«При нынешней политике большинство татар потеряют национальную идентичность через поколение или два»
Юлай Шамильоглу и Дамир Исхаков — о былом величии и текущей усеченности татарской государственности. Часть 1-я
Если татары не смогут преподавать в школах историю своего народа, дети будут получать однобокие и нередко «враждебные» по отношению к нему знания, уверен американский историк татарского происхождения Юлай Шамильоглу. В сентябре этого года ученый, ныне работающий в казахстанском Назарбаев Университете, приезжал в Казань на конференцию, посвященную 200-летию Шигабутдина Марджани. «Реальное время» поговорило с ним об усилении ассимиляции татар в России, «коммерческом» характере и причинах увядания Золотой Орды и, как мы сейчас сказали бы, конфессиональной политике этого государства. В беседе принял участие известный татарский историк и этнограф, доктор исторических наук Дамир Исхаков.
«Родина Такташа и Абсалямова уже не рождает писателей»
— Когда мы с вами обсуждали круг тем этого интервью, Дамир Мавлявеевич сказал, что из нашей школьной программы исключают курс истории татар, и объяснил, к чему это может привести. Озвучите проблему еще раз?
Д.И. Этот курс был частью национального регионального компонента. Сейчас компонента уже нет, соответственно, нет и курса. Но за время его существования мы успели подготовить для него полную линейку учебников, такое есть далеко не у каждого народа России. Я сам автор учебника для 10-го класса. Сейчас они лежат без действия, практически выпали из оборота. Школьные учителя могут использовать их в лучшем случае как краеведческую литературу, в кружках или на уроках по отечественной истории как дополнительные учебные пособия.
Недавно ко мне приезжал товарищ из Томска. Татарин по национальности, его родители уехали отсюда в свое время. Пенсионер. И вот он много читал, и одним из итогов этого чтения стало намерение в следующей переписи населения записаться «булгаром». То есть на старости лет человек решил поменять национальность. Кстати, во время предыдущей переписи «булгарами» записались 700 человек, и когда эти данные обобщались, их отнесли к болгарам. О чем говорит пример этого человека? О том, что национальное самосознание у него не складывается в силу отсутствия целостного системного образования. А школьный курс, о котором мы говорим, как раз его давал.
— Юлай, а вы, как американец, что можете сказать об этом?
Ю.Ш. Во-первых, я, как американец татарского происхождения, горжусь тем, что я татарин. В Татарстане я как у себя дома. Во-вторых, Татарстан — это не просто регион или область, это официальная национальная республика. Это связано с самосознанием татар, поэтому для продолжения, или, может быть, оживления этого самосознания надо преподавать то, что нужно, чтобы быть знакомым со своим народом. Каждое государство преподает официальную историю своей национальности в школах. Так везде — во Франции, Америке, Германии, Турции… Но бывший Советский Союз — это сложнее. СССР не был государством одного народа или одной национальности, это многонациональное государство, бывшая империя. И в структуре Российской Федерации есть 21 национальная республика. Одна из них Татарстан, и татары имеют очень длинную историю. Их государственность начинается уже в X веке, и до этого есть предшественники, скажем, Тюркский каганат и так далее.
История татар — это важная история, история очень древней и богатой цивилизации. Не только цивилизация Волжской Булгарии, Золотой Орды и Казанского ханства. В XIX веке у татар была очень богатая исламская цивилизация, а с конца XIX века — также очень богатая литература. Как и для евреев, для татар характерен культ образованности, культ школ, это была целая идеология. Ныне живущие татары знают, что их предки сто лет назад были очень образованными и культурными люди, и они тоже хотят знать свою культуру и язык. Это нормально для любой национальности, для любого народа.
Юлай Шамильоглу: «История татар – это важная история, история очень древней и богатой цивилизации. Не только цивилизация Волжской Булгарии, Золотой Орды и Казанского ханства». Фото Тимура Рахматуллина
Но Татарстан, который принял суверенность на базе референдума, — это часть более крупного государства. В США у всех одинаковая идентичность, но там есть 50 штатов, каждый из них суверенен, и у каждого есть свой учебный план. Раньше у российских республик тоже были свои учебные планы, связанные с коренным народом. Но сейчас это исчезло, и я не думаю, что это прогрессивно для народов. Это прежде всего имеет целью ассимиляцию народов России. Чтобы здесь был более крупный народ, уже потерявший свои малые языки и культуры.
