Новости раздела

Шихан Торатау: прибежище святых, миф о ногайском хане и «книга Чингыз»

Торатау в исторической и культурологической ретроспективе

Шихан Торатау: прибежище святых, миф о ногайском хане и «книга Чингыз» Фото: Тимур Рахматуллин

Ситуация вокруг шихана Торатау одна из острейших в Башкирии. С одной стороны, стерлитамакская «Сода» (БСК) намерена разработать гору для своего производства. С другой, на защиту шихана встали экологи и представители башкирской общественности. Даже глава республики Рустэм Хамитов пообещал сохранить уникальные природные памятники. Что в Торатау такого священного, что местные жители столь упорно защищают шихан? В вопросе разбирается уфимский историк и журналист Салават Хамидуллин. В авторской колонке, написанной для «Реального времени», он подходит с культурно-исторических позиций к теме шихана. Наш колумнист приводит любопытные исторические и литературные находки.

В последнее время вокруг горы Тора-тау (Торатау, Тратау) ведутся ожесточенные споры. Помимо очевидной для всех необходимости сохранения горы как уникального объекта природы всегда присутствует аргументация «священности» горы. Против данного положения выступают лоббисты интересов «Башкирской содовой компании» в союзе с некоторыми клерикалами, которые в явлении почитании горы усмотрели нечто еретическое и даже «ширк». Для первых — это просто бизнес и ничего личного. Что касается вторых, то пусть их рассудит Аллах — творец всего сущего, в том числе горы Тора-тау.

Архетип мировой горы в мифологии

Почитание гор является общечеловеческой универсалией. Величественное всегда внушало человеку уважение. Как пишут исследователи, архетип мировой горы — это двухчастная модель Вселенной, символизирующая членение мира на мир людей (подножие горы) и мир богов (вершина горы). Так, древнегреческие боги во главе с Зевсом обитали на горе Олимп. Арийские божества начала населяли гору Хара Березайти (она же Су-Меру), а после разделения ариев на иранцев и индийцев поселились на горах Альбурз (Эльбурс) и Кайласа в Гималаях. В буддизме горы почитались как место расположения рая бодхисатв, в японском синтоизме в горах обитали боги.

Башкирской мифологии также присущ культ гор, что неудивительно, поскольку башкиры являются аборигенами Южного Урала. Мало того, сама горная система и весь огромный Уральский регион (Большой Урал) от Казахстана до Северного Ледовитого океана получил свое название от хребта Уралтау, который, как говорится в башкирском эпосе «Урал-батыр», является телом титана Урал-батыра:

Дорога Урала великие горы,
Могилы Урала высокие горы,
Название приняли то же Урал.

Вершина горы Уралтау изображается как райская обитель, в которой живет божество Самрау, аналог авестийского Сенмурва и иранского Симурга: «Есть там такая страна, где крови не пьют, мяса не едят, куда путь для Смерти закрыт.… Днем и ночью веселье одно».

Рафаэль Санти. Моисей, получающий скрижали Завета. Фото artchive.ru

Архетип горы в монотеистической традиции

В иудео-христианской религиозной традиции горы также являются точкой соприкосновения с божественным. Тому примером гора Синай, на вершине которой Моисей получил от Бога заповеди для людей, а после восхождения на Фавор произошло Преображение Иисуса Христа.

В исламской традиции мы находим схожие сюжеты. Арабский энциклопедист XIII века Шихаб ад-Дин Йакут ар-Руми писал о горе Арафат: «Сказано о причинах того, что дали ей название 'Арафат: Джибраил мир ему! объяснил Ибрахиму религиозные обряды и когда доставил его к 'Арафату, сказал ему: «Ты познал?». Тот ответил: «Да». И она была названа 'Арафат. И также говорят: [гора] названа так потому, что там Адам и Хавва (т. е. Ева, – прим. авт.) познали друг друга после того, как были низведены из рая. И говорят, что люди сознались в своих грехах на этом месте».

Как видим, гора Арафат (от арабского глагола «'арафа», т. е. «познавать») считается местом обретения людьми гнозиса ('ирфан) и даже местом зарождения человечества. С точки зрения ислама приближенность к Аллаху (вилайа) не зависит от точки отметки над уровнем моря, поскольку Аллах вездесущ, а любое место на земле имеет равный статус: «Аллаху принадлежат восток и запад. Куда бы вы ни повернулись, там будет Лик Аллаха» (2:115).

Тем не менее архетип горы упорно прорастал сквозь толщу любой религиозной традиции, словно заявляя, что равнина хорошо, ну а горы лучше. Именно поэтому сюжеты о теофании в иудаизме, христианстве и исламе часто связаны именно с горами. В философии Ницше они стали метафорой восхождения к истине и духовного освобождения: «Кто поднимается на высочайшие горы, тот смеется над всякой трагедией сцены и жизни» («Так говорил Заратустра»).

