Новости раздела

Не спеть Альфреда: почему казанская опера расторгла контракт с Хачатуром Бадаляном

Приглашенный московский тенор покинул Шаляпинский фестиваль

Не спеть Альфреда: почему казанская опера расторгла контракт с Хачатуром Бадаляном Фото: республика21век.рф

Проходящий сейчас в Казани на сцене ТАГТ им. М. Джалиля Международный оперный фестиваль им. Ф.И. Шаляпина несколько омрачен выяснением отношений между театром и солистом «Новой оперы» Хачатуром Бадаляном, с агентством которого театр расторг контракт. Эмоции в этой истории зашкаливают, «Реальное время», выслушав обе стороны, постаралось разобраться в ситуации.

После «Мадам Баттерфляй»

В фестивальной афише стоял спектакль Михаила Панджавидзе «Мадам Баттерфляй», он прошел 4 февраля. Партию Пинкертона в нем был приглашен исполнить солист московского театра «Новая опера» Хачатур Бадалян. Певец был пригашен впервые и на Шаляпинский, и вообще на сцену казанской оперы.

Кроме партии Пинкертона, Бадалян должен был исполнить партию Альфреда в «Травиате» Верди и принять участие в кульминации фестиваля — двух гала-концертах. Но не случилось. Театр принял решение не продолжать сотрудничество с солистом, о чем было уведомлено агентство «Премьер», представляющее интересы певца. Ситуация печальная, но ординарная — бывает, что театр отказывается от сотрудничества с тем или иным исполнителем.

Конечно, это сильно ударяет и по человеческому, и по творческому самолюбию артистов, но такова уж их планида. Актер — профессия зависимая. «Умей нести свой крест и веруй», — устами Нины Заречной в «Чайке» верно говорил Чехов. Пожалуй, только у немногих вокалистов, которые гастролируют по свету, нет в биографии таких печальных историй.

Кроме партии Пинкертона, Бадалян должен был исполнить партию Альфреда в «Травиате» Верди. Фото vk.com/kazan_opera

«У меня была похожая история в одном из итальянских театров. Я готовил главную партию, дирижер был мной очень доволен, но вот приехал режиссер и сказал, что в этом образе он видит двухметрового красавца. А я не такой. С партии меня сняли, пришлось уехать. А что делать? У режиссера есть своя концепция спектакля, и ее надо уважать. Но потом я пел на сцене этого театра еще много раз, сохранив с ними хорошие отношения», — рассказывает один из участников нынешнего Шапяпинского фестиваля.

Хачатур Бадалян так прокомментировал «Реальному времени» ситуацию: «Со мной в казанской опере расторгли контракт, хотя я должен был петь еще Альфреда в «Травиате» и участвовать в двух гала-концертах. О расторжении контракта было уведомлено мое агентство. В агентстве «Премьер» мне сказали, что контракт расторгнут из-за моего невысокого роста. На спектакле «Мадам Баттерфляй» костюм, в котором я выступал, был мне не по росту, его ушивали на несколько размеров, но все равно он был мне велик, это видно на видеозаписи спектакля. Свой костюм из «Новой оперы» я привезти не мог, у нас там другая концепция спектакля, она не совпадает с казанской».

Естественно, что певец обижен на театр, и по-человечески его можно понять. Но у театра тоже есть свои соображения.

А что по закону?

В Татарском академическом театре оперы и балета им. М. Джалиля предоставили «Реальному времени» копию письма, которое было отправлено в ООО «Арт-агентство «Премьер» на имя генерального директора Ирины Комаровой. Вот выдержка из этого документа: «Государственное бюджетное учреждение «Татарский академический государственный театр оперы и балета имени Мусы Джалиля», именуемое далее «Заказчик», и ООО «Арт-агентство «Премьер», именуемое далее «Исполнитель», заключили контракт №12 на обеспечение участия Бадаляна Хачатура в качестве солиста оперы в спектаклях «Мадам Баттерфляй» (партия Пинкертона), «Травиата» (партия Альфреда Жермона), а также в двух гала-концертах в рамках XXXVII Международного оперного фестиваля им. Ф.И. Шаляпина (далее — Контракт).

