Новости раздела

«Если с приходом нового руководителя «Весту» не похоронят, то Андерссон может повесить себе орден»

Главный редактор «Авторевю» Михаил Подорожанский о смене рулевого на волжском автогиганте

Накануне в АвтоВАЗе назначили нового руководителя. Президентом автоконцерна будет француз Николя Мор, который официально вступит в новую должность в апреле. В чем были главные ошибки и достижения прежнего главы АвтоВАЗа Бу Андерссона, чего ожидают от нового «варяга» и какова судьба самого автогиганта – об этом в интервью корреспонденту «Реального времени» рассказал главный редактор «Авторевю» Михаил Подорожанский.

Все дело в «Весте»

— Новым руководителем АвтоВАЗа назначен Николя Мор. Михаил Иосифович, можете предположить, чем его подход будет отличаться от действий Андерссона?

— Судя по послужному списку, Николя Мор прошел ту же школу, что и Бу Андерссон — они оба долгое время специализировались на закупках. То есть поставщикам едва ли стоит рассчитывать на поблажки.

Что будет дальше, прояснится в течение нескольких месяцев — и главным индикатором будет развитие ситуации с вазовской платформой B/C, проще говоря, с «Вестой». Теоретически, остается пусть и маловероятный, но очень оптимистичный для АвтоВАЗа сценарий: долги предприятия, в том числе перед Renault, могут быть частично уменьшены, если вдруг в качестве основы для следующей платформы Renault, которая придет на смену платформе B0, будет выбрана «Веста». Я подозреваю, что именно на это и рассчитывал Бу Андерссон, когда, не считаясь с расходами, логистическими и прочими проблемами, все же довел «Весту» до конвейера, причем сделал это в срок.

Насколько мне известно, в Тольятти должна была побывать группа специалистов альянса и оценить перспективы этой платформы не столько с инженерно-технической точки зрения (в этом смысле преимущество российской платформы бесспорно), сколько с экономической, в контексте ее возможной глобализации. Я не исключаю, что будущая судьба «Весты» могла быть элементом торга вокруг нового назначенца. В любом случае, если с приходом нового руководителя «Весту» не похоронят, Бу Андерссон может повесить себе на грудь если не орден, то хотя бы памятную медаль «За покорение АвтоВАЗа» и даже украсить ее георгиевской ленточкой.

«Если платформу «Весты» тихо похоронят, это будет означать, что и ВАЗ будет похоронен в качестве автомобильного предприятия полного цикла — и довольствоваться ролью сборочной площадки». Фото Романа Хасаева

С другой стороны, как я представляю, «Ростеху», который отвечает и, видимо, еще какое-то время будет отвечать перед высшим руководством страны за то, что происходит на АвтоВАЗе, уже не до «Весты»: скорей бы откреститься от всех текущих, а главное — грядущих проблем, которые накроют и АвтоВАЗ, и Тольятти. Так что я думаю, что «Ростех» не сильно настаивал на какой-то кандидатуре «из наших». Помимо политической ответственности, это могло повлечь и обязательства в очередной раз предоставить (или выхлопотать) для АвтоВАЗа дешевые кредиты, а это едва ли входит в приоритетные задачи «Ростеха».

Если же платформу «Весты» тихо похоронят, это будет означать, что и ВАЗ будет похоронен в качестве автомобильного предприятия полного цикла — и довольствоваться ролью сборочной площадки, а задачи инженерного корпуса сведутся к поддержке производства и адаптации автомобиля к каким-то специфическим российским условиям. Кстати, при нынешнем развитии экономической ситуации это еще не самый печальный сценарий. Главное, чтобы санкции не сузили возможности экспорта в «дальнее зарубежье» — вот тогда, на фоне скукожившегося спроса на внутреннем рынке, будет совсем туго.

Пожелания для красного словца

— Глава Минпромторга Денис Мантуров поставил задачу перед новым руководителем – ориентация на российских производителей автокомплектующих…

— А как вы себе представляете постановку этой задачи? Мантуров хлопает Мора по плечу и говорит: ты уж, друг Николя, наших-то поставщиков не обижай и рабочих наших поменьше увольняй, ладно? Сдается мне, что такая «задача» в лучшем случае была вежливо принята к сведению. Я пока не знаю, каким образом это пожелание было зафиксировано на бумаге, какими подкреплено финансовыми и прочими обязательствами со стороны «Ростеха»… Неужели Минпромторг или «Ростех» обязались покрывать убытки, связанные с тем, что АвтоВАЗ начнет закупать какие-то более дорогие, но при этом, условно говоря, не французские, а российские комплектующие? А если при должном качестве российские комплектующие будут дешевле, то поднаторевший на закупках Николя Мор и сам обратит свой взор в сторону российских поставщиков. Я-то как раз думаю, что первым делом Мор оградит себя от каких бы то ни было «общественно-политических» обязательств, чтобы, подобно Андерссону в последние месяцы его работы на АвтоВАЗе, не оказаться между молотом и наковальней. Завод должен работать, приносить прибыль акционерам — и, конечно, платить все налоги, соблюдать все законы, в том числе в области трудовых отношений. А вот как распорядиться этими налоговыми поступлениями – это уже забота государства: создавать ли новые рабочие места, выплачивать ли дополнительные пособия для людей, потерявших работу, повышать или понижать прожиточный минимум, вести или прекращать военные действия в Сирии и т.д.

«Если при должном качестве российские комплектующие будут дешевле, то поднаторевший на закупках Николя Мор и сам обратит свой взор в сторону российских поставщиков. Я-то как раз думаю, что первым делом Мор оградит себя от каких бы то ни было «общественно-политических» обязательств». Фото dvizhok.su

Другое дело, что у государства, и у Минпромторга в том числе, есть незадействованные (точнее, задействованные, но криво) рычаги, связанные с тарифным стимулированием поставщиков, и в первую очередь это касается свободных экономических зон. Вот почему, скажите, пришедшие в эти зоны иностранцы оказались в более выгодных экономических условиях, чем те, кто работает на металлургическом комбинате, построенном еще в годы развитого социализма, но за периметром новоявленной свободной экономической зоны? На этом комбинате и рады бы делать детали не хуже условных французских (возможно, даже могут их делать), но как под налоговым бременем они могут оказаться дешевле тех, что поставляются из СЭЗ?

Так что пожелания относительно российских поставщиков, как мне кажется, лишь для красного словца, чтобы затем прикрыться: мы, мол, просили этого француза, а он свою линию гнет… Мы, Владимир Владимирович, не виноваты.

Судьба Андерссона

— Как вы считаете, какова будет дальнейшая судьба Бу Андерссона?

— Насколько я представляю, на последних встречах Андерссона с руководством «Ростеха» ему посоветовали свести на нет общение с прессой — и Андерссон следует этому совету. Последние полтора-два месяца я лично с ним не общался, и мне трудно судить о его планах. Но если Андерссон даже просто уйдет на пенсию, это все равно будет очень хорошим вариантом: ушел вовремя, а то ведь широкие народные массы могли и на самосуд пойти.

— Какую главную ошибку Бу Андерссона увидело руководство?

— Можно, видимо, говорить о каких-то оперативных и даже стратегических промахах. Ему, например, ставят в вину, что производство «Весты» было размещено не на главном конвейере в Тольятти, а в Ижевске. Но у Андерссона наверняка были сильные аргументы, и не факт, что о них осведомлены все его критики.

«Ему, например, ставят в вину, что производство «Весты» было размещено не на главном конвейере в Тольятти, а в Ижевске. Но у Андерссона наверняка были сильные аргументы, и не факт, что о них осведомлены все его критики». Фото Романа Хасаева

И потом, знал ли Бу Андерссон о том, что будет Крым, санкции, что упадет нефть и рубль… Впрочем, вот в этом-то, пожалуй, и есть главная ошибка Андерссона: руководитель такого ранга все же должен был предвидеть, чем все это обернется — и, возможно, пораньше сбросить обороты. Но тогда бы у нас так и не появилось «Весты», а вместе с ней — и чуть ли не единственного прецедента, когда выпуск новой модели начался в срок.

Либо крестик, либо трусики

— Есть ли шансы сделать автоконцерн безубыточным?

— Вне всякого сомнения, есть. Но здесь как в той шутке: вы либо крестик снимите, либо трусики наденьте. Если Мору, как и Андерссону, начнут капать на мозги, что ты, мол, выведи завод на прибыль, но не вздумай сокращать персонал, не отказывай российским поставщикам, а главное — ни в коем случае не допусти роста социальной напряженности в регионе, особенно в преддверии грядущих выборов, то все вернется на круги своя, только последствия будут куда более тяжелыми. Если, конечно, завтра не отменят санкции, а цены на нефть не взлетят до полутора сотен долларов.

Тимур Рахматуллин

Новости партнеров