В XIX веке было две тенденции. Первая — чтобы татары оставались мусульманами, но становились русскоязычными. И вторая — пусть они остаются татарами, но становятся христианами, как кряшены. А сейчас, в XXI веке, появилась новая тенденция, которая смешивает две предыдущие. С одной стороны, есть политика христианизации, с другой — политика уничтожения всех национальных языков, кроме русского.
И есть, насколько я понимаю, концепция родного языка. Для преподавания его в школе может быть два часа, но если родной язык — русский, тогда для татарского языка нет места или времени. Значит, родители должны выбрать татарский язык. И так по всей России. Но, как преподаватель тюркских языков, я сказал бы, что два часа в неделю для родного языка — это очень мало. Это почти ничего.
— То есть в советское время татары потеряли одну идентичность — конфессиональную (путем секуляризации), а теперь теряют и вторую, национальную, так?
Ю.Ш. При таких тенденциях и при такой политике большинство татар через, может быть, поколение или два потеряют национальную идентичность.
Д.И. Конфессиональная идентичность, если она достаточно крепкая, может сохранять самосознание народа очень долго. Есть пример литовских татар, которые потеряли язык еще, может быть, в XVI веке. Но они до сих пор существуют как отдельная группа — потому что они мусульмане. Исчезновение языка не означает автоматически ликвидации общности. Но эта общность становится неполноценной. То есть они переходят на другой язык, у них уже не рождается своя подлинная культура.
Ю.Ш. Есть американцы итальянского или ирландского происхождения. У них есть своя культурная подгруппа, они не исчезнут. Но язык лучше не терять.
Д.И. Я могу сказать как полевой этнограф. Мы долго работали в мишарской зоне, на правом берегу Волги, — там, где родились Хади Такташ, Абдурахман Абсалямов, другие наши писатели. Сейчас, после исчезновения татарских школ, писатели из этих мест уже не выходят. Они не владеют литературным языком и не способны писать по-татарски. Бытовой, обиходный разговор у многих еще сохранился, но высокого слоя языка уже нет. Это уже «урезанные» татары.
Дамир Исхаков: «Исчезновение языка не означает автоматически ликвидации общности. Но эта общность становится неполноценной. То есть они переходят на другой язык, у них уже не рождается своя подлинная культура». Фото Максима Платонова
Ю.Ш. Это не из-за того, что татарский язык и культура не богатые. Но для них нет условий. В Турции есть, в Казахстане еще есть, но в Российской Федерации этого уже не существует. Или это теряется.
«Золотая Орда начала распадаться из-за эпидемии чумы»
— Давайте перейдем к предмету вашего научного интереса — Золотой Орде. Чьим наследием, или «наследством», является это государство? На это наследство — культурное, политическое и прочее — претендуют ведь и казахи, и узбеки, и татары, и даже Москва каким-то образом. Что вы думаете об этом?
Ю.Ш. О региональных спорах я знаю очень мало, и это меня мало интересует. Как историк, который занимается Золотой Ордой, я могу сказать, что это было великое государство. Эта коммерческая империя имела племенное государственное устройство — главы четырех главных племен выбирали хана, и если тот «работал» недостаточно хорошо, они даже имели право убить его.
Благодаря этому можно считать, что Золотая Орда не была тоталитарным государством, а хан не был самодержцем. То же можно сказать о Крымском ханстве XVII столетия. У крымского хана были очень трудные отношения с Ширинским племенем, они его не слушали. Это немного анархично для XVII столетия.
Д.И. Можно сказать, существовала степная демократия.
Ю.Ш. Да, или племенная демократия. Это было государство, в котором исламская цивилизация расцветала. Там была городская жизнь, там была очень сильная экономика, государство стало богатым благодаря экспорту зерна и других аграрных продуктов. Это совсем не такое государство, каким оно описано в российских учебниках или показано в кинофильмах. Есть мнение, что между княжествами и Ордой была большая борьба — но я этого не вижу в XIV веке. Я вижу, что начиная с середины XIV века Золотая Орда начала распадаться из-за эпидемии чумы. Была страшная депопуляция. И мы видим, что в степи с середины XIV до середины XV столетия анархия. Золотоордынское иго — это вопрос. То, что это закончилось в 1380 году, — это ерунда, потому что Золотая Орда уже не существовала в таком масштабе, как раньше. Или, скажем, стояние на Угре сотней лет позже — это тоже ерунда. Что касается захвата Казанского ханства — да, можно сказать, что было более крупное Московское княжество и было Казанское ханство, не такое большое, как Золотая Орда. То есть разные масштабы. Раньше улус Джучи был очень сильным, а Московское княжество — очень мелким, но после распада Золотой Орды и объединения русских земель под Дмитрием Донским — тогда они уже были похожи друг на друга.
