Новости раздела

Кто ушел и кто пришел на рынок массмедиа Татарстана?

Корпоративная газета «Бахетле», ряд медицинских журналов и второй заход регионального делового глянца

Кто ушел и кто пришел на рынок массмедиа Татарстана?

С начала года в Татарстане закрылось 32 СМИ, а открылось 31. Среди них есть те, кто даже не начал работу, потому что не удалось привлечь рекламодателей. Есть и те, кто решил выйти из игры, несмотря на практически полное отсутствие конкурентов в своей нише. Вместе с экспертами и участниками рынка в его тенденциях и перспективах попыталось разобраться «Реальное время».

Открытий медиа стало в 1,5 раза меньше

Закрытие (в официальной версии — приостановка выпуска) журнала «Деловой квартал» в Казани стало одним из громких событий в мире массмедиа этого года. К этому списку можно добавить портал Inkazan и журнал «Выбирай». Газета «Реальное время» обратилась в татарстанскую службу Роскомнадзора, чтобы узнать, сколько же СМИ закрылось и открылось за последние месяцы.

Оказалось, что количество закрывшихся и открывшихся СМИ в этом году практически на одном уровне. Так, в Татарстане в период с 1 января по 1 мая этого года регистрацию на работу получило 31 СМИ. При этом прекратили свою деятельность 32 издания. Из них на Казань приходится 16 открытых и 20 закрытых изданий.

В то же время за первые четыре месяца прошлого года в Татарстане появилось 50 новых изданий. Правда, лицензию на работу тогда аннулировали у 65 СМИ. Для понимания масштаба: всего по итогам 2014 года число зарегистрированных СМИ составило 102, а количество прекративших работу — 124. Таким образом, мы видим, что по итогам 4 месяцев 2015 года количество открывшихся массмедиа сократилось в 1,5 раза, а закрывшихся — уменьшилось в 3 раза.

По данным Роскомнадзора по РТ, количество закрывшихся и открывшихся в республике СМИ в этом году практически на одном уровне

«Бизнес-Журнал» попробует второй раз покорить Татарстан

Кто же эти массмедиа, которые решили рискнуть и попробовать найти свою нишу в кризис?

Список Роскомнадзора СМИ, получивших путевку в жизнь в этом году, возглавила газета «Бахетле» (корпоративно-рекламная, надо думать). Далее идет некое издание business plan и газета сайта eRazvitie.org («Энергоразвитие»), существующие при поддержке «КЭР-Холдинга». Помимо business plan в нише деловой журналистики в этом году заработал татарстанский выпуск федерального издания «Бизнес-журнал. Республика Татарстан».

Координатор проекта Ирина Филатова рассказала, что «Бизнес-Журнал — Татарстан» уже выходит. При этом в Казани на данный момент запущен только печатный вариант журнала (франшизы в других регионах работают и в Интернете — прим. ред.). Первый номер издания вышел уже в марте, периодичность — раз в месяц. «Мы свободны в своем выборе по части тематики и по другим вопросам», — заметила Филатова. Издание выходит в Казани тиражом около 7 тыс. экземпляров. Совокупный штат составляет 10 человек.

Напомним, что в 2011 году издание уже выходило, но затем закрылось. Теперь его владелица Виктория Михайлова решила возобновить выпуск: «Любое издание основывается на рекламе. Мы были уверены в своих силах. Рекламодатели у нас есть, работа идет».


«Бизнес-Журнал — Татарстан» выходит в Казани раз в месяц тиражом около 7 тыс. экземпляров. При этом в Казани на данный момент запущен только печатный вариант журнала, франшизы в других регионах работают и в Интернете.



Рекламодатель не пришел

Тема медицины популярна у татарстанских медиа, если судить по количеству зарегистрированных СМИ со специфическими названиями: «Здоровое завтра», «Азбука материнства», «Медицинские вести ПФО», «Медицинский журнал», «Дело жизни».

Но опережают медицину радийщики — зарегистрированы «Авторадио-Нурлат», «Бугульма ФМ», «Радио 106,7», «Елабуга FM», «Бавлинское радио» («Баулы радиосы»).

Назначение издания «Соблазн и знакомства» говорит само за себя. А вот с «Тишек» нужно поломать голову. С татарского «тишек» переводится как дыра… Может его аудитория — искатели черных дыр в космосе и бюджете?

