Новости раздела

«Науруз-2019»: хедлайнер из Бухареста, «ярмарка» спектаклей и новый бюджет

В июне в Казани пройдет очередной фест театров тюркоязычных стран

Прочно поселившийся в Казани фестиваль «Науруз» в этом году предлагает несколько новаций. Среди них — увеличение его бюджета в связи с Годом театра и сокращение числа приглашенных столичных критиков. Подробности — в материале «Реального времени».

В Науруз о «Наурузе»

Случайное совпадение выглядело символичным: вчера, в день, когда тюркский мир празднует Науруз, в Министерстве культуры говорили о предстоящем Международном фестивале тюркоязычных театров «Науруз».

Задуманный в свое время как кочующий по союзным республикам фест, с развалом СССР он прекратил свое существование, но затем был реанимирован театральной общественностью Татарстана и прочно осел в Казани, где его «сердцем» стал Камаловский театр. В этом году «Науруз» пройдет с 1 по 8 июня.

Отрадная новость: в связи с Годом театра бюджет «Науруза» был увеличен до 10,5 миллиона рублей, и здесь, можно предположить, не обошлось без помощи министра культуры Ирады Аюповой, которая целенаправленно поддерживает творческие проекты.

— «Науруз» призван не только дать коллегам в какой-то степени посоревноваться, пообщаться, но в первую очередь обратиться к нашим корням, к той общей системе ценностей, которая будет актуальна для театрального сообщества тюркских народов, — определила вчера на пресс-конференции в Минкульте РТ Ирада Аюпова цели «Науруза».

По ее словам, «Науруз» имеет высокий статус в театральном мире и сейчас идет реальная борьба, есть конкуренция за участие в фестивальной программе. Фото Дмитрия Резнова

По ее словам, «Науруз» имеет высокий статус в театральном мире и сейчас идет реальная борьба, есть конкуренция за участие в фестивальной программе. Оргкомитет фестиваля получает просьбы предоставить возможность привезти в Казань несколько спектаклей или даже коллективов. К сожалению, принять всех невозможно.

С некоторых пор «Науруз» посвящается какой-то одной республике. В этом году фестиваль, который проходит в четырнадцатый раз и проводится один раз в два года, посвящен театральному искусству Башкортостана. Из соседнего региона в Казань приедут шесть театров, в том числе Академический театр им. М. Гафури и театр «Нур».

Кстати, театр М. Гафури покажет на «Наурузе» инсценировку романа Гузель Яхиной «Зулейха открывает глаза», которая будет представлена в Казани и в апреле этого года во время гастролей коллектива. Но билеты на два гастрольных спектакля разлетелись как горячие пирожки, так что тем, кто не сможет посмотреть в апреле, предоставляется возможность попасть на спектакль уфимцев 2 июня. Главное — не пропустить начало продажи билетов на «Науруз».

Ярмарка талантов

«Науруз» этого года несколько отличается от предыдущих фестивалей. Во-первых, на него заявлено меньшее, чем обычно, число столичных театральных критиков. Как пояснил главный режиссер Камаловского театра Фарид Бикчантаев, проблема в том, что специалисты по национальному театру — это штучный товар. Здесь надо обладать не только профессиональными театроведческими знаниями, но и пониманием менталитета национального театра, знанием культуры и истории народа.

Второе нововведение — в рамках «Науруза» пройдет шоу-кейс, своего рода «ярмарка» спектаклей, которые будут отсматривать продюсеры из Франции, Германии, Норвегии, Венгрии, Ирана, Турции и Грузии. Это важно для продвижения на международную арену театров тюркоязычных стран.

Как пояснил главный режиссер Камаловского театра Фарид Бикчантаев, проблема в том, что специалисты по национальному театру — это штучный товар. Фото kazanfirst.ru

И наконец, третья новация — это проведение сразу после завершения «Науруза», но в его рамках Международного фестиваля студенческих спектаклей под названием «Науруз school». Он пройдет в рамках проекта Союза театральных деятелей РТ и призван поддержать театральное образование. Можно предположить, что идея проведения студенческого фестиваля принадлежит Фариду Бикчантаеву, председателю СТД РТ, который постоянно печется о том, чтобы молодое поколение получало качественное образование.

