Новости раздела

Каждые сутки — эшелон бензина от ТАНЕКО

«Татнефть» замкнула недостававшее звено в своей топливной цепочке и развивает переработку дальше

Каждые сутки — эшелон бензина от ТАНЕКО Фото: пресс-служба ПАО «Татнефть»

Темпы, которые радуют

Практически еще одним новым заводом назвал президент России Владимир Путин бензиновый комплекс, созданный «Татнефтью» на АО «ТАНЕКО» в Нижнекамске. По словам лидера страны, пуск этого производства стал большим событием в экономической жизни Татарстана и России в целом. Об этом он сказал 12 февраля в ходе церемонии начала промышленной отгрузки автобензинов на нефтеперерабатывающем комплексе «Татнефти». Владимир Путин находился в этот момент вместе с президентом Татарстана Рустамом Миннихановым в Иннополисе (там проходило заседание президиума Госсовета РФ). Оттуда была налажена прямая видеосвязь с центральной операторной НПЗ.

Инвестиции в самое современное производство по выпуску автобензинов составили свыше 19 млрд рублей, сообщил Рустам Минниханов и попросил Владимира Путина дать старт новому комплексу.

«Мы в прошлом году уже запустили две установки, — напомнил в свою очередь президент РФ. — То, что компания развивается такими темпами, не может не радовать. Я вас всех поздравляю и с удовольствием поучаствую в старте практически еще одного нового завода».

Генеральный директор ПАО «Татнефть» Наиль Маганов находился в этот момент на ТАНЕКО вместе с представителями коллектива. Он рассказал о работе, проделанной с того дня, как год назад Владимир Путин также в режиме видеоконференции дал старт установкам гидроочистки нафты и изомеризации легкой нафты (они обеспечивают углубление переработки нефти с получением базового сырья для нефтехимии и компонентов автобензинов высшего качества).

«За это время построен еще ряд современных производств по переработке нефти, и, как результат, мы запускаем новое производство бензинов «Евро-5» от 92-го до «сотого», — сообщил гендиректор «Татнефти». — Мощность — 1,1 млн тонн. Думаем, что будет больше, до 1,2—1,3 млн обязательно разгоним».

Ежесуточно планируется выпускать более 3 тыс. тонн, то есть каждый день будет уходить эшелон с самым современным топливом, отметил Наиль Маганов.

«Выглядит фантастически!»

Инвестиции «Татнефти» в развитие проекта ТАНЕКО составляют более 363 млрд рублей, с 2010 года переработано более 60 млн тонн нефти, сообщил также Наиль Маганов.

«Ноль темных, выпускаем только светлые нефтепродукты, — сказал он. — В ассортименте — 20 видов высококачественных нефтепродуктов. Дизтопливо по цетановому числу является лучшим в России. Есть авиационное топливо, базовые масла. Завершаем строительство новой установки первичной переработки нефти, ввод которой позволит увеличить мощность до 15 млн тонн в год».

Кроме того, советом директоров компании было принято решение о строительстве нефтегазохимических мощностей по выпуску ранее не производившихся в России инженерных пластиков и другой нефтехимической продукции, добавил руководитель «Татнефти».

«Компания приложит все усилия по выполнению стратегических задач, которые стоят перед отраслью», — сказал в заключение Наиль Маганов.

В этот момент на видеоэкране демонстрировались ночные виды сверкающего огнями завода с высоты птичьего полета.

«Вы сейчас показали картинку, выглядит она фантастически, привлекательно и очень красиво», — сказал Владимир Путин. Глава страны поздравил участников церемонии с результатами работы компании и скомандовал: «Запускайте!»

«Ребята, поехали!» — сказал Наиль Маганов. Затем он, гендиректор ТАНЕКО Леонид Алехин и начальник Управления по реализации проектов строительства «Татнефти» Альберт Нурмиев вместе нажали символическую кнопку пуска. На экране появились эстакады, где начался налив топлива в бензовозы и железнодорожные цистерны.

