Новости раздела

СКР просит функции налоговой: возможно ли введение уголовного преследования для юрлиц?

Идею главы Следкома РФ об «уголовке» для компаний эксперты считают несовместимой с основами права

Привлекать к уголовной ответственности не только физических, но и юридических лиц предложил глава Следкома РФ Александр Бастрыкин. Необходимость такой меры он объяснил стремлением эффективнее бороться с коррупцией и выводом капитала за рубеж. Эксперты «Реального времени» отмечают, что концепция уголовной ответственности юрлиц не согласуется с самими основами уголовного права, а введение подобного закона может создать благодатную почву для злоупотреблений.

Инициатива Бастрыкина

Глава Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин обратился к спикеру Госдумы Вячеславу Володину с просьбой подготовить и внести в нижнюю палату парламента законопроект о введении уголовной ответственности для юридических лиц. Напомним, действующее законодательство таких мер против организаций не предусматривает: юрлицо может быть привлечено только к административной ответственности, уголовные дела же заводят против руководителей организаций.

По мнению главы Следкома, введение уголовной ответственности для юрлиц поможет более эффективно бороться с коррупцией и выводом капитала за рубеж. Так, без подобной меры невозможно экстерриториальное уголовное преследование иностранных организаций, совершающих преступления в России. Председатель СКР указывал на то, что по делам об административных правонарушениях не предусмотрена возможность наложения ареста на банковские счета, в связи с чем руководители компании успевают вывести средства компаний до завершения административного дела.

Зампред комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Анатолий Выборный отметил, что подобная инициатива обсуждалась с экспертами СКР и иностранными депутатами в рамках парламентской ассамблеи Организации договора о коллективной безопасности. Тем не менее в комитете пока нет однозначной позиции по инициативе. «Мы считаем этот вопрос дискуссионным», — приводит его комментарий РБК.

Моя попытка номер три

Замдиректора юридической фирмы «Татюринформ» Марат Камалов отмечает, что недавняя просьба Александра Бастрыкина — не первая инициатива силовых ведомств по введению уголовной ответственности для юрлиц. И действительно, в 2015 году депутат Александр Ремезков внес поправки, устанавливающие уголовную ответственность юрлиц по нескольким десяткам статей УК. Профильный комитет Госдумы до сих пор не рассмотрел этот документ, однако на него поступил отрицательный отзыв правительства.

Кроме того, в 2011 году Бастрыкин предложил сформировать в законодательстве новую разновидность преступных деяний — «преступления юридических лиц». Тогда он так же указывал на неэффективность административного законодательства при проведении оперативно-следственных мероприятий. Инициатива предполагала введение такой ответственности за коррупционные преступления, экологические и финансирование терроризма.


Фарида Галеева: «Мы относимся отрицательно. Мы считаем, что в рамках заведенного уголовного дела, когда еще не доказана вина, бизнес будет страдать». Фото Романа Хасаева

«Организация не обладает признаками души, нравственности, морали…»

Марат Камалов отмечает, что сама концепция уголовной ответственности юрлиц не вяжется с основами уголовного права в России.

— Краеугольный камень учения в уголовном праве — это понятие вины, то есть психического отношения лица, совершившего деяние, к самому поступку, — объясняет он. — У организации априори отсутствуют психические признаки, она не обладает признаками души, нравственности, морали, этики — всего того, на чем стоит понятие уголовного права. А уголовное преследование возможно только при наличии вины.

Член совета Ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса РТ Фарида Галеева резко высказалась против подобной меры.

— Мы относимся отрицательно. Мы считаем, что в рамках заведенного уголовного дела, когда еще не доказана вина, бизнес будет страдать. Дело ведь может прекратиться. А такая мера сможет стать оружием в руках следствия по рейдерскому захвату. Кроме того, это может стать оружием в конкурентной борьбе со стороны недобросовестных конкурентов.

Камалов также отметил, что принятие закона об уголовной ответственности юрлиц приведет к массовым злоупотреблениям — но не обязательно умышленным.

— Это (введение уголовной ответственности для юрлиц, — прим. ред.) дает силовым органам фантастический, неограниченный круг полномочий. И злоупотребления будут до тех пор, пока за десятки лет практика не отработается. Не умышленные злоупотребления, а из-за неправильного применения, трактовки. Пока все дойдет до систематизации, будет такой ущерб экономике, просто невообразимый!

Дмитрий Потапенко обратил внимание, что с подобным законопроектом Следком получит полномочия, ранее имевшиеся у других органов. realnoevremya.ru/Максима Платонова

«При отсеченной голове по волосам не плачут»

Предприниматель, экономист, управляющий партнер компании Management Development Group Inc. Дмитрий Потапенко обратил внимание, что с подобным законопроектом Следком получит полномочия, ранее имевшиеся у других органов.

— В данном случае, конечно, прекрасно, что глава Следственного комитета просит получить полномочия налоговой инспекции. Потому что блокировать работу счетов есть право у налоговой инспекции. И в данном случае это такой выплеск внутрикорпоративных разборок из-за того, что одни могут блокировать счета, а другие не могут.

К самой же инициативе Бастрыкина Потапенко отнесся с некоторой долей обреченности: «Это уже не имеет значения. При отсеченной голове по волосам не плачут, — прокомментировал он. — Не нужна частная экономика «феодальной Руси» и не надо морочить себе голову. Чистые факты: три года назад выступал не кто-нибудь, а сам президент. Говорит, страшно говорит, с большой трибуны. <…> 200 тысяч уголовных дел (за 2014 год по экономическим преступлениям, — прим. ред.), 15% дошли до суда. Все остальное — про отжатие среднего бизнеса. <…> Теперь цифры этого года. У нас возбуждено 270 тысяч уголовных дел против предпринимателей, с рынка ушло порядка 300 тысяч предпринимателей. Насколько у нас все хорошо? Да все хорошо!»

Александр Артемьев

Новости партнеров