Новости раздела

Александр Красных: «Все одно: что Фелпс, что Чад, что парень с первенства Татарстана»

«Когда лишают наград за перепроверку допинговых проб 12-летней давности — это не борьба за чистоту спорта, а абсурд»

На завершившемся мировом плавательном первенстве в канадском Виндзоре произошло знаменательное событие. Впервые представитель татарстанской школы плавания взошел на верхнюю ступень пьедестала взрослого чемпионата мира. Помимо золотой медали за эстафету 4 х 200 вольным стилем, Александр Красных завоевал в Виндзоре «серебро» и «бронзу» в заплывах на 400 и 200 метров соответственно. Спортивная редакция «Реального времени» решила пообщаться с триумфатором по прилету его в Казань.

«На 400 метрах мне немного повезло»

— Какие эмоции от победы, улеглись ли они? Что помогло тебе победить?

— Это совокупность моей работы и работы тренера: своему наставнику я доверяю на 100% и выполняю все его установки. Поэтому и есть результат. Сразу готовился к чемпионату мира, не делая акцент на первенстве России, постарался сохранить силы до главных стартов, в Канаде проплыл гораздо быстрее. Безусловно рад, эмоции бушуют до сих пор, но есть мнение, что мог проплыть и удачнее.

— Разве результаты чемпионата России для тебя можно назвать неудачными? Две золотые медали в двух заплывах.

— Все относительно. Прежде всего, пловец борется, на мой взгляд, с секундомером и с самим собой. Хотя без хорошего соперничества сложно максимально выкладываться, даже чисто психологически. Возможно, если бы в ноябре в Казани было бы больше быстрых соперников, я бы за ними тянулся и проплыл бы иначе, в прошлом году дома плыл быстрее. Так ведь было и в Канаде. Я не мог не выкладываться на полную, ведь на соседних дорожках плыли чемпионы мира и олимпийские чемпионы

— Что ты чувствовал в этот момент?

— Я давно знал, что они приедут — и Хван, и Чад. Безусловно, это звезды плавания, но я никогда не делал себе кумиров. Я смотрю не на имена, а на текущие результаты. А так, что Фелпс, что Чад, что парень с первенства РТ — все одно, я к каждому сопернику отнесусь с уважением, постараюсь обойти, но трепета и страха я ни перед кем не испытываю. Главное препятствие на пути к успеху — я сам, и борьба с самим собой для меня первична. Выхожу на старт с целью побить собственный рекорд.

«Я не мог не выкладываться на полную, ведь на соседних дорожках плыли чемпионы мира и олимпийские чемпионы». Фото dspkazan.com

— В Виндзоре ты был вторым на 400-метровке, хотя считаешь своей коронной дистанцией 200 метров. В чем причина?

— Здесь все опять сводится к вопросу об уровне конкуренции. Мне немного повезло. На 400 метрах соперники были вялыми, не готовыми, не показывали сверх уровня. Я же просто проплыл, как мог, выложился и попал на пьедестал, хотя сам не ожидал этого. Мне подарили шанс и я им воспользовался.

— Ты всегда отмечал, что важнее всего для тебя эстафета. Действительно делаешь упор на нее?

— Не совсем. Конечно же, и в «личке» хочется медалей, но разница вот в чем. Когда ты плывешь сам, то сам за себя и отвечаешь. А когда ты в эстафетной команде, ты плывешь и за себя, и за всех парней. Это коллективная работа и в ней первостепенна общая заряженность на победу всей четверки. Слышал немало историй, как большие пловцы уставали после личных стартов, отказываясь затем от эстафеты, либо плыли ее вполноги, подставляя партнеров. Естественно, уважения к ним после этого практически не было.

— Ты быстрее других проплыл свой этап, чувствуешь особую гордость?

— Нет, эстафета — это четыре человека и здесь только вместе можно рассчитывать на успех. В эстафетную команду на мировых первенствах попадают по итогам чемпионатов России четыре самых быстрых пловца сезона. И после этого говорить, что ты был лучше, несправедливо, это уже звездная болезнь.

— А можешь назвать себя лучшим в России на 200-метровке кролем?

— Здесь сложно дать точный ответ. На мой взгляд, спорт — это здесь и сейчас. Если ты сегодня плывешь быстрее соперников, значит, сейчас ты лучше их. Но уже завтра все может поменяться, в спорте надо каждый день доказывать, кто ты. И я стараюсь, прежде всего, показывать себя на крупных, международных стартах. Для меня нет границ, барьеров, приоритетов, главное препятствие порой — это я сам, собственная лень. Поэтому я стараюсь не загадывать, лучший я или не лучший. Но если уж и мечтать о рекордах, то о мировых, всегда нужно ставить амбициозные, высокие задачи и цели.

«Я стараюсь, прежде всего, показывать себя на крупных, международных стартах. Для меня нет границ, барьеров, приоритетов, главное препятствие, порой, это я сам, собственная лень. Поэтому я стараюсь не загадывать лучший я или не лучший». Фото olympic.ru

«Каждому мужчине нужны навыки единоборств»

— В детстве ты занимался боксом, только затем перешел в плавание. Почему решил сделать столь резкий поворот?

— Плаванием занимался еще мой отец, который сейчас меня тренирует. Но начал я с бокса, точнее — кикбокиснга. Все-таки, базовые приемы единоборств нужны каждому мужчине. Но в третьем классе, когда набирали ребят в секцию плавания, я решил попробовать. Одно время совмещал, потом пришло время выбора. Остановился на плавании.

— Случалось ли использовать боевые навыки в жизни?

— Да, было дело, приходилось и драться, защищать себя. Но в принципе я спокойный, миролюбивый человек. Навыки бокса у меня может и остались, но я давно их не практиковал, не использовал, без практики многое забывается.

— Случалось ли тебе ссориться с партнерами по сборной?

— Нет, все-таки мы все спортсмены высокого уровня, понимаем, что к чему, к каким итогам могут привести наши разногласия. Коллектив сборной команды дружный, у нас нет какой-то градации, деления на звезд и не звезд. А если какое-то недопонимание есть, то всегда можно договориться. Я считаю, что все нужно доказывать работой. Нужно молча делать свое дело и делать его хорошо. Не стоит «гореть» на работе, стоит быть спокойным и рассудительным, всегда важно держать голову на плечах.

«Абсурд, а не борьба за чистоту спорта»

— Вспомним прошедшую Олимпиаду. Сплошной стресс, причем начавшийся еще до самих игр. Что чувствовал тогда, беспокоился ли, как справлялся с переживаниями?

— Прежде всего, обидно за ребят, которые в итоге в Рио не поехали. Готовились четыре года и не смогли участвовать. За себя я, в принципе, был спокоен, но боялся отстранения всей команды, отстранения ВФП (Всероссийская федерация плавания) от соревнований. Я же ничего никогда не принимал, я был абсолютно «чист». Меня обвинить ни в чем бы и не смогли.

— Говорил с друзьями по сборной, выражал ли им поддержку?

— Конечно же, спортсмены все, как одна семья. И здесь была попытка задавить весь российский спорт, давление больше на страну даже, чем на спортсменов. Поэтому старались держаться вместе. Ненормально ведь, когда спортсмена лишают заслуженных наград, «якобы» найдя запрещенные препараты в пробах 8-, 12-летней давности? Это просто абсурд, а не борьба за чистоту спорта.

«Казань наша уже давно готова к любым чемпионатам, хоть и к Олимпиаде. Наш чемпионат был проведен гораздо лучше, чем игры в Рио, определенно». Фото mdms.tatarstan.ru

— А что все-таки хотел бы вспомнить о прошедшей Олимпиаде, что осталось в памяти?

— Конечно же, Игры я не забуду. Это была моя первая Олимпиада, я ее очень долго ждал, надеялся, что попаду в состав. Но тот уровень накала вне спортивных страстей по поводу Игр, ужасные условия проведения, преступность — все это перечеркнуло атмосферу праздника на корню. Я даже не стал оставаться на закрытие, поскорее хотел улететь из Бразилии. Повсюду грязь, преступность, хаос. Это неприемлемо для масштабного международного мероприятия. Хотя сама Бразилия, Рио-де-Жанейро интересны, самобытны. Да и проводить праздники умеют в Южной Америке, два года назад они спокойно приняли чемпионат мира по футболу. Но за два года в стране многое поменялось, начался политический кризис, Олимпиада стала «лишней». Сейчас в Рио не до спорта, ведь Олимпиада пройдет, мы все приехали и уехали, а людям в своей стране еще жить и жить.

— Можешь назвать Рио своим главным, самым запоминающимся стартом в карьере?

— Нет, все-таки на первое место поставлю чемпионат мира в Казани. Это был удивительный опыт — выступать в родной республике, на огромном стадионе, перед близкими и друзьями. Помню, что приезжал целый батальон болельщиков из Бугульмы (родной город спортсмена). Они были так активны, заметны, мне была приятна их поддержка, они вдохновляли меня на победы. Вообще в Бугульме меня очень любят, встречают и провожают всегда душевно, даже после Рио встретили, это было так неожиданно, но приятно! А чемпионат в Казани провели на весьма достойном уровне, Казань наша уже давно готова к любым чемпионатам, хоть и к Олимпиаде. Наш чемпионат был проведен гораздо лучше, чем игры в Рио, определенно. Пока что это был лучший турнир по организации, из тех, что я видел, в которых принимал участие.

«Чемпионат мира в Казани — это праздник спорта и добра, незабываемый опыт для меня»

— Не давил ли на тебя статус «первой надежды» татарстанского плавания на домашнем чемпионате? Все ждали, даже требовали результата.

— Спортсмен на то и спортсмен, что от него требуют результата. Это моя работа. Каждый старт по-своему давит, но для меня выступать в Казани все же легче, чем далеко от дома. Есть возможность побыть с семьей, отвлечься, развеяться. К тому же я был не единственным представителем Татарстана. Выступала ведь и Ирина Приходько, и Эрнест Максумов. Понятное дело, что дома хотелось взять медаль, будь чемпионат чуть позже на пару лет, я бы мог достичь и большего. На тот момент попадание в финал с личным рекордом я посчитал успехом, как и штаб команды.

— Что самое интересное вспомнишь из казанского чемпионата?

— Много времени прошло, уже все и не вспомнить, хотя было много занятного. Из неприятных историй: это украденные перед стартом вещи у Володи Морозова. Дома такого все-таки не ждешь, было очень скверно на душе. Но главное, что запомнилось, это переполненные трибуны, интерес всей страны к нашему виду спорта, атмосфера праздника и добра. Ведь пока что плавание у нас не так популярно, как в США, Китае, Европе. В Америке по 50 тысяч на национальный чемпионат приходят, у нас в Москве были пустые трибуны перед Рио. Но как раз проведение таких крупных турниров в России и служит популяризации спорта.

«Спортсмен на то и спортсмен, что от него требуют результата. Это моя работа. Каждый старт по-своему давит, но для меня выступать в Казани все же легче, чем далеко от дома». Фото dspkazan.com

— Спорт — это возможность путешествовать. Многое удается увидеть в командировках, сравниваешь мегаполисы с родной Бугульмой и в чью пользу это сравнение?

— Я патриот, никогда не стремился переезжать, жить в роскоши большого города, для меня важнее, с кем я живу, а не где и как. Конечно же, стараюсь посмотреть, как живут люди в других странах, мне это очень интересно, но всегда в гостях хорошо, а дома лучше.

— Часто бываешь в Бугульме, насколько ты там популярен, считаешь ли себя гордостью города?

— Я уже говорил, в Бугульме меня всегда любят и ждут, встречают всем городом. Я стараюсь приезжать по мере возможности, но получается не всегда. А кроме меня городу еще есть кем похвастаться, это прежде всего Николай Алексеевич Колесников (олимпийский чемпион-76 по тяжелой атлетике, — прим. ред.), биатлонистка Ольга Данилова (двукратная олимпийская чемпионка, — прим. ред.), певица Алсу, в конце концов. Так что нашему городу есть кем и чем похвастаться, хоть он и мал.

«Не вижу смысла переезжать в Штаты, меня все и здесь устраивает»

— Наши «топовые» пловцы предпочитают заниматься с американскими тренерами, по заокеанской системе. Не думал переезжать в Штаты?

— Нет, а смысл? Меня все устраивает и в России, я занимаюсь в своей команде, со своим тренером. Ехать в США — это брать кота в мешке. Не знаю, что будет там, как все отразиться на результатах, здесь мне уже все понятно, привычно и комфортно.

— Тренируешься преимущественно в Казани?

— Да, чаще занимаемся здесь, но вообще у нас тренировки проходят по всему миру. Это и горные тренировки, и в субтропиках, у моря, в различных часовых поясах и регионах. Организм должен привыкать к различным условиям. Люблю тренировки в Швейцарии, это отличная возможность покататься на горных лыжах.

— Значит, помимо бокса и плавания, любишь и экстремальные виды? Есть ли еще у тебя спортивные увлечения?

— Нет, сказать, чтобы я от какого-то другого вида спорта фанател, не могу. Но узнаю понемногу, что происходит в других видах спорта, могу посмотреть игры, трансляции. Когда был в Канаде, проезжали через Торонто, было большое желание посмотреть игры НХЛ или НБА. Все-таки Торонто, центр спорта, «мекка» хоккея. Но как назло, команды были на выезде. А около знаменитого AirCanadaCentre уютно спал бомж. Вот такая Канада — хоккей, небоскребы и бомжи в центре города. Но в чем мы точно уступаем Америке, так это в массовости спорта, его популярности и развитии. Здесь они на две, три головы выше нас.

«Профессионалом я себя стал считать, наверное, только после Виндзора. Наконец-то я взял «золото» на взрослом международном турнире. Это уже серьезный уровень». Фото mdms.tatarstan.ru

— И что нужно сделать для популяризации спорта в России?

— Нужна реклама, нужно повышать узнаваемость спортсменов, говорить о большом спорте — и молодежь пойдет в бассейны, будет развитие и детского спорта. В свое время в СМИ активно «пропиарили» биатлон. Сейчас его смотрит вся страна. Можно говорить, что это харизма Губерниева, но ведь он и нас комментирует, а пловцов так не знают, как наших биатлонистов. В других странах плавание лидирует по популярности, находится в лидерах. Поэтому они и выше нас по результатам в итоге.

— Здесь есть обратный вопрос, не зависит ли популярность вида спорта от результатов спортсменов?

— Это классическая схема «курицы и яйца». Кто был первым? Бесспорно, важно показывать рекорды и завоевывать медали, это популяризирует спорт, но без должной поддержки государства, освещения в СМИ этих медалей не будет.

— А профессионалом себя стал считать после первенства Европы среди юниоров 2013 года?

— Да, я взял тогда «серебро», уступил только Джеймсу Гаю. Но профессионалом я себя стал считать, наверное, только после Виндзора. Наконец-то я взял «золото» на взрослом международном турнире. Это уже серьезный уровень. А юниорское плавание есть юниорское плавание, не все юниоры потом хорошо плавают во взрослом спорте.

— Ты выигрывал в соревнованиях как на «короткой воде» (25 метров), так и в олимпийских бассейнах (50 метров). Где тебе комфортнее?

— Принципиальной разницы я не вижу, хотя короткая вода сильно отличается от «полтинника». Это как большой футбол и пляжный футбол, например. «Четвертак» для более техничных пловцов, здесь много поворотов, технических элементов. На большой воде нужна выносливость. Но, как показывает практика, я хорошо плыву и там, и там.

«Люблю классическую музыку, но в плеере играет «Туган Як»

— Как проводишь свободное время? Много ли его у тебя?

Нет, немного. В период тренировок если и есть свободная минутка, просто хочется поспать и побездельничать. Люблю хорошо покушать, посмотреть кино, прочитать хорошую книгу. Не ширпотреб, а настоящий кинематограф, литературу. Важна игра слов, актеров, смысл, трагедия ситуации. С упоением читаю О. Генри, это удивительный автор. Такой глубокий подтекст, такие яркие эпитеты — выдающийся мастер.

«Каждый год дает опыт. Я стал сильнее, мудрее, многого достиг, хотя можно было бы и куда больше. Чем больше стартов, тем лучше». Фото prav.tatarstan.ru

— Это редкость среди спортсменов. Находишь ли ты соратников в сборной, понимают ли тебя друзья?

— Меня в команде не все понимают, многие любят легкие комедии, но это их выбор, что мне мешает как спортсмену развиваться и умственно? Тем более для меня книги — это хобби, я отдыхаю, когда читаю хорошую литературу. Друзей у меня, в принципе, не так много. Действительно, почти все приятели из мира плавания. Иногда переписываюсь со школьными друзьями из Бугульмы, это удивительные вечера воспоминаний. К сожалению, на это мало времени, но это делает наши редкие встречи особенными.

— А какую музыку предпочитаешь?

— Люблю классику, легкий джаз, блюз. Для меня важен голос, исполнение и душевность музыки. Могу как нашу послушать, так и зарубежное. Даже татарскую музыку иногда слушаю, в плеере играет «Туган як». По-татарски не говорю, но понять общий смысл могу. Тут практика нужна прежде всего. Но песня греет душу, особенно когда далеко от дома находишься.

— А в принципе, как у тебя с языковыми способностями? Владеешь иностранными языками?

— Прекрасно понимаю, что сейчас без этого никуда, особенно в международном спорте. Нужен английский, затем неплохо бы и второй язык. Английский почти все пловцы знают и тренеры, я стараюсь учить, но то времени не хватает, то сил, то желания. Всегда нахожу отговорки. Все от лени, но я постараюсь исправиться.

«Я не был первым, когда начинал плавать, не стал им и сейчас. Но я все сделаю, чтобы им стать»

— Что дал тебе этот год?

— Каждый год дает опыт. Я стал сильнее, мудрее, многого достиг, хотя можно было бы и куда больше. Чем больше стартов, тем лучше. Именно нехватка международного опыта помешала мне в Казани, в некотором роде

— Какие у тебя дальнейшие планы?

— Сейчас готовимся интенсивно к водному «миру» (чемпионат мира по водным видам спорта) в Будапеште, что на будущий год будет. Затем уже будем готовиться к Олимпиаде в Токио, к 2020 году. Время есть, но оно пролетает быстро и незаметно, а работы предстоит много. Хочу попробовать плыть в кубках, первенствах Европы, заявиться на Кубок мира. Хочется плыть везде и всегда, но силы не безграничны, здесь я снимаю шляпу перед Катинкой Хоссу. «Железная леди» с одного чемпионата едет на другой, с одной дистанции на третью, несколькими стилями плывет. Это уникум, если я кем-то и восхищаюсь, то ей в первую очередь.

Рустам Имамов
Спорт

Новости партнеров