В соответствии с п. 8.7 Контракта Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. В связи с этим и на основании п. 1 ст. 782 ГК РФ, ч. 9 ст. 95 закона № 44-ФЗ, п. 8.7 Контракта Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта». Письмо подписано директором оперного театра Рауфалем Мухаметзяновым.

В театре оперы и балета предоставили копию письма, которое было отправлено в ООО «Арт-агентство «Премьер». Фото Максима Платонова

Это — официальная позиция театра, и в письме нет ни малейшего намека на какие-либо физические данные солиста.

Вот как прокомментировала изданию эту ситуацию начальник отдела кадров театра Арина Смирнова: «Наши отношения с агентством регулируются законом о госзакупках №44-ФЗ, согласно ему односторонний отказ от исполнения контракта возможен по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Контрактом это условие предусмотрено (п. 8.7 Контракта: «Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством»).

Пунктом 1 статьи 782 ГК РФ предусмотрено право Заказчика отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов. Таким образом, театр вправе расторгнуть контракт в одностороннем порядке независимо от обстоятельств надлежащего либо ненадлежащего исполнения Исполнителем обязательств по контракту. Расторгнуть без объяснения причин».

Как пояснила Арина Смирнова, театр возмещает все документально подтвержденные расходы (билеты, оплата гостиницы), которые понес солист. Также подлежит оплате счет на аванс в полном объеме, который выставлен агентством.

По мнению солиста Большого театра и казанской оперы Михаила Казакова, ситуация носит производственный характер. Фото vk.com

«От услуг солистов иногда отказываются»

По мнению солиста Большого театра и казанской оперы Михаила Казакова, ситуация носит производственный характер. «Она абсолютно не имеет отношения к оценке Хачатура Бадаляна и как человека, и как артиста. Он прекрасный вокалист. Но в каждом театре есть свои творческие аспекты, есть замысел режиссера в отношении спектакля, и мы должны его учитывать. Театр не счел возможным дальнейшее выступление Бадаляна на фестивале, это не ущемление его прав, это рабочий момент. Например, у нас была замена одного из исполнителей на «Борисе Годунове» в этом году, на репетиции выяснилось, что он не соответствует замыслу режиссера. Ему заплатили за репетицию и пригласили другого солиста. Трагедии ни для кого не было. Были замены и во время репетиций «Царской невесты», и это тоже рабочий момент, который случается в любом театре. Все предугадать нельзя, многие аспекты выясняются в процессе работы. Театр — живой организм, а наша работа — она субъективная», — пояснил Михаил Казаков «Реальному времени».

«Приехал в театр, не получил партию по каким-то обстоятельствам, это бывает. Ну такая профессия у нас. Мне кажется, то, что сейчас муссируется в прессе, — это все же не стоящая внимания история, рабочий момент, случающийся в любом театре», — так прокомментировал ситуацию изданию Андрей Валентий, солист Большого театра Республики Беларусь.

Сомнений в том, что Хачатур Бадалян — хороший вокалист, нет ни у кого. Но вот в этом году его сотрудничество с казанской оперой не случилось. Очень жаль, но бывает. На этом ни его творческая жизнь, ни история Шаляпинских фестивалей не заканчивается. Возможны и новые приглашения в Казань, и новые совместные проекты. Не стоит только поддаваться излишним эмоциям, они не самый лучший советчик.

Татьяна Мамаева
ОбществоКультура Татарстан
комментарии 30

комментарии

  • Анонимно 19 февр
    Старая добрая классика
    Ответить
  • Анонимно 19 февр
    видимо всё дело в темпераменте)
    Неприятен во всей истории один момент- желтый окрас, ярко приписываемый некоторыми СМИ для так называемого рейтинга, попросту - дешевого популизма. В итоге имя тенора подпорчено такой вот рекламой.
    Ответить
    Анонимно 19 февр
    А где были те, кто отвечал за кастинг?! Не знали какой у артиста рост, когда приглашали? Или и здесь журналисты крайние?
    Ответить
    Анонимно 20 февр
    Кастинг - главная проблема этого театра, это же ясно. Нет настоящего кастинг- менеджера.
    Ответить
  • Анонимно 19 февр
    Даже на фото видно, что костюмчик не сидит. Это неуважение к артисту. Не могли нормально подогнать? Обидно за принимающую сторону - абы как одели.
    Ответить
  • Анонимно 19 февр
    Наверное, по закону театр имеет прав перебирать артистов, как карты в колоде, но заранее продумать все было нельзя? Или в спешке все делается? Пригласили - передумали, не по-человечески. Неприятно все это.
    Ответить
  • Анонимно 19 февр
    Театр - живой организм, все случается. Не надо хайповать, никому на пользу не пойдёт.
    Ответить
  • Анонимно 19 февр
    Кому выгодно раздувать ситуацию? Думаю, агентство хайпует , дешевый Пиар.
    Ответить
  • Анонимно 19 февр
    Вряд ли теперь театры будут приглашать Бадаляна, за ним потянется слава скандалиста.
    Ответить
  • Анонимно 19 февр
    Странный артист. Ему бы лучше сохранить хорошие отношения с театром. Сам себе все испортил скандалом.
    Ответить
    Анонимно 20 февр
    Театру не нужно сохранять отношения с артистами?..
    Ответить
    Анонимно 20 февр
    Артистов много, а театров мало ))
    Ответить
  • Анонимно 19 февр
    Своих из консерватории приглашайте. . там тоже очень много талантливых людей
    Ответить
  • Анонимно 20 февр
    Что бы мы делали без советов Татьяны Мамаевой))
    Ответить
  • Анонимно 20 февр
    Бадалян просто понял, что его больше в Казань не пригласят, поэтому поднял скандал. Голос - неплохой, но ничего выдающегося, таких теноров полстраны. И у него не 1.70, видела его. Он с меня росту, а у меня 1.64-1.65. Действительно, комично выглядел, когда его сын по сцене был с него роста. Мы после спектакля с подругой хихикали. Ребёнок Батерфляй явно был от блонди Целебровского, от Бадаляна там ничего общего
    Ответить
    Анонимно 20 февр
    Я тоже поддерживаю решение дирекции театра. Когда Альфред ниже на голову Виолетты - это уже не драма, а комедия.
    Ответить
    Анонимно 20 февр
    До того дирекция не знала про рост? Ее обманули или уж сами сплоховали, не поинтересовались?
    Ответить
  • Анонимно 20 февр
    О как! Бабадян себя сравнивает везде сейчас с Тито Гобби, Доминго, Каррерасом. Мальчик, ты сначала запой как они, тогда и твой рост не помеха. Они себе славу пробивали талантом, а не скандалами.
    Ответить
    Анонимно 20 февр
    Он Бадалян
    Ответить
    Анонимно 20 февр
    Думаю, это стеб
    Ответить
  • Анонимно 20 февр
    И все— таки с артистом поступили некрасиво
    Ответить
    Анонимно 20 февр
    Ну, пригласили, присмотрелись, не понравилось. Это нормальный процесс. Везде так. Вы же не пойдёте ещё раз к парикмахеру, если в первый раз не понравилась его работа.
    Ответить
    Анонимно 20 февр
    Работа же, а не рост или форма носа!.. А артисту как - отказали, это же репутационный риск! С партией не справился? Нет, ростом не вышел. Поставили бы на каблуки. Выше партнерши на ступеньку. Помню, так рядом с высокой красавицей Анной Герман ставили певцов-партнеров, смешно не было.
    Ответить
    Анонимно 20 февр
    Многим артистам отказывают (по разным причинам) и никакого скандала. В таких случаях театры и артисты просто обходят эту тему. А тут сам себя опозорил. Или это продуманный PR со стороны Бадаляна? Его никто не знал, а тут о нём говорят, раздувают истерию.
    Ответить
  • Анонимно 20 февр
    Конфликтный товариСЧ
    Ответить
  • Анонимно 20 февр
    Что с его челюстью на фото? Уже тогда был недоволен?
    Ответить
    Анонимно 20 февр
    Комментарий про челюсть ниже плинтуса.
    Ответить
    Анонимно 20 февр
    А где он у вас?
    Ответить
  • Анонимно 20 февр
    Госпожа Мамаева суть конфликта исказила, посчитав "казанское хабальство" за
    юридический регламент договорного права. Ну прямо "заказужа"!
    Ответить
  • Анонимно 22 февр
    Чушь какая - ну выперли и выперли из театра... паника вокруг ничего...
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии

Рекомендуем

Новости партнеров