Мифологизация пространства элемент башкирской идентичности

Как доказал историк Б.А. Азнабаев, мифологизация пространства и сакрализация его объектов лежит в основе башкирской идентичности, так как определение этноса включает в себя не только признание общности происхождения и языка, но и комплекс обычаев, а также уклад жизни, хранимые и освященные традицией и отличающие его от других. Урал для древнего башкира это не только родина, но и пуп Земли, центр мироздания. Согласно эпосу «Урал-батыр», именно здесь спаслись люди во время всемирного потопа, устроенного дивами и Шульгеном братом и антиподом Урала, и отсюда расселились по всей ойкумене. Родная земля была живым существом, которое обессмертил Урал-батыр, опрыснув живой водой.

Как писал П.И. Рычков, башкирский народ «ничего столь не уважает и не бережет как старинные свои вотчинные земли», так как «почитая их собственными <… > своими вотчинами, нередко за них бунтовали и умирали». Слово «вотчина» происходит от слова «отец», чем декларируется тот непреложный факт, что земля досталась башкирам от праотцов, а им от Бога, когда Всевышний «делил» землю между народами.

Ученый-энциклопедист и путешественник XVIII века Петер Симон Паллас отметил наличие у башкир сложной системы локальных мифов. Фото wikipedia.org

Ученый-энциклопедист и путешественник XVIII века Петер Симон Паллас отметил наличие у башкир сложной системы локальных мифов. Однако слово самому визитеру: «Множество прилагательных речений, коими башкирцы большие и малые горы, все ручьи и малейшие протоки, долины, частные рощицы и все прочие урочища отличают, можно принять за доказательство о древности их в сих местах поселения».

Знаменитый лексикограф и этнограф В.И. Даль писал в том же духе: «Леса, дебри, горы, воды и пещеры населены лешими, водяными, русалками, известными под именем джин, дух; каждою горою, каждым озером обладает такой джин, добрый или злой; но все это рассказывает вам башкир стихами или напевает, вторя чебизге или кураю, в прошлом времени».

Поэтому далеко не случайна болезненная реакция башкирского общества на планы промышленной разработки «священной» горы Тора-тау. Сакрализация территории свидетельствует о том, что этническое начало народа еще не закостенело и питается соками своей земли. При этом не нужно подменять сакрализацию объекта поклонением ему как божеству.

Лучше гор могут быть только горы…

В Башкортостане много «священных» гор, этиология «священства» которых различная. В одних случаях причиной тому стала мифология, в других случаях религиозное сознание, в третьих историко-политическая традиция. Так, гора Иремель (1 582 метра), находящаяся на территории Белорецкого района РБ, считалась у башкир «доброй» («изге тау») в контексте мифологизации пространства. В отличие от нее Яман-тау (1 640 метров), высшая точка Южного Урала, на которой, по преданию, жил гигантский змей-полоз, превращавшийся в грозовую тучу, считалась «злой» горой. Отсюда ее название Яман-тау, т. е. «Плохая гора». В последнее время гора Иремель вышла за периметр исключительно башкирской мифологии, став «сакральной» для всякого рода эзотериков и неоязычников всей страны. Связано это с ажиотажем вокруг Аркаима и тем, что, согласно некоторым исследованиям, Иремель идеально соответствует описанию горы Хукарья, высшей точке священных гор древних ариев Хара Березайти («Высокая Хара»). Страна «Арианам Вайджа» («Арийский простор»), описываемая в Авесте как сеть городов, устроенных в виде концентрических кругов, рядом с которыми находится гора Хукарья (читай: Иремель), взбудоражила умы не только завзятых мистиков, но и серьезных ученых.

Следующий пример — гора Ауш-тау, находящаяся в Учалинском районе РБ. Ислам, установившийся в Башкирии благодаря миссионерской деятельности суфийских тарикатов и потому ориентировавшийся на суфийские идеалы, во многом звучал в унисон мировоззрению ее населения, но с иной, теологической точки зрения: джинны, духи природных объектов, отныне подчинялись воле Аллаха, а могилы Его святых угодников (аулия) становились объектами сакрализации.

Гора Иремель (1 582 метра), находящаяся на территории Белорецкого района РБ, считалась у башкир «доброй» («изге тау») в контексте мифологизации пространства. Фото Acodered / wikipedia.org

Историк и публицист XIX века Р.Г. Игнатьев писал о горе Ауш-тау: «Ауш слывет святою горою и привлекает к себе немало богомольцев из окрестных магометан. На вершине горы видны три могилы, из которых одну предание приписывает какому-то Харзаману, почитаемому святым (аблиа), а другие две его двум ученикам, имена которых неизвестны, но они тоже святые: все трое, по сказаниям местных башкир, во времена древние проповедовали закон великого Мухамета людям неверным <...>. Башкиры верят преданию, что и кроме могилы Харзамана во многих местах по вершинам Уральских гор есть могилы святых, и все они проповедовали Коран во времена древние, что все они были великие имамы». Традиция зиярата (араб. «посещение») к могилам шейхов, похороненным на горе Ауш-тау, жива по сегодняшний день. Обычай погребать мусульманских проповедников на вершинах гор, является отражением древнего архетипа мировой горы, который успешно реализовался в исламе.