Экономика, экология, имидж

Это событие стало новым этапом крупнейшего федерального проекта в нефтеперерабатывающей отрасли. Замкнув недостававшее звено в цепочке «от бурового долота до заправочного пистолета», «Татнефть» получает серьезные экономический и репутационный эффекты. С пуском производства бензина компания, как заверяет заместитель гендиректора ТАНЕКО по технической поддержке и качеству Илшат Салахов, уложится в предписанные правительством РФ параметры «налогового маневра», направленные на стабилизацию топливного рынка страны

На автозаправках компании (их у нее более 600) появится свой бензин, которому будет гораздо легче войти в топливный рынок — ведь ярким примером уже является дизтопливо ТАНЕКО, которое за 5 лет стало очень известной маркой. Оно полюбилось эксплуатационникам и водителям благодаря надежности, экономичности, экологичности (в том числе по отношению к двигателям) и тому, что дает возможность автомобилям раскрыть свои возможности в полной мере. Оно уже поставляется в западноевропейские страны, где особенно жесткие экологические нормы.

Теперь будут полностью покрыты потребности не только заправочной сети «Татнефти», но и всего Татарстана, который до настоящей поры обеспечивался своим бензином лишь наполовину. Топливо завозили из соседних регионов. А здесь есть еще один момент, связанный с гарантией качества. Прямые поставки бензина значительно уменьшают риски, связанные с порчей топлива на каком-то этапе пути. Ведь на «Татнефти» отлаженная многоступенчатая система контроля работает в режиме нон-стоп от НПЗ до бензозаправочной колонки.

Основная доля выпуска бензинов ТАНЕКО (60—70%) придется на самый ходовой АИ-92, остальное — на 95-й 98-й. Позже будет выпускаться и АИ-100, но в небольшом количестве — пока для изучения спроса. В любом случае, «сотый» как высокопремиальный бензин для спортивных авто будет выполнять для компании имиджевую роль — ведь это показатель высокой технологичности.

В дальнейшем, после пуска установок каталитического крекинга и алкилирования, появится возможность увеличить производство автобензинов до 1,5 млн тонн в год.

Рецепты кухни качества

Сегодня уже есть основания заявлять, что бензин ТАНЕКО вполне оправдал возлагавшиеся на него надежды в плане высокого качества: легкий пуск двигателя в любую погоду, повышенная производительность. При этом заметны отличная тяга и снижение расхода топлива, а также высокая экологичность.

Это объясняется оптимальным набором компонентов, получаемых по современным технологиям гидрокрекинга, гидроочистки и изомеризации нафты, каталитического риформинга. Затем на станции смешения автоматически подбирается и контролируется в онлайн-режиме рецептура автобензинов. В этом процессе исключен человеческий фактор. Интеллектуальная система отслеживает качество и компонентов, и конечного продукта. В случае отклонения параметров автоматика моментально производит коррекцию.

Сбалансированный состав позволяет достичь лучших качеств бензина. Легкие фракции облегчают пуск. Тяжелые, более калорийные фракции приводят к снижению расхода топлива и увеличению производительности двигателя.

Низкая чувствительность октановых чисел дает отличную детонационную стойкость, что в свою очередь обеспечивает плавную работу двигателя во всех режимах. Высокооктановые оксигенатные (кислородсодержащие) добавки дают полноту сгорания, уменьшают нагар и вредные выбросы. В то же время повышается надежность работы двигателя.

Кроме того, благодаря отсутствию непредельных углеводородов (этилен, ацетилен и др.) гарантируется химическая стабильность топлива и неизменность его свойств в течение длительного времени, а образование смол в топливной аппаратуре сведено к минимуму.

Будет третья очередь

Нефтеперерабатывающий комплекс «Татнефти» эксперты называют самым современным и лучшим НПЗ страны. Ведь здесь созданы мощности нового технологического поколения с максимальной глубиной переработки — 99,2% — и выходом светлых нефтепродуктов на 83,64%.

Несмотря на свою короткую историю, ТАНЕКО постоянно радовал новостями. Его технологическая схема год от года усложнялась. Задачей было увеличение глубины переработки и выхода светлых нефтепродуктов. Для этого в 2014 году пустили комбинированную установку гидрокрекинга. На ней впервые в России применена технология совмещения глубокого гидрокрекинга вакуумного газойля (темный нефтепродукт) с производством высококачественных базовых масел.

