Новости раздела

Сергей Когогин: «У предыдущего кризиса был виден конец. Сейчас — не видно»

КАМАЗ по итогам 2014 убыточного года не будет выплачивать дивидендов. Первые месяцы 2015 года оптимизма тоже не внушают

В Набережных Челнах накануне прошло собрание акционеров ОАО «КАМАЗ», на котором присутствовал не только глава Ростеха Сергей Чемезов, но и глава ВЭБа Владимир Дмитриев. Побывав вместе с ними на собрании и на открытии цеха по сборке новых кабин, корреспондент «Реального времени» услышал, как глава крупного инвестбанка пообещал КАМАЗу и Татарстану деньги на новые проекты, узнал, что автогигант не будет выплачивать дивиденды, почему Эльвира Набиуллина виновата в росте процентов по камазовским займам и как в 2014 году на КАМАЗ давили европейские партнеры. Кроме того, отвечая на наш вопрос, пессимистичный как никогда Сергей Когогин заявил, что компанию сегодня может спасти лишь экспорт и «правильные программы внутри страны».

КАМАЗ доведет локализацию сборки новых кабин до конца 2015 года до 40%

Накануне в Набережных Челнах прошло годовое собрание акционеров предприятия. На этот раз не в ДК «КАМАЗа», как обычно, а в современном здании «IT-парка» автограда. Мрачные и пессимистичные настроения акционеров по поводу кризисного года для автопрома ярко контрастировали с парадными стеклянными коридорами «IT-парка», в стенах которых они витали.

Однако перед тем, как добраться до него, ВИП-участники — врио президента РТ Рустам Минниханов, глава Ростеха Сергей Чемезов, глава ВЭБа Владимир Дмитриев и глава самого автогиганта Сергей Когогин — успели открыть линию мелкоузловой сварки каркаса кабины на прессово-рамном заводе (ПРЗ). Площадь нового цеха — 1 700 кв. м, общая площадь участка — 3 200 кв. м.

В действительности сама линия уже работает, и открытие носило лишь формальный, официальный характер. Как заметил корреспонденту «Реального времени» директор прессово-рамного завода ОАО «КАМАЗ» Александр Рыбаков, с помощью запущенных 12 автоматических линий сварки кабины для нового модельного ряда в России будет реализовано 100% сварочных работ. Если раньше на КАМАЗ поставляли крупные уже сваренные за рубежом детали — таковы были параметры первого этапа проекта перехода от старой кабины к новой (он был завершен в декабре 2013 года), — то теперь в рамках второго этапа будет более глубокая локализация сварки. Вместо сборочных комплектов по 6 крупных узлов на завод поступает 174 более мелких деталей, которые превращаются в крупные узлы уже на линии ПРЗ. По словам гендиректора КАМАЗа Сергея Когогина, поставка мелкими деталями на треть снизит стоимость комплектующих, а стоимость упаковки — на две трети, стоимость транспортных расходов и таможенные пошлины упадут до 25%. Уже позднее глава Ростеха Сергей Чемезов отметил, что до конца 2015 года локализация производства новых кабин КАМАЗа превысит 40%. По словам директора ПРЗ, все детали на КАМАЗ поставляют с заводов Daimler.

Как глава ВЭБа пообещал КАМАЗу и Татарстану деньги на новые проекты

Сергей Чемезов мало того что похвалил новый цех («суперсовременное производство»), но даже рискнул заметить, что КАМАЗ становится самым современным автопроизводителем России»: «Нужно еще и в мире поискать такого уровня предприятия высокотехнологичного производства, какое здесь создано. И вот этот новый завод (цех, если быть совсем точным — прим. ред.) был создан за 2,5 года», — не веря своим ушам удивился глава Ростеха. Он также заметил, что локализация более 40% очень важна в тех условиях, «в которых мы все сегодня живем» (имея в виду кризис и санкции, а значит, возможность приостановки работы со стороны иностранных партнеров, что позднее подтвердил и сам Сергей Когогин). И вообще, глава госкорпорации выразил уверенность, что КАМАЗ будет жить и процветать, независимо от кризиса, «в том числе политического». Присутствовавший на открытии председатель Внешэкономбанка (давний партнер автогиганта по кредитованию и финансированию различных проектов) Владимир Дмитриев перед разрезанием ленточки смущенно заметил, что ему нечего сказать, но говорил в итоге дольше всех. Во-первых, вдохновившись открытием нового цеха и, по-видимому, находясь еще под впечатлением от татарстанского радушия, он обратился к Минниханову. И внезапно пообещал татарстанским компаниям деньги, главное — чтобы те принесли банку интересные проекты.