Однако, самым уникальным является пример горы Тора-тау, феномен которой основан на мифологии, религиозном сознании и историко-политической традиции одновременно. В 1770 году академик И.И. Лепехин, путешествовавший по Башкирии, писал: «В одиннадцати верстах от Стерлитамакской пристани, по нагорному берегу реки Белой видна последняя из высочайших гор близ Оренбургской дороги в Уфу, Тура Тау (Городковая гора) прозываемая <...>. Башкирцы к горе сей имеют особливое почтение и почитают ее за освященное место. В старину, по их сказкам (т.е. рассказам, — прим. авт.), жительствовал на ней Нагайский Хан со своим семейством, а после служила она прибежищем богобоязливым и уединенным мусульманам, которых они угодниками (авлия, — прим. авт.) называют».

Башкирская полития

Судя по отрывочным сведениям, сохранившимся в сочинениях арабского историка X века ал-Мас'уди, сицилийского географа XII века ал-Идриси, а также в письме монаха Иоганки Венгра, вплоть до первой трети XIV века в Башкирии существовала вертикаль власти в лице местного правителя. Упомянутый венгерский миссионер в 1320 году писал генералу своего ордена: «Государя же всей Баскардии с большей частью его семьи мы нашли совершенно зараженным сарацинским заблуждением».

Однако в последующем башкирский правитель более не фиксируется в источниках. По всей видимости, в правление Узбек-хана (1313—1341) местная династия была уничтожена. Вместо вертикали власти в Башкирии возникает акефальная (т. е. безглавная) полития в виде горизонтально интегрированных кланов во главе со своими беями. Башкиры, составлявшие этническое целое, не были разверстаны на десятки и сотни, как население Улуса Джучи. Монгольские ханы, лишив их собственных правителей, тем не менее наделили за какие-то заслуги каждый башкирский клан вотчинными правами на определенную территорию.

Владимир Даль писал: «Народ башкурт разделился с незапамятных времен на племена или, как их называют у нас, на волости; у каждой волости свой уран, отклик, рукоприкладный знак, свое дерево и птица, розданные, как верит народ, самим Чингиз-ханом».

Неслучайно министр государственных имуществ Российской империи в 1837—1856 годы П.Д. Киселев писал, что «башкиры владели своими землями неограниченно до присоединения их к России». Эта система, представлявшая собой союз кланов, обладавших вотчинным правом, получила у башкир название 'асабийа (араб. «племенной дух», «национализм», «солидарность»). Последняя сильно отличалась от содержания термина 'асабийа, введенного в социологию выдающимся арабским ученым XIV века Ибн Халдуном.

Согласно сюжету, молодой Чингиз, спасаясь от мести братьев, скрылся в неизвестном направлении. На его поиски отправились вожди ряда башкирских племен, отыскали царевича и провозгласили своим ханом. Фото wikipedia.org

Политический миф башкир

Для идеологического обоснования сложившейся в Башкирии политической системы было написано специальное литературное произведение «Кысса-и Чингиз-хан» («Сказание о Чингиз-хане»), один из списков которого входил в состав сборника «Дафтар-и Чингиз-наме». По мнению Б.А. Азнабаева, он представляет собой «концентрированное изложение политического статуса башкирских родов в имперском пространстве».

Д.Н. Маслюженко, проанализировав сибирские летописи, пришел к выводу, что они содержат политический миф сибирских тюрков о приоритетности их династии Тайбугидов перед Чингизидами. По его мнению, свой политический миф существовал и у башкир. Он пишет: «Так, «Дафтар-и Чингиз-наме», включающая в себя башкирские предания и шежере, обосновывает власть башкирских биев через особые пожалования Чингиз-хана в форме ярлыков». Согласно сюжету, молодой Чингиз, спасаясь от мести братьев, скрылся в неизвестном направлении. На его поиски отправились вожди ряда башкирских племен, отыскали царевича и провозгласили своим ханом. В порыве благодарности Чингиз-хан раздает башкирским князьям символы власти — тамгу, уран (боевой клич), онгоны (дерево, птица).

Идея сказания сводится к мысли, что без поддержки улусных беков ни один хан-Чингизид не сможет править государством. «Кысса-и Чингиз-наме» не претендует на историческую достоверность и является отражением определенной политической заданности, направленной на доказательство роли башкирских вождей в становлении империи Чингиз-хана и древности башкирского вотчинного права. Перечисление глав башкирских кланов (Табын, Минг, Бурзян, Юрматы, Кунграт, Тамъян, Катай, Кыпчак, Кереит и др.), которые якобы были сподвижниками завоевателя в начале его политической карьеры, показывает, насколько было важным для каждого поколения представителей упомянутых кланов засвидетельствовать исключительную роль своих предков в становлении башкирской политии.