В Казанском, Крымском и других ханствах была та же самая политическая структура, что и в Золотой Орде. Есть элементы изменения, но в целом эта система продолжалась. Есть моменты в источниках, говорящие о том, что, может быть, раньше это была система узбеков, потом система карачи-беков, и Иван Грозный старался работать с этой системой. Я думаю написать статью об этом, но у меня мало информации об этом.
Д.И. Есть исследования, в которых доказывается, что Боярская дума — прямой аналог Курултая, где князья собираются и решают вопросы. Потом традиционное деление русских войск — полк правой руки, полк левой руки и царев полк в центре — в Золотой Орде было точно так же. И даже названия совпадают. И многие виды вооружения, тактика очень похожи на золотоордынские. Таких вещей много, и ученые, которые специально этим занимались, приходят к выводу, что это наследие Золотой Орды.
Дамир Исхаков: «Русская гвардия служила в Монгольской империи, русские участвовали в торговых связях, население перемещалось в обе стороны. Достаточно прочитать Афанасия Никитина, который плыл по Волге, — он знал татарский язык». Фото go-on-travels.ru
Вот сейчас на «Эхе Москвы» транслируются передачи, где разбирают татарские слова. «Товар», «товарищ», «кирпич», «деньги» — это все татарские, золотоордынские слова. И таких слов настолько много, что начинаешь понимать, что, оказывается, русские не чужеродны для этой территории, они находились внутри этого и многое оттуда усвоили. Но частично они об этом просто забыли. Или их ученые и интеллектуалы не любят об этом вспоминать.
Ю.Ш. Да, это появилось, наверное, сначала у Карамзина. Это тоже вопрос русской национальной истории — поэтому национальная история так и важна. Ведь русская национальная история сожалеет, что в России был период ордынского ига, и эта точка зрения — «против татар». И если у татар нет преподавания своей истории, то у них нет возможности дать свою версию этого явления и свою национальную историю. Это очень важный момент.
Д.И. Сами русские тоже при этом получают однобокие знания. Это не подлинная история, а национальная версия, которая разрабатывалась дворянскими историками XIX века. Самый крупный из них, Соловьев, прямо написал: татарский период надо максимально исключить из нашей истории. От домонгольской русской истории сразу перескочить на тот этап, когда Московское княжество начало формировать другую ситуацию. Татарский период в истории в их глазах выглядит как невыгодный, потому что, как они думают, русские были тогда в подчиненном положении.
Хотя это очень непростой вопрос. Русская гвардия служила в Монгольской империи, русские участвовали в торговых связях, население перемещалось в обе стороны. Достаточно прочитать Афанасия Никитина, который плыл по Волге, — он знал татарский язык. И русские люди, которые тогда жили, выглядят совсем иначе, чем это описано в церковной историографии.
— Ну и, наверное, со стороны Романовых был госзаказ на обоснование европейского пути России?
Д.И. Да, об этом упорно начали писать с XVII века, но идеологические конструкции появились еще накануне взятия Казани. Церковники-идеологи поработали. Надо было обосновать, а это ведь очень непросто, что русские имеют право на Казанский юрт. Это надо было обосновать в том числе и перед европейскими монархами, которые тоже следили за ситуацией.
«Коммерческая империя»
— Юлай, вы сказали, что Золотая Орда была коммерческой империей. Что это значит?
Д.И. Юлай имеет в виду, что очень важную роль в ней играла торговля. Венецианцы, генуэзцы безвылазно сидели около Черного моря, вывозили большое количество хлеба. Поставки золотоордынского хлеба могли влиять на европейские цены. И, кстати, «черная чума» изменила и торговый путь (Великий Шелковый путь) из Китая в Европу. Юлай специально занимался этим вопросом.
Юлай Шамильоглу: «Золотоордынцы не были миссионерами. Монгольские ханы были кто кем — христианами, буддистами, мусульманами. В Золотой Орде тоже были христиане, мусульмане. В Крыму жили евреи. Государство это не волновало, это не было для них проблемой». Фото Романа Хасаева
Ю.Ш. Я думаю, что даже империя Чингисхана была основана на экспансии торговли. В первое время после образования улуса Джучи торговые центры были уничтожены, а потом, через год-два, их развивали, и уже в середине XIII века были коммерческие торговые связи через Черное море со Средиземным морем, итальянскими государствами. Это было очень важно для экономики этого региона.
Д.И. Война с государством Хорезмшахов, например, началась с того, что один из местных представителей знати ограбил очень большой торговый караван, отправленный Чингисханом. Вообще, Чингисхан предлагал развивать торговые связи.
Ю.Ш. Да, очень богатый караван, 500 верблюдов.
— Может быть, веротерпимость Золотой Орды, о которой любят вспоминать в Казани, тоже проистекает как раз из «коммерческого», как вы говорите, характера империи?
Ю.Ш. Да, золотоордынцы не были миссионерами. Монгольские ханы были кто кем — христианами, буддистами, мусульманами. В Золотой Орде тоже были христиане, мусульмане. В Крыму жили евреи. Государство это не волновало, это не было для них проблемой. У него не было цели исламизировать, буддизировать или христианизировать население.
— А после принятия Золотой Ордой ислама религиозная политика государства не ужесточилась?
Ю.Ш. Миссионерские действия были, но они не были официальными. И потом, мы видим, что в Золотой Орде были католические миссионеры-купцы из Европы. Мы знаем от Ибн Баттуты, что были и мусульманские миссионеры, тоже купцы.
Д.И. Если бы в Золотой Орде была традиция такого наступательного ислама, то после ее распада эта традиция сохранилась бы в татарских ханствах. Но ничего подобного мы не видим. Крым берешь — там по-прежнему живут караимы, армяне, греки. В Казанском ханстве то же самое. И в других местах тоже.
Ю.Ш. При Золотой Орде церковь не платила налог, мы знаем это из документов. В Сарае даже был епископ. Если вы почитаете историю православия на Волге, вы увидите, что там нет упоминаний о конфликтах при Золотой Орде.
Дамир Исхаков: «Если бы в Золотой Орде была традиция такого наступательного ислама, то после ее распада эта традиция сохранилась бы в татарских ханствах. Но ничего подобного мы не видим». Фото Максима Платонова
Д.И. Да, со стороны церкви никаких претензий не видно, в источниках этого нет. Если бы церковь сталкивалась с противодействием, она указала бы на это. И потом, есть объективные данные — скажем, в золотоордынское время было построено множество русских церквей. То есть такой целенаправленной государственной политики в конфессиональном вопросе просто не было.
Некоторые проблемы после принятия ислама возникли только внутри самой золотоордынской элиты. Когда хан Узбек и его ближайшее окружение приняли ислам, ханский двор захотел, чтобы знатные сородичи тоже его приняли. Но исламизироваться захотели не все. Есть прямое высказывание: «Почему ты нам навязываешь арабскую веру, у нас своя вера есть. Она ничуть не хуже, и мы хотим остаться в вере своих предков». Но это чисто внутриэлитная разборка, никак не затрагивавшая других.
Окончание следует
комментарии
Всю татарскую и др. национальную литературу создали коммунисты.
При них "проклятых" в татарском союзе писателей было 160 членов.
Куда все делись после почти 30 лет суверенитета?
Он извергает своё нутро.
По своему это неплохо - пусть все видят, что это за нутро.
Может "арапчонку"?!)))
«А басурман зело тихим образом, чтобы не узнали, сколько возможно убавлять». И убавляли. Геноцид – старая традиция доброй матушки-России. АС
От решения поднятых вопросов - вопрос языка и вопрос подлинной истории - во многом зависит и будущее Российской Федерации, будет она процветающей страной, как напаример США, или погрузится в мрак и кровь Гражданской войны, как например страны Ближнего и Среднего Востока и Севера Африки.
По вопросам языка авторы дали взвешенные ответы на вопросы текущего положения дел с языками в целом и татарским в частности, но на извечный вопрос "что делать" так и не ответили.
Каждый год с планеты Земля исчезает самая главная ценность - языки, несколько десятков языков.
Когда-то - тысячи и тысячи лет назад - каждое племя имело "свой" язык, но при слиянии племен вырабатывался новый язык и так до наших дней....
Каждый язык это "живой" организм - возникает, развивается и "умирает".
Языковеды прогнозируют через 100-150 лет исчезновение французского и немецкого языков - их заменит суррогат английского - в науке это уже практически произошло.
Но "что делать" никто не знает.
Есть гипотезы, что со временем на планете Земля останется один язык.
Каждый язык это целая Вселенная - и исчезновение любого языка это исчезновение целой Вселенной, огромная потеря для всего человечества...
