Генерал Ишбулатов: от кампаний Российской империи в Средней Азии до мусульманского Харби Шуро
Командующий армией башкирских автономистов. Часть 1
В начале октября в селе Удрякбаш Благоварского района Башкортостана открыли бюст генералу Хаджи-Ахмету Ишбулатову. О биографии генерала и его следе в истории постфевральского периода в России в колонке «Реального времени» рассказывает уфимский историк, к.и.н. Рустем Таймасов.
В Гражданской войне в России приняли участие немало высших офицеров бывшей царской армии, причем как на стороне красных (правда, в основном в качестве военспецов), так и на стороне белых. О многих из них написаны научные, публицистические и художественные произведения, поскольку их деятельность нашла отражение в различных источниках. Однако есть и те, кто оказался лишен такого внимания и после окончания Гражданской войны был практически забыт. Среди таких людей — генерал-лейтенант Хаджи-Ахмет Ишбулатов, который в сентябре — октябре 1918 года возглавлял Отдельный Башкирский корпус — основное ядро национальной армии Башкирского правительства, добивавшегося образования автономной республики в составе России. О генерале очень мало информации в публичном доступе и это еще больше повышает интерес к этой, безусловно, любопытной исторической фигуре.
Потомственный военный
Любопытно, но самым обсуждаемым вопросом биографии Ишбулатова в различных исторических и публицистических материалах является вопрос его происхождения. Как уже было отмечено выше, во многом это объясняется крайне скудными сведениями о жизнедеятельности данной личности, которые затрудняют глубокое изучение тех или иных этапов биографии генерала. Учитывая, что вопрос происхождения Ишбулатова уже нашел определенное отражение в публикациях разных лет, остановимся на этом вопросе чуть более подробно.
Согласно шежэре Ишбулатовых (Ижбулатовых), сын основателя рода Надэр в конце XVII века на территории современного Благоварского района Башкортостана основал аул Удрякбаш на вотчинной земле башкир рода Сарайли-Минг. До этого, как сообщают предания, Надэр и его отец Ишбулат (Ижбулат) проживали в селе Иткенеево современного Янаульского района Башкортостана. Отметим, что данное селение населяют башкиры рода Уран. Следовательно, Ишбулатовы по происхождению были башкирами-уранцами, имеющими, в свою очередь, очень интересную историю.
Уран — это одно из многочисленных кыпчакских племен, которое в XI веке смогло основать собственный улус на территории современной Кызылординской области Казахстана со столицей в Сыгнаке. К концу XII века уранцы попали в политическую зависимость от могущественной хорезмской державы, став в итоге частью ее конницы. Последний полновластный хорезмшах Мухаммед был по матери уранцем и вместе со своими кыпчакским родичами безуспешно противостоял нашествию Чингизхана. Вскоре, поняв бесперспективность дальнейшей борьбы с монголами, уранцы покинули обреченного хорезмшаха и бежали в Башкирию, где основали новый улус и влились в состав формирующейся башкирской общности. В период знаменитых башкирских восстаний XVII—XVIII веков, вызванных перегибами во внутренней политике царских властей в Башкирии, уранцы были постоянными их участниками. А во время пугачевской войны башкиры-уранцы под предводительством «главного полковника» Караная Муратова штурмовали Мензелинск. Другими словами, за несколько веков они не потерялись внутри башкирского общества и вместе со всеми остальными отстаивали свои права, в том числе вооруженным путем.
Ишбулатовы хорошо помнили свое происхождение, поэтому неудивительно, что Хаджи-Ахмет Исхакович, отвечая летом 1917 года на вопросы переписчика (в этот период времени проводилась Всероссийская сельскохозяйственная перепись населения), среди прочих деталей указал, что он является «башкиром» и «вотчинником», о чем остались соответствующие записи в архивных документах.
В XIX веке потомки Надэра, как и представители других знатных башкирских родов, не просто несли военную службу, но и занимали командные позиции в Башкиро-Мещеряцком (позже просто «Башкирском») войске. Хаджи-Ахмет родился в 1851 году, став девятым сыном Исхака Ишбулатова, который имел трех жен и, по всей видимости, был довольно состоятельным человеком. Отец будущего генерала к 1814 году дослужился до чина зауряд-сотника, а спустя четыре года получил должность походного старшины. Примечательно, что своей довольно успешной карьере он был обязан не военным заслугам в период наполеоновских войн с участием России, в которых приняли участие полки Башкирско-Мещерякского войска, а выполнению важных дипломатических миссий в Казахстане на территории Младшего жуза, где завершался процесс вхождения этих земель в состав Российской империи. Политическую важность присоединения казахских земель в XIX веке для укрепления Российской империи на восточных рубежах трудно переоценить. Результатом стало значительное расширение территории страны, но гораздо более важным стало выдвижение Москвы к среднеазиатским государствам, которые впоследствии также были включены в состав империи. К концу XIX века Россия становится полноценным участником международной политики в Центральной Азии, где сосредотачивается внимание европейских держав и, в первую очередь, Великобритании. Началом же этого стратегического прорыва России стало поэтапное присоединение казахских жузов. Исхак Ишбулатов вместе с другими представителями интересов Российской империи принял активное участие в этом историческом процессе.
Офицерская карьера
Исхак умер в возрасте 73 лет, когда юному Хаджи-Ахмету было всего 7 лет. Очевидно, что в семье было очень уважительное отношение к военной службе. По стопам отца пошли три старших брата будущего генерала — Зигангир, Шайхислам и Мирхайдар. Все они стали военнослужащими Башкирского войска, причем старший из них (Зигангир) успел сделать карьеру и получить чин сотника, тогда как его братья успели дослужиться только до урядников (унтер-офицеры). Дело в том, что в 1863 году Башкирское войско было ликвидировано, поскольку необходимость в нем отпала — границы империи расширились далеко на восток и юго-восток, то есть, по сути, охранять было уже нечего. Все военнослужащие войска выбыли из числа военного сословия и перешли в категорию обычного податного населения. Возможно, эти события привели к тому, члены семьи Ишбулатовых приняли решение определить Хаджи-Ахмета в Оренбургскую Неплюевскую гимназию, чтобы тот смог сделать классическую военную карьеру. В 1896 году, окончив гимназию, он поступил в военное училище и, по его окончании, в звании прапорщика начал службу 30-м Полтавском пехотном полку в возрасте 18 лет.
Судя по послужному списку Х.-А. Ишбулатова, его довольно длительная карьера офицера (37 лет) не изобиловала разнообразием и каким-либо участием в военных действиях. Он постепенно поднимался по карьерной лестнице без единого дисциплинарного взыскания, получал в установленные сроки очередные звания, занимая различные командные должности. Такая откровенно небоевая биография объясняется тем, что Россия при Александре III (на время правления которого пришлась большая часть службы Хаджи-Ахмета) не вела военных действий, за исключением скоротечной турецкой кампании 1877—1878 годов. В 1908 году командир 193-го Ковельского пехотного полка полковник Ишбулатов выходит в отставку с производством в чин генерал-майора. Видимо, это было поощрение за безупречную многолетнюю службу. К генеральскому мундиру была добавлена солидная пенсия в размере 3 120 рублей в год.
Успешное завершение военной службы практически совпало с устройством нормальной семейной жизни. Незадолго до выхода в отставку (ориентировочно в 1902—1903 годах) Хаджи-Ахмет женился на молодой женщине по имени Зайнаб, которая родила ему трех детей — сыновей Саид Гирея и Рустема, а также дочь Миассар.
Самый безмятежный этап взрослой жизни Х.-А. Ишбулатова длился менее 8 лет. Летом 1915 года генерал был возвращен на военную службу и определен командиром 146-го пехотного запасного батальона. Неожиданное возвращение в армию имело веские основания. В 1915 году ситуация на германском фронте серьезно обострилась вследствие военных неудач российской армии. Понесенные потери актуализировали вопрос подготовки людских резервов в тылу. Для их обучения были возвращены в строй опытные командиры, среди которых оказался и генерал Ишбулатов. 7 апреля 1916 года Хажди-Ахмет становится командиром 152-го пехотного запасного батальона (развернутого затем в полк), расквартированного в Белебее Уфимской губернии. Именно здесь он встретил Февральскую революцию и пережил кошмарные для кадрового офицера события 1917 года, уничтожившие прежнюю царскую армию.
В Белебее первые признаки падения дисциплины среди солдат стали появляться к весне 1917 года. Хаджи-Ахмету доверили дополнительно командовать гарнизоном города. Беспорядки в Белебее начались неожиданно и приняли массовый характер по небрежности местных властей. 5 мая они решили утилизовать запасы алкоголя, в большом количестве скопившегося на винных складах. Огромные запасы водки и вина выливали прямо на улицу. Импровизированный «ручей», который тек в черте города, сразу же взбудоражил весь Белебей и, в первую очередь, солдат. Реакция была предсказуемой: сотни военнослужащих городского гарнизона покинули казармы и бросились к этому алкогольному потоку. Затем разгоряченная и вооруженная солдатская толпа легко смела охрану винных складов и началась настоящая вакханалия. Город охватил хаос, по улицам бродило множество пьяных солдат, занимавшихся грабежом и насилием. Разумеется, что после истощения запасов алкоголя, солдаты частично пришли в себя, но важный рубеж был пройден — они почувствовали свою безнаказанность и совершенно вышли из-под контроля. Несмотря на эти печальные события, генерал Ишбулатов продолжал номинально командовать полком и гарнизоном Белебея. После октябрьских событий в Петрограде и установления власти большевиков практически неуправляемые старые части были распущены, в том числе злополучный 152-й запасной пехотный полк. Таким образом, прекратилась и служба генерала на этом месте.
Революция и мусульманский проект
1918 год стал самым насыщенным в жизни генерала. Он принял участие в реализации двух крупных политических проектов, которые оказали большое влияние на дальнейшее государственное формирование советской России. Первый был связан с выстраиванием тюрко-мусульманской автономии на территории Урало-Поволжья. Второй был направлен на образование Башкирской автономной республики. Оба проекта интересны с точки зрения исторических событий тех лет и заслуживают более широкого раскрытия в рамках изложения биографии генерала.
Февральская революция в России, по сути, покончившая с самодержавием, дала свободу множеству политических и общественных движений. Среди них было движение мусульман, которое еще в дореволюционный период имело свое представительство в Государственной Думе. Новые возможности, которые появились после Февраля, сильно катализировали активность мусульманских лидеров. К моменту проведения 1-го Всероссийского мусульманского съезда в Москве (1—11 мая 1917 года) была сформирована общая концепция тюрко-мусульманского пространства в России. Главная суть этой концепции сводилась к консолидации мусульман страны в единое культурно-политическое пространство для защиты духовных, социальных и экономических прав. Учитывая стремительное падение авторитета центральной российской власти и постепенное нагнетание угрозы гражданской войны, мусульманские лидеры приняли совершенно правильное решение по формированию силовой опоры своего политического проекта. С этой целью военно-организационное звено, а с середины 1917 года фактически главная движущая сила мусульманского движения, Харби Шуро («Военный Совет») приступил к формированию мусульманских частей на действующем фронте и в тылу.
Поначалу Временное правительство было категорически против создания мусульманских формирований, но ввиду сильного развала армии все же решилось пойти навстречу Харби Шуро. На румынском фронте довольно быстрыми темпами формировался 1-й Мусульманский корпус под командованием генерала С. Сулькевича. В корпус были включены 191-я пехотная дивизия, 6-я стрелковая дивизия, 2-я бригада 3-й пехотной дивизии. Другой мусульманский корпус создавался на Кавказском фронте под командой генерала А. Шихлинского и состоял из 5-й Кавказской стрелковой дивизии, 7-й Кавказской стрелковой дивизии и Татарского конного полка Туземной дивизии. Также планировалось «мусульманизировать» (то есть стянуть сюда солдат-мусульман) 75-ю и 77-ю пехотные дивизии и, вероятно, свести их в 3-й корпус. Всего под мусульманские фронтовые части было выделено восемь с половиной пехотных дивизий и один конный полк. Не менее впечатляющие результаты были достигнуты в формировании мусульманских гарнизонных частей. Как и на фронте, создание тыловых частей Харби Шуро осуществлял путем национализации запасных полков, расквартированных в различных городах. Осенью 1917 года в Уфе находилось около 15 тысяч солдат-мусульман, в Казани — 20 тысяч, в Оренбурге — 12 тысяч. До 10 тысяч солдат-мусульман размещалось в малых городах, а общая их численность в Урало-Поволжском регионе достигла 57 тысяч человек.
Однако на поверку выяснилось, что головокружительные успехи Харби Шуро были обусловлены, в первую очередь, чрезвычайной слабостью Временного правительства. Октябрьский переворот и приход к власти большевиков обнажил катастрофические проблемы внутри мусульманского движения, оказавшегося неготовым к противостоянию со сплоченной и воинственной новой силой.
С одной стороны, концепция тюрко-мусульманского единства, которая в первые месяцы постфеврального периода была, безусловно, востребованной, уже к середине 1917 года откровенно устарела, поскольку не давала программных векторов по дальнейшим шагам в условиях быстро меняющейся политической реальности в России. На первых двух всероссийских мусульманских съездах (май и июль 1917 года) обозначилось расхождение главных идеологов тюрко-татарского единства (представленных, преимущественно, казанскими татарами) с лидерами национальных движений в Башкирии, Азербайджане, Казахстане и Средней Азии, которые обсуждали образование собственных автономных областей (республик).
С другой стороны, мусульманские лидеры не уделили достаточного внимания укреплению идеологической сплоченности мусульманских частей для нейтрализации социалистической пропаганды, которая сильно подрывала политическую платформу тюрко-мусульманской концепции.
В результате к концу 1917 года влияние центральных мусульманских органов (включая Харби Шуро) стало стремительно падать. Даже отказ от изначально эфемерной концепции большого тюрко-татарского мира на обломках бывшей империи и переход к реализации более приземленного проекта «Идель-Урал» (зона проживания казанских татар, мишарей, тептяр и башкир) не спас его вдохновителей от политического краха. Данный проект стал одной из главных тем 2-го Всероссийского мусульманского военного съезда, проходившего в Казани с января по март 1918 года. Именно в этот период времени здесь появляется Хаджи-Ахмет Ишбулатов, которому Харби Шуро доверило формирование в Казани 1-й Мусульманской пехотной бригады.
Сложно ответить на вопрос, почему генерал принял данное приглашение. Возможно, в мусульманских частях, не затронутых пьянством и разнузданным поведением, он видел возрождение полностью сгнившей бывшей царской армии, тем более что именно под такими лозунгами они и формировались в тылу и на фронте. Но и в этот раз его ожидало полное разочарование.
Разгон Харби Шуро и формирование башкирского движения
В условиях ускоряющегося роста недоверия между мусульманскими лидерами и руководством Советской республики, а также ряда других факторов, военный съезд закончился открытым конфликтом с большевиками, которые пытались перехватить политическую повестку по мусульманским вопросам. Высокая концентрация в Казани регулярных мусульманских частей позволяла Харби Шуро использовать в риторике резкую и воинственную манеру. Так, заместитель председателя данной организации У. Токумбетов вызывающе заявил большевикам: «Если вы имеете намерение вмешиваться в наши внутренние дела, то знайте, что за нами миллион штыков». Неудивительно, что советские руководители приняли окончательное решение нейтрализовать этот враждебный очаг, находящийся в опасной близости от центральной части Республики.
Для решения этой задачи большевики использовали свое самое мощное оружие — пропаганду, в основных элементах которой Харби Шуро им явно проигрывал. В мусульманские полки были отправлены члены партии из числа казанских татар, которые выполнили основную разрушительную работу. В этот критический момент мусульманские лидеры не смогли ничего противопоставить своим оппонентам, а часть из них своей пацифистской позицией способствовала успехам большевиков. Большинство солдат-мусульман добровольно сложили оружие и разошлись по домам. С небольшими остатками бойцов, сосредоточенных в Забулачье, большевики легко расправились с помощью матросов и красногвардейцев. Незадолго до этого новые власти без особых усилий распустили все мусульманские части на действующем фронте и в тылу. В марте Народный комиссариат по делам национальностей СНК Республики ликвидировал все мусульманские организационные структуры, включая Харби Шуро. Генерал вновь остался не удел и вернулся в Удрякбаш к семье.
Но покой длился всего 2,5 месяца, и по истечении этого времени Ишбулатова пригласили к участию в формировании вооруженных сил Башкирской республики, набиравшей политический вес в антибольшевистской коалиции Урало-Поволжья и Сибири. Прежде чем излагать дальнейшие события, в которых участвовал генерал, необходимо пояснить некоторые подробности становления башкирской автономии. Это позволит гораздо лучше понять логику описываемых исторических событий.