Если политический миф, изложенный в «Кысса-и Чингиз-хан», обосновывал автономный статус Башкирии в имперском пространстве (сначала в Золотой Орде, потом в Московском царстве), то русский геополитический миф «Москва — третий Рим» указывал на место России на международной арене. Таким образом, сочинение «Кысса-и Чингиз-хан» было своеобразной «Историей государства и права» башкир, многие века определявшей их позиционирование перед лицом различных монархий.

Тора-тау в «Кысса-и Чингиз-хан»

О времени написания сочинения «Кысса-и Чингиз-хан» существуют разные мнения. Например, татарский филолог М. Усманов указывал на последнюю четверть XVII века, поскольку в одном из списков сказания упоминается башкирское восстание 1681—1684 годов. Однако, этот сюжет мог быть позднейшей вставкой. По нашему мнению, это политическое произведение было написано в XIV—XV веках. Историк А.Б. Азнабаев пишет, что оно предназначалось «для оправдания специфической ситуации, которая сложилась на Урале и Западной Сибири в период XIII—XV вв.».

Существовало несколько списков «Кысса-и Чингиз-хан», которые отличались друг от друга в существенных деталях. В сокращенной версии, опубликованной в 1822 году в Казани первым татарским просветителем Ибрагимом Хальфиным, сюжет о Тора-тау отсутствует. Однако в других списках сказания он напротив наличествует, о чем писал в свое время И.И. Лепехин: «За свято почитаемая башкирцами Тура Тау принудила нас быть роскошными и возбуждать башкирскую неустрашимость вином: ибо никто из них на сию гору с нами идти не хотел, отговариваяся разными обетами, которыми они горе должны и которые еще не исполнены: ибо без исполнения обетов взлазить на гору никто не сможет; разве кто хочет сам себе быть злодеем. Сожалея о башкирском заблуждении, а паче думая, что они отговариваются только для трудного на гору всходу, старался я им показать, что от горы ничего воспоследовать не может и что она никакого обету не заслуживает. Но башкирцы, будучи от природы честолюбивы, а особливо те, которые за знатоков между ими почитаются, не очень весело слушали наши доводы и на конец говорили, что, не упоминая о книге Чингыз, в которой много о сей горе писано, два тамошних примера сказать довольно. Один татарин, презирая сие священное место, и в возмездие башкирскому заблуждению на горе напакостил; но сия попытка даром ему не прошла: ибо весь его род в короткое время вымер».

Как свидетельствует И.Л. Лепехин, в «книге Чингыз», т. е. «Кысса-и Чингиз-хан», «много о сей горе написано». Фото wikipedia.org

Как свидетельствует И.Л. Лепехин, в «книге Чингыз», т. е. «Кысса-и Чингиз-хан», «много о сей горе написано». Причем содержание написанного относительно Тора-тау внушало башкирам священный трепет. К сожалению, в известных нам списках сказания сохранилась лишь ничтожная часть изначальной информации. В одном из них, опубликованном в «Антологии башкирской литературы», говорится, что матерью Дуюн-Баяна (Добун-Мергена монгольских хроник), предка Чингиз-хана, была дочь Алтын-хана по имени Гулямалик — Курекле. Когда она забеременела от наития солнечного луча, родители посадили ее близ горы Тора-тау в большую золотую лодку, спустили ее на воду и отправили вместе с челядью вниз по течению реки Белой к берегам моря Тун (вероятно, Донское, т. е. Азовское море). По пути следования судно захватил монгольский князь Тумавыл-Мерген, женился на Гулямалик-Курекле, после чего у них родился сын Дуюн-Баян. Таким образом, автор сочинения проводил мысль, что родоначальник монголов по линии матери был по происхождению башкиром, а его дед Алтын-хан жил близ горы Тора-тау. На этом основании данная гора считалась тем символическим местом, где было положено начало башкирской политии и 'асабийи, ставших результатом последующих договоренностей с Чингиз-ханом.

Тора-тау в последующей традиции

И.И. Лепехин сообщал, что на горе Тора-тау жил некий ногайский хан, что, естественно, вызывает сомнение. Во-первых, на горе жить невозможно — дует сильный ветер, да и вода далеко. Во-вторых, ногайских ханов не существовало в природе, а этим названием русские авторы применительно к Башкирии, как правило, обозначали Чингизидов линии Шибан-хана, брата Бату-хана. Ханов-Шибанидов башкиры считали своими «природными царями» и именовали их Тура-ханами, так как их коренным владением считалась сибирская область Тура с центром в Тюмени. В Чишминском районе стоит мавзолей Тура-хана — одного из Шибанидов, предположительно Махмудек-хана, прадеда знаменитого хана Кучума.

В период башкирских восстаний XVII-XVIII веков башкиры в знак отказа от русского подданства всегда приглашали на трон Башкирии Кучумовичей. Так, во время восстания 1662—1664 годов ханом Башкирии был провозглашен Кучук-хан, правнук Кучума. Обладая статусом «священной» горы, Тора-тау, по всей видимости, была тем местом, где происходил ритуал провозглашения башкирских ханов. Так, в ходе башкирского восстания 1704—1711 годов по призыву Алдар-тархана Исекеева из Каракалпакской Орды был вызван султан Хазей (Хаджи), родич Кучук-хана.