Издание с самым оригинальным названием «Деньги и политика: читаем на диване, обсуждаем на кухне», оказалось, существует только в мечтах ее издателей.

Главный редактор Дмитрий Карпов рассказал журналисту «Реального времени», что журнал в свет так и не вышел: «Мы зарегистрировались в феврале 2015 года. У нас уже был сформирован стандартный штат для издания, мы нашли типографию. Основной тематикой журнала должна была стать банковская тема, хотели писать о финансах».

Однако издание так и не запустилось: «Мы рассчитывали работать на самую широкую аудиторию: на всех, кто имеет дело с банками. Журнал должен был быть печатным и распространяться бесплатно. Развиваться планировали за счет рекламодателей, но найти их не удалось. Они отказывали в рекламе, говорили, что мы издание неизвестное, новое и так далее».

«Открытую Казань» распространяют вместе со счет-фактурами за услуги ЖКХ

«Приложение» к счет-фактурам

Еще одним новичком рынка казанских СМИ стало издание «Открытая Казань». Как можно догадаться, оно имеет отношение к сервису по услугам ЖКХ, который так и называется — «Открытая Казань».

Выпускает газету ООО «Единый расчетный центр Казани». Гендиректор компании Рустам Гайфутдинов рассказал, что первый номер газеты вышел в апреле этого года. На сегодня тираж издания — около 300 тыс. экземпляров. Распространяют ее вместе со счет-фактурами за услуги ЖКХ. «Управляющие компании стараются выдавать счет-фактуры непосредственно в руки вместе с нашей газетой», — отметил Гайфутдинов:

«Газета занимает у нас только текущее ее содержание — печать. Мы сами занимаемся сбором информации для публикаций. Кроме того, информацию предоставляет администрация города. У нас есть несколько человек, которые готовят для нас материал. Наши затраты — это те же сотрудники, которые работают у нас».

«Открытая Казань» публикует городские новости, а также информацию от управляющих компаний. Часть тематики — жилищно-коммунальные вопросы, а часть — сведения от районных администраций.

Рекламы в издании пока что нет, но в этом направлении руководство уже работает: «Могу сказать, что цены по сравнению с прошлым годом понизились. Видимо, кризис повлиял на рекламодателей. Мы будем работать над тем, чтобы развивать наше направление. Кризис не должен на нас повлиять», — считает Гайфутдинов.

Отсутствие рекламы предполагает и новое общественно-политическое издание «Мы вместе! Без берге!» Газету зарегистрировали в апреле. На сегодня она выходит дважды в месяц тиражом в 1,5 млн экземпляров.

«Это общественно-политическая газета, которая освещает основные события, происходящие в политической, общественной, социальной жизни республики. Газета распространяется по всему Татарстану бесплатно. Учредителями издания является общественная организация, поэтому она не подразумевает коммерческой составляющей. Если вы посмотрите, там нет никакой рекламы», — рассказал корреспонденту «Реального времени» представитель издания.

Вновь зарегистрированные СМИ (период 01.01-01.05.2015 г.)

НАЗВАНИЕ СМИ

АДРЕС РЕДАКЦИИ

1

«Бахетле» — супермаркет домашней еды РТ

г. Казань

2

business plan

г. Казань

3

eRazvitie.org

г. Казань

4

«Азбука материнства»

г. Казань

5

«Деньги и политика: читаем на диване, обсуждаем на кухне»

г. Казань

6

«Здоровое завтра»

г. Казань

7

«Медицинские вести ПФО»

г. Казань

8

«Мужеству забвение не дано…»

г. Казань

9

«Мы вместе! Без бергә!»

г. Казань

10

«Открытая Казань»

г. Казань

11

«Почет»

г. Казань

12

«Православие в Татарстане»

г. Казань

13

«Рыцари вечности»

г. Казань

14

«Соблазн и знакомства»

г. Казань

15

«Тишек»

г. Казань

16

Медицинский журнал «Дело жизни»

г. Казань

17

«Работа 116. Кадровый вестник»

г. Набережные Челны

18

«Сделано в Челнах»

г. Набережные Челны

19

«Стройгид»

г. Набережные Челны

20

Kara Le

г. Альметьевск

21

«ProАльмет» («ПроАльмет»)

г. Альметьевск

22

Fresh Time журнал

г. Альметьевск

23

«Авторадио-Нурлат»

г. Нурлат

24

«Бавлинское радио» («Баулы радиосы»)

г. Бавлы

25

«В каждый дом, с теплотой и добром»

г. Чистополь

26

«Елабуга FM»

г. Елабуга

27

«Язмыш кочагы»

с. Пестрецы

28

«Бугульма ФМ»

г. Бугульма

29

«Радио 106,7»

г. Бугульма

30

«Сорока 116 регион»

г. Бугульма

31

«Бизнес-Журнал. Республика Татарстан»

г. Москва


Выпуск «Большой Казани — Зур Казан», которое издавал заммуфтия РТ Ильдар Баязитов, пришлось приостановить из-за экономической ситуации

Большие проблемы «Большой Казани» и без приложений «Из рук в руки»

Что же касается коллег по цеху, которые не пережили экономические передряги и конкуренцию, то среди них оказались интернет-ресурс KZN24, Health & Fitness (первый в Казани журнал о красоте, здоровье, спорте), аннулировали лицензию у канала «Первый развлекательный СТС Н. Челны», «Авось Татарстан», Wake up и «Прогулки с памятью».

Закрыться пришлось изданию «Большая Казань — Зур Казан», которое издавал заммуфтия РТ Ильдар Баязитов. Он рассказал, что на решение приостановить выпуск повлияла экономическая ситуация. Сейчас у владельцев из-за этого нет возможности выпускать издание:

«Когда открывали, ставили задачу делать красочный журнал, рассказывать о большой Казани. Но сейчас ситуация такая — начался кризис. У нас же много направлений: реабилитационный центр для незрячих, сиротский приют. Эту работу просто не потянули. Сделали несколько выпусков, тираж задавался до 40 тысяч, но выпустили 10, потом около 25. Планируем в ближайшем будущем, если ситуация стабилизируется, выпуск журнала возобновить. Может быть, под другим названием, но возобновить».

Как пояснила Елена Огневчук, закрытые с начала года приложения «Из рук в руки. Коммерческая недвижимость» и «Из рук в руки. Жилая недвижимость» прекратили распространять еще в прошлом году.

Еще одной интересной позицией в списке закрытых с начала года изданий оказались «Из рук в руки. Коммерческая недвижимость» и «Из рук в руки. Жилая недвижимость». Предположения о возможном переходе и казанской «ИРР» исключительно в Интернет не подтвердились. Руководитель отдела маркетинга ООО «Пронто-Казань» Елена Огневчук пояснила, что самостоятельными эти два издания никогда не были: «Это были лишь приложения, брошюры, которые прилагались к основным изданиям. К тому же, мы прекратили их распространять еще в прошлом году».

Свободный рынок, который опустел еще больше

Возвращаясь к списку изданий с аннулированной лицензией, скажем несколько слов о журнале The Kazan Herald. В некотором роде для города он был уникальным, поскольку издавался исключительно на английском языке. На английском была и его интернет-версия. Более того, даже общение подписчиков группы The Kazan Herald во «ВКонтакте» в большинстве случаев шло на английском языке. Еще одна интересная деталь: лицензию у него отозвали в начале 2015 года, хотя выпуск журнала прекратили еще в апреле 2013 года.


Журнал The Kazan Herald издавался исключительно на английском языке.

Сооснователь и бывший главный редактор издания Рустем Юнусов рассказал, что причиной закрытия и печатной, и интернет-версии журнала оказалась нехватка денег. Юнусов отказался назвать инвестора, но заметил, что частично поддержка со стороны правительства присутствовала. Что касается конкретных затрат, то на тот момент основатели вложили в проект $10-15 тысяч и аналогичную сумму привлекли со стороны инвесторов. Так что итоговая сумма превышала $20 тысяч.

«Могу сказать, что проект не оправдал ожиданий. У нас по бизнес-плану планировалось развитие до 2014 года. Но это очень маленький срок, который не привлекал ни создателей, ни команду — никого. В один момент — а у любого стартапа наступает такой момент — мы задумались, стоит ли инвестировать дальше или лучше закрыть проект. И решение было принято в пользу второго варианта», — рассказал Юнусов.