— Уважаемый господин президент… не исполняющий обязанности, а просто господин президент, — твердо заявил банкир (Минниханов в ответ благодарно улыбнулся). — Чем больше таких производств, тем приятнее и охотнее работать банку. Проекты, которые реализуются здесь, в Татарстане, — идет ли речь об «Аммонии», о КАМАЗе, о современном производстве кремния и т. д. — которые организуются ВЭБ вместе с руководством РТ, — это примеры того, как правильно структурировать проекты и искать надежных партнеров. С КАМАЗом же у нас долгая история, в силу существующих обстоятельств не очень простая, потому что многие ранее достигнутые договоренности приходится пересматривать, реструктурировать долги. Но это не главное, — поспешил утешить партнера Дмитриев. — Главное, что мы создаем новые производства, рабочие места. Причем такие, каких раньше по высокотехнологичности в стране не было. Поэтому… Сергей Анатольевич… несите проекты, несите новые задумки, а деньги мы всегда найдем!

Опешивший Сергей Когогин показал два больших пальца поднятые вверх (мол, это просто потрясающе), а Рустам Минниханов, переглянувшись с главой автогиганта, показал жестом «подписывай срочно с ним договоры». Когогин тут же вышел к микрофону под аплодисменты главы РТ, пока Владимир Дмитриев, сам по-видимому не ожидавший от себя подобной щедрости, осторожно продолжал свою речь:

— Мы не говорим о бюджетных деньгах, — на всякий случай заметил банкир. — Но деньги найдем. Несите проекты.

Пока рынок грузовиков падал на треть, КАМАЗ увеличивал свою на нем долю

Когогин же в своей речи ограничился цифрами, обратив внимание на то, что на каждом комплекте каркаса кабины КАМАЗ при новой сборке получит экономию в 2 тыс. евро (120 тыс. рублей). И выразил надежду, что компания, наконец, «начнет зарабатывать на автомобилях» (напомним, в последний год автогигант, увы, фиксирует убытки). Основной доклад Когогин, конечно, готовил для собрания акционеров, на котором и выступил, не скрывая ни печальных фактов падения рынка грузовиков, ни малого оптимизма на то, что экономика все-таки до конца года развернется и пойдет компании навстречу.

— Два ключевых фактора оказывали влияние на деятельность КАМАЗа в 2014 году. Первый — начало реализации масштабного проекта модернизации производства. И, как следствие, выведение на рынок нового модельного ряда. Второй — экономическая ситуация в стране, вызванная как внешними, так и внутренними проблемами и оказавшая наибольшее влияние на основные экономические показатели компании, — признал Когогин. — Общее снижение экономики страны, прекращение прежних и отсутствие новых инфраструктурных проектов, отсутствие бизнес-уверенности вследствие обостренной геополитической обстановки и санкции в отношении нашей страны привели к тому, что падение рынка грузовиков в нашей стране составило 28% в 2014 году. Активное противодействие менеджмента кризисным явлениям, принятие срочных антикризисных мер и участие компании в программах поддержки автопрома позволили закончить КАМАЗу 2014 год лучше остальных участников рынка, снизив продажи лишь на 16,8%. Компании удалось в борьбе с конкурентами еще и увеличить долю рынка на 6%, доведя до 41%. Программа эффективности и снижения затрат позволила сэкономить КАМАЗу больше 8 млрд рублей. В итоге мы реализовали в прошлом году 32,6 тыс. машин, на экспорт ушло более 6 тыс. автомобилей.

Как на КАМАЗ давили европейские партнеры и секвестр инвестпрограммы

По словам Когогина, в течение всего года компания испытывала «серьезное давление в связи с введением санкций. Несмотря на то, что в отношении КАМАЗа не было введено никаких ограничений, он постоянно был «под угрозой срыва поставок комплектующих». Однако топ-менеджменту в итоге удалось не допустить остановки производства, убедив партнеров в продолжении сотрудничества. Не останавливали все это время на автогиганте и инвестирование в НИОКР и модернизацию производства, на которое в прошлом году потратили более 6 млрд рублей. Основные инвестиционные затраты были по разработке нового магистрального тягача, нового семейства кабин и двигателя стандарта «Евро-5».

— Такими темпами к 2018 году мы начнем выводить на рынок новую генерацию машин, конкурентоспособных по всем параметрам. Величина нашей инвестпрограммы сегодня — 60-80 млрд рублей. Она сформирована по модульному принципу, мы можем гибко ее трансформировать в зависимости от складывающихся условий, — объяснил Когогин.

Напомним, что на прошлой неделе в рамках питерского экономического форума глава автогиганта заявил о сокращении программы вложений в 2 раза «за счет создания совместных предприятий, пересмотра поставщиков и более эффективных решений при модернизации», программа реинжиниринга будет осуществляться за счет заемных средств, так как своих собственных не стало. В частности, на это пойдут деньги, вырученные после размещения первого транша облигаций на сумму 10 млрд рублей в июле. Об этом Когогин рассказал и на собрании акционеров, подтвердив, что деньги на транш — те первые миллиарды полученных КАМАЗом госгарантий (общая сумма которых составила 35 млрд рублей).

— К сожалению, 1-е полугодие 2015 года не дает повода для оптимизма, кризисные явления продолжают углубляться. Но инвестиции в развитие модельного ряда мы продолжим. Только такой подход позволит укрепить лидерские позиции в условиях усиливающейся конкуренции, — обреченно заявил Когогин.

Как Эльвира Набиуллина увеличила проценты по камазовским займам

Главный бухгалтер КАМАЗа Татьяна Киндер насыпала на рану еще пару пудов соли. Так, несмотря на то, что отгрузка продукции в размере 104 млрд рублей почти не отличалась от 2013 года, несмотря на то, что было реализовано 38,6 тыс. грузовиков (на экспорт — 5 тыс.) на сумму 77 млрд рублей, выручка компании от продаж снизилась на 527 млн рублей. При этом валюта баланса выросла на 14 млрд рублей, составив 86 млрд рублей. Основной прирост активов Киндер связала с ростом дебиторской задолженности, увеличением денежных средств и вложением в НИОКР. Финансовым результатом КАМАЗа по результатам 2014 года является убыток 424 млн рублей по сравнению с полученной прибылью за 2013 год в сумме 2 млрд рублей. Уточним, однако, что Киндер озвучила данные по РСБУ, тогда как по данным отчетности по МСФО КАМАЗ закончил 2014 год с прибылью в размере 211 млн рублей, а в 2013 году прибыль по МСФО составляла не 2, а 4,2 млрд. Но автогигант выплачивает дивиденды, основываясь не на отчетности по МСФО (по которой компания прибыльна), а на отчетности по РСБУ (по которой она убыточна).

По мнению бухгалтера, который, конечно, более финансово «приземлен», нежели глава компании, основными факторами, повлиявшими на убыток, стали курсовые разницы по обязательствам в иностранной валюте: 2,7 млрд рублей в связи с ростом курса йены на 51,5%, евро — на 52%, доллара — на 72%. Проценты по кредитам и займам КАМАЗа составили 1,4 млрд рублей — на них повлиял рост ключевой ставки ЦБ с 5,5% до 17%.

Дивидендов акционеры КАМАЗа не увидят

Исходя из такого унылого положения вещей акционеры, конечно, решили никаких дивидендов не выплачивать (в 2013 г. на дивиденды было направлено 206 млн руб.) и даже выплату вознаграждения членам совета директоров не распределять (за исключением выплаты компенсаций на командировочные расходы и проч.). Чемезов, комментируя решение о невыплате дивидендов, заявил, что компания сработала «в принципе неплохо, несмотря на кризис»: доля КАМАЗа выросла до 46% (по необычным расчетам Чемезова доля КАМАЗа выше, чем по расчетам Когогина, заявившего о доле в 41%).

На собрании акционеров было также принято любопытное, но скорее с формальной точки зрения, решение о переименовании ОАО «КАМАЗ» в ПАО «КАМАЗ» (публичное акционерное общество) вследствие требований Гражданского кодекса и биржи ММВБ. Пока КАМАЗ будет переименовываться, врио президента РТ Рустам Минниханов предложил подумать менеджменту автогиганта о развитии экспортного потенциала (экспорт от общего объема продаж в 2014 году составил, к слову, всего 13%), в частности, о присутствии в Египте, Северной Африке и Латинской Америки. Предложение главы РТ резонно, если учесть, что европейские санкции тут не действуют, как нет и конкуренции со стороны европейских авто. Во-вторых, глава РТ поблагодарил минобороны РФ за ритмичное финансирование гособоронзаказа, на который власти республики также возлагают немалые надежды.

«2015 год нам ничего хорошего не сулит»

Отвечая на вопросы акционеров, Сергей Когогин был еще более откровенен, не скрывая тяжелого положения вещей.

— 2015 год нам ничего хорошего не сулит, — отрезал Когогин путь к любым оптимистическим предположениям (в том числе и собственным). — Так как падение рынка только усилилось, по итогам 5 месяцев достигло 60%. Мы уже включили все возможные меры сокращения расходов, чтобы удержать ситуацию под контролем. Крайне сложно все. Мы не допустили массового сокращения рабочих. Потратили на временные рабочие места немалые деньги. Первыми в стране получили их на создание таких мест. Но вынуждены сократить прием на работу, а вследствие естественной убыли численность, конечно, сокращается.

Впрочем, Когогин выразил надежду, что второе полугодие может оказаться поуспешнее, если предположить, что большая часть машин в 1-м полугодии была продана со складов. В июле КАМАЗ ожидает роста продаж, который потянет за собой конвейер. Врио президента РТ Рустам Минниханов в качестве настоящих стратегических мер поддержки предложил властям РФ стимулировать рынки, предприятия «оборонки», ЖКХ и строительства. А для этого, по его словам, у строительных компаний должны быть доступные «длинные» деньги (которые строительные компании сегодня у затянувших пояса банков получить, скорее всего, не могут — прим. ред.), чтобы была возможность покупать грузовики КАМАЗа.

Сергей Чемезов, отвечая на вопросы журналистов на пресс-конференции, точно оправдываясь, перечислил те меры поддержки КАМАЗа, которые федеральные власти уже приняли. Так, в 2014 году КАМАЗ получил более 2 млрд рублей по программе поддержки автопрома. Более 900 млн он получил на сохранение рабочих мест — оплату общественных работ, прежде всего. На 35 млрд рублей были выданы госгарантии, под них уже получены кредиты на осуществление инвестпроектов.

— Так что государство поддерживает КАМАЗ и не дает никаких шансов, чтобы он развалился и исчез с территории России. Мы всегда будем думать о КАМАЗе. Надеюсь, что следующие годы будут более радостными, — устало заметил глава Ростеха.

Сергей Когогин: «У кризиса 2008-2009 годов был виден конец. Сейчас — не видно»

Впечатлившись траурными нотками в речах главы автогиганта, мы поинтересовались у Сергея Когогина, чем нынешний кризис отличается от кризиса 2008-2009 годов, в лучшую или худшую стороны, и нет ли у директора КАМАЗа в сейфе красной папки «Открыть в случае кризиса», по которой он сегодня работает, учитывая опыт прошлых лет.

— Знаете, когда кризис наступает, КАМАЗу даже инструкции не надо, — печально улыбнулся глава компании, отвечая на вопрос корреспондента «Реального времени». — Если учесть, что я 13 лет работаю в компании, и процентов 70 — в условиях кризиса. Благополучное положение было очень короткое время, все остальное время — кризис. И в этих условиях нам нужно было не только сохранить компанию, но и обеспечить ее развитие. Персонал КАМАЗа не нужно заставлять, мы добиваемся совершенно неожиданных результатов на любом участке. Потому что люди понимают, что нужно переориентироваться, и работают. Взять ту же нашу инвестпрограмму, которая ранее превышала 90 млрд рублей (93 млрд рублей до кризисного секвестра — прим. ред.). Когда произошла девальвация, стало ясно, что этих денег не хватит. Люди сели, стали думать. Нашли варианты, как сделать это дешевле и быстрее. Это вирус постоянных улучшений, он на КАМАЗе поселился.

— Но кризис этот тяжелее, чем прошлый? — уточнили все же мы.

