Новости

19:32 МСК
Все новости

От школьной доски до гробовой: почему дети умирают на уроках физкультуры

Министр образования России винит закон о персональных данных, а эксперты заявляют о перегрузке школьников, из-за которой не выдерживает сердце

От школьной доски до гробовой: почему дети умирают на уроках физкультуры Фото: kimgou.ru

Министр образования России Ольга Васильева озвучила страшные цифры на заседании профильного комитета Совета Федерации: по ее словам, за 2016-й учебный год в стране на уроках физкультуры погибло более 200 детей. Причину смертей министр не назвала, но в новостях, в которые попадает каждый такой случай, чаще всего звучит «проблемы с сердцем». Васильева винит закон о персональных данных, не позволяющий медикам разглашать информацию о состоянии здоровья. Эксперты говорят о перегруженности школьников, чей рабочий день больше, чем у взрослого человека. Подробности — в материале «Реального времени».

Заучили до смерти: 211 детей умерло на «физре»

211 школьников погибли на уроках физкультуры за 2016-й год. Такие данные министр образования и науки России Ольга Васильева привела на заседании комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре. Эту ситуацию Васильева связывает с законом о защите персональных данных, из-за которого в образовательных учреждениях сегодня отсутствуют медицинские карты учащихся.

«У нас нет информации о здоровье детей, которые приходят в школу. У нас 211 человек погибли в прошлом (учебном) году на физкультуре», — передает слова Васильевой «РИА Новости».

Как следствие, объяснила Васильева, педагог не в состоянии правильно распределять физическую нагрузку среди учеников.

По словам главы Миноборнауки, ведомство договорилось с медиками о том, чтобы вернуть существовавшие прежде группы здоровья. «Мы договорились, что медики будут у нас давать группы здоровья», — добавила она.

Учитель, считает министр образования, должен иметь информацию не только о группе здоровья, но и о конкретном диагнозе. Фото минобрнауки.рф

При этом Васильева отметила, что считает неправильным этот подход. Учитель, считает министр образования, должен иметь информацию не только о группе здоровья, но и о конкретном диагнозе. К примеру, в случае эпилепсии нужно знать, что делать.

Сразу после заявления Васильевой Минздрав РФ вышел с объяснением, что с 1 января 2018 года в силу вступит новый приказ «О порядке проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних» № 514н. Согласно ему, врач, ответственный за проведение профилактического осмотра ребенка, направляет информацию о результатах медработникам школы.

В то же время согласно приказу Минобрнауки №107 от 15.02.2012 предоставление медицинского заключения при приеме ребенка в школу остается прерогативой родителей или законных представителей.

«У старшеклассников нагрузка больше, чем у взрослых. В такой ситуации выжить трудно»

Эксперты причины смертей на уроках физкультуры видят не только в законе о персональных данных.

— Причин несколько. Первая — это отсутствие достоверных сведений о состоянии здоровья детей в школе. Вторая — недостаточная квалификация педагога, далеко не все педагоги учитывают индивидуальные особенности ребенка, состояние его здоровья. Часто не выдерживается срок восстановления после болезни. Например, после ангины ребенок две недели не должен заниматься физкультурой, но часто — он пришел в школу, считается здоровым и идет на физкультуру, и никакие нагрузки не дозируются. И третья причина — очень высокая перегрузка учащихся, — говорит директор Института возрастной физиологии РАО, доктор биологических наук, профессор Марьяна Безруких.

По словам Безруких, за последние десятилетия нормы СанПиНа увеличили допустимую нагрузку на детей. Согласно изменениям в «Санитарно-эпидемиологических требованиях к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях» от 24 ноября 2015 года, недельная нагрузка для старшеклассников — 37 часов, и это только уроки, максимальное количество которых, согласно тому же СанПиНу, увеличено с 7 до 8 в день, плюс внеурочная деятельность — 10 часов. Кроме этого, дети делают домашнее задание, на которое по тем же нормам должно уходить не более 3,5 часа в день, посещают факультативы и репетиторов.