Как уже было отмечено выше, на 1-м Всероссийском мусульманском съезде обозначилось расхождение между приверженцами единого тюрко-татарского пространства и сторонниками территориальных национальных автономий. В исторической науке эти группы известны как «унитаристы» и «федералисты». На первых порах эти расхождения носили скорее дискуссионный характер, нежели политический. Однако убежденность «федералистов» в необходимости реализации не глобальных проектов, основанных на пантюркистских и панисламистских идеях, а национально-территориальной модели в формате национальной республике, постоянно укреплялась.
Среди наиболее активных поборников национально-территориальной автономии было башкирское движение, которое с лета 1917 года формируется как самостоятельная политическая сила. На первых двух всебашкирских курултаях (съездах) были определены первые контуры территориальной автономии. Поскольку образование Башкирской республики сильно угрожало проекту тюрко-татарского единства, включая более позднюю версию в формате «Идель-Урал», центральные мусульманские органы предприняли энергичные действия, чтобы устранить это препятствие. Эта борьба отняла много сил у обеих сторон, не принеся практических результатов, но при этом способствовала сильному дистанцированию башкирского движения от участия в общих тюрко-мусульманских проектах. Октябрьский переворот в Петрограде стал для башкирского движения мощным толчком для усиления борьбы за свою автономию. Результатом этой мобилизации стало принятие фармана №2, провозгласившим образование автономного «Башкурдистана». В декабре 1917 года на III Всебашкирском курултае была окончательно утверждена концепция автономии, подразумевавшей, помимо прочего, образование национальной армии по типу ранее существовавшего Башкирского войска.
Энергичные действия Башкирского правительства по фактическому образованию республики вызвало серьезную обеспокоенность большевиков, которые, несмотря на принятие Декларации прав народов России, не терпели конкуренцию и не собирались мириться с рождающейся территориальной автономией вне их политического контроля. Они нанесли неожиданный удар в феврале 1918 года, арестовав членов Башправительства в Оренбурге и разгромив под Баймаком формирующийся башкирский полк. 22 февраля шесть офицеров полка и 15 башкирских активистов были расстреляны, чуть позже были казнены еще 10 человек. Эти события стали отправной точкой в дальнейшей судьбе Башкирской республики. Башкирское движение присоединяется к антибольшевистской борьбе, сначала в формате партизанской войны, а с появлением в июне 1918 года фронтовых линий формирует строевые национальные части.
Продолжение следует
комментарии
Приведены давно забытые - и более того - тщательно скрываемые исторические факты.
Спасибо уважаемым автору и РВ.
Чрезвычайно интересна информация о Татарском конном полке Туземной дивизии:
"Другой мусульманский корпус создавался на Кавказском фронте под командой генерала А. Шихлинского и состоял из 5-й Кавказской стрелковой дивизии, 7-й Кавказской стрелковой дивизии и Татарского конного полка Туземной дивизии.
Источник : https://realnoevremya.ru/articles/118028-general-ishbulatov-komanduyuschiy-armiey-bashkirskih-avtonomistov
Информация о "Татарском полке" интересна в плане дискуссии по истории этнонима "татары", развернувшейся на "страницах" РВ.
Из Википедии:
"Кавказская туземная конная дивизия, более известная как «Дикая дивизия»[1] — кавалерийская дивизия, одно из соединений Русской императорской армии, сформированная 23 августа 1914 года. На 90 % состояла из добровольцев-мусульман — уроженцев Северного Кавказа и Закавказья...
...
В состав дивизии входили следующие формирования:
1-я бригада состояла из Кабардинского конного полка (состоявшего из кабардинцев и балкарцев) и 2-го Дагестанского конного полка (состоявшего из дагестанцев).
2-я бригада состояла из Татарского конного полка (состоявшего из закавказских тюрок) и Чеченского конного полка (состоявшего из чеченцев).
3-я бригада состояла из Черкесского конного полка (состоявшего из черкесов, абазин, абхазов и карачаевцев) и Ингушского конного полка (состоявшего из ингушей)".
Т.о. "Татарский" полк Туземной дивизии состоял из "закавказских тюрок".
Кто же такие "татары" из "закавказских тюрок" - неужто казанские "татары"?
Но где Казань и где Кавказ?
В данном случае под "татарами" официальные власти Российской империи понимали азербайджанцев.
ВСЕХ тюрок-мусульман официальные власти Российской империи именовали "татарами" и добавляли географическое уточнение - кавказские "татары", казанские "татары" и т.д.
Из Википедии:
"После того, как Южный Кавказ стал частью Российской империи, русские власти, которые традиционно называли ВСЕ тюркские народы ТАТАРАМИ, стали именовать азербайджанцев кавказскими, азербайджанскими[28] или адербейджанскими ТАТАРАМИ[29], чтобы отличить их от других тюркских народов".
После Февральской революции 1917 года все этносы тюрко-мусульман приняли в качестве САМОназвания - этнонима - свои древние самоназвания.
И только поволжские тюрки-мусульмане ОСТАВИЛИ в качестве САМОназвания - этнонима - их официальное название властей Российской империи - "татары".
Тут и возникает вопрос "почему" оставили?
Почему ВСЕ "татары" Российской империи отказались от САМОназвания "татары", а поволжские тюрки-мусульмане согласились ОСТАВИТЬ это "имперское" название.
С чем это связано?
Ведь этому способствовали какие-то исторические процессы?
Добровольно приняли поволжские тюрки-мусульмане название "татары", которое они, как и все тюрки-мусульмане, до начала 20 века считали обидной кличкой?
Или произошло некое насилие над самосознанием поволжских тюрок-мусульман?
На все эти простые исторические вопросы к сожалению в доступной для большинства интересующихся историей нет ответов.
Ведь и башкир официальные власти Российской империи называли "татарами", но башкиры отказались от этого названия и приняли в качестве САМОназвания свой древний этноним "башкиры".
Надеюсь, что уважаемый автор статьи затронет в продолжении и эти интересные вопросы.
Ещё раз спасибо за интересную статью, заставляющую задуматься над недавней историей Поволжья и России в целом.
Далее. Есть мемуары Альфреда Нобеля. Его фирма в Закавказье добывала нефть. Он пишет: «Если работник при приеме на работу называл свою национальность - татарин, это было гарантией того, что он будет хорошим работником, не будет пить, прогуливать. Как пишет Нобель, в БАКУ ЛЮДИ САМИ НАЗЫВАЛИ СЕБЯ ТАТАРАМИ, А вы тут пишите, что их другие татарами называли, этноним татар им навязали другие.
Монголы были элитой в Монгольской империи и Золотой Орде.
А вот подчиненные ими тюркские племена воровали друг у друга женщин.
Обычное дело.
Да, чистокровных булгар нет.
Но нет и чистокровных "татар".
Вы со своими "сказками" просто смешны.
Если поволжские тюрки хотят САМОназываться "татарами", то это их право - все должны относиться к этому с уважением.
Другое дело, что народ должен знать историю этнонима "татары", а не заглядывать в рот "сказочникам" Исхакову и Измайлову, которые не только искажают историю, "выбирают" только те факты, которые их "устраивают", а остальные замалчивают, но и прямо занимаются пара-историей, лже-историей.
Отстаивая генетическую "чистоту" современных казанских "татар" эти доктора наук и профессора прямо нарушают этику и нравственность науки.
Обычное дело - и до них таких "историков" была тьма и тьма - особенно они похожи на "чистокровных" марксистов от истории, которые писали доносы друг на друга в 1920-1930-е гг.
Вот почему они молчат - ведь это они "заварили эту кашу" с этнонимом "татары"?
Могли бы выступить и в популярной форме донести до народа свою позицию.
А то ссылаются на свои "научные труды" в малодоступных для большинства народа изданиях.
Шигабутдин Марджани был первым татарским историком, который обратился к проблеме этногенеза татарского народа и написал труд «Мустафад аль-ахбар фи ахвали Казан ва Булгар» (Кладезь сведений о делах Казани и Булгара). В нём демонстрируется преемственность между культурами Волжской Булгарии и Казанского ханства и обосновывается происхождение поволжских татар от волжских булгар. Доказывая преемственность между культурами Волжской Булгарии и Казанского ханства, Марджани призывал татарский народ к усвоению своего культурного наследия.
Указанное сочинение Марджани было первым историческим трудом в татарской общественной мысли, в котором ученый показывает, что этноним «татары» принадлежал части монгол, а после XVI в. им стали называть жителей Казанского края — булгар, что не соответствовало, согласно его взглядам, исторической правде.
Фукс, как и все чиновники Российской империи, всех тюрок-мусульман в том числе и поволжских тюрок называл "татарами" - но они САМИ СЕБЯ так не называли.
Хотя во всех энциклопедиях написано, что монгол Чингизхан в самом начале 13 века вырезал всех "татар" за подлое убийство ими его отца.
И теперь с мифом "докторов-профессоров" надо что-то делать - из-за этого мифа никак не могут издать последний 6 том "Татарской энциклопедии".
Мир многогранен и прекрасен - а Вы, остроголовые, хотите выкрасить его в один цвет.
Хотите всех заставить разбивать яйца с острого конца - а многие хотят разбивать с тупого...
Эх, несчастный и тупой татарин,
Ты похож на собаку, кусающую своего хозяина:
Ты несчастлив и болезненный, негодяй и бесчеловечный,
Глаз твой черный, ты собака преисподней .
Источник : https://realnoevremya.ru/articles/118028-general-ishbulatov-komanduyuschiy-armiey-bashkirskih-avtonomistov
"...небольшие остатки бойцов, сосредоточенных в Забулачье" - это что?
"Забулачная республика" большевистской пропаганды советских времён?
А в действительности "Булгарская республика", объявленная Ваисовым?
Или социалистическая "Идель-Уральская республика", объявленная 1 марта 1918 года коммунистическими тюрками-мусульманами.
Или капиталистический "Идель-Уральский штат", объявленный буржуазными тюрками-мусульманами?
Была еще в 1918 году и коммунистическая "Казанская республика", объявленная марксистами-большевиками.
Как всё это - 4 (четыре) "республики-штата" - "взаимодействовало"?
И как повлияло на историю этнонима "татары"?
И кто это были "разрушительные казанские татары", уничтожившие Харби Шуро?
Хорошо известно одно - в России власть захватили международные марксисты-террористы в лице Ленина и Троцкого и именно они и их ученики "писали" историю.
А как было на самом деле?
Было бы интересно и полезно узнать, чтобы не "наступать на одни и те же грабли" в очередной раз.
Но всех их переплюнули их учителя - марксисты-лже-историки.
"Ура́н (башк. Уран) — древнебашкирское племя в составе северо-западных башкир.
Содержание
1 Родовой состав
2 Этническая история
3 Расселение
4 Литература
5 Примечания
6 Ссылки
....
Историко-этнографические сведения, касающиеся племени уран, близки к дуванским. У обоих племён есть тамга общего типа, которая хорошо известна всем трём дуванским группам (айлинской, табынской, дуванейской). Согласно шежере из уранской деревни Карманово, одним из предков уранцев является Дуван-Сакал (Дыуан-Сакал). Также дуванцы и уранцы упоминаются у Рашид ад-Дина как племена урат (урут) и дурбан в числе монгольских или тюрко-монгольских «народностей», происходящих от брака легендарных Добун-Баяна и Алан-Гоа".
А где в Янаульском районе башкиры?
............................................................................................................................................................В самом Янауле имеются! Генерал Ишбулатов родственник Еникеевых, дворянский татарский род!
(Адам Олеарий "Путешествие в Московию, Тартарию и Персию".)
Адам Олеарий свидетельствует, что в Тартарии, в том числе на Кавказе языком межнационального общения являлся татарский и поэтому жителей Тартарии называли татарами. Это в заметку тем, кто говорит, что русские всех нерусских называли татарами. По книге Олеария видно, что это совершенно не так: сами тюрки и даже не тюрки, пользовавшиеся языком суперэтноса для межнационального общения, называли себя татарами. Вот почему кумыкские, карачаевские, балкарские и другие кавказские языки очень похожи на татарский - эти народы, будучи кавказцами, но часто общаясь между собой на татарском, перешли на него совсем.
Очередной бред!
Не знают дагестанцы татарского языка, а вернее кыпчакского.
Языки дагестанских народов абсолютно другие, в них нет кыпчакских заимствований.
Татарский дворянский род. Входили в состав мещеряцского сословия. Проживали в д. Удрякбаш Уфимского у. (ныне Благоварский район РБ). В середине ХIХ в. в 3-м мещеряцком кантоне отмечен походный старшина Исхак Мухаметрахимов сын Ишбулатов. Его сын Зигангир Исхакович И. занимал должности войскового старшины и кантонного начальника. Другой сын Хазиахмет Исхакович И. (1851–1921) дослужился до чина генерал-лейтенанта царской армии, т.е. по чину пользовался правами потомственного дворянства. Многие представители рода занимали духовные должности в Уфимском уезде [1].
[1] ЦГИА РБ. Ф. И-2. Оп. 1. Д. 5491. Л. 108 об.–109.
http://ufagen.ru/books/gabdullin/lastnames/ishbulatov
1. Башкиры себя казаками не называли.
2. Башкирские полки (из Башкирии), в вашем сообщении написано: «казачьи войска из башкир», в основном, состояли из служилого сословия «башкир-вотчинник», в него входили как татары так и башкиры, и татар, в том числе и моих предков, судя из каких мест набирались эти полки, было в этих полках значительно больше.
...................................................................................................................................................................Само по себе,без разницы! Казаками в то время называли всех . кто входил в эти конные отряды.В него входили и мордва, татары. башкиры и другие.Наверняка такая практика в то время служила недопущение бунтов и использование их в военных целях.Освоение новых земель также возложили на казаков!Они находились в таком способе контроля над ними и учёте .Они не могли сплотиться в большие воинские корпуса и сами организовать мятеж.Связи между этими казачьими образования не имелось, они даже форму имели разную! Когда необходимость в них отпала их упразднили! Остались только пограничные казачьи войска , на окраинах империи! Этнические казаки , это потомки золотордынцев и хазар! В основном происхождением из татар-христиан! Они себя и осознают особым народом!
..................................................................................................................................................................................Откуда такие сочинения, не казанские наверное.,а крымские,может других татар, тогда в татарах числились много разных народов, отдельные подразделения были из кавказцев, которых тоже называли татарскими если их вообще использовали в воинской службе и гле ссылка?! Из татар , назовём их казанскими , действительно никаких отдельных воинских подразделений не создавали , это были тептяро-мишарские полки, а вот казанских призывали на службу в русскую армию , тогда набирали рекрутов! Если уже говорить , что казанские татары сдались в плен, то это могло значит часть русской армия так поступила, но татары там инициативой не огли владеть, всё таки и тогда они составляли меньшинство среди русских!
Анонимно 08:15
Во время Петра 1 обьязательную воинскую повинность несли казаки из башкир и татар .НО , при Полтавской битве татары КАЗАНСКИЕ сдались в плен Шведам.После этого были казачьи войска из башкир,тептяр,мишар,нагайбаков.Но больше никогда из татар Казанских.Ввиду их не благонадежности.В истории вы не найдете факты о таких войсках.
............................................................................................................................................................... Где ссылка?! Наверное вы путаете , в русской армии создавались отдельные национальные отряды из представителей многих мусульманских народов и они назывались "татарскими"! Казанские татары . лично изначально не изъявляли желания такие отряды создавать, чтобы принимать участия в войнах, которые аела Российская Империя, в то время тем более, они ещё кое где сопротивление властям.Только в 1784 году, после признания татарских дворян и ислама, они могли наконец успокоиться! А так их призывали на воинскую службу в русской армии,а рекруты и они были меньшинством среди русских, поэтому массово сдаться в плен не могли , не имели возможностей проявить такую инициативу!
Позже создавались тептярско -мишарские полки, которых мы называем в настоящее время татарскими!
Какой-то род "Уран". Которого нет. Но поди докажи. Потом поди докажи , что этот род (также как и другой род; их может быть бесконечное число) ни какого отношения не имеет к Янаульскому району. Откуда вышли выдающиеся татары: великий татарский поэт Ильдар Юзеев, великий певец Радик Гареев, очень известные татарские поэты и писатели Риза Ишмурат, Нурихан Фаттахов и т.д. То есть Янаульский район можно считать сердцевиной татарского народа. Вместе с тем достоверно известно, что большая часть татар Янаульского района (в царское время) была записана вотчинниками-башкирами, т.е. служилыми людьми. Остальная большая часть была записана тептярями, наименьшая часть татар- татарами. Вот и все. Записали вотчинником-башкиром в царское время - как поставили тамгу на весь район. Все люди считают себя татарами (кроме русских, марийцев, удмуртов), а прислужливаемая статистика пишет 46% -башкиры.
Да, видимо нужен какой-то процесс. Но для этого нужны истинно демократические условия, чтобы как экране высвечивалось: каждая деревня, каждый дом, каждая квартира, каждый человек живущий в них. Чтобы каждый человек имел идентификационный номер, где национальность была бы зафиксирована "железным" образом, чтобы человек мог проверить это по нажатию на кнопку компьютера. Чтобы каждая деревня могла бы сверить себя. С городом труднее. Надежда только на честную власть, на демократию, на парламент.
А пока сплошная манипуляция. Даже некоторые газеты Татарстана льют воду на ту же мельницу.
Источник : https://realnoevremya.ru/articles/118028-general-ishbulatov-komanduyuschiy-armiey-bashkirskih-avtonomistov
Сильно написано - даже международные марксисты-террористы Ленин и Троцкий, расчленившие Россию по национальному признаку, не могли об этом мечтать.
Видать появились их достойные наследники...
Вам какое дело до моей национальности, вероисповедания и др.?
Зачем это Вам?
Чтобы проще было разделять и властвовать?
Люди будьте бдительны.
А сейчас ведь ведь такая ситуация: вот деревня, все записаны в анкетах переписных татарами, а в итоговом документе будет значиться, что 54%-башкиры, а 46%-татары. И никто не сможет раскрыть эту кухню, кроме особо посвященных. Сейчас вот смотришь статистику по Янаульскому району и приходишь в состояние столбняка, там записано, что в Янаульском районе из проживающих 45% составляют башкиры, 24%-татары, 14%-удмурты, 11%-русские, 6%-марийцы. Это уму непостижимо.
Хотел противопоставить казанских татар татарам-мишарам?
Татары-мишары времен взятия Казани не виноваты ни в чем.
Виновен их предводитель Шах-Гали, который как раз был казанский.
Это Шах-Гали в своей жажде власти стал на сторону Ивана Грозного,
полагая, что Казань возьмут и он останется еще и правителем Казанского ханства. Но он не ожидал, что дело закончится истреблением Казани и Казанского ханства. Он это скоро понял.
А то, что татар-мишар (касимовских татар) стали переселять на территорию нынешней Башкирии, говорит о том, что их просто вытеснили , убрали подальше от столицы , от Москвы. С Касимовским ханством тоже было покончено.
Сами татары , конечно, никогда этнически не разделяли друг друга. Разве только для удобства обозначения проживания по географическому признаку. Сибирские, уральские, поволжские, казанские , мещерские и т.д.
И шло, и идет, конечно, постоянное перемешивание друг с другом. Теперь мы все и мишаре, и казанские, и астраханские, и сибирские, и среднеазиатские , и т.д. Развитие транспорта, коммуникаций этому способствует.
Только заинтересованные силы специально муссируют эту тему, пытаясь внести раскол между татарами.
Территория современного Благоварского района в основном входила в состав 7-го (затем 8-й, 9-й) башкирского и 3-го (4-й, 5-й) мишарского кантонов. Позже образовался дополнительно 12-й башкирский кантон. В материалах переписи 1816 г. башкиры деревень Муталыпово (Старый Усман), Удрякбаш, Баштирма, Шамай, Балышлы были включены в 8-й башкирский кантон. Мишари Удряк-баша и Балышлы — в 3-й мишарский; мишари деревень Кучербай, Тюркей, Абзан — в 5-й мишарский кантон, башкиры последних — в 12-й башкирский кантон.
В следующий раз, когда будешь врать, спроси хотя бы у людей кем они себя считают и к кому относят.
Генерал Российской империи тюрок Ишбулатов в столице империи не дожил бы и до 1921 года - был бы расстрелян или мучительно умер от голода, поэтому ему пришлось умирать в Стерлитамаке.
Почему генерал Российской империи Ишбулатов остался умирать в 1921 году в столице АБашкирскойССР городе Стерлитамаке, а не приехал в столицу АТатарскойССР город Казань?
.................................................................................................................................................................Что за вопрос , детский?! Изначально, Стерлитамак , татарский город! Образовался из двух татарских деревень: Ашкадар и Стерлитамак, в 1766 стал городом , скорее крепостью , были даже земляные валы для защиты от набегов, догадаться можно от кого?! Первый комендант крепости , капитан Богданов! Сейчас ,это интернациональный город!
Раз человек собственноручно указывает свою национальность как башкир, значит он и есть - башкир.
То есть (как пишет товарищ выше, пишущий капслоком) САМ НАЗЫВАЛ СЕБЯ БАШКИРОМ.
Национальность - башкир, сословие - вотчинник,
---------------------------------------
Если так, Казань остается за бортом)) Чувашей с черемисами забыли.
Также нас берет гордость за Петра Гаврилова, Дмитрия Карбышева.
Также мы знаем, что в открытом и честном бою нам противостоять очень трудно. Но лучше мирно трудиться, созидать. И здесь мы ни от кого не отстаем.
Чужих себе не приписываем. Это подло, не благородно.
Но генерал Ишмуратов-татарин. Со всеми своими потомками.
"Однажды Минигали Мингазович вспомнил свой давний разговор с отцом Мингазетдином. Он спросил его: «…Отец, откуда пришел наш род?». Отец ответил: «…Наши предки пришли из-за Урала, из Исяцкой провинции. В крови потопил князь Бибиков бунт на уральских заводах. А корни наши в племени айлинских башкир».
На вопрос: «…Вы какой национальности?», Шаймуратов отвечал: «Я — башкир, с Урала, из Башкирии, из Биштяки»)))
----------------------------------
Мидхат Ижбулатов, скорее, не до конца исследовал свои корни, не все документы раскопал. Ключевое слово здесь Шежере. У башкир есть шежере, у татар их нет. Это одно из фундаментальных различий между татарами и башкирами.
Татары и башкиры не отличаются друг от друга ни языком, ни внешностью. Люди говорят на языке той местности где живут. Башкирский и татарский - две литературные нормы одного языка. Не нужно их противопоставлять. Башкир может жить в Казани и говорить на тамошнем языке и при этом быть башкиром. Татарин может жить в Сибае и говорить на языке бурзянских башкир и быть татарином.
Но тогда получается, что ныне башкиры и татары это как владимирцы и костромичи в начале 19 века?
У последних тоже были отличия в говоре, одежде и традициях.
А в середине 20 века всё усреднилось.
Так и башкиры с татарами станут со временем одним народом?
Всем хорошо известно, что Чингизхан был монголом и говорил по-монгольски, и указы издавал на монгольском языке - об этом написано во всех энциклопедиях.
И внук монгола Чингизхана чингизид Батый монгол.
Из Википедии:
"Бату́ (монг. Бат хан?, ᠪᠠᠲᠤ
ᠬᠠᠨ?; в русской традиции — Баты́й; ок. 1209 — 1255/1256) — монгольский полководец и государственный деятель, сын Джучи, внук Чингисхана. После смерти отца в 1227 году стал правителем улуса Джучи (Золотой Орды), после смерти деда в том же году был признан старшим среди чингизидов второго поколения".
16 : 20 А разве Чуваши потомки Чингиз хана, Бату хана ?
Чувашские крестьяне относились к числу ясачных людей и управлялись ханскими наместниками и чиновниками, чувашскими князьями, сотниками и тарханами.
..............................................................................................................................................................Они имели воинские отряды и совместно с татарами воевали!
Русские не сдаются!
Вот что настоящая любовь творит.
Да здравствует любовь!
Что мешает?
Языки на 99% похожи.
Обычаи тоже.
Внешний вид тоже.
Что мешает?
Языки на 99% похожи.
Обычаи тоже.
Внешний вид тоже.
Что мешает?
............................................................................................................................................................Языки похожие, но есть и разница! Это и формирует менталитет народа.Программа! Народ боевой и по своим боевым качествам он не уступит и кавказцам, даже может превосходить, но боевой пыд сдерживает их количество, еа самом деле мало их, вот, если их язык капитально войдёт в обиход , то есть начнут мыслить на нём , то их метальные возможно их повысятся и проявятся!о, если смотреть в историческом ракурсе организованностью их массы владели татары, но это было в прошлом , сейчас другое время ,может их качества в этих вопросах изменились! Грубо говоря отличие татар от башкир состоит в том, что татары были более прагматичным народом и действовали в пределах, а башкиры , они в этом более пребывали в анархичном настроении, поэтому сильно поубавились в годы сопротивления , то есть "башкирских" восстаний!
Убыль татарского населения в основном происходила за счёт оттока в великорусскую нацию!
Спокойнее, господин "Всезнайка", спокойнее - всё будет хорошо.
--------------------------------
Это как записывали? Как вы полагете? Взяли и записали? Или жребий вытягивали? Может в карты разыгривали? После определили - ты башкир, ты - тептяр? ты татарин..)))
Самому не смешно.
Были башкиры, были вотчинники. И Слава Аллаху, люди помнят свои корни, в переписях указывают себя башкирами.
Потому и такая статистика по Янаульскому району.
Потому и такая статистика по Янаульскому району....
.................................................................................................................................................................... И перепись и выборы! И статистика!
Не Слава , а Хвала Аллаhу! А то неправда получается!)))
А вот что потом творится с этими анкетами переписи-это риторический вопрос. Такой же риторический вопрос возникает и во время выборов.
Известны слова Сталина: " Не важно как проголосовали, важно как записали". А это есть мрак, черная дыра.
Все правильно: большая часть татар была записана в сословие «башкир-вотчинник», то есть владельцы земель. В сословие «тептярь» входили безземельные, кстати, в большинстве татары. Под татарами записаны припущенники Казанского края осевшие на землях вотчинников. Башкир там почти не было.
Вотчинники это и есть башкиры.
Согласно уфимским авторам получается, мангыты вырезали 5 млн башкир, их осталось всего несколько десятков тыс. Потом эти мангыты сожалели о содеянном и чтоб заново восстановить численность этих башкир, сами записались в башкиры.
Тогда в Ногайской орде шла гражданская война, многие татары Беловолжского улуса, чтоб обнспечить себе какую-то безопасность, записались в башкиры. А те башкиры Верхнего Прикамья потом слились с хантами и манси.
И вся его "история" основана на каких-то народных преданиях (одна бабушка на рынке рассказала). в лучшем случае, у него имеются какие-то "шежере". А об этих шежере, Валиди писал, что таких шежере советские "историки" из Уфы понаписали сотнями прямо в здании ИЯЛИ, чтоб "обосновать добровольное присоединение башкир". Против которого он выступал категорически.
Погуглите "Башкирский народ или гипотеза "башкирский народ"".
А ведь Кузеев считается "отцом башкирской истории".
Отдохнув, "зализав раны", откормившись и приодевшись, составив записи, экспедиция тронулась назад. Расставались с ними аборигены со слезами, умоляли остаться, но нельзя, приказ короля и аббата. Да и оказия подвернулась кстати, знакомый болгарский купец обещался бесплатно доставить путешественников в Болгар на своём торговом корабле. Обратный путь в столицу Буду был не менее тяжкий физически, материально, но душу грела мысль о скорой встрече с родиной и выполненное задание. Можно конечно в конце приписать Happy End, но его не было. Не успел Юлиан закончить подробный, письменный отчёт, как преследуя отступающих куманов (половцев) хана Котяна, прорвавшись через перевалы, "карпатские ворота" с нескольких направлений, "паннонскую равнину" затопила неисчислимая, звероподобная монгольская орда во главе с Субэдей ханом. Король спасся, цветущая страна испытала "шок и трепет", половцы сумели улизнуть на юг и скрыться в Сербии "с концами". Всем тогда стало не до прародины венгров и путевые записи Юлиана спрятали далеко и надолго в подземных архивах монастырей. От греха подальше. Обнаружились эти записи лишь в XIX в., наделали немало фурора, но живых венгров в южном Приуралье на тот момент уже не было. Над этой загадкой, бились, бьются многие, но трезвомыслящие, современные историки из Будапешта сходятся на том, что современные башкиры, как раз и есть прямые потомки венгров, решившие не следовать за вождями рода Арпадов с родной земли. А язык башкиры сменили при взаимодействии с половцами (кипчаками), при принятии ислама от булгар и при контактах с ногаями. А вот узнаваемые венгерский гонор, кичливость, отвагу и вспыльчивость, башкиры пронесли через века.
Он высмеивает мадьяр и восторженно пишет о татарах. Самоуверенные мадьяры собрали войско, стали лагерем напртив татар, возле моста реки Шайо ставили отряд, чтоб татары не прошли. Татары тоже остановились лагерем напротив венгров на противоположной стороне реки. Татарские артеллиристы дали залп из камнеметных машин и сразу не стало отряда который охранял мост. Но венгры на это внимание не обратили. Бэла говорил, эти дикие татары не посмеют им нападать.
Ночью к венграм вышел один из воинов-татар из числа русов. В составе татарской армии, как пишет Сплитский, были и китайцы (в основном они занимались боевыми машинми), и хорезмийцы, и булгары, и кипчаки, и русы, и мордваны (как пишет Сплитский, татары проводили мообилизацию в тех землях, которых они присоединяли к своей огромной империи из расчета один воин на десять домов, то же самое они делали и в Венгрии, в походе на Долмацию (татары там оказались преследуя изменника Котьяна (в русских источниках Котян) участвовали и венгерские полки). Этот татарский воин-рус-перебежчик рассказывал им о силе татар, а Бэла просто смеялся, мы сейчас разобъем этих татар.
Настало утро. Венгры не спеша начали одеваться, привести себя в порядок, "нашивать рукава к своим рубашкам" (оказывается тогда в Европе рукавы к рубашкам необходимо было каждый день нашивать и расшивать когда раздевался) и т.д. Тогда они и обнаружили, что уже окружены татарскими войсками. Татары начали их обстрелять луками, и со всех сторон. Венгры начали было обороняться, тогда им обрушился град их камней. Венгерские луки не доставали татар, а татарские стрелы, как пишет Сплитский, убивали и тяжело ранили чуть ли не из полверста. Не жертвуя ни одним воином, как пишет Сплитский, татары таким образом положили 80 %-в прославленной армии Бэлы. Которая состояла из венгров и хорват. Небольшой группе венгров-конников удалось прорвать окружение. Но ихние лошади, в отличие от татарских, не были привычны к долгим скачкам, через верст пять-десять они прорсто задыхались, и татары их достигали. В Европе тогда практиковали такое: воины с собой обычно брали деньги, золото, драгоценности. Когда враг начал их преследовать, они выбрасывали постигающим им врагам эти деньги и драгоценности, те, увидев золото и драгоценности, бросались собирать эти монеты и драгоценности. Тавким образом в Европе люди сохраняли себе жизнь. Венгры пробовали поступать таким образом. Но к удивлению венгров, татары даже не обращали внимания на эти драгоценности, продолжали преследовать.
Таким образом татары истребили еще и многих тех, кому удалось выбраться из окружения. Венгров спас только лес, они прятались в лесной чаще, разъехались и татары перестали там их преследовать.
Речь непонятная, ничего не понял?!Что хотите выразить, чего надо?!
У него все понятно.Нынешние татары из Татарстана никакого отношения к тем историческим татарам не имеют.Так как имеют происхождение от чуваш.К тем татарам отношние имеют мишары. Что там вам было не понятно?
.............................................................................................................................................................Отношение к тем татарам имеют все, тюркские народы и не только тюркские! Если говорить отдельно к мишарам , то и они в более ранней стадии непосредственно участвовали в формировании , как казанских татар , скажем в той первоначальной стадии , булгар, так и потом, в продолжении , это не исключено, являются лидерами становления современной татарской речи! Булгары при раннем переселении на территории современного Татарстана и особенно Чувашии, ещё, когда Волжская Булгария не сложилась. как государство , сохраняли язык в более менее не в растревоженном виде, а поздние и массовое переселение в этот регион население нужно уже понимать , как булгаро-хазарское и со сложившимся тюркским языком , миграция стала возможной после 896 года на освободившими земли венграми и ослабления государства Хазарии !
Учитывая,что татаро-монголы использовали, как и хазары уйгуро-тюркскую письменность наверняка нужно полагать, что и волжские булгары и татаро-монголы , естественно ,больше мишары были одноязычными, но при разной идеологической основе существования, то подразумевает государственность и религию и ясно, что не всё население,кто то сразу нашёл с ними общий язык , кому то они пришлись не нраву!
...Насчёт переписи населения?1 ТУт нужно полагать имеется большая игра и также заинтересованные участники , не исключено в них и самих татар, понимающих стороны , что существование правильного пространства может допускать такие .возможные отклонения, полезные в какой то степени всем "игрокам" в нормальных, не превышающих установленных условностей сложившихся исторически реалий, не стирания форм бытия!
Потомки булгар, принявшие этноним захватчиков, используют сейчас русскую письменность (кирилицу) но пишут на татарском языке.
...........Это ты нас к следующей переписи готовишь, призываешь в балкарцы ............записываться и в чуваши, а также в башкиры Можем нам ещё ............предложишь и в иудаизм перейти ?! И будем мы песенку распевать:
.............Это как маленький спектакль, вот это исполнение!
......ДЕСЯТЕРО БЫЛО
......Десятеро было, было нaс немaло,
......Мы торговaли чем-то в добрый чaс.
......Одного не стaло, будто не бывaло.
.......И девять лишь остaлось нaс.
........Шмереле нa скрипочке,
.........Янкель нa трубе,
.........Сыгрaйте эту песенку
........И нaм, и себе.
........Девятеро было, было нaс немaло,
.........Мы продaвaли стaрый тaрaнтaс,
.........Одного не стaло, будто не бывaло,
..........И восемь лишь остaлось нaс!
..........Шмереле нa скрипочке,
.......Янкель нa трубе,
........Сыгрaйте эту песенку
........И нaм, и себе.
........Восемь душ нaс было, было нaс немaло,
........Штаны мы продaвaли будь здоров,
........Одного не стaло, будто не бывaло,
........Лишь семеро остaлось нaс.
.........Шмереле нa скрипочке,
.........Янкель нa трубе,
..........Сыгрaйте эту песенку
..........И нaм, и себе.
.........Семеро нaс было, было нaс немaло.
..........Ненужным торговaли мы тряпьем.
...........Одного не стaло, будто не бывaло,
...........И мы остaлись вшестером.
...........Шмереле нa скрипочке,
.........Янкель нa трубе,
..........Сыгрaйте эту песенку
..........И нaм, и себе.
...........Шестеро нaс было, было нaс немaло,
..........Мы продaвaли чaй нa этот рaз,
...........Одного не стaло, будто не бывaло,
............И пятеро остaлось нaс.
............Шмереле нa скрипочке,
............Янкель нa трубе,
.............Сыгрaйте эту песенку
.............И нaм, и себе.
.........Пятеро нaс было, было нaс немaло,
..........Врaзнос мы продaвaли хлебный квaс,
..........Одного не стaло, будто не бывaло,
...........И четверо остaлось нaс.
..........Шмереле нa скрипочке,
........Янкель нa трубе,
.........Сыгрaйте эту песенку
..........И нaм, и себе.
..........Четверо нaс было, было нaс немaло,
.........Мы репой торговaли - смех и грех, -
..........Одного не стaло, будто не бывaло,
..........Трое остaлось изо всех.
..........Шмереле нa скрипочке,
...........Янкель нa трубе,
...........Сыгрaйте эту песенку
............И нaм, и себе.
.........Трое нaс было, нaс остaлось мaло,
..........Всяким промышляли мы стaрьем.
...........Одного не стaло, будто не бывaло,
...........Остaлись мы теперь вдвоем!
..........Шмереле нa скрипочке,
.........Янкель нa трубе,
..........Сыгрaйте эту песенку
..........И нaм, и себе.
...........Двое нaс было, нaс остaлось мaло.
..........Что мы продaвaли? Ничего,
...........Одного не стaло, будто не бывaло,
............Остaлся я один всего.
............Шмереле нa скрипочке,
............Янкель нa трубе,
.............Сыгрaйте эту песенку
.............И мне, и себе.
...........Я один остaлся, a мне горя мaло,
............Чем я торговaл, не знaю сaм.
............И меня не стaло, словно не бывaло,
............Лишь песенкa остaлaсь вaм!
.............Шмереле нa скрипочке,
..............Янкель нa трубе,
...............Сыгрaйте эту песенку
...............Людям и себе.
Анонимно 16:13
"Маньяк"!?
-----------------
Стыдно не знать свои корней.
И не лезь в чужую землю, в чужую семью, в чужой род.
У мишар-- 1%
У казанских татар монголоидности больше чем у мишар
--------------------------------------------------------------------------
Вывод
Генетически мишар дальше от ордынцев чем казанлы
Генетически мишар дальше от ордынцев чем казанлы
................................................................................................................................................................... Откуда такие фантазии, когда самому известно по генеалогическому древу (исторически потверждённым данным!) из рода названным мишарским, что предки пришли с войском Улуг Мухамеда! Конечно, не исключено , что они, мишары и здесь пребывали или просто называли себя таковыми , но по особенности слов , становится , что всё таки мишары и это часть мишар пришла из Крыма!
Константин, на Кавказе этнонимы "ас" и "алан" исторически наличествуют только в связи с карачаево-балкарцами, которые, например, на мингрельском называются - алани; у горно-грузинских народов – овс; иронцы и дигорцы называют - аси, ассон. (Марр Н.Я., Кипшидзе И. А., Абаев В.И., Волкова Н.Г. и др.).
«Алани: Аланами мингрельцы называют карачайских татар (карачайцев), живущих на северном склоне главного Кавказского хребта, близ Эльбруса, у истоков р. Кубани».
И. А. Кипшидзе, «Грамматика мингрельскаго (иверскаго) языка. С хрестоматиею и словарем» (С.-П., 1914).
«Замечательно, что Сванеты соседей своих Карачаевцев иначе не называют, как Аланами. Это след для историков древняго народа – Аланов». ЛЗ. Статья "Сванетия", 1845 г.
«Дигорцам... плоскостным и горным, имена Аси (Балкария) и асиаг, аессон (балкарцы) хорошо знакомы, и они вполне четко связываются ими с тюркоязычным населением, живущим за перевалом Стулиафцег». Волкова Н. Г., "Этнонимы и племенные названия Северного Кавказа. М., 1973.
«Осетины называют асами тюрков в Балкарии и карачаевцев на Малке и Кубани». (Е. Зичи, 19 век, «Осетины глазами русских и иностранных путешественников», Орджоникидзе, 1967, с. 283).
«Осетины, не присваивая себе названия оссов или ассов, называют этим именем западных соседей, живущих на Кубани». П.К. Услар, 1881 г.
«Асы (иронское)/ Аси, Асси (дигорское) – «Балкария», «балкарцы»; иронское «асиаг», дигорское «аессон» - «балкарец», «балкарский». Абаев В.И., ИЭСОЯ, т. 1, с. 79.
«Басияне в долинах Северного Кавказа у Эльбруса, они называются также карачай-турками и аланами». Газета «Кавказ», 5 декабря 1853 г. № 90.
Ибн Саид аль-Магриби (XIII в):
«К востоку от моря [стоит город] ‘Аланиййа. Он населен людьми из народа ал-’алан, которые являются христианизированными тюрками. Его координаты – 69 градусов долготы и 46 градусов широты. Ал-’алан – это многочисленный народ, обитающий в том районе и позади Баб ва-л-Абваб. По соседству с ними живет тюркский народ, называемый ал-ас, похожий на них по своим обычаям и вере».
Ибн-Халдун (XIV в) приводит список некторых тюркских народов:
«Мы перечислили их (тюрок) в начале книги, (это) токуз-огузы, а они татары, хитаи, находившиеся на земле Тамгач, карлуки, гузы, халаджи, гуры, хазары, кыпчаки, говорят хифшах, иймеки, алланы и азкиши».
Алан Баксанский22 дняотредактировано
Константин, карачаевцы и балкарцы - это один народ полностью, разница только в территориальных названиях, а традиционный общий этноним - аланы. Кайсын Кулиев - ни разу не историк, а прекрасный поэт, который в обыденной жизни к своим единоплеменникам обращался "алан" и "аланла". И кстати, его родственник Кулиев сделал ДНК-тест: - гаплогруппа R1a-z93, скифо-аланская гаплогруппа.
Кипчаки - ногайцы, и к карачаевцам ни какого отношения не имеют, не иначе, как другой тюркский народ.
Ответить1
Алан Баксанский22 дняотредактировано
Константин, что касается сообщения Бин Аль Асира, то дипломаты монголо-татаров (предки современных казахов) обратились к половцам-кипчакам (предки современных ногайцев), сказав "Мы и вы - одного рода". И действительно, казахи и ногайцы - ближайшая родня, и у них много общих родов. Аланы (карачаево-балкарцы) им по этому критерию действительно чужие - ни одного совпадаюшего рода. И если бы у ордынских дипломатов была бы возможность упомянуть о разности языков для расстройства военного союза кипчаков и аланов, они его использовали бы, сказав нечто "И язык вы друг друга не понимаете" . Но такого они не сказали.
Историкам давно известно
....................................................................................................................................................................Если такой грамотный и историй много начитался, то тебе нужно попробовать выступить с подобной лекцией в татарской (мишарской)деревне ,в клубе, например выбрать день, субботу, когда молодёжи в деревне будет много.Заранее закажи протезы, станешь инвалидом, но есть плюсы, поумнеешь! А так шмыгаешь , как мышь по углам и стучишь по клавишам. Станешь известным , прославишься!
.................................................................................................................................................................. Какая степь?! из "темниковских" , так, если подробно! Не отделяю из единого и целого татарского народа.Мы все татары, ну и , что , кто откуда произошёл, да хоть откуда. если осознаёт себя частью татарского народа . значит таки есть! А в нашей деревне, откуда отец родом , с двух лет сажали на коня, это о чём говорит, наверное о степи, может быть?! Правда , лошадь никак освоить не мог,на бтр, бмп, танке , да , научился! А Муса Джалиль он тоже , он же тоже такой же татарин, как и мы! Насчёт чувашей,трудолюбивый народ! Молодцы! Гордиться не годится,делами надо доказывать свою состоятельность! Всё, на этом закончим!
........................................................................................................................................................... Понятно, что хазары! Они же половцы!
При чем тут ,
..............................................................................................................................................................
Почему же по татарски не отвечаешь, я ж тебе на нём вопрос задал?!
Изучил тему и мутишь, какой же ты татарин(мишар, тептяр или ещё, кого там, придумали.)."Не рой яму другому, сам в неё попадёшь!"
Что уже краев не видишь? Где ты мне задал вопрос по татарски ? Покажь !
Миндэ курмим , татарча яз, синэ ышанып булмый!
14 52 Живешь в Татарстане ,пиши по русски.Абзыю будешь писать по татарски.
.............................................................................................................................................................
Не плюйте в колодец потравитесь!
14 52 Живешь в Татарстане ,пиши по русски.Абзыю будешь писать по татарски.
................................................................................................................................................................with you all understandable !
Буртасы родичи предков казанских татар , а именно в большей степени барсил, аскел , которые тоже аланы -асы , а также в меньшей степени и булгар
................................................................................................................................................................Во первых, никто ,это точно не знает, во вторых , как можно рассуждать , сам , кто ?! Я немножко такой от предков папы, а мама, ты уж извини, вообще не при делах!?)))
Чуваши: главные тайны народа
Автор: Майя Новик | 2019-01-13 18:22:26
По данным переписи 2010 года в России проживает 1 435 872 чуваша. Больше всего их в Чувашии (814 750человек), в Татарстане проживает еще 116 252 чуваша, в Башкортостане – 107 450, а в Ульяновской области и в Самарской соответственно 94 970 и 84 105 чувашей.
Культура чувашей давно проникла в наш быт – многие в России любят ватрушки с картошкой и творогом, пельмени, рыбу, отваренную в молоке – традиционные чувашские блюда. Однако этот древний народ полон тайн, которые ученые не могут разгадать до сих пор.
Откуда название?
Никто не может точно сказать, почему чуваши называются чувашами.
В русских летописях они впервые упоминаются в 1521 году: «...И вси князи Казанскиа и Татаровѣ и Мордва и Черемиса и Чюваши».
Существует несколько гипотез происхождения названия «чуваш».
Считается, что «чуваш», «чаваш» – это самоназвание народа. Но откуда оно взялось? Одни филологи считают, что это измененное название «суваз», которое чуваши носили раньше. Во всяком случае, арабские путешественники еще в 10 веке упоминали некий народ – то ли суваш, то ли суваз, который жил в пределах Великой Булгарии и отказывался принимать ислам, оставаясь верным язычеству. Поскольку в арабском языке отсутствует звук «ч», то скорее всего это были чуваши.
Арабам вторит князь Андрей Михайлович Курбский, который упоминает в записках о существовании на реке Суре неких «горных черемисов», которые сами себя звали «чуваша».
Само же название могло произойти от имени родоначальника – богатыря Сувара или же от некоего народа савиры, которые ушли в леса от исламских проповедников со своим вождем по имени Выраг.
Английский востоковед Джерард Клосон считает, что название народа произошло от названия их предков – табгачей или тоба, которые впервые упоминаются в хрониках в III веке, как народ, живущий в Монголии. Тоба были кочевниками , несколько сот лет они жили в долине реки Онон, а затем вторглись в Китай и основали династию Северную Вэй. Жужани, основавшие позже Жужаньский каганат, считали себя потомками тоба.
Составитель этимологического словаря Макс Фасмер объясняет происхождение названия народа от киргизского слова Živaš и от названия нижних кумандинцев «чабаш»: и то, и другое означало «мирный». Название могло произойти и от татарского слова džуvаš, которое означает то же самое. Схожее слово есть и древнетюркском – javaš.
Как видите, даже поверхностное знакомство с мнениями ученых заставляет говорить о том, что перед нами – древний народ с таинственной историей.
Откуда они пришли?
Если чуваши жили в Булгарии еще в X веке, и уже тогда славились строптивостью и спаянностью, можно предположить, что корни народа древние.
Сами чуваши высказывают смелые предположения, что являются прямыми потомками древних шумеров.
Эта идея возникла еще во времена СССР: её выдвинул филолог Николай Марра, заявивший, что название «чуваш», «чаваш» – не что иное, как видоизмененное «шумар», «шумер».
Идею поддерживает чувашский автор Геннадий Егоров, пытающийся отследить схожесть языка с древнешумерским и считает, что Булгарию основали шумеры, пришедшие с юга в X–III вв. до нашей эры.
Действительно, чувашский язык выделяется среди тюркских, и считается единственным живым языком Булгарии. Филологи думают, что чувашский отошел от пратюркского на рубеже эр, и связывают это опять же с вторжением гуннов, что заставляет задуматься – а не стали ли чуваши потомками этого воинственного народа? Ведь возможного предка чувашей – народ тоба китайцы считали детьми гуннов.
Наука соглашается, что шумеры действительно уходили на север. Например, в Узбекистане около Термеза был найден шлем шумерского воина IV века до нашей эры, а некоторые тюркские слова действительно схожи.
Но все же большинство ученых связывают происхождение чувашей с тюрками, вышедшими из Азии и смешавшимися с автохтонными уграми. При этом возникает вопрос – откуда же взялись угры, и кем были эти тюрки? Быть может, все-таки гуннами? Но на вопрос нет ответа.
Они и выглядят странно
Только 10% чувашей имеют монголоидные черты, 65% – имеют смешанный тип, остальные – европейцы. Оксфордские антропологи считают что перед нами – древний народ из Восточной Азии с примесью европейской крови, которая произошла чуть большее тысячи лет назад в результате великой миграции народов.
Генетики считают, что около 50% распространенных у чувашей гаплогрупп имеют начало на Ближнем Востоке (J, E3b, I, К); около 20% ( N3) относятся к к Сибири, к Монголии или к Китаю, еще 18% (R1a) появилась на юге Русской равнины 15 000 лет назад, а оставшиеся имеют европейское происхождение.
И вера у них тоже странная
В отличие от других, у чувашей существует целый сонм духов воды, она является границей миров и прародиной народа. Чтобы водяные духи не вредили, их ежегодно «кормили», забивая быков, а в трудные времена – убивая людей. Все водоемы и источники воды считались священными. Однако этнографы Ольга Викторовна Зарубкина и Марина Юрьевна Черноярова в работе «Cравнительная характеристика водных духов в русском и чувашском фольклоре» указывают на то, что чуваши считали русских неуязвимыми для воздействия водяных. Возможно, это было связано не только с христианством, но и с тем, что русский народ чувашами воспринимался как более сильный.
Зато женщины – красивые!
При всей древности народа и странном смешении генов, чувашские женщины считаются одними из самых красивых в России. Автор Зариф Башири в трудах указывает, что женщина в семье всегда занята даже больше мужчины, работает наравне с ним в поле, заботится о детях, и редко имеет возможность ухаживать за собой. Но не смотря на это, ее красота «берет вверх» и непостижимым образом чувашская женщина стареет очень поздно. При этом автор отмечает необыкновенную мастеровитость и трудолюбие чувашской женщины.