Новости раздела

Роман Козулин: «Сидим с женой, смеемся и говорим друг другу — да мы реально невезучие!»

К 26 годам полузащитника «Динамо-Казань» Романа Козулина «помотало» по стране так, как у большинства не выйдет и за долгую карьеру. Уроженец Читы играл в Забайкалье и Сибири, брал медали чемпионата России по хоккею с мячом в подмосковном «Зорком», оттачивал свое мастерство у одного из лучших отечественных наставников Сергея Лихачева. После сезона 2014/2015, проведенного в «Динамо», Козулин вернулся в Казань и стал одним из важнейших пазлов конструкции, которую собирает главный тренер ДК Сергей Фирсов. С 15 передачами и пятью голами, забитыми в 20 матчах первого этапа чемпионата Суперлиги, лучший ассистент казанской команды действительно незаменим. В эксклюзивном интервью «Реальному времени» хавбек рассказывает о командах и тренерах, «жене-декабристке» и говорит, как ему комфортно в «динамовском» коллективе, где полоса невезения, кажется, начинает оборачиваться фартом.

Интернет-трансляции матчей оттянули болельщиков со стадионов

— Рома, наша цель поговорить об итогах первого этапа чемпионата, но давай пробежимся по твоей хоккейной биографии. Первый вопрос — как ты начинал в «бандитской» Чите 90-х?

— (Смеется). Начинал я, как все дети — младшие юноши, старшие юноши. Мой первый тренер Ворожцов Анатолий Петрович, он сам из Омска. Он приехал в Читу в 2000 году и вел нас до команды мастеров, в которую я попал в 2006-м. Мы сыграли один сезон, потом я еще полсезона отыграл, и СКА «Забайкалец-Энергия» распался по финансовым причинам.

— И тогда тебя пригласили в «Зоркий»? Этот клуб всегда славился продуманной и глубокой селекцией, начиная с юношеского возраста.

— Я позвонил Андрею Анатольевичу Рушкину, мы договорились, и он взял меня к себе в Красногорск. Нас, ребят со всей России 89-го и 90-го годов рождения, собрали в «Зорком-2» со всей России. Я там сыграл в сезоне 2007/2008, начиная с февраля, когда в Красногорске проходил финал по юношам по Первой лиге. На следующий сезон Валерий Грачев, тренировавший первую команду «Зоркого», пригласил меня в «основу».

— В «Зорком» ты выступал с 2008 по 2012 год, стал обладателем серебряных и бронзовых медалей чемпионата России. Чем был силен ушедший, увы, с хоккейной карты страны клуб?

— Ну вряд ли нас, молодых ребят, можно считать полноценными обладателями этих наград. Мы имели не так много игрового времени при очень сильном составе, который был собран в «Зорком». Клуб запомнился и хорошей инфраструктурой и тем, как там с умом подходили к решению всех вопросов, начиная от медицинского обеспечения, работы администратора или состояния инвентаря. Все было продумано, грамотно.

— Болельщики команду поддерживали?

— В 2008, 2009 годах по пять тысяч приходило, со временем, да это заметно и по другим городам, болельщиков на хоккей с мячом стало ходить все меньше.

— А почему к русскому хоккею теряется интерес? Потому что вид спорта не олимпийский, не «телегеничный»?

— Во-первых, в интернете появились трансляции игр, и многие предпочли холоду и вьюге просмотр дома в комфортных условиях. Во вторых, в отличие от маленьких городов, в которых команд то почти не осталось, в том же Красногорске, расположенном рядом с Москвой, в крупных городах есть альтернатива хоккею, в том числе и в плане спорта — футбольные, баскетбольные команды, хоккей с шайбой. Возьмите ту же Казань.

— А кстати, в Чите хоккей был популярен? Там вроде никаких особых альтернатив нет.

— Да нет, на матчи приходило столько же примерно, сколько сейчас за нас приходит поболеть в Дербышках.

«Почти из всех бывших клубов уходил, когда они закрывались по финансовым причинам»

— В 2012-м в твоей судьбе совершается поворот. Ты возвращаешься ближе к дому, в «Саяны» из Абакана. С чем это было связано?

— Меня позвал Сергей Евгеньевич Лихачев. Он обещал мне дать много времени, то что я буду расти. И действительно, я пришел, отыграл сезон 2012/2013 в основе — это стал, фактически, моим первым полновесным сезоном во взрослом хоккее. Самое главное — я вырос как хоккеист, набрался практики. Но начались и там финансовые проблемы, и я принял приглашение из Кемерова и ушел в «Кузбасс».

— А почему там не сложилось?

— Начало было хорошим. Меня позвал один тренер — Сергей Большаков, а потом пришел Тарасов, и как-то у нас с ним взаимопонимания не получилось. Не знаю, может у него были другие взгляды на хоккей. Сезон я доиграл — досидел и уехал в Казань.

— По позиции ты всегда был полузащитником?

— Нет, до 16—17 лет нападающего играл всегда — и по детям, и в юношах. Когда попал в «Зоркий», Валерий Николаевич Грачев предложил мне попробовать сыграть на позиции бортовика, попробовал и в середине поля.

Во время игры не концентрируешься на том, что важнее — отдать передачу или самому попытаться завершить атаку. Главное, принести пользу команде

— И тогда у тебя стали проявляться ассистентские задатки?

— Да, знаете, я на это как-то не обращаю внимания. Во время игры не концентрируешься на том, что важнее — отдать передачу или самому попытаться завершить атаку. Главное, принести пользу команде.

— Итак, первое приглашение в Казань перед сезоном 2014/2015. Как это произошло?

— Мы созвонились с главным тренером «Динамо» Дмитрием Анатольевичем Щетининым, он сказал, что хочет меня видеть в команде. Город мне всегда нравился и после того, как я отыграл здесь сезон, летом прошлого года я уже не задумывался, получив новое предложение отсюда.

— Сезон 2014/2015 складывался очень тяжело. Вы заняли предпоследнее место, не попали в плей-офф. Уже чувствовалось, что для бенди в Казани наступают плохие времена?

— Да это объяснимо. Собрали новую команду со всей страны. Только последние месяца два мы сыгрались, почувствовали партнеров, выиграли Кубок «Надежды». В этих условиях ставить и решать серьезные задачи было сложно, но этот кубок мы все-таки выиграли. А потом мне поступило предложение из «Зоркого», и я ушел.

— А перед сезоном 2015/2016 ты не владел информацией, что «Зоркий» накануне краха? У тебя вообще как-то получается, что ты, образно говоря, переходишь с одного «Титаника» на другой?

— Как говорил руководитель команды Владимир Павлович Статкевич, спонсоры, которые были в начале сезона, стали потом испытывать трудности. Команду-то собрали способную, боеспособную, оставались и те, с которыми я играл там раньше — Петя Захаров, Шардаков. И задачи, как всегда принято было в Красногорске, поставлены были высокие. Но где-то в октябре, ноябре спонсоры отказались поддерживать команду. В декабре нам объявили, что положение очень серьезное, ребята с большими контрактами договорились с Владимиром Павловичем, что будут искать себе новые клубы. А мы, кто остался – человек 11 плюс молодые игроки из «Зоркого-2» заканчивали сезон.

— И на выезды уже не ездили?

— Нет, ездили, только в Иркутск — Хабаровск не летали — это очень затратный выезд. А когда сезон закончился, позвонил Искандер Фаритович Шайхов (вице-президент «Динамо-Казань» — прим. ред.) и позвал в «Динамо-Казань». Он озвучил цели, планы команды, и я сразу согласился.

С поставленной задачей попасть в первую четверку мы справились. Нам еще стоит подтянуть командное взаимодействие

«Никогда не слышал, чтобы Фирсов кричал и выплескивал эмоции»

— А что ты почувствовал, когда в сентябре спонсоры отказались от «Динамо» и вам было предложено расторгнуть соглашения?

— Что почувствовал? Подумал — да когда все это закончится? Сидим с женой, смеемся и говорим друг другу блин, да мы реально невезучие! Но это жизнь, это надо реально принимать, везде может произойти такое.

— Дергаться ты не стал?

— Когда сказали, что команды по финансовым причинам не будет, начали искать какие-то варианты. Нашли парочку, согласовали, но позвонил Искандер Фаритович и сказал, что все нормально.

— Перейдем к подведению итогов первого этапа что получилось, а что нет у команды и у тебя лично?

— С поставленной задачей попасть в первую четверку мы справились. Нам еще стоит подтянуть командное взаимодействие. Но надо понимать: помимо того, что команда серьезно обновилась, когда мы собрались, мы очень мало успели покататься на большом льду, и в этой ситуации попадание в четверку стало достойным результатом. Еще надо налаживать связи, закреплять поставленную игру.

— Обидно было в первых гостевых встречах почти регулярно проигрывать с минимальным счетом? В чем ты видишь причину этого?

— Мы когда гол забиваем, то расслабляемся, выдыхаем, наступает как бы облегчение, и нам в ответку сразу забивают. Сергей Иванович говорил об этом, на доске писал — смотрите, мы пропускаем на последних минутах и первого тайма и всей игры. Мы анализировали, и со временем это ушло. А в начале чемпионата нас это тревожило.

— Наверное кстати пришлись две домашние победы над не уступающим вам по составу «Стартом». Прорвало?

— Первая же победа придала нам уверенности, и дальше пошло по нарастающей. Да, случались спады, но надо понимать, что два дня подряд выиграть трудно — игроки устают. Но результата мы добились. Сейчас на втором этапе надо подтянуть еще игру в обороне, добавить в командном взаимодействии и реализации моментов.

Он все объясняет спокойно, я вообще не слышал, когда он кричал, выплескивал эмоции

— Своей статистикой ты интересовался? Сейчас идешь по очень хорошему графику: 20 матчей — 20 очков.

— Я не могу оценить, хорошо это или нет — пусть тренеры или любители статистики оценивают. Но конечно, для каждого хоккеиста это приятно. Но во главе должны стоять командная игра и общий результат.

— Ты угловые с левого края подаешь с начала чемпионата?

— Нет, подавали другие ребята, просто плохо реализовывали, и тренеры предложили тем из нас, кто в себе уверен, подходить, пробовать подавать. И как-то дошло и до меня.

— Сергей Иванович, пока нас не слышит (тренерская «Динамо» — в непосредственной близости от помещения, где мы беседуем – прим. автора). Он к тренерам-демократам или «диктаторам» относится?

— Он все объясняет спокойно, я вообще не слышал, когда он кричал, выплескивал эмоции.

— С кем из партнеров сейчас тебе комфортнее всего взаимодействовать на льду?

— Со всеми интересно, у каждого свой взгляд на игру, от каждого берешь что-то новое. Кто-то хорошо играет в пас, кто-то удобно открывается.

— Наши, казанские ребята — Ибрагимов, Фролов, Веселов, Ахатов — прибавляют?

— Они молодцы, я за них очень рад, прогрессируют. Особо этот прогресс заметен, когда наблюдаешь за их игрой в Высшей лиге за «Динамо-Казань-2». Не стесняются брать игру на себя.

Со всеми интересно, у каждого свой взгляд на игру, от каждого берешь что-то новое. Кто-то хорошо играет в пас, кто-то удобно открывается

«Наш капитан — сердце команды!»

— Какова в команде роль капитана Максима Блема?

— Наш капитан — сердце команды! Он очень опытен, почти 12 сезонов поиграл в «Байкал-Энергии». Всегда может направить, подсказать, и я всегда к нему прислушиваюсь.

— Привык к тому, что болельщиков на домашних матчах собирается маловато?

— Повторюсь — в Казани очень развита спортивная инфраструктура. В Татарстане не очень развит хоккей с мячом, да и добираться до Дербышек не просто. Остаются, в основном, местные поклонники бенди, но это и естественно — русский хоккей в Казани родился и вырос именно в этом микрорайоне. Возможно, если бы в Казани хоккей с мячом был бы раскручен, «Трудовые резервы», расположенные в центре города, собирали бы больше зрителей, но пока этого нет.

— В составе каждого из клубов — ваших соперников — играют, и успешно, те, кому за 40 — Золотарев, Хвалько, Погребной, Чермных, Обухов. До скольких лет ты планируешь выступать, если здоровье позволит, конечно?

— Если честно, то не загадывал. Вообще не люблю строить прогнозы — будет здоровье — буду играть.

— В твоей биографии есть один матч, в феврале 2012, который ты провел за московское «Динамо». Ты был там на просмотре?

— Это был товарищеский матч «Зоркий» — «Динамо» и Андрей Анатольевич Рушкин сказал, что в составе соперника не хватает хоккеистов. Нас с Ильей Грачевым отправили сыграть за москвичей и мы, кстати, у «Зоркого» выиграли. И нас (смеется) хотели там оставить.

— А со сборными у тебя как отношения складываются?

— Пока никак, я только играл за юношескую команду 1990 года, когда мне было 18 лет. В молодежную, первую и вторую сборную, к сожалению, не вызывался.

— На второй этап задачи вам поставлены?

— Да, попасть в шестерку команд, которые напрямую выходят в 1/ 4 финала, чтобы избежать стыков.

Он очень опытен, почти 12 сезонов поиграл в «Байкал-Энергии». Всегда может направить, подсказать и я всегда к нему прислушиваюсь

«Моя «декабристская» жена с детьми осела было в Красногорске, но в Казань семья не могла не переехать»

— Ну и напоследок о семье. Из кого она состоит?

— Супруга Анастасия у меня из Читы, мы вместе учились в школе. Дружили с девятого класса. Потом поженились в 2008-м. Так что вместе мы, можно сказать, уже 10 лет.

— Как она с твоими переездами? Следует как «декабристская» жена, только в обратном направлении — из Сибири на запад?

— Да (улыбается). Ездит со мной, устает. В 2008-м у нас родился первый сын Савелий, мы тогда в Красногорск переехали, он там в садик пошел, а в 2015-м, когда родился второй сын Иван, Савелий пошел в первый класс. Сейчас мы перебрались в Казань.

— А в Абакан и Кемерово она за тобой путешествовала?

— Нет, уже появился ребенок, и она просто приезжала в гости. В те годы она еще и училась в Чите в институте. Так что осела с детьми в Красногорске, но сейчас мы живем в Казани.

Александр Норден, фото dinamo-kazan.ru
Справка

Справка «РВ»:

Козулин Роман Иванович, полузащитник «Динамо-Казань». Рост 186 см, вес 90 кг. Родился в Чите 8 мая 1990 г. (26 лет). Воспитанник читинского хоккея. Карьера:

2006/2007 СКА «Забайкалец-Энергия» (Чита)

2007/2008 «Зоркий-2» (Красногорск)

2008/2012 «Зоркий». «Серебряный» призер чемпионата России 2010, «бронзовый» 2011, 2012.

2012/2013 «Саяны» (Абакан)

2013/2014 «Кузбасс» (Кемерово)

2014/2015 «Динамо-Казань» (32 игры, 22 (6+16) очков)

2015/2016 «Зоркий» (Красногорск)

С 2016 «Динамо-Казань». Статистика в сезоне 20 игр 20 (5+15) очков.

Женат, два сына.

Спорт

Новости партнеров