— У кризиса 2008-2009 годов был виден конец. Сейчас — не видно. Все меры господдержки, о которых говорили Сергей Викторович или Рустам Нургалиевич, они ничто (Сергей Чемезов на этих словах, кажется, побледнел, но взял себя в руки — прим. ред.), в сравнении с тем, если бы рост ВВП составил хотя бы 2 процента, — выразил отчаянную надежду на поднятие российской экономики Сергей Когогин. — Тогда бы заработали какие-то инфраструктурные проекты, строительство дорог, ускорили бы строительство жилья. Если такие инфраструктурные проекты будут, увеличатся инвестиционные затраты в стране, тогда, конечно, произойдет рост экономики. Один из рецептов моих — всегда в кризисы мы начинаем активную работу на экспортных рынках. Вот я благодарю Рустама Нургалиевича, он поддерживает любое наше начинание, любой звонок наш, что нужно куда-то съездить, встретиться с должностными лицами, представить республику. Как и Сергей Чемезов помогает. «Рособоронэкспорт» полностью развернулся в сторону КАМАЗу, и мы работаем по ряду серьезных направлений. Есть ряд стран, где мы серьезно присутствуем, как, к примеру, Вьетнам. После девальвации мы восстановили свою работоспособность там и до 50-70 грузовиков ежемесячно продаем на их рынке. Нас там не забыли. Дилерская сеть сохранена. И впереди достаточно серьезные контракты уже для госкомпаний, пока же мы работаем на свободном рынке.

Как признался корреспонденту «Реального времени» глава КАМАЗа, компанию сегодня может спасти лишь экспорт и «правильные программы внутри нашей страны». Как, например, прошлогодняя программа по утилизации, в рамках которой КАМАЗ в прошлом году получил упомянутые Чемезовым более 2 млрд рублей. Фактически эти деньги КАМАЗ транслировал своим потребителям. Тем самым увеличивая спрос.

«Если бы не инвестировали, то вышли бы и на положительный результат»

Сергей Когогин признался также журналистам, что план этого года — выйти на продажу 1 800 машин (притом что «внутренний рынок потребляет сегодня не более 1 200-1 300 машин, остальное — экспорт»). Стала яснее причина присутствия сегодня в Челнах главы ВЭБа (помимо самой очевидной — напомним, автоград претендует на миллиарды рублей по программе поддержки моногородов): по словам Когогина, кредитование экспортных контрактов через ВЭБ — сегодня для КАМАЗа самый эффективный способ работы за рубежом. Так как в отдельных странах (как в Туркменистане) компания получает деньги лишь через 2 месяца после отгрузки товара, а у самого КАМАЗа для покрытия этого периода финансовых средств нет. «И ВЭБ помогает нам по валютным кредитам с очень хорошими ставками».

Всего же по результатам 5 месяцев EBITDA по КАМАЗу составила 1,4 млрд рублей («не то, что нам нужно»). Чистая прибыль — минус 230 млн рублей. Инвестиции — 2 млрд рублей. «Если бы не инвестировали, то вышли бы и на положительный результат. Но остановить инвестиции — значит, распрощаться с будущим», — объяснил Когогин.

Действительно, в соответствии с целевыми показателями на 2015 год EBITDA должна составить 3,97 млрд рублей — КАМАЗ со своими 1,4 млрд рублей за 5 месяцев фактически «не успевает» достигнуть этой планки. По начальному плану чистая прибыль должна была составить 1 млрд рублей, выручка — 122,9 млрд рублей. Реализация грузовиков — 41 тыс. шт. Все эти показатели, скорее всего, будут пересмотрены в сторону уменьшения. И говоря о том, что «2015 год нам ничего хорошего не сулит», Сергей Когогин вряд ли был излишне мрачен в своих оценках.

Сергей Афанасьев, фото и видео автора
комментарии 6

комментарии

  • Анонимно 27 июн
    Все короче, конец нашему КАМАЗу. Или продадут или просто обанкротя
    Ответить
  • Анонимно 27 июн
    А как же проект с беспилотниками? Неужто не вытянет?
    Ответить
  • Анонимно 27 июн
    Может когогину свои средства вложить? Его рабочие недоедают, а он сам живет на широкую ногу, где справедливость?!
    Ответить
  • Анонимно 27 июн
    Камаз не исчезнет, только если вдруг власть сменится. Он как жил за счёт госдотаций так и будет. А вот то, что Камаз выпускает абсолютно не конкурентноспособные автомобили никому и дела нет
    Ответить
  • Анонимно 27 июн
    Камаз существует уже больше полувека, а конкурентноспособные автомобили собирается выпустить только к 2018. Если вообще доживет
    Ответить
  • Анонимно 29 июн
    Конца не видно, а он есть.
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии

Новости партнеров