чингисхана ставка где была?
— У Чингисхана — Каракорум. Но тогда монгол еще не было. Было тюркское племя из черных татар, которое носило имя монгол.
Предки всех народов, которые нынче живут восточнее Тянь-Шаня: предки якутов, маньчжуров, монгол, бурят, телеутов, хакасов, тувинцев, китайцев (уже тогда армия Чингисхана имела камнеметные машины с китайскими специалистами) и прочие сибирские народы.
Кто такие монголо-татары для Руси и Волжской Болгарии: Они же + хорезмийцы (потомки всех народов Средней Азии).
Кто такие татаро-монголы для Европы: они же + мордвины и проч финугры (Сплитский пишет что в авангарде татарской армии действовали мордвины, которые были самыми свирепыми татарами) + волжские булгары + кипчаки + русы.
Потому что во всенх таррриториях, которые были присоединены к империи Чингизхана прооводили перепмсь населения и объявляли мобилизацию (в основном один воин - на 10 домов). Далее татаро-монголами стали предки поляков, венров и т.д.
Ученые решили отменить татаро-монгольское иго.
Тут надо отдать должное упрямым ученым из Татарстана и лично вице-президенту Академии наук Рафаэлю Хакимову. Тот заявил, что в Казани «Золотая Орда считается империей, а Чингисхан не завоевателем, а реформатором», и с этим надо как-то считаться.
Вошли в положение. Отныне это не иго, а «система зависимости русских земель от ордынских ханов».
Что действительно выглядит бархатно и политкорректно, хотя многие жители Руси XIII века, думаю, были бы изумлены и матерно не согласны.
Вы сами это читать пробовали?
Хоть бы рассказали, там, вообще про чё пишите?
============
ПрАААльнА!!!
Чай история это вам не таблица умножения, в которой дважды два - четыре.
В истории всё зависит от того, кто с кем об чём сумеет договориться.
Тогда любую брехню называют гипотезой, и уже врут напропалую.
— Но называли себя не татарами, наверное? Булгарами, мусульманами?
— Какие булгары? Татары, конечно. И Чингисхан — татарин.
— Они не тюрки все-таки?
— Нельзя так сказать. Скорее всего, это был союз разных племен.
— А у Чингисхана ставка где была?
— У Чингисхана — Каракорум. Но тогда монгол еще не было. Было тюркское племя из черных татар, которое носило имя монгол.
— Если у Чингисхана была столица в Каракоруме, на территории современной Монголии, как столица перекочевала в Поволжье, как центр Золотой Орды здесь оказался?
— Там не Золотая Орда была, а Монгольская империя.
«ИСЛАМИЗАЦИЯ ОСТАНОВИЛА РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ»
==================
Все понили, да? Это становый академик всё рассказал.
Монголы это татары, которые только называли себя монголами, чтобы никто не догадался.
Пустырь, на котором государство Монголия появилось только в начале 20-го века, это, на самом деле, Монгольская империя, правда, без букв, городов и даже железа.
Вообще, эти монголы, появились с нуля от сырости, когда все татары-чингизиды пошли завоевывать весь мир.
— Ну как назвать? Можно называть тверичи, рязанцы, смоленцы, новгородцы... У них много было между собой общего.
— Но это не тюрки, это финно-угры?
— Славяне, финно-угры, конечно.
Рафаэль Хакимов.
Кабы ваше ханье друг дружку в улусовых сараях не вырезало, то может и у татар хоть чёта своё тоже было, а так, все труды и результаты русским достались.)))
Он для вас же старался, а вы его игнорируете.
+++++++++++++++
— Но это не тюрки, это финно-угры?
— Славяне, финно-угры, конечно.
Рафаэль Хакимов.
А татары чужого не отнимали. Давали развиваться всем народам.
Что касается Киева, этот город с самого начала был татаро-тюркским (Истахри: "Киев - город тюрков"). Потом он стал городом хазар, крепостью в северо-западной границе этого государства. Аль-Гарнати не обнаружил там никаких славян. Самый древний источник о Киеве написан на еврейском языке и там резоляция какого-то чиновника на татарском языке "Это мы проверили".
От вашей истории может ВАШИ бумажки с буквами остались?
Все ж ваше наследство - СЛОВА из чужих сомнительных источников, а в реале никаких следов так и не нашли.
Александр не поехал Орду. Это его отец Ярослав Всеволодович отправил Александра в Болгар как аманат (заложник). Все его детские и юношеские годы прошли в городе Болгар, в дворце Бату хана. Тогда Болгар был столицей Орды. Именно тогда он стал побратимом Сартака, сына Бату хана. И он был приемным сыном этого великого хана. Когда Ярослав Всеволодович помер, Бату хан назначил его старшим князем русского улуса. Но тогда Золотая орда не была независима, она была дишь частью огромной империи Чингизхана. Для подтверждения своих полномочий он поехал в Каракорум. Вторая жена Невского – дочь Бату хана. После Бату хана Московией правили чингизиды, чингизиды по материнской линии. Татарское имя Александра – Искандер, он чисто говорил по-татарски, как пишет Карпини, он был даже переводчиком у Бату хана. Погуглите: Невский зять Бату хана.
Весной 1252 года Рубрук и его спутники отправились из города Акка (Акра, Аккон), порта в Северной Палестине (к северу от мыса Кармель), в Константинополь, где задержались до весны следующего года. 7 мая 1253 года, получив рекомендательные письма от императора Балдуина II, они выехали из Константинополя. Переправившись через Чёрное море и высадившись в порту Солдайя (Судак) на южном берегу Крыма, монахи купили запряжённую четырьмя волами крытую повозку в Тартарии и двинулись К НИЗОВЬЯМ Волги (Этилии), где была Ставка Батыя. Достигнув северного берега Азовского моря, путешественники направились на восток.
После двухмесячного путешествия Рубрук прибыл в лагерь хана Сартака, расположенный на берегу Волги. Рубрук и его спутники просили доложить Сартаку об их приезде, и тот согласился принять чужестранцев. Облачившись в церковные одеяния, разложив на подушке Библию, псалтырь, требник, распятие и кадило, с пением молитв они вошли в палатку Сартака. Сартак с любопытством рассматривал монахов и их одеяние, но в переговоры с ними не вступил, предложив им отправиться к его отцу, хану Батыю. Однако и Батый не захотел вступить в переговоры с посланниками французского короля, оставил в ставке Сартака часть монахов во главе со спутником Рубрука Госсетом, а самого Рубрука отослал к великому хану Мункэ, в Каракорум.
8 августа Рубрук пересек Этилию (Итиль, то есть Волгу), третью из четырёх великих рек, которые он называет в своём описании. Продолжая свой путь примерно на восток в течение 34 дней после перехода реки Урал, он прибыл в бассейн реки Сырдарьи, откуда повернул на юго-восток. В течение семи дней Рубрук ехал горной дорогой вдоль северо-западных отрогов Алатау.
8 ноября он достиг долины реки Талас и города Кенчат, а на следующий день другого поселения, ближе к горам. Вот что пишет об этом Рубрук:
« Я спросил про горы и узнал, что это было продолжение Кавказских гор, которые простираются по обе стороны Каспийского моря, с запада на восток. Тут также я узнал, что мы уже проехали вышеупомянутое море, в которое впадает Этилия
----------------------------------------------
Здесь мы видим что Рубрук не был в г.Болгар а встречался с Батыем и Сартаком в низовьях Волги
--------------------------------------------------------
Вот что пишет Рубрук о Болгарах :
. Итак, мы спустились на корабле от этого поселка до двора Бату, и от этого места ДО городов Великой Булгарии к северу считается ПЯТЬ ДНЕЙ пути. И я удивляюсь, какой дьявол занес сюда закон Магомета 86. Ибо от Железных ворот, находящихся в конце Персии, требуется более тридцати дней пути, чтобы, поднимаясь возле Этилии, пересечь пустыню до упомянутой Булгарии, где нет никакого города, кроме некиих поселков вблизи того места, где Этилия впадает в море; и эти Булгары — самые злейшие сарацины(мусульмане), крепче держащиеся закона Магометова, чем кто-нибудь другой.
Итак, когда я увидел двор Бату, я оробел, потому что собственно дома его казались как бы каким-то большим городом, протянувшимся в длину и отовсюду окруженным народами на расстоянии трех или четырех лье.
----------------------------------------------
Здесь мы видим что Рубрук не был в г.Болгар
=============
И вы только сейчас об этом догадались?
Название Волжская Булгария к Итилю никакого отношения не имеет.
-----------------------------------------------------------------------------
Ставка Батыя была на Низовьях Волги у современного села Селитренное Астраханской области ,От г Болгар до с.Селитренного --900км
Село осталось, а от ставки ничего не нашли.
Интересно, как вы сами то догадались, что рядом с селом иноземная ставка была, если никаких и нигде следов не осталось?
Азербайджанские, которые иранизированные потомки древних автохтонов закавказских албанов ? Южно-бережные крымские которые потомки генуэзцев , армян и греков ?
Может о сибирских заболотных татарах , которые происходят от угров-----ханты и манси?
Может речь идет о более восточных сибирских татарах -калмаках или барабинцах -потомках самодийцев , т.е селькупов ?
Может ты имел ввиду центрально-азиатских татар, которых полностью уничтожили монголы по приказу Чингисхана прежде всего за убийства ими знатных монголов в том числе отца самого Чингисхана ?
Может речь ты ведешь а горских татарах , которые сейчас называются балкарцами , и которые суть потомки сванов ,рачинцев и других горно-грузинских групп , с прпимесью кипчаков ?
Это далеко не полный список татар , которые в целом НЕ ИМЕЮТ единого происхождения и общих предков , а также имеют РАЗНЫЕ КУЛЬТУРЫ
Киев стоял уже тогда когда тюрки ещё не знали что они тюрки а бегали по степи под названиями половцев и печенегов. а может и ещё под какими то.Да и год основания Москвы записан в летописях.Ну а про основание городов монголами или кипчаками так и совсем просто.Где ханский шатёр натянули там и город.А как загадили всё вокруг так на новое место переехали шатёр ставить и новый город основали.И опять из юрт.
Ответить
-----------------------------------------------------------------
поволжские татары - потомки болгар и асов=-алан(барсилов ,аскелов , буртасов ) , а НЕ КИПЧАКОВ ПЕЧЕНЕГОВ , ГУЗОВ и МОНГОЛ.
Поволжские татары наследники богатейшей Салтово-Маяцкой культуры(булгаро-аланской ) с городами, крепостями , фортификационными сооружениями , ремесленными центрами .
Ибо, ныне, от него ни черта не осталось, кроме эпосов в семитомнике.
А пока что, это всё - гипотеза, а попросту - брехня.