Каждое государство имеет свою языковую политику - США свою, Франция, свою и т.д.
РФ пытается также пытается выработать свою языковую политику - недавний Указ Президент РФ о языках одна из её частей.
Второй вопрос не менее актуален и интересен - история Золотой Орды, которая 300 лет занимала часть территории современной Российской Федерации.
И здесь очень интересный основной вывод у уважаемого Д.Исхакова - Московское княжество-царство это "органическая часть" часть Золотой Орды и Москва является законной наследницей, правопреемницей государственных, политических, военных, экономических и иных традиций Золотой Орды.
Но с некоторыми частными тезисами можно и подискутировать.
Например Ю.Шамильоглу пишет:
" Как историк, который занимается Золотой Ордой, я могу сказать, что это было великое государство. Эта коммерческая империя имела племенное государственное устройство — главы четырех главных племен выбирали хана, и если тот «работал» недостаточно хорошо, они даже имели право убить его".
Источник : https://realnoevremya.ru/articles/118680-intervyu-yulaya-shamiloglu-i-damira-ishakova
"...главы четырех ГЛАВНЫХ племен выбирали...".
В ЗО было сотни племён- и тюркские, и монгольские, и финно-угорские, и славянские и др. - а какие это 4 ГЛАВНЫЕ племени?
Скажите, пожалуйста, уважаемый Ю.Шамильоглу.
Спасибо.
В ЗО ханом мог быть лишь чингизид - потомок Чингизхана - и выбирали его именно потомки Чингизхана, этнические монголы - этнические тюрки (самоназвания "татары" тогда среди них ещё не было) в этом процессе НЕ участвовали.
Да, после распада Золотой Орды и образование Казанского ханства в его последний период ханов действительно выбирали и смещали курултаем - но это уже другой чрезвычайно интересный вопрос.
И другое - все же Золотая Орда как государство формировалось не по племенному принципу, а по территориальному.
И даже распадалась ЗО по территориальному признаку - Крым, Астрахань, Сибирь, Казань и т.д.
Есть и другие интересные дискуссионные вопросы.
Еще раз спасибо уважаемым авторам и уважаемому РВ за интересное интервью.
Юлай вы такой же глупый , как и все ваши ТАТАРЫ.
Первое -Никогда не было такого государства как золотая орда. Вы НЕВЕЖА. Государство ЧинезХана называлось Улу Джучи, а государство Тюрков -Улу Улус -Великое Государство. А это "золотая орда" такое же погонялово как и ТАТАРЫ. Нет и не было ни такого рода , ни народа ни племени как татары. Интересно, а как вы стали историком, за взятку или иным способом? Насколько я понимаю и знаю, что ни в одном писании писарей Чинез Хана нет и упоминания ни термина ТАТАРЫ, ни золотой орды. Вы что историк по писаниям Карамзина ,Рачкова и Гумилёва? Тогда понятно.
Золотая Орда это такая же речевая форма как, например, Москва-Третий Рим или Рим - Вечный город. Это титулы говорящие о величии, которые в том числе давали иноплеменники.
люди деградируют перед зомбоящиком, слушая пугачих и прочих "звезд"
Взамен предлагается "массовая культура", некий аналог попкорна из кулинарии
Через "пугачих" начинается воспитание человека еще в утробе матери
Хамство не является аргументом и доказательством в дискуссии.
Два доктора наук высказали свою субъективную точку зрения на два чрезвычайно важных спорных вопроса - пожалуйста, аргументированно опровергайте их факты, аргументы и выводы.
Но хамить - это стыдно и некрасиво.
Равноправие для всех - или нет никакого равноправие, а есть "избранные" и "остальные".
Вы "избранный" - тогда скажите, пожалуйста, кто Вас "избрал"?
Спасибо.
Смех вызывает, а он "понижает градус" обсуждения интервью.
Вот Лобачевский, Арбузов, Завойский - это действительно "мировые имена", их знают ВСЕ студенты ВСЕХ вузов МИРА, правда естественных факультетов.
Так здесь невозможно ничего защитить, в РФ всё это будет бессмысленно.
Шамиль-оглы? Тогда он скорее не татарин, а азербайджанец.
это в московских болотах жили кочевники. один лес выжгли, к другому переползли, там землянки вырыли. подсечно-огневое земледелие называется.
а в золотой орде была мощная городская цивилизация с водопроводом и канализацией, которая кормила зерном полевропы. это документальный факт. если вы о чем-то не слышали, это не значит, что это не существует.
Исходя из этого ясно, что за допущение такого безобразия, кощунства ответственна газета, публикующая статью. Раз публикуешь статью, то защищай ее всячески от похабников, людей, не имеющих стыда и совести, испытывающих наслаждение от страданий других людей, другого народа. Пусть редактор представит такую картину: про ее (его) мать публикуют статью, и тысячи комментаторов накидываются терзать ее, издеваться над ней. Такая ситуация возникла теперь с газетой "Реальное время". Газета превратилась в КЛОАКУ.
Есть модератор, чтобы не пропускать всякую похабщину. Видимо это не будет работать. Газеты (газеты) в погоне за популизмом будут идти на все. Возможно надо попробовать , чтобы отбросить анонимность, чтобы каждый писал коммент под известным обществу именем. А если и это не остановит от похабщины, то вообще отменить комменты-хватит, побаловались, испытали весь соблазн вседозволенности.
Я могу сказать как полевой этнограф. Мы долго работали в мишарской зоне, на правом берегу Волги, — там, где родились Хади Такташ, Абдурахман Абсалямов, другие наши писатели. Это уже «урезанные» татары. -----------------------------------------------------Так, родина Тукая и Джалиля тоже не рожает, и никогда особо не рожала. Всегда за счет мишарей выплывали. Когда ученый использует выражения "урезанные татары" по отношению к крупнейшей татарской субэтногруппе это говорит о низком уровне культуры, что собственно, свойственно для нынешнего татарстанского политико- культурного эстеблешмента, плоды которого, приходится наблюдать: развал суверенитета, языка, нац.образования, а тут еще и Москва приказала отменить последнее национализированное. И наконец Казань спохватилась и зачесалась: чисто по-татарски в стиле "давай-давай" начат запуск импульсивных, клоунских по содержанию, проектов однодневок как, борьба с безграмотностью в правописании, диктанты на татарском, изучение языка по скайпу и проч.... Как говорится, поздно пить боржоми, когда печень уже отвалилась!
1. для каждого знание своей истории нации (при изучении только чужого этноцид)
2.знание своего языка (при приоритете к чужому языку - лингвоцид)
3.культурно-этнографическое просвещение и соблюдение традиций (при отсутствии или при любых препонах -- культурный геноцид)
Татары а за одно и все остальные народы указом 1944 года лишены а точнее им запретили знать свои национальные Истории, изучать древние дастаны и вообще культуру
так вот что посеют в метропольских школах то и на выходе (окончании) школ получается - зомби-манкурты. - перекати поле.
Это только так кажется, что такое было, редкое проявление в рамках статпогрешности, а у кого было так это паноптикум конченных ассимилянтов.
А татары никогда
----
Ага, данные переписи это подтверждают)
Никогда не говори никогда.
Татарская история она также башкирская и казахская и сотни других народов Единая история ! а она ведь состоит не из двух страниц или трех, а несколько сотен и тысяч томов !
Расизм среди татар,- монголоиды, неевропеоиды, кочевники, сброд бегающий туда сюда (читай выше) - это реальность.
2. Ибо она, православная религия, славянскими племенами была не импортирована, а экспортирована самой Византией, политика и культура которой были в начальной точке отсчёта чужды славянам. Чем уж византийские иерархи ( в принципе такие же как католические миссионеры) "охмурили" киевского князя Владимира трудно сказать.
3. Русская православная церковь всегда была чужда широким интересам народа. Эта религия была, как модно сейчас говорить, религией БОЛЬШИХ НАЧАЛЬНИКОВ. Как у древних хазар иудаизм. "НАЧАЛЬНИКИ" являлись иудеями, "ХОЛОПЫ" мусульманами.
4. Она и сейчас таковой остаётся - РЕЛИГИЕЙ БОЛЬШИХ НАЧАЛЬНИКОВ И ДЛЯ БОЛЬШИХ НАЧАЛЬНИКОВ и фактически, не формально, одной из ветвей власти. Хотя, согласно Конституции, церковь отделена от государства, она влезает практически во все сферы человеческого бытия и общественного обустройства. А это ОЧЕНЬ ПЛОХО.
5. Кстати, став в принципе ОДНОЙ из ветвей власти в государстве, именно Русская православная церковь оправдывала тиранию, произвол и любое закабаление народа ПРАВЯЩИМ СОСЛОВИЕМ.
6. Тут вот, в статье, промелькнула одна мысль, суть которой - церкви "по-барабану" этнические деления и ранжирование народов. Самое главное, вне зависимости от национальности, народы ЛЮБЫМИ ПУТЯМИ нужно, как в прокрустово ложе, впихнуть в ПРАВОСЛАВИЕ. Это верное замечание, между прочим.
7. Это мы видим по истории захвата Казанского ханства в 1552 г. Если бы татары после падения Казани массово приняли бы православие, то в дальнейшем не подверглась бы многовековому ЭТНОЦИДУ.
8. Как уже говорил, РПЦ, по сути, безразлична национальная составляющая любого социума, поэтому, по сути, она является ВИНОВНИЦЕЙ разрушения социума, языка, культуры, национального самосознания не только славян, но и финоугров. РПЦ и финоугров умудрилась "охмурить". В результате чего некоторые его (финоугров) народности потеряли свои этнические корни и СТАЛИ РУССКИМИ. Но и не только. А также евреям. Ибо в России каждый православный еврей, по сути, считает себя РУССКИМ.
9. С другой стороны это ни к чему не обязывает ведь, правильно? Так как РУССКИЙ в нашей отечественной историографии и философии - это не этноним, а политоним, указывающий не национальную, а на конфессиональную принадлежность.
10. Татары не русскими стать не хотят, татарам страшна не ПОЛИТОНОМИЧЕСКАЯ ассимиляция. Для татар неприемлема ХРИСТИАНИЗАЦИЯ. И ДАЖЕ МЫСЛЬ О НЕЙ.
Габдель Юссон.
Габдель Юссон.
----------------------------------
А были бы татары, если б не захват Казани в 1552 г.? Все жили бы те же "чюваша, черемиса, тарханы и можары".
И это подкупает таких как нургалиевы, хабировы, утяшевы,абдалатиповы и прочая.
А многие и это забыли и на вопрос об этнической принадлежности начали отвечать испуганно: "мусурман", "мустельман", " булгар". Поскольку если отвечали - "татар", то " агенты влияния" мусульманского мира деланно пугались и восклицали: "Асгат фирулла!". видя такую реакцию истинного правоверного, неграмотные и не помнящие родства представители татар приходили в ужас и более уже не решались называть себя татарами и детям то своим эти несчастные боялись говорить, что они татары. Естественно далеко не все были подобными: те, кто сохранил верность потомкам и заветам Чингисхана и помнили свою принадлежность к племенным поколением улуса, в котором родился Чингисхан, хранили и свое самоназвание..." Гали Рашитович Еникеев
---------------
Истоки "антитатарской агитации, которая велась в разные времена" совсем в другом. Татары в средневековой Азии, это народ причинивший наибольшие страдания роду Чингисхана. Татары, пригласив на свадьбу его родственника Амбагай хана, выдали китайцам. Они же убили его отца Есугей хана. Ненависть к этому племени Чингисхан пронес через всю свою жизнь. Он истребил десятки тысяч татар попавших к нему в плен. И в империи Чингисхана и его потомков "представители татар приходили в ужас и более уже не решались называть себя татарами и детям то своим эти несчастные боялись говорить, что они татары". Имя татар приобрело другой смысл, и эти выражения про незванного гостя к современным татарам не имеют никакого отношения.
-----
Я бы не сказал, что башкиры слабые. Если бы башкиры, принеся в жертву многие тысячи, может и сотни тысяч жизней, не отстояли Ислам в России, то не было бы ни татарского народа, ни мусульман в России. Если бы башкиры не брались за оружие, отстаивая свои земли и вотчинные права, то не было бы сегодня башкир и татар. С ними случилось бы то, что случилось с адыгами, которые не сопротивлялись и покорно эмигрировали. И затерялись среди турков и других народов Ближнего Востока. Если бы башкиры не боролись за автономию, не создавали свою армию, то не было бы территориальных автономий башкир и татар. И сегодня башкиры народ у которого пассионарность еще не иссякла. И башкирский язык через поколение или два не исчезнет. Также, башкиры, отатарившиеся, составляют наиболее пассионарную часть татарского народа. Это видно по восточным районам Татарстана, и выходцам из этих районов. Еще можно отметить, башкиры и башкирские татары находятся на ведущих ролях в культурной жизни Татарстана. Это, как говорится, факт.
Крымские татары массово покидали родину, из-за ее мягкости?
Прочитаешь такое о грозных «воинских контингентах», да еще во множественном числе и общей численностью в 15 человек, без единой потери разъезжающих по краю, и как-то меркнет представление о «великом джихаде татарского народа». В особенности, если сравнивать с реалиями Башкирии того времени, где вязли в сражениях сводные регулярные корпуса (76, с.387) и полки (55, с.215; 46, с.45, 49; 76, с.44-48, 112-113), истреблялись повстанцами роты и батальоны (70, с.135; 47, с.56; 76, с.62).
А. Бердин "Джихад, которого не было".
рдва чувашей называли ветьке,веде, предков мордвы тоже не звали мордвой ,а были мокша и эрзья, удмуртов урыслар назывли вотяками,марийлар или по старинному черемисы удмуртов звали одамари(на одном из марийских диалектов слово мари означет мужчина). Про башкирскую фантастику, слово "курултай" не ,что иное как означает загон для коней,"тай"-жериебец,"курул"-круг,загон! Насчет венгров,ну что за чушь порите? Посмотрите на внешность первого президента башкирии м.г. рахимова и сопоставьте с ким чен ынном, тынь цынь мыном, даже с нуруслтаном абишевичем назарбаевым, вот где сходство на лицо,и где премьер венгрии орбан и как выглядит!
А между тем , мы жители не только восточных районов Татарстана, но и всех татарских районов Башкортостана (которых большинство в Башкортостане) отвергаем его притязания. Вот навязался, банный лист.
--------------
переход на оскорбления означает,что ответить нечем )))
Профессор Трофимова Т.А. ,антрополог
Мезокефальный темный европеоидный тип (ПОНТИЙСКИЙ ) связан с длинноголовым европеоидным типом, который БЫЛ РАСПРАСТРАНЕН среди поволжских БОЛГАР и еще древнее на территории Волго-Камья, уходя своими корнями через СКИФОВ к степному европеоидному населению, известному для эпохи бронзы по погребениям срубно-хвалынской культуры.
Этот РАСОВЫЙ тип, несомненно, связан со степной полосой и тяготеет К ЮГУ , что вытекает из палеоантропологических данных и подкрепляется историческими материалами, устанавливающими южные СВЯЗИ БОЛГАРСКИХ племенных образований, а также и лингвистическими данными (Марр), подтверждающими СВЯЗИ Среднего Поволжья с Северным Кавказом в эпоху Хазарского каганата[63]. По-видимому, ареалом образования и распространения этого типа служили СТЕПНЫЕ области от предгорий КАВКАЗА до Средней Волги, к северу границы степной зоны, перехода ее в лес. На окраинах этого ареала – в лесной части на территории Волго-Камья, а также в горах Западного Кавказа среди черкесских групп, в областях, изолированных от степной полосы с ее интенсивной исторической жизнью, перемешавшей различные расовые элементы, – на этих окраинах СОХРАНИЛИСЬ РЕЛИКТОВЫЕ ГРУППЫ (среди татар и адыгов) , которые ПОРАЖАЮТ своим ФИЗИЧЕСКИМ СХОДСТВОМ , будучи к настоящему времени разделены сотнями километров. Н. Я. Марр в ряде своих работ уста-навливал тесные связи языковых элементов народностей Среднего Поволжья с населением Кавказа[64
Т. А. Трофимова. Этногенез татар среднего Поволжья в свете данных антропологии
(Советская этнография, 1946, №3, стр. 51-74
Ещё больше найдешь чувашин, мари, удмурту, каратаев, бесермянами, мокшу и др.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------
Что бы так заявлять , надо иметь на руках результаты генетических исследований . Если у вас нет результатов генетических исследований , что бы провести с их участием СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ГЕНЕТИЧЕСКИЙ ГРУППОВОЙ АНАЛИЗ , ТО ВСЕ ЧТО ЗАЯВЛЯЕТЕ , "выеденного яйца не стоит" или это ГАДАНИЕ НА КОФЕЙНОЙ ГУЩЕ ...
Вы видели или читали , что Казанские татары смешивались с Мокшей ?))
Мокша живет в Мордовии , а самые близкие села Казанских татар --от них 250 км ....Как они могли смешаться?? Вы это понимаете ?
А как могли мари , бессермяне , удмурты смешиваться с мишарями , когда они живут от них на расстоянии 300-400-500км ?))
Не смешите людей !!
В наши дни в культурном отношении КАРАТАИ всё более сближаются с РУССКИМИ , подвергаясь русификации, — этому способствует многовековое заимствование русской культуры каратаями, русское дошкольное, школьное и высшее образование, которое каратаи получают в русских школах и университетах (свои школы и университеты у каратаев никогда не существовали), смешанные браки.
Бояринов А. , антрополог.