Новости раздела

«Зеркало для героя»: Казань увидела свое отражение в Барселоне образца 1975 года

«Зеркало для героя»: Казань увидела свое отражение в Барселоне образца 1975 года

В резиденции креативной индустрии «Штаб» в минувшую пятницу прошла лекция современного урбаниста, бывшего главного архитектора Барселоны Висенте Гуайарта. Мероприятие проходило под патронатом советника президента РТ Натальи Фишман, которая обещала привозить в Казань известных урбанистов и сдержала свое обещание. Основной костяк слушателей составили казанские художники и архитекторы. На мероприятии побывал и корреспондент «Реального времени».

Задачка на 20-30 лет

В резиденции креативной индустрии «Штаб» собралось около 100 человек, в пространстве, отведенном для встречи, определенно наблюдался аншлаг, многим желающим послушать даже пришлось стоять.

Начало мероприятия было запланировано на 18:00. Примерно в это время в «Штаб» пришел лектор в сопровождении Натальи Фишман. Через 10 минут советница президента предложила начать, не дожидаясь переводчика. Как раз на этих словах он появился, и лекция было началась. Однако практически сразу Висенте сделал комплимент Наталье, связанный с ее работой в Москве. Только прибывший молодой человек, не зная контекста, не смог перевести фразу, после чего в интеллигентнейшей манере был изгнан, а Фишман взяла микрофон в свои руки. Аудитория вздохнула с облегчением: обилие специфических терминов превратило бы лекцию в сущий кошмар, если бы ее переводил человек не в теме.

Когда Наталья Фишман взяла микрофон в свои руки, аудитория вздохнула с облегчением

Гуайарт сделал дежурные комплименты Казани, отметив, впрочем, в дальнейшем и по-настоящему сильные стороны города. Лекция вызывала двоякое впечатление: с одной стороны, архитектор с мировым именем, и контекст проблем, которые занимают лучшие умы, с другой — большей частью этих проблем в Европе заняты уже по 20-30 лет.

Тренд децентрализации

Начал Гуайарт со страшного для России слова «децентрализация». В урбанистике это, правда, никак не связано с ослаблением центральной власти, а речь идет о «новой» концепции городов, которые должны сначала перестать быть подобиями пылесосов, высасывающими ресурсы и энергию извне, а потом и самим начать производить (в том числе и ресурсы).

В конце XIX века на облик городов сильно повлияло появление железных дорог — например, Барселона благодаря этому получила планировку в виде сетки. Следующим этапом стало появление автомобилей. Какими будут города в результате информационной революции, Висенте Гуайарт пока не знает, но она уже произошла и вносит свои коррективы в градостроительство.

Начал Гуайарт с «новой» концепции городов, которые сначала должны перестать быть «пылесосами», высасывающими ресурсы и энергию извне

Решение из централизованных (centralized) сделать распределенные (distributed) города, по словам Гуайарта, было принято еще 30 лет назад. Нехватка ресурсов, необходимость сохранения экологии диктовали свои особые правила. Похоже, уже начали появляться и первые результаты. Так, города уже не мыслятся вне окружающей их природы, а в городскую среду архитекторы стараются внести как можно больше естественного. В целом можно говорить о сдвиге в планировании от индустриальных масштабов к среде обитания.

Человек становится главным бенефициаром городской среды, и это очень серьезное изменение концепции, которая, к примеру, не предполагает прокладку 8-полосных шоссе. Зато татарстанский Год парков и скверов отлично вписывается в передовые мировые тренды.

Город будущего — кошмар автомобилиста

Висенте с гордостью рассказал о сносе огромной развязки в центре Барселоны, на месте которой построили парк. Да, автомобилистам это не очень удобно, но городские власти планируют в несколько раз увеличить пешеходные зоны, так что скоро там вообще, возможно, ездить не придется.

В Барселоне молодежь уже предпочитает не покупать автомобили из-за пробок и прочих неприятностей — проще иметь велосипед или пользоваться общественным транспортом.

В Барселоне решили пустить каждый автобусный маршрут по одной улице. Фото portalglobus.ru

Кстати, слабую заполняемость автобусов решили довольно неожиданным способом. Гуайарт рассказал, что специалисты долго смотрели на запутаннейшую карту автобусных маршрутов, а потом решили пустить каждый маршрут по одной улице. Таким образом, логика движения общественного транспорта стала кристально ясна любому, и народ потянулся — с 50% вовлеченных показатель подскочил до 75%.

Дороги тем временем сужают для расширения тротуаров.

Город в 500 шагов

Еще одним шагом удобного города стало распределение точек притяжения граждан. Среди них Гуайарт перечислил школы, больницы, рынки, библиотеки. Все это начало появляться в пределах 500 метров, создавая более-менее шаговую доступность. При этом такие мощные точки притяжения, как концертные залы, по-прежнему остаются единичными.

Что интересно, активно в Европе работают и над энергетикой. В Барселоне устраивают беседки с солнечными батареями на крышах, а большую часть энергии города дает переработка мусора, сжигание которого собственно и позволяет вырабатывать необходимые мощности. Это вполне справедливо и для Казани, где также имеется внушительный энергодефицит, который пытаются закрыть в основном за счет введения новых мощных электростанций, однако европейский опыт говорит и о том, что можно попробовать и альтернативные способы.

Городу должно быть что сказать миру, считает Гуайарт

Городской брендинг

Барселона получила импульс развития благодаря летним Олимпийским играм 1992 года. Тогда город преобразился, в инфраструктуру были вложены огромные средства. По словам Висенте Гуайарта, одним из важнейших достижений стало то, что Барселона открылась морю — до этого прибрежная полоса была застроена непонятно чем. В этой связи у нее много общего с Казанью. Однако здесь существуют свои нюансы.

Городу должно быть что сказать миру, рассказал Гуайарт. После олимпиады в Токио мир узнал о японской технике, а вот Греция до сих пор расплачивается с долгами за Олимпиаду в Афинах. Что касается Барселоны, здесь упор делают на развитии инноваций, появление лабораторий и прочих производств. По словам Висенте, чем больше туристов приезжает и видит, какой у них прекрасный город, тем больше людей, которые хотят там остаться, начать бизнес или еще что-то. Человеческий потенциал крайне важен.

В 1971 году Барселону за год посетило всего около 300 тыс. туристов, сегодня этот показатель дошел до 7 млн.

Снос развязки на проспекте Дигональ. Фото ccaa.elpais.com

Город будущего

Сейчас на столбах освещения каждые 100 метров в Барселоне развешиваются контейнеры с Wi-Fi-роутерами, камерами и прочим оборудованием, которое не только позволяет свободно выходить в сеть, но и является интеллектуальной городской системой. Например, фиксирует свободные места на муниципальных парковках. В целом сейчас идет разработка городской операционной системы, которая на основе больших данных от телекоммуникационных операторов и других интеллектуальных систем будет помогать в управлении городом.

Не обошлось и без политики. Один из слушателей поинтересовался, как можно пролоббировать крупные инженерные проекты в том случае, если город не находится в зоне олимпийской стройки, как убедить политиков в необходимости какого-либо проекта. Гуайарт сначала пошутил, что нужно выбирать умных людей. А потом уже серьезно объяснил, что, например, в Барселоне политики выражают волю горожан, и поэтому их убеждать не надо — они и занимаются реализацией этой воли.

Лекция в «Штабе» прошла при аншлаге, многим даже пришлось стоять

Александр Третьяков, фото Максима Платонова
комментарии 3

комментарии

  • Анонимно 06 июл
    Фишман молодец! Давай исчо!
    Ответить
  • Анонимно 06 июл
    У нас свободный вай фай зоны хоть и будут по городу, сто процент их сделают платными. Либо их не сделают никогда, чтобы операторы не теряли своей прибыли
    Ответить
  • Анонимно 06 июл
    Очень интересная статья!
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии