Новости раздела

Прощание с Макартурами: нью-йоркско-казанский исторический журнал и полмиллиона долларов для «Агоры»

Ушедший из России американский частный фонд выделил для казанских организаций грантов на $1,2 млн

Известный американский благотворительный фонд Макартуров объявил о закрытии своего российского филиала. Причиной приостановления деятельности стали новшества в российском законодательстве, а именно закон об иностранных агентах и нежелательных организациях. Список «нежелательных» уже получил название «патриотический стоп-лист». Как выяснило «Реальное время», фонд финансировал ряд проектов и в Казани.

$1,2 миллиона для Казани

Известно, что Казань связывают довольно тесные отношения с фондом Макартуров. Так, согласно официальному сайту фонда, Казань получала грантовую поддержку четырежды: дважды в 2008 году и по одному разу в 2010-м и 2011-м.

В 2008 году грант размером в $240 тыс. получал Центр исследования национализма и империи на развитие журнала Ab Imperio по направлению «Наука и образование в России». В 2011 году по этому же направлению редакция этого же журнала получила уже $290 тыс.

В 2008 году в еще одном направлении — «Права человека», — ориентированном на поддержку создания эффективных механизмов защиты основных прав в России, грант получила скандально известная межрегиональная ассоциация правозащитных организаций «Агора» во главе с Павлом Чиковым на сумму $375 тыс. на «поддержку деятельности по защите прав человека в России».

Напомним, что уже в 2013-м прокуратура Татарстана потребовала от «Агоры» зарегистрироваться в качестве иностранного агента. По сведениям ведомства, «Агора» участвует в политической деятельности, используя средства, получаемые от Государственного департамента США. «Агора» тогда заявила, что эта информация ложная, и отрицала получение средств от Госдепартамента США, а действия прокуратуры расценивала как «необоснованное вмешательство в работу правозащитной организации и месть за принципиальную позицию по отстаиванию прав и законных интересов неправительственных организаций России», говорится в «просторах Интернета».

К сожалению, нам так и не удалось дозвониться до Чикова и получить от него комментарий по поводу участия агентства в грантовой поддержке американского благотворительного фонда.

И еще один грант, который получила Казань от фонда Макартуров, был в 2010 году также для «Казанского правозащитного центра» для «укрепления механизмов подотчетности власти гражданскому обществу» на сумму $250 тыс.

Как один журнал связал Казань и Нью-Йорк

Известно, что фонд Макартуров активно спонсировал международный журнал, посвященный изучению национализма и новой имперской истории на постсоветском пространстве Ab Imperio. Журнал был основан в 2000 году в двух городах — Нью-Йорке и Казани.

Как стало известно корреспонденту «Реального времени», основателями журнала в свое время были выходцы из КГУ (ныне КФУ) — историки, антропологи Марина Могильнер и Илья Герасимов (фото на постере). Об этом корреспонденту «Реального времени» рассказал Искандер Гилязов, директор Института татарской энциклопедии. «Семейная пара, которая сейчас живет и работает в США, Марина является профессором Университета Чикаго. Замечательные были студенты, сейчас они уже маститые ученые», — отметил он.

Гилязов отмечает, что в работе журнала принимал участие как почетный член редакционного совета. «В журнале Ab imperio я был почетным членом редакционного совета. В любом журнале есть редакционный совет, в который приглашают экспертов в той или иной области. Это исторический журнал, обсуждались проблемы национальных вопросов. В свое время я писал по проблемам и занимаюсь проблемами истории татарского народа. Вообще, основатели журнала были выходцами из казанского университета и в то же время были когда-то моими учениками, они меня и пригласили», — ответил он.

Искандер Гилязов: «Это исторический журнал, обсуждались проблемы национальных вопросов. В свое время я писал по проблемам и занимаюсь проблемами истории татарского народа»

«В принципе, без этого работать трудно, но для нас не смертельно»

Еще один известный казанский ученый, который активно сотрудничал с фондом Макартуров, — Рафаэль Хакимов, вице-президент Академии наук РТ, директор Института истории имени Марджани АН РТ, директор АННО «Казанский институт федерализма». Рафаэль Хакимов ответил на вопросы корреспондента «Реального времени» о закрытии фонда в России и о поддержке, которую он оказывал казанскому ученому.

— Рафаэль Сибгатович, как вы оцениваете закрытие фонда Макартуров в России? С чем, на ваш взгляд, связано приостановление деятельности фонда?

— Видите, появились опасения, что иностранные фонды занимаются такой деятельностью, которая несовместима с российскими интересами. Но когда мы работали с фондом Макартуров, это совершенно не ощущалось. Мы занимались темой федерализма, она имеет конституционные основы и напрямую связана с российским федерализмом, и ничего там антироссийского не было.

Честно сказать, там поменялся руководитель. Года два назад в эту структуру пришел генерал, такой военный типаж, и там просто не нашли общего языка. Поэтому и наш грант закончился. Нас немного огорчило, что во главе фонда не ученый, а военный.

Но, стоит отметить, что фонд Макартуров был на хорошем счету в мире и никогда не продвигал идеологии и личные идеи. Довольно нейтральный и в этом плане авторитетный фонд.

— Как вы в целом оцениваете идею «патриотических стоп-листов»?

— В науке трудно без таких контактов. Многие фонды помогают устанавливать нужные контакты. Другое дело, что ученый должен сам смотреть, какие это деньги и на что они направляются. А в принципе, без этого работать трудно, но для нас не смертельно. Этот фонд был для нас лишь одним из источников. Российские гранты нас тоже не обижают, и они есть, здесь только вопрос количества. Нам, ученым, все равно, в этом плане, откуда идут деньги.

Рафаэль Хакимов: «Мы занимались темой федерализма, она имеет конституционные основы и напрямую связана с российским федерализмом, и ничего там антироссийского не было»

«Для длительных и больших сумм необходимо быть москвичом»

— Какой процент в общей грантовой поддержке занимали иностранные гранты?

— Тут все зависит от конкретного института. Какие-то хорошо получали, какие-то нет. В основном московские институты «сидели» на них. Казань в этом плане обычно получала поддержку для конкретного ученого, групповая поддержка редко была. Групповую для института выигрывали только мы. Отдельные были на конкретного ученого, который предлагал свою тему.

— Расскажите, пожалуйста, подробнее про этот грант? На что вы его выиграли, какая сумма поддержки, когда это было?

— Последний грант был выигран нами три года назад. Сумма — 150 тыс. долларов. Мы выиграли грант по вопросам федерализма в России, на поддержку сайта по федерализму. По сути, в России у нас был единственный специализированный сайт, на котором публиковались все статьи, касающиеся федерализма. И мы собирали российских ученых, чтобы обсуждать эти опросы, поддерживать эту тему. В общем, довольно-таки полезный был сайт. Иногда к нам приезжали и европейские ученые.

— Способны ли российские гранты заменить иностранную поддержку? Кто они?

— Я могу говорить лишь о тех, кто давал и дает гранты нам. Это РГНФ (Российский гуманитарный научный фонд — прим. ред.), а также Фонд фундаментальных исследований. Вот два российских фонда, от которых мы получаем поддержку, если не каждый год, то достаточно регулярно. Объем зависит от темы. Обычно они не бывают большими — миллион-два, максимум три, на 2-3 года, не больше. Все фонды работают по такой схеме. Для длительных и больших сумм необходимо быть москвичом.

Куда пропал «Казанский федералист»?

— Какова сейчас судьба журнала Ab Imperio, на который в 2008 и 2011 годах Казань получала поддержку от фонда Макартуров?

— На самом деле, мы издавали свой журнал, который назывался «Казанский федералист». Его спонсировал фонд Макартуров. Это был общий грант на сайт, конференции, книги, учебные пособия по федерализму и этот журнал. Начал он свою работу лет 10 назад, два года назад закончилось финансирование, и журнал закрылся. В своих кругах он был очень популярен. Его знали и иностранные ученые, потому как в России нет и не было специализированных журналов по федерализму. Есть один журнал, который называется «Федерализм», но он больше специализируется на экономических вопросах. Кроме того, у нас был самый добротный сайт и книги по наполняемости и содержанию тем по федерализму, в которых мы собирали сравнительный опыт — как российский, так и международный. Журнал выходил в электронном и печатном виде на русском языке, а также в виде рефератов на английском. Сайт еще не закрылся, можно туда заглянуть.

— Планируете ли возобновить работу с журналом? Возможно, с помощью другого гранта или иных средств?

— Тут основной вопрос в финансировании. Сейчас мы не поднимаем этот вопрос, во-первых, потому, что тема федерализма не так популярна в России, несмотря на то, что это конституционная норма. Во-вторых, честно сказать, в институте много дел. Нас финансированием не обижают, и мы выбираем первоочередные задачи. На журнал просто сил уже не остается. Но мы на всякий случай держим в голове эту тему и, если появятся заинтересованные люди, поищем деньги — их найти можно.

— Как вы в целом оцениваете сотрудничество с фондом Макартуров? Как удачное или же нет?

— Было бы хорошо, если бы в России появился какой-нибудь грант для поддержки федерализма регионального уровня, чтобы можно было приглашать и иностранных специалистов, и специалистов государственных служб, и мы бы могли обмениваться предложениями, мнениями и проблемами в регионах. Могу сказать, что наше взаимодействие было довольно успешным. Наш проект по федерализму был одним из лучших, тем более за такие копеечные деньги.

«Российские власти не желают дальнейшего присутствия фонда Макартуров в России»

Напомним, фонд Макартуров активно занимался и занимается поддержкой институтов гражданского общества. «Цель фонда — поддерживать яркие творческие личности и коллективы людей, содействующие формированию более справедливого, экологически чистого и безопасного мира», — говорится на его официальном сайте.

Фонд имени Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров входит в десятку крупнейших частных фондов США. Расположенный в Чикаго, он оказывает поддержку некоммерческим организациям в 50 странах мира. С 1978 года, года основания, Макартуры выделили более 6,32 млрд долларов, а также приблизительно $225 млн ежегодной грантовой поддержки.

Фонд открыл специальную программу грантов в России в 1991 г., а в 1992 г. учредил в Москве постоянное представительство. До 2011 года его грантовая деятельность в России была направлена на «поддержку университетов и других организаций, занимающихся научно-исследовательской и учебной работой, на повышение квалификации и возможностей ученых-практиков, развитие их связей с российскими и зарубежными коллегами, а также на поддержку эффективных механизмов защиты прав человека. В настоящее время фонд стремится содействовать конструктивному участию России в многосторонних международных процессах и укреплению национальной системы защиты прав и свобод человека».

На момент публикации официального комментария от фонда «Реальным временем» получено не было, но фонд уже успел высказать свое мнение в «Ведомостях»: «Эти законы, заявления российских официальных лиц, а также включение фонда Макартуров в «патриотический стоп-лист» Совета Федерации однозначно указывают на то, что российские власти не желают дальнейшего присутствия фонда Макартуров в России — цитата фонда. Фонд подчеркивает, что не получает никакого финансирования от правительства США, полностью независим и никогда не поддерживал политическую деятельность. С момента открытия филиала в 1992 г. фонд выделил более $173 млн на поддержку высшего образования и защиту прав человека в России, а также на борьбу с распространением ядерного оружия».

Фото на постере Марины Могильнер и Ильи Герасимова — chibur-gerasimov.blogspot.ru, И. Гилязова — vdomini.com, фото Р. Хакимова Максима Платонова

Анастасия Юрьева

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Справка

В стоп-лист, который был одобрен Советом Федерации 8 июля, вошло 12 иностранных НКО. В списке на первом месте стоит институт «Открытое общество» (фонд Сороса), на втором месте — Национальный фонд демократии, на третьем — Международный республиканский институт.

Кроме того, в стоп-лист вошли Национальный демократический институт по международным вопросам, фонд Макартуров, «Фридомхаус», фонд Чарльза Стюарта Мотта, Фонд образования для демократии, Восточно-европейский демократический центр, Всемирный конгресс украинцев, Украинский всемирный координационный совет, Крымская полевая миссия по правам человека.

Хакимов Рафаэль Сибгатович

Новости партнеров