В 2016 году пущена установка замедленного коксования, и ТАНЕКО стал первым в стране НПЗ, где отказались от выпуска мазута в качестве конечного продукта и перешли на производство только светлых нефтепродуктов. Появившиеся дополнительные объемы легкой нафты, легкого и тяжелого газойля требуют облагораживания. Пуск в 2018 году установок гидроочистки керосина и дизельного топлива позволил увеличить выпуск авиакеросинов до 900 тысяч тонн в год, дизтоплива «Евро-5» — до 3 млн тонн.

В 2018 году на ТАНЕКО переработано 9,3 млн тонн углеводородного сырья. Стратегия развития Группы «Татнефть» предусматривает увеличение объема переработки и ассортимента выпускаемой продукции. Развитие нефтепереработки продолжается. Идут масштабные работы на строительстве новых установок, и численность персонала подрядчиков на стройплощадке доходит до 5 тысяч человек. Ежемесячный объем выполнения строительно-монтажных работ достигает 3 млрд рублей.

На 2019 год запланирован пуск ЭЛОУ-АВТ-6, которая позволит довести мощности по сырью до 15 млн тонн в год. Тогда уже две трети добываемой в Татарстане нефти будут перерабатываться своими НПЗ.

«В рамках второй очереди нефтеперерабатывающего комплекса будет запущен набор ключевых вторичных процессов, которые позволят уравновесить возросшие первичные мощности, не производя мазут, — говорит генеральный директор ТАНЕКО Леонид Алехин. — На этом «Татнефть» не намерена останавливаться. В части downstream компания планирует развивать нефтегазохимический комплекс, прорабатывается вопрос строительства третьей очереди, и решение будет приниматься после расчетов и взвешенной оценки всех рисков».

Кстати, не так давно Алехину поручено возглавить бизнес-направление «Нефтегазопереработка». В периметр его ответственности, помимо ТАНЕКО, включены Управление «Татнефтегазпереработка» (в его состав входят Миннибаевский ГПЗ и Елховский НПЗ), «Нижнекамсктехуглерод».

Импортозамещающий НПЗ

В целом реализация проекта ТАНЕКО обеспечила синергетический эффект для многих отраслей экономики РФ — машиностроения, стройиндустрии, металлургии, проектной науки, исследовательских институтов.

Приоритетом с самого начала была поддержка отечественных производителей оборудования, материалов и услуг. Импортозамещение на ТАНЕКО фактически началось на стадии разработки рабочей документации, выполненной силами более 20 российских проектных организаций.

А всего в строительстве нефтеперерабатывающего комплекса «Татнефти» участвовали более 2 тысяч предприятий и организаций страны. В пиковые периоды на строительстве комплекса трудилось до 10 тысяч человек. На самом же НПЗ работают более 3 600 человек.

Бесценным является опыт «Татнефти» по созданию «с нуля» современного нефтеперерабатывающего комплекса. Теперь компания может продавать не только нефть и нефтепродукты, но и оказывать инжиниринговые услуги, она сама способна в чистом поле «под ключ» построить НПЗ любой сложности.


Партнерский материал

Интернет-газета «Реальное время»
ПромышленностьНефтехимия Татарстан
комментарии 7

комментарии

  • Анонимно 26 февр
    Отлично. Гордость за Татнефть
    Ответить
  • Анонимно 26 февр
    Насколько востребован бензин в России и зарубежом?
    Ответить
    Анонимно 26 февр
    как на машину заработаешь, сразу поймешь))
    Ответить
    Анонимно 26 февр
    Вы о дне сегодняшнем, а я о будущем - насколько рентабельны такие заводы в перспективе? Ведь в них вложены огромные средства, а обновление с учетом НТР в России фактически нулевое, нет?
    Ответить
  • Анонимно 26 февр
    Стройка века!
    Ответить
  • Анонимно 26 февр
    Этот комплекс и сегодня нерентабелен, если бы покупал нефть по рыночным ценам. Татнефть платит Танеко за переработку нефти исходя из издержек , а продукты переработки продаёт сама Татнефть. Так что хвастаться особо нечем.
    Ответить
  • Анонимно 27 февр
    Отлично!!! Благодарю за реальную возможность заправляться на заправках качественным бензином, что позволит удовлетворять любые ключевые потребности от продукта, действительно лучшего НПЗ страны!!!
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии

Новости партнеров