Казанский губернатор П.М. Апраксин писал: «Пущие изменники Алдарка с товарищи призвали к себе из Каракалпак воровского хана Хазея, и тот де хан в феврале месяце нынешнего 709-м году с теми воровскими башкирцы был в тех башкирских юртах, от Уфы ездою в 5-ти днях, урочищах в Юрматинскую волость, и многие де башкирцы по прелести тому хану с тем Алдарком шертовали». Говоря современным языком, Кучумович Хазей (Хаджи) был привезен из Хорезма и провозглашен ханом в Юрматынской волости. Если место проведения данной церемонии (поднятия на белой кошме) не имело значения, то почему Алдар не провел этот ритуал, скажем, у себя в Бурзянской волости? Следовательно, он привез хана в Юрматынскую волость намеренно, потому что там находилась Тора-тау, возле которой, якобы, жили предки легендарной прабабушки Чингиз-хана. Не следует также забывать, что Карасакал, долгое время скрывавшийся под именем Миндегула Юлаева в башкирских аулах долины реки Селеук, т. е. близ горы Тора-тау в Юрматынской волости, по всей видимости, там же был провозглашен ханом Башкирии под именем Султан-Гирей-хана.

Так или иначе, образ горы Тора-тау занимал исключительно важное место в литературной, религиозной, политической и исторической традиции Башкирии. Олицетворяя собой определенные сакральные символы, гора играла заметную роль в самосознании башкирского народа как субъекта истории. Поэтому, как свидетельствовал И.И. Лепехин, еще в конце XVIII века она продолжала оставаться объектом глубокого почитания, хотя к XX веку ореол ее «святости» в значительной степени был утрачен. Однако он не исчез полностью, сохранившись в исторической памяти местного населения в первую очередь башкир рода Юрматы. В конце XX века образ горы Тора-тау восстановился вновь, но уже в качестве одного из национальных символов Башкортостана.

Салават Хамидуллин
Справка

Салават Ишмухаметович Хамидуллин — историк, к.и.н., журналист.

  • Родился в городе Стерлитамаке в 1968 году.
  • Образование: Башкирский государственный университет (исторический факультет).
  • 1990—1991 годы — корреспондент газеты «Истоки».
  • 1991—1995 годы — редактор молодежной редакции Республиканского ТВ, руководитель творческого объединения «Молодость».
  • С 1995 года — корреспондент программы «Башкортостан», редактор ТО «Гилем», ТО общественно-политических программ, начальник отдела познавательных и исторических программ, руководитель редакции познавательных программ студии БСТ.
  • Автор и телеведущий телепроектов «Историческая среда» и «Клио».
  • Автор ряда документальных фильмов, книг и научных публикаций об истории Башкортостана и башкирских родов. Колумнист «Реального времени».
  • Лауреат Государственной премии РБ им. С. Юлаева, Республиканской премии в области журналистики имени Ш. Худайбердина. Победитель международных и республиканских телефестивалей.

ОбществоИсторияКультура Башкортостан
комментарии 56

комментарии

  • Анонимно 01 мая
    Интересные мифы и легенды.
    С них и начинается литература.
    Ответить
  • Анонимно 01 мая
    Интересно! Спасибо!
    Ответить
  • Анонимно 01 мая
    Как всегда все напутано,притянуто за уши,лишь бы башкыртов показать аборигенами Урала и современной Башкирии.Сам Хамидуллин признаёт ,что все основано на мифологии,и продолжает эту линию. До сочинялись,что башкырты и Чингисханом рулили.Салават жги ,дальше про города башкыртов .Очень посмеяться хочется.
    Ответить
    Анонимно 01 мая
    Ну не будьте такими строгими - Шурале Тукая, русские народные сказки тоже основаны на мифах.