Господин Мольер прибудет в гости

Одна из традиций «Науруза» — интереснейший хедлайнер феста. В этом году им стал театр из Бухареста со спектаклем «Molieri», его литературная основа — произведения Мольера и пьеса о великом французском комедиографе Михаила Булгакова. Поставил спектакль с румынской труппой российский режиссер Роман Феодори. Казанские театралы знают его прекрасную работу «Единственный берег» о граде-острове Свияжске по текстам Юрия Клавдиева, идущую в «Углу».

Камаловцы покажут на «Наурузе» спектакль Айдара Заббарова «И это жизнь?», кроме них, из татарстанских театров на фест приедут труппы из Альметьевска, Мензелинска, Атни, примут участие Театр драмы и комедии им. К. Тинчурина, Кариевский ТЮЗ, кукольники из Казани и Набережных Челнов.

Всего же в этом году на «Наурузе» соберутся около 500 участников. Среди них, кроме тех, кто уже назван, театры из Казахстана, Узбекистана, Азербайджана, Туркменистана, Чувашии, с Алтая, из Турции, Киргизии, Якутии.

Спектакли пройдут на двух сценах Камаловского театра, в Театре драмы и комедии им. К. Тинчурина, театре «Экият», Кариевском ТЮЗе и — это уже тоже стало традицией — в амфитеатре на озере Кабан.

Татьяна Мамаева
ОбществоКультура Татарстан
комментарии 11

комментарии

  • Анонимно 22 марта
    Когда начнут продавать билеты?
    Ответить
  • Анонимно 22 марта
    Хорошая новость! Надо будет сходить
    Ответить
  • Анонимно 22 марта
    Обязательно пойду! Конечно если удастся
    Ответить
  • Анонимно 22 марта
    А какие спектакли будут?
    Ответить
  • Анонимно 22 марта
    Классно! С праздником кстати!
    Ответить
  • Анонимно 22 марта
    Почему не указали , что спектакли пройдут на сцене Казанского ТЮЗа (Островского, 10)
    Ответить
  • Анонимно 22 марта
    Новруз – не наш праздник. Праздник персов, таджиков и т.д. Их праздник весны, весеннее-полевых работ, будущего урожая. Нам он не подходит. У нас весенне-полевые работы проходят в мае. Потом мы проводим сабантуй.
    Ответить
  • Анонимно 22 марта
    Безгә чит фарсылар бәйрәмен, чит традисия, гореф-гадәтләрне тагарга кирәкми. Безнең үз бәйрәмебез бар, язгы көн-төн тигезләшү көнендә үткәрелә торган. 21 мартта. Ул татарны, төрки-татарларның Йомырка бәйрәме. Борынгыдан ук килгән бәйрәм. Яз җитү бәйрәме, табигатнең уяну бәйрәме. 3 мең ел бу бәйрәмгә Морат Атчы раславынча. Ә ул шулай билгеләп үтелә. Кешеләр бәйрәм алды көнне өйдәге бар иске, кирәкмәгән әйберләрне җыеп, төенләп куялар. Мунча кереп, яки ванна алып чистарыналар, яңа юылган таза киемнәр кияләр. Йомыркаларны суган кабыгына, синкага маналар, сырлыйлар, сурәтләр төшерәләр аларга. Аннары Тәңгрегә келәү әйтеп ул йомыркаларны имлиләр, ырымлыйлар. Гомумән, ул йомыркаларны күп итеп пешереп куялар, бар кунакларга, аны җыярга дип кергән балаларга бирергә җитәрлек итеп. Миче булганы мичкә ягып аның көлен берәр чиләккә тутырып куя.
    Ответить
  • Анонимно 22 марта
    Ә Йомырка көнне кешеләр иртүк торып янда булган иң биек тауга иртүк менәләр. Аның башында учак ягалар. Өйдән алып килгән бар иске әйберләрне шул учакта ягалар. Бар искелекләрдән, гөнаһлардан, чирләрдән, үпкә-үчегүләрдән арыналар шуларны яндырып. Шул учак тирәли әйлән-бәйлән йөреп, шаярып-көлеп, учак аша сикереп Кояш чыгышын каршылыйлар. Ут аша ыргып чыгу татарларда тазарыну йоласы булып исәпләнгән. Уяак аша сикереп чыкканда кеше яман уйларыннан, начар ниятләреннән, гөнаһларыннан арына. Нәк менә Кояш чыкканда келәү җиткерәләр Тәңгрегә. Җазык әйтәләр. Ел буе эшләгән яман эшләреңне тану, Тәңгредән ярлыкау сорау җазык әйтү була татарда. Бер-береңә карата үпкәләрне кичереп, яман уйлардан арынып кулны баш өстенә куеп әйтелә җазык. Шуннан инде учакка өч казан асалар һәм өч төрле ботка пешерәләр. Бу елның уңышы мул булсын дип. Ботка пешкәнче йомыркалар конкурсы үткәрелә. Кемнең йомыркасы матуррак бизәлгән, кемнең йомыркасы матуррак сырланган дип. Аннары – таудан йомырка тәгәрәтү ярышы була. Берничә номинасиядә. Кемнеке ераграк тәгәри, кемнеке тизрәк тәгәрәп төшә. Кемнекенең берсе дә ватылмый, төшкән вакытта.
    Ответить
  • Анонимно 22 марта
    Шуннан инде учак янында сый башлана. Пешкән ботка белән Тәңгрене дә сыйлыйлар, моның өчен Тәңгрегә келәү әйтеп, таудагы агач башына мөмкин кадәр югарырак менеп (Күк-Тәңгрегә мөмкин кадәр ныграк якынлашып) тасмага тезелгән йомыркаларны ботаклар арасына бәйләп куялар, агач кайрыларына майлы ботка сылап куялар. Тәңгребез, бу Сезнең өлеш дип. Өйдән алып килгән тәм-томнар белән дә сыйланалар Йомырка бәйрәмен үткәрүчеләр.
    Шуннан соң җырлый-җырлый таудан төшәләр. Өйдә җыелган көл чиләкләрен алып килеп аннары кырларга-басуларга китәләр. Тагын Тәңрегә келәү җиткереп алып килгән көлләрне басу-еырларга сибәләр. Бар басуларны да урап чыгалар. Уңыш мул булсын өчен. Шуны ун ихатадагы бакчаларда да эшлиләр.
    Ответить
  • Анонимно 22 марта
    Өйгә кайткач, бала-чагаларны күкәй җыярга чыгарып җибәреләр өйдән өйгә. Йомырка сорап кергән балаларга алар чәберләми торып күкәй бирмиләр. Хуҗаларгы саулык, йорт-җирләргә кот, ырыслык теләп шигри юллар әйтү чәберләү була татарда (“Йортыгызга кот булсын, мал-туарлар күп булсын” кебегрәк). Кичен инде, туган-тумача, күрше тирәләрне җыеп сый оештырыла. келәү әйтеп йомыркаларны ашагыз, бәрәкәт сеңәр тәнегезгә, уңыш мул булыр, Анда ризыкны тәгамләү келәү әйтеп башкарыла: кайгы-хәсрәт ерак йөрсен, дөн-ядарга кот керсен, Тәңгре саулык, уңыш бирсен дип.
    Татарның борынгы Йомырка бәйрәме шулай була. Морат Атчы бу турыда бик тәфсилләп язган. Татарларда йомырка – бар дөн-яны, тереклекнең мәңгелек яңарышын символлаштыра. Мәңгелек яшәеш, тормыш, бәхет, шатлык, муллык, уңыш символы ул Йомырка. Йомырка-күкәй - ир һәм хатын-кызның җенси әгъзалары, тормыш яралу, яралгы, ана карыны, бишек, туган йорт (нигез), нәсел, милләт, ватан. Күкәй сүзе элек күккәй булып яңшыраган. Күккәй, ягъни Тәңгрекәй. Мәңгелек Зәңгәр Күккә табынганнар элек татарлар, Тәңгрегә. Күккәй-күкәй – Тәңгрекәй дигән сүз була. Тәңре – үзе бер олы бер йомырка, яшәеш, тормыш бүләк итүче. Керәшен татарларындагы Олы бәйрәм сүзе дә шуннан.
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии