Новости раздела

Бюджет-2018: как Татарстан будет жить при цене $40,8 за баррель

В 2018 году доходы и расходы Татарстана будут больше, а ожидания — скромнее

Президент РТ Рустам Минниханов внес в Госсовет бюджет на 2018—2020 годы. В него заложено больше расходов на образование, здравоохранение и социальную политику и меньше — на ЖКХ и культуру. Что касается основных прогнозов, то их пришлось изменить. Чиновники умерили прошлогодние ожидания в части промышленности и экономического роста. Реальные зарплаты, по их нынешнему плану, тоже будут расти медленнее, чем сейчас. Подробнее — в материале «Реального времени».

Меньше ЖКХ, больше образования

Будущий бюджет, как ожидается, будет более дефицитным, чем нынешний. Согласно прогнозу, по сравнению с 2017 годом дефицит увеличится на 0,73 млрд рублей и составит 2,6 млрд. Однако практика последних лет показывает, что в течение года основные параметры меняются.

Главной доходной статьей в 2018 году останется налог на прибыль, его поступления прогнозируются в размере 120,5 млрд рублей. Это свыше 65% всех налоговых и неналоговых доходов бюджета. По налогу на доходы физических лиц планируется собрать 49,9 млрд рублей. Всего же доходы Татарстана составят 236,5 млрд рублей, расходы — 239,1 млрд.

В расходах превалируют социальные статьи, основная из них — образование. Траты на него в будущем году вырастут на 4,9 млрд рублей — до 55,2 млрд. Средств на другие соцрасходы в бюджете-2018 тоже предусмотрено больше: на здравоохранение — на 4,7 млрд (всего 22,5 млрд), на социальную политику — на 2,4 млрд (42 млрд рублей).

Более чем на 2 млрд рублей вырастут траты по разделу «физическая культура, спорт», незначительно — на оборону, безопасность, а также «общегосударственные вопросы» (содержание президента, органов власти).

Напротив, некоторые статьи расходов будут урезаны. К примеру, на жилищно-коммунальное хозяйство отведено на 2,2 млрд рублей меньше — всего 10,9 млрд рублей. Меньше планируется потратить также на культуру и кинематографию (на 0,64 млрд).

Нефть — дороже, экономика — медленней

В расчеты будущего бюджета заложена цена на нефть Urals на уровне $40,8 за баррель; это на $0,8 больше, чем прогнозировалось год назад. В январе-сентябре 2017 года баррель Urals стоил в среднем $50,5. При этом общие ожидания по росту экономики изменились в худшую сторону. По новому прогнозу, рост ВПР Татарстана в 2018 году будет на 0,4 процентных пункта ниже, чем ожидалось до этого (он составит 3,8%, по итогам нынешнего года ожидается рост на 2,9%). Объем ВРП в 2018-м, как прогнозируют чиновники, составит 2,22 трлн рублей.

В части промышленности ожидания тоже пришлось умерить. Сейчас чиновники ждут роста производства в 2018 году на уровне 5,7% — это на 0,8 п. п. меньше, чем закладывалось в прогноз год назад. Впрочем, в последующие 2 года рост замедлится еще больше: в 2019 году — до 3,2%, в 2020-м — до 2,9%. В пояснениях, приложенных к проекту бюджета, говорится о переносе ряда инвестиционных проектов крупных предприятий на более поздний срок.

Некоторые статьи расходов будут урезаны. К примеру, на жилищно-коммунальное хозяйство отведено на 2,2 млрд рублей меньше — всего 10,9 млрд рублей. realnoevremya.ru/Олега Тихонова

По расчетам властей, инфляция все ближайшие 3 года будет равняться ровно 4%, средние зарплаты будут расти на 4,5—4,6%, а вот в реальном выражении рост зарплат замедлится. Если по итогам 2017 года они должны вырасти на 1,2%, то дальше будет рост лишь по 0,5—0,6% в год.

Наталья Мильчакова из «Альпари» уверена, что с ценой нефти чиновники чересчур осторожны: в реальности она окажется выше той, что заложена в прогноз. Нет сомнений, что Urals будет дороже $40,8 — скорее всего, цена установится в районе $51 за баррель или выше, соглашается замдиректора группы корпоративных рейтингов АКРА Василий Танурков. Но смотреть нужно не только на это, но и на курс доллара (на 2018 год заложен курс $1/69,8 руб.).

«Конечно, более высокая цена на нефть означает более высокие доходы «Татнефти» и малых нефтяных компаний Татарстана, что благоприятно скажется на бюджете», — рассуждает Мильчакова. Но республика зависит не от одной нефти, указывает она: роль будет играть и ситуация в машиностроении, и в нефтехимической отрасли. Танурков тоже говорит, что стоимость нефти — не главное, от чего будут зависеть доходы.

Артем Малютин
ЭкономикаБюджет

Новости партнеров