    А уж о древнегреческих мифах и легендах написаны тысячи докторских и бессчетное количество кандидатских диссертаций.
    Ответить
    Анонимно 11 мая
    А чё такая ненависть то. Мифы и сказки и передавали всю историю даже с тех времен когда не было письменности. Мастерство историка понять о чем была речь
    Ответить
  • Анонимно 01 мая
    Недавно читал башкирский учебник по истории. Так там упорно отрицается вхождение башкир в Золотую орду. Возможно, чтобы отделить башкирскую историю от истории татар.
    Ответить
    Анонимно 01 мая
    Золотая Орда - это не государство татар (в современном понимании термина), а полиэтничная империя во главе с потомками Чингисхана.
    Ответить
    Анонимно 01 мая
    Совершенно верно. Башкиры не входили в Золотую орду, и с этой империей мы были военные союзники, как и другими империями до и после.
    Ответить
    Анонимно 01 мая
    Башкир как нации тогда не было,
    Ответить
    Анонимно 01 мая
    Согласно современной этнологии, нации стали возникать в связи с образованием национальных государств, т.е. в XIX-XX вв. Поэтому башкиры не были еще нацией, но были народом, который по современной классификации находится между этносом и нацией. Народ также называют протонацией.
    Ответить
    Анонимно 14 мая
    вот сказки только не рассказывай!! союзник нашелся!! башкиры были под чингизидами-были в золотой орде...-и были частью татар-ордынцев!!-никакой независимой-якобы союзной башкирии!!!
    Ответить
  • Анонимно 01 мая
    Здесь речь идет не о Шурале, а о политических и национальных мифах, а это уже дело серьезное. Политический и национальный мифы - необходимый атрибут любой политической нации (народа, этноса). У американцев - "великая американская мечта", у русских - "Москва - третий Рим" и т.д. В публикации доказывается, что башкиры всегда обладали политической субъектностью, что не для кого не секрет. Взять хотя бы башкирские восстания 17-18 вв. и борьбу из автономию в начале 20 века. Миф о горе Торатау является элементом, вишенкой на торте, национального мифа башкир
    Ответить
    Анонимно 01 мая
    Господа, важно определиться с семиотикой. Башкиры не поднимали восстаний, не бунтовали - это фактически и юридически не правильное определение. Правильно говорить: "Башкиры вели оборонительные войны". Собственник на своей земле не бунтует, собственник защищается до последней капли крови. Провозглашение Республики Башкурдистан в 1917 году - это реализация естественных, тысячелетних традиций Башкирского народа.
    Ответить
  • Анонимно 01 мая
    Салауат мырҙа, полагаю опрометчиво выносить на неподготовленную, а порой злобную публику научные дискуссии филологов, потому что ссылки на мифы - это не история.
    Объективные факты истории:
    1. Согласно заветам Урала, Башкиры и наши древнейшие предки жили в демократическом обществе. Выбирали себе предводителей, которые назывались Батыр. Институт Батыров ликвидировал Леонтий Соймонов в 1740-ые годы способом физического истребления.
    2. У каждого из Башкирских народов была своя Ҡот тау (храмовая гора) и священная земля вокруг нее, где выбирались Батыры, принимались самые важные решения на Йыйын (референдум). Решения принятые возле Ҡот тау считались священными и обязательными к исполнению всеми. В 1919 году все известные Ҡот тау были взорваны большевиками и ныне известны, как взорванные пещеры Уральских гор.
    3. Ни кто не наделял Башкир вотчинными землями. Наши предки владели ими от сотворения Уральских гор. Вокруг земли Урала появлялись, возвышались и рассыпались в прах разные империи. "Императоры" не дарили нам земли, а отписывали охранные грамоты о неприкосновенности башкирских земель.
    4. Тора тау для Башкирских народов - Ҡот тау должна остаться неприкосновенной и охраняемой государством. Должна быть возвращена Башкирскому народу вместе с другими Ҡот тау согласно федеральному закону № 327-ФЗ от 30 ноября 2010 г.
    Ответить
    Анонимно 01 мая
    Уважаемый,вы свой,как помягче сказать вымысел фильтруйте,как может башкирский народ владеть своими вотчинами от сотворения Уральских гор?Как известно горы на земле появились многие миллионы,если не миллиарды лет раньше башкирского сословия.Вы вообще адекват?.
    Ответить
    Анонимно 01 мая
    Еще раз!
    Точка отсчета, начало времен у разных народов разная:
    - от сотворения мира - у одних;
    - от сотворения Рима - у других;
    - от рождества Христова - у третьих, и так дальше ...
    У Башкир, народа Урала, начало времен - от сотворения Уральских гор.
    Ответить
    Анонимно 01 мая
    Тушите свет,занавес ,национальные баш.шоры на глазах.
    Ответить
    Салим Муллагалин 01 мая
    совершенно верно только это не миф великии предел исправно работает...но людеи поднятся в гору нет ине даже такого понятия быть на горе..или живои мертвои воде о двух временах мертвом и живом....наприм.живое время это временная сприраль течет быстреи звездного на 10 днеи в год(биологическое)
    Ответить
    Анонимно 02 мая
    умная мысль... большинство уверено в римской мифологии, но не поняли, что греки-римляне искусственно навязаны русской школой.... башкиры держат удар на своих горах... но Содовая компания сильнее - там москвичи... Нефтяную башкиры уже проиграли.... соки земли превращаются в монету для ушлых..
    Ответить
  • Анонимно 01 мая
    Салават Хамидуллин не дописал одну важную вещь. В окрестностях Торатау проходили собрания руководителей башкирских родов (йыйыны), здесь же отмечались сабантуи. И все это отразилось не только в фольклоре, но и в исторических сводках, воспоминаниях путешественников. И гора эта священна не только для башкир Юрматы, но и для многих других племен.
    Ответить
    Анонимно 01 мая
    О каких «воспоминаниях путешественников» вы говорите? Из статьи видно, что кроме Лепехина никто ее больше не упоминал. На этом основании объявлять гору «священной»? Ерунда какая-то!
    Ответить
  • Анонимно 01 мая
    Вот этой горой надо гордиться башкирам - Торатау. И не отдавать ее коммерсантам из Москвы. А не той, что в Миякинском районе, которую облюбовали хакканиты.
    Ответить
    Анонимно 01 мая
    вы имеете в виду нарыстау в миякинском районе? ну на нее никто не покушается. а история о похороненных сподвижниках пророка - элемент поздней мифологизации - где-то нулевых годов.
    Ответить
  • Анонимно 01 мая
    Салават абый, рэхмэт сезге! Нык кызык.
    Ответить
  • Анонимно 01 мая
    Такую природную красоту, украшенную преданиями, мифами и историей хотят пустить на соду ? Братья- башкиры, защищайте тауны.
    Ответить
    Анонимно 01 мая
    Никакой особой красоты там нет. Стоит невысокая гора, рядом ещё две такие же - так те хоть лесом поросли, а эта вообще лысая.
    Ответить
    Анонимно 02 мая
    А вот и боты "Соды" набежали
    Ответить
  • Анонимно 01 мая
    Это природное достояние не только Башкортостана, а всего сообщества людей Земного шара. Аналогично можно истратить кислород земной атмосферы на нужды промышленности, и т.д.
    Только для меня кощунственно все это воспринимать от Салавата Хамидуллина, пожелавшего переделать татарский народ в башкирский народ.
    Ответить
    Анонимно 01 мая
    Вы совсем сбрендили? Никому неизвестную и ненужную маленькую горку с воздухом сравниваете!
    Ответить
    Анонимно 02 мая
    "Маленькие горки"-Воробьевы горы.
    Ответить
    Анонимно 02 мая
    Хамидуллин, видимо, волшебник, раз ему удается переделывать татар в башкир. Может он еще умеет камни превращать в золото?
    Ответить
    Анонимно 02 мая
    По бумагам сумеет переделать камни в золото. И по телевизору докажет что оно самой высшей пробы.
    Ответить
    Анонимно 02 мая
    где он тут о татарах вообще говорит? не накручивай сам себе
    Ответить
    Анонимно 05 мая
    В Башкирии Татар в башкиры переделывают на административном уровне и такие как Хамидуллин- главные идеологи этого.
    Ответить
  • Анонимно 01 мая
    башкиры являются аборигенами Южного Урала // какие башкиры? Так называемые "башкиры Зауралья? Все эти племена татаро-монгольские, их не было в восточной Европе до 13 века. Как пишет Кузеев, все так называемык "башкирские роды" - пришлые, до 10 века не было ни единого протобашкира (термин академика Кузеева) на Волго-Уральском регионе.
    И вообще, башкиры - просто сословите, башкирами называли раньше венгров, Идриси и прочие авторы, на которые ссылается этот врун, писали о башгирдах-венграх (маджарах-баджгардах).
    Ответить
    Анонимно 02 мая
    ну и снова эта твоя песнь о венграх, о сословии, и башкир будто бы не существует...
    какой же ты неугомонный поклонник творчества хамидуллина. каждый раз следишь за его статьями и пишешь одни и те же комменты. уже неоднократно тебя уличали в подтасовках фактов, выдаешь желаемое за действительное. жалко, что ты свои "открытия" пишешь анонимно.
    Ответить
    Анонимно 05 мая
    Можешь мне написать все разоблачения его комментарий. А то более менее адекватного разоблачения не видел. Башкиры - сословие, до 16 века не существовавшее.
    Ответить
  • Анонимно 01 мая
    башкирском эпосе «Урал-батыр»// Всем известно кто написал этот "эпос". В архивах ФСБ есть призанание автора этой фальсификации.
    Ответить
    Анонимно 02 мая
    Вы сотрудник ФСБ?
    Ответить
    Анонимно 02 мая
    ну да, чекисты заставят признать и землю плоской, и выбьют показания, что ты работаешь на зимбабвийскую разведку
    Ответить
    Анонимно 02 мая
    Тебя бы "тройка" НКВД прижала, ты б еще и не в том признался.
    Ответить
    Анонимно 05 мая
    Написал М.Бурангулов в 1910 году.
    Ответить
  • Анонимно 02 мая
    Тора -Бора.
    Ответить
  • Анонимно 05 мая
    Друзья, не очень важно, что башкиры - соционим. Смотрите - автор
    выступает за святыни предков, тиражирует элементы древних
    мотивов, о которых молодёжь и не слышала. Он борется за культуру,
    историю, эпос и землю предков. Всё остальное - бренные мелочи
    Набиев Рустам
    Ответить
  • Анонимно 06 мая
    "Написал М.Бурангулов в 1910 году."