По словам Безруких, за последние десятилетия нормы СанПиНа увеличили допустимую нагрузку на детей. Фото mskobr.ru

— У старшеклассников нагрузка более 50 часов в неделю — это больше, чем у взрослого человека. Нагрузка ребенка не должна быть больше и не должна быть такой же, как у взрослого, потому что организм школьника — это растущий организм, особо чувствительный к любым неблагоприятным воздействиям. Учебная нагрузка — это тяжелейший труд. И в ситуации, когда организм напряжен или перенапряжен, или утомлен, любое добавление физической нагрузки может привести к трагическим последствиям. Следует еще учесть, а мы анализируем режим дня наших школьников, что практически все дети не досыпают, они не бывают на воздухе, у них нет ни минутки свободного времени, и в такой ситуации выжить трудно, — говорит «Реальному времени» Марьяна Безруких, обращая внимания, что трагедия при таком ритме жизни может произойти и со здоровым ребенком.

На те же грабли: в 2015-м году в школах умерли 37 детей. Рекомендации дали, но не исполнили

По словам директора Института возрастной физиологии РАО, и это подтверждается сводками новостей, чаще всего на уроках физкультуры гибнут не младшие школьники, а подростки. «Это период существенной функциональной перестройки, период полового созревания, когда организм особенно чувствителен к нагрузкам, тем более если они неадекватные и могут просто превышать функциональный ресурс ребенка».

Причины гибели 211 школьников Васильева в своем докладе Совфеду не озвучивала, но, судя по информации из новостных сообщений, а каждый такой случай является резонансным и попадает в сводки, обычно смерть наступает из-за проблем с сердцем. По словам эксперта «Реального времени», это «ожидаемая ситуация».

— Мы о перегрузке говорим не первый год, потому что эмоциональные стрессы, помноженные на отсутствие двигательной активности, и высокая интеллектуальная нагрузка даже при небольшой физической нагрузке может дать срыв. Организм не адаптирован к этим нагрузкам, — говорит Марьяна Безруких.

Безруких считает, что даже в старших классах количество уроков в день не должно превышать пяти, а на домашнее задание не должно уходить более 2,5 часа. Фото nspu.ru

Безруких считает, что даже в старших классах количество уроков в день не должно превышать пяти, а на домашнее задание не должно уходить более 2,5 часа. По словам Безруких, Институт предоставлял исследования и рекомендации по оптимальной нагрузке школьников в Минобрнауки, «но СанПиН теперь разрабатывает Минздрав, и мне очень странно, что Минздрав разрешил такие СанПиНы, по нагрузке они совсем не соответствуют возрастной физиологии школьника», — говорит собеседник «Реального времени».

Правительство не первый раз обращает внимание на смерть детей на уроках. В 2015 году было поручение тогда еще вице-премьера Аркадия Дворковича, связанное с гибелью 37 детей в школах.

— В 2015 году Институт делал исследование. Был разобран каждый случай, определена причина смерти, мы получили большую справку с разбором и
подготовили методические рекомендации, но дальнейшая судьба — дошли ли они до школ и были ли приняты меры — неизвестна.

«В погоне за рейтингами и оценками и родители, и школа забыли о здоровье детей»

Еще одна причина гибели детей на уроках физкультуры — это отсутствие информации о состоянии здоровья ребенка у учителей. Если родитель сам не изъявит желание сообщить педагогу о проблемах ребенка, то школа не имеет права требовать документы. Эти данные позволили бы распределить детей по группам с соответствующей физической нагрузкой.

— Дети должны быть разделены на три группы: основная, подготовительная, в которую должны войти дети с функциональными нарушениям, хроническими заболеваниями в ситуации ремиссии или, например, дети после болезни, и третья группа — это специальная медицинская, отдельная система занятий. Но у нас, как правило, все дети занимаются в одной группе, — говорит Марьяна Безруких.

Третья причина — это низкая квалификация педагогов физической культуры, а иногда и вообще ее отсутствие. Фото учисьучись.рф

Третья причина — это низкая квалификация педагогов физической культуры, а иногда и вообще ее отсутствие. К примеру, в начальной школе практически повсеместно физкультуру преподает классный руководитель. Учителям начальных классов не хватает часов, и их догружают предметом не по профилю. Да и тот они часто заменяют «более важными» счетом и письмом.

«В 5-й класс приходят дети, совершенно неподготовленные к тем нагрузкам, которые им необходимо выполнять. А ведь в конце года практический экзамен, где надо бежать 2 км, подтягиваться… Видел, как проводят физкультуру учителя начальных классов. Чему может научить учительница, которая не может наклониться, присесть да еще и в юбке?» — пишут на форумах учителя физкультуры.

В среднем и старшем звене проблемы с квалификацией педагогов:

— У нас не все педагоги имеют образование. Это может быть тренер: он может быть хорошим спортсменом, но не получил знания возрастной физиологии, он не знает технологию работы с детьми с разным состоянием здоровья, — говорит Марьяна Безруких. — В погоне за рейтингами и оценками и родители, и школа забыли о здоровье детей, — заключает эксперт.

Дарья Турцева
ОбществоОбразованиеПроисшествия
комментарии 13

комментарии

  • Анонимно 10 окт
    10 школа Вологды ребенок утонул на уроке физкультуры и при чем тут персональные данные и перегрузки?
    Ответить
  • Анонимно 10 окт
    Просто дети хилые пошли. Во дворе даже не играют, где физ подготовка
    Ответить
  • Анонимно 10 окт
    Чтобы сдать нормативы надо постоянно заниматься. А в школах на физре занимаются теорией и еще чем угодно, а в конце четверти надо сдавать норматив. Неподготовленный физически организм надрывается. и вот трагедия.
    Ответить
  • Анонимно 10 окт
    Учитель физкультуры обязан знать состояние организма каждого школьника. и давать соответствующую нагрузку. Учитель получает зарплату и должен воспитывать детей физически,
    Ответить
  • Анонимно 10 окт
    Детки слабые пошли
    Ответить
  • Анонимно 10 окт
    Учебная нагрузка высокая. Зачастую у детей просто нет времени для снятия напряжения и стрессов Это основная причина
    Ответить
  • Анонимно 10 окт
    кошмарные цифры. Интересно, а как раньше в советской школе было по этой части?
    Ответить
  • Анонимно 10 окт
    Жесткий заголовок статьи..
    Ответить
  • Анонимно 10 окт
    Не соблюдаются санитарные нормы не только на уроках физвоспитания. Второклассник, например после уроков не менее двух-трех часов занимается выполнением домашнего задания. В итоге 5-6 часов урока в школе, плюс 3 часа дома. Если кружки 2 часа. Свежего воздуха не видать. Не всякое сердце выдерживает.
    Ответить
  • Аля Халикова 11 окт
    причинн много.
    1. Перегрузки в школе при общем упавшем качестве образования.
    2. Поколение планшетов, дети ничего тяжелее мышки в руках не держали.
    3. Родители задолбаны вопросамм как выжить, пойти с ребенком в футдол погонять после работы требует слишком больших усилий, да и где те футбольные поля в каждом дворе?
    Ответить
  • Марина Катягина 11 окт
    Никто не пишет о пресловутом ФГОС по физкультуре В.И.Лях, когда ребёнок может сдать и норматив на золотой значок ГТО по возрасту и прибежать первым из всей параллели с великолепным результатом, но получить «трояк» за отсутствие роста личного результата. Замер в мае был на мм или секунду был лучше, чем в сентябре. Заложниками ситуации становятся «отличники» и «ударники», которые пытаются преодолеть эту ситуацию.
    Ответить
    Анонимно 22 окт
    Особое внимание необходимо обратить на геомагнитную обстановку на планете. Сегодня это одно из важнейших причин в дни магнитных бурь оберегать учащихся от больших нагрузок на уроках физ.воспитания и спортивных тренировках. В ближайшее время большие магнитные возмущения ожидаются 24-25-26 октября. В эти дни надо быть предельно осторожными во всех направления жизнеобеспечения.
    Ответить
  • Анонимно 02 дек
    Объём только домашних заданий (при их добросовестном исполнении учеником "помогающими" ЕГО РОДИТЕЛЯМИ реально превышает существовавшие в СССР нормы в несколько раз ! Это - факт, создающий реальную угрозу стране. Контроль за сверхперегрузками детей ежедневными учебными заданиями РЕАЛЬНО не ведётся - некому.
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии