Новости

10:21 МСК
Все новости

Татарстанская земля КАМАЗам не помощник

Как Айрат Мардеев и компания провалили домашний этап ралли-рейда «Шелковый путь»

Татарстанская земля КАМАЗам не помощник Фото: Максим Платонов

Старт 10000-километрового ралли-рейда по территории России, Казахстана и Китая был дан 7 июля на Красной площади в Москве. Одна из самых крутых в мире гонок финиширует 22 июля в колыбели китайской цивилизации — древнем Сиане. Миновать такую спортивную территорию, как Татарстан, марафон не мог, и на второй его спецучасток в поселок Шали отправился известный телекомментатор и постоянный автор «Реального времени» Александр Норден.

«Больше, чем гонка, ярче, чем приключение»

«Мы приветствуем сближение с Китаем и не сомневаемся, что в этом году ралли «Шелковый путь» вновь станет больше, чем гонкой, ярче, чем приключением», — эти слова произнес на старте ралли-рейда глава генерального партнера марафона, ПАО «Газпром», Алексей Миллер. Точнее и не скажешь — за две недели участникам гонки предстоит преодолеть все многообразие евразийских ландшафтов, природных зон, температурных режимов и часовых поясов.

Первый «Шелковый путь» по древнейшим торговым путям и караванным тропам евразийского пространства был проложен в 2009 году, и тогда конечной целью стала Средняя Азия. С тех пор организаторы ралли-рейда не раз меняли маршрут, количество спецучастков, вносили изменения в технические требования к участникам и их автомобилям. В 2014 и 2015 годах по финансовым причинам гонка не проводилась, но с прошлого сезона «Шелковый путь» вернулся в международный календарь и является не только крупным и престижным событием в мире автоспорта, но и «генеральным прогоном» перед легендарным «Дакаром».

90 экипажей из 35 стран вышли на старт седьмого «Шелкового пути», чтобы преодолеть 9599 км дорог и бездорожья, включающих 4094 км спецучастков. Три дружественные страны, 14 городов, пустыня Гоби, старт в сердце «Третьего Рима», единственный день отдыха и финиш в сердце древнего Китая — завязка поинтереснее любого приключенческого сериала.

На первом спецучастке Жерар де Рой был пятым

Автопробегом по бездорожью и дождям

Уникальная для самого теплого летнего месяца дождливая погода, установившаяся в средней полосе России, внесла коррективы в гонку. На первом 60-километровом участке от деревни Быковки Нижегородской области до деревни Стрелецкой Чувашии трасса была похожа на каток, о чем говорили все участники на старте второго участка, который проходил 9 июля на территории Татарстана и начинался в окрестностях Шалей. Вот о чем рассказал нам голландец Жерар де Рой, пересевший на новый грузовик Iveco и ставший пятым на первом спецучастке.

— Жерар, как вам маршрут и русская грязь?

— Очень влажно и сыро, надеюсь, сегодня будет получше. Вчера (на первом спецучастке, — прим. ред.) мы скользили, как по льду.

— Сегодня участники ралли-рейда добрались до старта с опозданием. Говорят, на трассе была авария?

— Маленькое происшествие было, но оно не особо замедлило наш путь сюда.

— С каждым годом растет количество и повышается «звездность» участников гонки. Зачем лично вам нужен «Шелковый путь»?

— Мы сконструировали новый грузовик и должны протестировать его перед «Дакаром». Лучше всего испытать его именно здесь, в соперничестве с самыми сильными соперниками — КАМАЗами, «Татрами».

— Как оцениваете шансы своего коллеги по команде Ардавичуса?

— Он поведет мою старую машину, и, думаю, это хороший грузовик для того, чтобы финишировать на хорошей позиции. Вчера мы не особо рисковали, потому что было очень скользко, но в своем проверенном «коне» я уверен.

В классе внедорожников первый спецучасток быстрее всех преодолел экипаж «Михаэля Шумахера» раллийных гонок — Себастьяна Леба на Peugeot, второе и третье место заняли не менее известные соотечественники великого француза — Стефан Петрансель и действующий победитель «Шелкового пути» Сирил Депре. Леб был сосредоточен перед началом этапа Шали — Мамадыш, но прокомментировал удачное для себя начало рейда.

На «Шелковом пути» де Рой тестирует новый грузовик перед «Дакаром»

— Благодаря чему вам удалось одержать победу в прологе марафона?

— Очень много грязи, и сегодня, думаю, будет не меньше, но надеюсь, что удастся завершить гонку в хорошем состоянии. Извините, я должен идти работать.