Тем не менее собеседник издания считает, что рынок двуязычного СМИ (на русском и английском языках) в Казани и Татарстане все еще возможен. «Если мы почувствуем, что время пришло, то можно будет подумать о возвращении», — сказал Юнусов и заметил, что сейчас такого желания еще нет.

Если же говорить в целом о формате двуязычного СМИ, то он нужен республике под конкретные проекты, например, спортивные международные соревнования, считает Юнусов. «Но на постоянной основе все-таки, я думаю, такой проект не нужен. В связи с предстоящими спортивными событиями мы не стали взаимодействовать с оргкомитетами, да и раньше не пытались. Если вставать на государственные «рельсы», то это будет всего лишь бюллетень, который никто не возьмет в руки. Нам такое сотрудничество интересно не было».

СМИ, прекратившие свою деятельность (период 01.01-01.05.2015 г.)


Название СМИ

Адрес редакции

1

«Внимание! Я — потребитель!»

г. Казань

2

Environmental radioecology and applied ecology

г. Казань

3

Health & fitness

г. Казань

4

KZN24

г. Казань

5

New Age («Нью Эйдж»)

г. Казань

6

The Kazan Herald

г. Казань

7

Wake up

г. Казань

8

«Большая Казань — Зур Казан»

г. Казань

9

«Вятка-ФМ»

г. Казань

10

«Другой отпуск»

г. Казань

11

«Из рук в руки. Жилая недвижимость ПЛЮС. Казань»

г. Казань

12

«Из рук в руки. Коммерческая недвижимость ПЛЮС. Казань»

г. Казань

13

«Из личной жизни храма»

г. Казань

14

«Интерьерный вопрос»

г. Казань

15

«Прогулки с памятью»

г. Казань

16

«Работа сегодня ПЛЮС. Казань»

г. Казань

17

«Табышу хэм кавышу»

г. Казань

18

«Татар хатыны»

г. Казань

19

«Уртак хисләр»

г. Казань

20

«Школа жизни. ПФО»

г. Казань

21

«Город-нч»

г. Набережные Челны

22

«Окна Плюс»

г. Набережные Челны

23

«Первый развлекательный СТС Н. Челны»

г. Набережные Челны

24

IT Inform («АйТи Информ»)

с. Чувашские Кишаки, Буинский р-н

25

«Азат хатын»

с. Ядыгерь, Кукморский р-н

26

«Авось Татарстан»

г. Елабуга

27

«Вечерние Бавлы»

г. Бавлы

28

«Дин-Тарих»

г. Бугульма

29

«Курьер.ru», рекламно-информационная газета

г. Альметьевск

30

«Твоя неделька»

г. Альметьевск

31

«Домашний журнал Home&Family». Казань

г. Ростов-на-Дону

32

«Вкусная газета Романа Трусова»

г. Санкт-Петербург

Фото: Максим Платонов, kavkazpress.ru, islam-today.ru и из социальных сетей

Анастасия Юрьева, Юлия Красникова,
комментарии 11

комментарии

  • Анонимно 15 июня
    «Бахетле»- супермаркет домашней еды РТ - это что, правда СМИ?
    Ответить
    Анонимно 15 июня
    у супермаркета домашней еды есть своя корпоративная газета. газета=сми
    Ответить
    Анонимно 15 июня
    точно - такой вид подачи инфы тоже к сми относится. помнится, как-то одну известную компанию оштрафовали за рекламу в собственной корпоративной газете)
    Ответить
  • Анонимно 15 июня
    скудные цифры, мало сми попыталось открыться..
    Ответить
  • Анонимно 15 июня
    скорбим и помним!(
    Ответить
  • Анонимно 15 июня
    названия-то какие смешные, надо же такое выдумать
    Ответить
  • Анонимно 15 июня
    Господи, аферистка Михайлова взяла Бизнес журнал??? Бог мой(((
    Ответить
    Анонимно 15 июня
    почему аферистка?
    Ответить
    Анонимно 15 июня
    любят у нас бросаться громкими фразами, ничем не обосновывая свои слова
    Ответить
    Анонимно 15 июня
    подать бы на вас за клевету, но вы анонимное существо об которое и руки то марать не хочеться
    Ответить
  • Анонимно 15 июня
    аферистка? может с кем то путаете?
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии

Рекомендуем

Новости партнеров