    Записал, подчеркиваю, записал М.Бурангул со слов предыдущего Хранителя этого священного текста.
    Фальсификаторы башкирской истории и культуры от Сюнчелея до Кузеева практически 100 лет сеяли сумятицу в головы непосвященных, а их выкормыши продолжают вводить вас в заблуждение.
    Ответить
    Анонимно 08 мая
    А,что башкиры стали грамотными только в 1910 г.До этого времени не кому было записать.Очередной миф и легенда.Одна ложь оправдывает другую.
    Ответить
    Анонимно 08 мая
    Древнеиранская традиция - самые важные тексты хранить в памяти особой касты людей, а не доверять тексты бумаге.
    Судьба текста "Урал Нама" в ХХ веке есть доказательство справедливости древних: текст записанный в 1910 году исчез бесследно после одного из арестов М.Бурангула = для того и арестовал его НКВД. Текст записанный латиницей в течение ХХ века правили несколько обормотов не знающих башкирского языка, по моим подсчетам их было 6 обормотов. Оригинальный текст "Урал Нама" не печатался для широкого круга читателей по настоящее время.
    Чтобы сочинить текст "Урал Нама" необходимо быть Пророком, титаном философии, гением истории, поэтом наконец!
    Ответить
    Анонимно 08 мая
    Опять мифы ,,Урал батыр,, не есть тайное знание,что бы его передавать через избранных.Если он не был известен среди народных масс,может ли он быть народным.
    Ответить
    Анонимно 08 мая
    "Устное народное творчество эпос Урал-батыр" - заблуждение, в которое вводили всех большевики-комуняки от Сюнчелея до Кузеева на протяжении ХХ века. Текст "Урал Нама" был известен народу Урала во все тысячелетия его существования. Заветы Урала определили суть его потомков, его народа. Мы, башкурты, знаем этот сакральный текст и, как он сопровождал жизнь наших предков. Это же порядок внутриэтнического знания, так сказать "ноу хау".
    Кстати, устное народное творчество это частушки - известен ритм стиха и музыкальный ряд, но каждый поет о своем наболевшем. Сакральный текст не может быть устным народным творчеством (эта фраза для "великих" ученых филологов и этнологов).
    Ответить
    Анонимно 10 мая
    Ваши ответы все основаны на мифологии,так же как создание и древность этого ,,произведения,,.Так и сказку Бажева ,,Каменный цветок,, можно объявить древней и народной.
    Ответить
    Анонимно 10 мая
    "Ваши ответы все основаны на мифологии,так же как создание и древность этого ,,произведения ..."

    Вы читали подлинник "Урал Нама" записанный латиницей? Тогда рассказывайте РПЦ и Ватикану, что Ветхий Завет - сказки древнего востока вывезенные на запад. Удачи ...
    Ответить
    Анонимно 13 мая
    Разница уважаемый в том,что есть четко установленное время написания религиозной литературы,ее версий списков.Подлинность в расчет не берём.У Урал Нама как вы ее называете ,абсолютно нет,древности во время ее появления.Это новодел сказка,конкретно имеющая автора.Из сказки Бажева тоже можно при желании вывести нацию ,,уральцы,,Угры и т.д.
    Ответить
    Анонимно 14 мая
    Согласно указу Ивана Грозного пришлые народы башкирских земель называются припущенник, а не "уралец". Припущенник - те, кого башкиры при-пустили пожить на своих землях.
    Ответить
  • Анонимно 06 мая
    «Башкиры - сословие, до 16 века не существовавшее.»
    ***** ***** *****
    Башкиры – общность людей, объединенная не только этнонимом, но и древней историей, древней культурой, древними мифами, священными текстами, землей завещенной нам нашим Первопредком. Много ли народов на земле, которые обладают таким древним и богатым прошлым?
    А вы, голубчик, нацист, если отказываете целому народу в праве на существование. Или недоумок. Выбор за вами.
    Ответить
  • Анонимно 13 мая
    Всем доброго здоровья!Прошу минуточку Вашего внимания.Чтобы умиротворить все стороны и прекратить назревающий раздор в нашей многонациональной стране,где дети Сиона постоянно проводят свои очередные эксперименты по разделению всего и вся на враждующие партии.И так: имя сей горы говорит само по-себе:"ТУРО",что на Чувашском языке означает имя БОГ,а "Тау или ТУ"-значит гора.В более расширенном понимании,т.е.полном определении ТУРО-это=Творец,Создатель видимого же и невидимого.Так-что берегите то,что имеете от происков"москвичей" и проч.Поскольку в пророчествах святого Отрока Вячеслава имеется предупреждение к Вам,ныне живущим в Башкирии о страшных провалах земной поверхности на вашей Родине в результате хищнического потребления нефтеносных запасов из недр.Храни Вас Бог!Николай.
    Ответить
  • Анонимно 14 мая
    "... можно при желании вывести нацию ,,уральцы,,Угры и т.д."
    ***** . ***** . *****
    Уважаемый собеседник, вы специалист по древности?, по теологии?, по творчеству Бажова?

    Активное неприятие чужой древности основана на отсутствии собственной - в этом ваша проблема.
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии