Татарстанский футбол: миф или реальность?
Татарстанский спорт всегда отличался своим разнообразием. В самых популярных видах спорта у нас в республике всегда имелись интересные и колоритные клубы. Футбол в этом деле тоже не исключение, но так ли хорошо в этом царстве обстоят дела прямо сейчас? В этом вопросе попробовала разобраться спортивная редакция «Реального времени».
Теперь сверху вниз смотрит «Рубин», а не «КАМАЗ»
Времена меняются, ничто не стоит на месте, кто-то развивается, а кто-то деградирует. Вот и в нашем футболе, кажется, настал кризис. Причем не совсем понятно, что это — кризис результатов или развитие этого вида в Татарстане приостановилось? Привычные большие затраты на футбол в последние годы давали, в общем-то, маленький выхлоп. Более-менее хорошо живет только «Рубин», а вот его другие собратья, на первый взгляд, существуют не очень. Например, чем живет теперь нижнекамский «Нефтехимик», челнинский «КАМАЗ» или альметьевский «Алнас»?
20 лет назад, когда «Рубин» находился в подвале футбольной России, Набережные Челны и Нижнекамск с неким пренебрежением смотрели в сторону своего отсталого соседа по карте Татарстана. Тогда поддерживаемые крупными холдингами автомобильного и нижнекамского шинного заводов команды были более стабильны, чем, по сути, частный «Рубин». Спустя десятилетия Казань стала центром футбола в республике, а другие команды стали попросту исчезать.
Несмотря на финансирование со стороны нефтехимического гиганта, ФК «Нефтехимик» пока далек от идеи догнать даже своего хоккейного брата из Нижнекамска. Уступающий в популярности хоккеистам футбольный клуб все же живет своей жизнью, по сути, являясь фарм-клубом казанского «Рубина». Болельщики со стажем это воспринимают не слишком оптимистично, апеллируя тем, что Нижнекамск в состоянии быть независимым от кого бы то ни было из столицы Татарстана. Однако директор клуба Наиль Гизатуллин в разговоре с корреспондентом «Реального времени» заявил, что пока рано об этом говорить. Работать с игроками «Рубина» нижнекамцы намерены и дальше, лишь изредка разбавляя состав сильными игроками извне, хотя тоже лишь в рамках выделенного бюджета.
У других городов с футболом еще хуже. Представлявший в свое время грозную силу челнинский «КАМАЗ» с каждым годом скатывается все ниже и ниже. Уже почти не спонсируемый автогигантом, клуб в этом сезоне и вовсе мог потерять свое название из-за проблем с заводом. Смена градоначальника позволила на время восстановить равновесие команды, но долго ли это продлится, непонятно.
А вот у других команд все ясно, как день. Подготовивший целую плеяду футболистов для различных команд РФПЛ и ФНЛ «Рубин-2» летом 2015 года был расформирован. Официальная причина — оптимизация бюджета ФК «Рубин», чьим фактическим фармом он являлся. В этом клубе преимущественно играли футболисты, которые переросли дубль, но так и не смогли попасть в главную команду. Это было хорошее место для игроков с поздним раскрытием таланта, коих в действительности может оказаться много. Пример Романа Широкова или Руслана Камболова в этом плане наиболее показателен. Такая же участь постигла Альметьевск, где в начале нулевых существовала команда «Алнас». Самым ярким представителем тех, кто поиграл в клубе, являлся Роберт Евдокимов, который сейчас руководит командой из Оренбурга в российской премьер-лиге. Расформированию «Алнас» подвергся еще в первую волну кризиса, в 2008 году.
Как там футбол вне Казани?
Как видим, в Татарстане, кроме «Рубина» и чуточку «Нефтехимика», ничего, по сути, и нет в футболе. И если с казанцами многие уже знакомы, то нижнекамцев пресса вниманием не балует. А ведь с виду неприметная команда на деле оказалась довольно крепким орешком со своим неким провинциальным шармом и колоритом. Мы дозвонились до директора клуба Наиля Гизатуллина, чтобы узнать о ближайших целях «Нефтехимика».
— У нас есть план закрепиться в ФНЛ. Нам пока это удается не очень хорошо, но мы стараемся по крайней мере. И все же основная задача — это поднять инфраструктуру и вывести клуб на новый уровень. Пока что мы создали футбольную базу, условия для быта спортсменов, активно развиваем детско-юношеское направление. К сожалению, трудно сохранять талантливую молодежь у себя в школах, их перехватывают московские клубы, а многие переезжают в Казань. Поэтому мы стараемся сейчас создать условия в Нижнекамске, так как своих мало играет в команде мастеров. Наша задача — привлечь как можно больше нижнекамских воспитанников. А вообще в Татарстане почему-то процент выхлопа молодых футболистов «болезненный».
В целом, нижнекамские болельщики команды отмечают некоторые подвижки в развитии любимого клуба. Многие из них отмечают улучшение работы с фанатами, больше стало объявлений по городу о ближайших матчах команды. И вообще, с этого сезона стабильно начали появляться текстовые и видеотрансляции матчей, а также ведутся группы в соцсетях. Кстати, оригинальное открытие сезона мотопробегом фанатов клуба восхитило особенно.
Если перейти к игре команды, то здесь стоит отметить неплохую сыгранность в атаке, однако нехватка мастерства некоторых футболистов сказывается на результатах команды. И защита пока трещит по швам, обороняются в основном количеством. Экс-рубиновец Мамука Кобахидзе чувствует себя неуверенно, можно было бы и получше смотреться, тем более на уровне ФНЛ. Однако, как отметил директор клуба, у него виден прогресс. В атаке неплохое впечатление оставляет Муллин, а также воспитанник татарстанского футбола Галиакберов. Однако их игра остается лишь на уровне ФНЛ, вряд ли им найдется место в премьер-лиге. В защите отметим бывшего защитника «Торпедо» Егора Тараканова, но эта отметка — всего лишь примечание, что опытные игроки в команде уже есть. В опорной зоне неплохо себя проявляет Наиль Замалиев. Он очень эмоциональный игрок, что помогает ему на позиции разрушителя атак. Запас у команды ощущается, есть в чем прибавлять.
По поводу игроков «Рубина» интересно высказался директор Наиль Гизатуллин в беседе с нашим изданием:
— Мы несколько лет готовим и передаем Казани футболистов: Кверквелия, Камболов, Портнягин. Но единственное, мы Камболова реанимировали, а двум другим все-таки просто игровую практику дали, и они перешли в основу. Конечно, раз на раз не приходится, но мы всегда ожидаем выхлопа от такой работы с «Рубином». В этом году взяли Соболева, Кобахидзе, Муллина, Шарипова, надеемся, что сможем помочь лидеру нашего футбола.
В целом, у «Нефтехимика» есть неплохие шансы на дальнейшее развитие. Ведь не секрет, что после ухода Курбана Бердыева достаточно серьезно встал вопрос о существовании такого клуба, как нижнекамский. Сейчас это потенциально лучший клуб Татарстана по работе с молодежью, причем именно с нашими воспитанниками, а не чужими.
По «КАМАЗу» дела обстоят хуже. До отставки прежнего тренера клуба команда шла практически без побед, но здесь стоит отметить и ужасное финансовое состояние клуба на тот момент. После прихода исполняющего обязанности тренера Клонцака и включения в руководство клуба Валерия Четверика дела у клуба пошли в гору. Теперь уже команда не проигрывает так часто, а в последнем домашнем матче года и вовсе одолела своего принципиального соперника, новотроицкую «Носту» — 3:2. В отчетном году челнинцам осталось провести всего одну игру, а после этого, скорее всего, будет принято окончательное решение по команде.
У некогда грозного клуба, поигравшего в еврокубках раньше, чем «Рубин», на сегодняшний день имеются большие проблемы с именным спонсором. Так, например, в начале сезона руководство команды никак не могло решить вопросы по названию клуба, так как автогигант долго не давал права пользоваться именем завода. Финансовую поддержку футбольному клубу «КАМАЗ» в этом сезоне оказали несколько известных компаний Набережных Челнов, а также официальным партнером стал «Ак Барс» Банк. Контракт с ним заключен и рассчитан на один год. Ожидается, что с появлением нового спонсора проблемы финансового плана больше не возникнут. Как будет на деле? Вопрос остается открытым, но, кажется, до конца этого сезона «КАМАЗ» дотянет.
Что нам светит в перспективе?
Несмотря на наличие фарм-клуба в лице «Нефтехимика», его амбиции по закреплению позиций в ФНЛ решаться будут не молодыми футболистами. Место в основе клуба зачастую получают игроки почти состоявшиеся, где-то уже поигравшие, но не заигравшие в «Рубине». А вырастут ли в Нижнекамске новые Набиуллины? Вряд ли. В этом деле хорошую роль играл «Рубин-2», но его расформировали, а лучших игроков разобрали другие клубы.
В целом, с приходом на тренерский мостик «Рубина» испанского наставника и нынешние траты на трансферы оптимизма по поводу татарстанских воспитанников у меня нет. Если раньше молодой игрок мог как-то рассчитывать на первую-вторую позиции, то сейчас в главной команде республики идет ожесточенная борьба не только между молодыми, но даже между более опытными и зрелыми мастерами спорта. И примеры Эльмира Набиуллина или Ильзата Ахметова выглядят как исключение из правил, которое могло состояться только при прежнем состоянии дел. Впрочем, Ахметова мы уже вряд ли увидим на поле в составе «Рубина».
Говоря о перспективах нашего молодежно-юношеского футбола, стоит отметить, что результаты на уровне таких команд у наших имеются. Так, например, почетное 10-е место завоевали футболисты «Нефтехимика» на турнире под эгидой РФС среди 16 команд 1990-х годов рождения. А еще любопытно, что у тех команд, которые расформированы или влачат жалкое существование, имеются отличные детско-юношеские команды. Вот и «КАМАЗ» победил в соревнованиях команд 2004 года рождения, опередив даже своих коллег из «Рубина»!
В завершение статьи хотелось привести слова одного болельщика из Альметьевска, который отмечает, что футбол в этом городе имеет хорошие и давние традиции, великолепный стадион и тренировочную базу и даже желание, но нет возможностей. Пока в нашем футболе все будут решать деньги, а не реальная работа на местах, ситуация вряд ли сдвинется с мертвой точки.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.