В классе грузовых автомобилей ни двукратному победителю «Шелкового пути» Айрату Мардееву из команды «КАМАЗ-мастер», ни голландцу Мартину ван ден Брику из «конюшни» Renault не удалось подняться на пьедестал после первого этапа. Лучшим из российских экипажей финишировал КАМАЗ Антона Шибалова (8-е место), Эдуард Николаев замкнул первую десятку. А победителем стал Мартин Коломы из Чехии на Tatra, опередивший своего знаменитого соотечественника Алеша Лопрайса и голландца Тона ван Генухтена.

Мартин Коломы сказал: «Да, погодка и трасса те еще, но я верю в качество родных «Татр». Смотрите, какое большое колесо — оно пройдет любой маршрут. Приятно, что удалось начать с победы, у нас хорошая команда, и мы постараемся составить серьезную конкуренцию КАМАЗам и другим сильным соперникам».

Погода по заказу

Ох, и умеют же в Татарстане подгадывать погоду к важным спортивным событиям! Нередкие осадки в дни Кубка конфедераций сменялись идеальными условиями в часы проведения матчей, и когда журналистский пул в ожидании старта участников второго этапа ралли-рейда скрывался от дождя в палатке с громким названием «Штаб», никто не сомневался, что к старту все будет «тип-топ».

Так и произошло. В 10 часов воскресного утра тучи, как по заказу, разошлись, выглянуло солнышко, и экипажи грузовиков и внедорожников вперемешку стали отправляться на дистанцию. Второй спецучасток Шали — Мамадыш длиной в 157 км вписался в расписание второго дня гонки, в течение которого участникам «Шелкового пути» предстояло преодолеть 785 км дистанции между Чебоксарами и Уфой. Разноцветные машины, взревев моторами, уходили со старта и, сделав круг по полю, после крутого поворота скрывались в густом хвойном лесу. Первым из команды «КАМАЗ–мастер» (всего в гонке принимают участие четыре экипажа «камазовцев») стартует экипаж Замалетдинов — Семенов, а нашим собеседником становится другой гонщик команды — Дмитрий Сотников, возглавляющий экипаж Сотников — Руслан Ахмадиев. Сотников побеждал на «Шелковом пути» в 2013 году, а в прошлогодней гонке уступил только партнеру по команде Айрату Мардееву.

— Дмитрий, почему КАМАЗы не «выстрелили» на первом этапе?

— Не все так просто — и погодные условия, и сильные конкуренты. Будем стараться отыграться.

— Какие нововведения в технике? У вас та же машина, что была на «Дакаре», или были сделаны какие-то доработки? Что-то с двигателем?

— Это совершенно новая машина, она с уменьшенным по объему двигателем. Все сделано по регламенту следующего «Дакара», и здесь мы будем ее тестировать.

Вы проверяли новую модель в Набережных Челнах или были какие-то выезды, кроме «Шелкового пути»?

— Проверяли в Челнах, и удалось на несколько дней съездить в район, нагрузить машину, двигатель, испытать в разных режимах.

— Многие участники гонки рассматривают ее как тест перед «Дакаром». А как к самостоятельному событию в мире автоспорта к «Шелковому пути» кто-нибудь относится? — вопрос от корреспондента «Реального времени».

— Естественно, какие-то узлы и агрегаты мы тестируем, но у всех к ралли-рейду самое серьезное отношение. Все основные соперники здесь, все улучшили свои машины, и все настроены на самую серьезную борьбу.

Экипажи грузовиков и внедорожников вперемешку стали отправляться на дистанцию

Владимир Чагин: «До финиша доедут сильнейшие, а победят настоящие чемпионы»

За несколько минут до старта родных для него КАМАЗов «Шелковый путь — 2017» прокомментировал директор гонки, прославленный в прошлом пилот татарстанской команды Владимир Чагин.

— Первый вопрос о нынешнем маршруте — насколько он будет отличаться от предыдущего в сторону сложности?

— В этом году мы изменили маршрут на 70%, ввели новые районы в России, Казахстане, Китае, чтобы больше людей могли увидеть эту технику, эту мощь, ведущих пилотов, звезд. Очень рад, что в этом году погода позволила провести спецучасток по Татарстану. Да, дождливый сезон, но видите — погода на нашей стороне, она поддерживает нас, как и вся республика. Здесь у нас спортивный праздник, и я уверен, что татарстанский участок позволит экипажам еще больше вкатиться в гонку, показать свое мастерство на скользких трассах. А это очень сложно, не проще, чем в дюнах Китая. Хочется пожелать всем, чтобы гостеприимная татарстанская земля придала сил и духа всем участникам ралли и они благополучно доехали до финиша 22 июля.

— Что касается финиша — это было пределом мечтаний, чтобы финиш состоялся именно в Сиане, который считается колыбелью древнейшей китайской цивилизации?

— Бескрайние пространства России, Казахстана, Китая позволяют проводить очень масштабные соревнования. Сам бог велел проводить ралли-рейды по этим странам. Ландшафт очень разнообразен. Гонка начинается на красивейших просторах России — поля, леса, балки, овраги, реки. Далее — казахстанские степи, предгорья и пустыня Гоби, дюны начинаются. Это здесь участники соревнуются при 10—15 градусах тепла, а в пустыне Гоби температура сейчас под 55 градусов. Какой перепад! А еще смена рельефов и часовых поясов — пять часов между Москвой и Пекином, два раза будет меняться время между Казахстаном и Китаем. И все это предстоит преодолеть за две недели. До финиша доедут сильнейшие, а победят настоящие чемпионы!

«Бескрайние пространства России, Казахстана, Китая позволяют проводить очень масштабные соревнования. Сам бог велел проводить ралли-рейды по этим странам», — уверен Чагин

Петрансель выходит в лидеры

Вязкий грунт вмешался в борьбу гонщиков на татарстанском спецучастке Шали — Мамадыш. Девятикратный чемпион мира по ралли Себастьян Леб, желавший упрочить лидерство, ближе к финишу этапа потерял скорость на тяжелых участках и пропустил вперед не только Стефана Петранселя, выигравшего заезд, но и Сирила Депре. В итоге Петрансель лидирует в зачете внедорожников, опережая Леба на минуту и 19 секунд и Депре на 3:32. Четвертым идет дебютант «Шелкового пути» — американец Брайс Мензис.

Если борьба на джипах пока грозит превратиться во французский междусобойчик, то у грузовиков ситуация складывается весьма запутанная. Домашние трассы не принесли успеха КАМАЗам — Антон Шибалов вновь был лучшим из россиян, но стал в итоге только четвертым, а лидировавший некоторое время экипаж Айрата Мардеева совсем остановился, потерял уйму времени и финишировал лишь шестым, уступив пятую позицию Дмитрию Сотникову. Победитель первого спецучастка Мартин Коломы закончил гонку седьмым, а успех праздновал Мартин ван ден Бринк на Renault. Боевой настрой и уверенность в себе и своей команде не подвели дававшего интервью перед стартом Жерара де Роя — голландский пилот на новом Iveco стал вторым.

«Шелковый путь» «расстилается» во всей красе, и остается только позавидовать тем зрителям России, Казахстана и Китая, которым только предстоит открыть для себя этот удивительный мир яростной мужской борьбы на навороченных и готовых к преодолению любых преград железных «конях».

1/42
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
Александр Норден, фото Максима Платонова, видео Камиля Исмаилова
комментарии 16

комментарии

  • Анонимно 10 июля
    Наши то камазы должны уж быть приспособлены к родной то грязи)
    Ответить
  • Анонимно 10 июля
    Слышала что я эти грузовики чертовски некомфортабельные, жесткие кресла, подвеска и ужасная жара
    Ответить
    Анонимно 10 июля
    Ну разумеется не люкс. Любой спорт или состязания это нелегко, не для "мужчинок"
    Ответить
    Анонимно 10 июля
    Кто сказал такую глупость? Комфортабельные агрегаты
    Ответить
  • Анонимно 10 июля
    Даже застряли внедорожники)
    Ответить
  • Анонимно 10 июля
    Зачем прямо перед гонками менять движок? Лучше проехать на проверенной уже машине...
    Ответить
    Анонимно 10 июля
    Не слышали о новшествах и улучшениях ради победы? Консерватизм не всегда в плюс
    Ответить
    Анонимно 10 июля
    потому что проверенные машины на дакар не допускают, в том числе в связи с ограничениями по объему проверенного двигателя.
    Ответить
  • Анонимно 10 июля
    Не в земле дело, от водителей зависит))
    Ответить
    Анонимно 10 июля
    От машин, наши водители точно хороши
    Ответить
  • Анонимно 10 июля
    А какие страны участвуют?
    Ответить
  • Анонимно 10 июля
    Оказывается грязь Татарстана покруче экзамены устраивает пилотам, это не сухие сыпучие пески. Удачи нашей команде. Мы за вас болеем
    Ответить
  • Анонимно 10 июля
    с Дакаром не сравнится
    Ответить
    Анонимно 10 июля
    никто и не сравнивает
    Ответить
  • Анонимно 10 июля
    Красавцы такие, любо-дорого смотреть ))
    Ответить
    Анонимно 10 июля
    а мощные какие
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии