Новости

06:21 МСК
Все новости

1937 год в Татарстане: «Велась агитация, всячески популяризирующая японо-германский фашизм»

Как НКВД ликвидировал в республике «повстанческие» и «террористические» организации. Часть 3

1937 год в Татарстане: «Велась агитация, всячески популяризирующая японо-германский фашизм» Фото: rt-online.ru

В год 80-летия «большого террора» многие исследователи и любители истории вновь обращаются к трагическим событиям 1937—1938 годов. Так, ресурс istmat.info опубликовал «Справку НКВД Татарской АССР о борьбе с организованной преступностью и контрреволюцией в деревне. 15 сентября 1937 г.», извлеченную из Центрального архива ФСБ России. В преддверии Дня памяти жертв политических репрессий представляем вниманию читателей «Реального времени» третью, заключительную часть исторического документа (первые две см. здесь и здесь).

  • 13. К.-р. (контрреволюционный, — прим. ред.) блок православного и мусульманского духовенства в Дубъязском районе

Характерной особенностью группы является блок церковников православных с мусульманским духовенством на базе общности борьбы с Соввластью и ее мероприятиями в деревне за укрепление религии. Мусульманскую часть группы возглавлял мулла мухтасиб Шамсутдинов, который поддерживал связь с ЦДУ и всю свою к.-р. деятельность проводил под руководством последнего. Курс в к.-р. работе группа держала на вовлечение в эту работу молодежи, для чего по его указаниям был организован перевод религиозной литературы с арабского шрифта на «яналиф». Эта литература распространялась среди детей и молодежи. Одновременно среди населения велась к.-р. агитация, всячески популяризирующая японо-германский фашизм. Православную часть к.-р. группы возглавлял поп села Соловцово Дураков Тихон Михайлович, руководивший всей к.-р. работой Шамсутдинова. Дураков у себя в квартире неоднократно проводил нелегальные сборища к.-р. элементов, на которых обсуждались методы борьбы с Соввластью.

О характере к.-р. деятельности этой группы один из ее участников, мулла Шарафутдинов, показал: «Я, мулла Шарафутдинов, примкнул к контрреволюционной группе мулл и попов, возглавляемой мухтасибом Шамсутдиновым и попом села Соловцово Дураковым, в 1935 г… Мне стало ясно, что они ведут контрреволюционную работу, после чего я стал часто посещать Шамсутдинова и Дуракова...» О методах обработки молодежи Шарафутдинов показал: «В 1935 г. в мае на квартире мухтасиба было нелегальное совещание мулл… На этом совещании мухтасиб поставил на обсуждение вопрос о том, как проводить религиозное учение среди детей-школьников и молодежи. Он говорил, что дети сейчас на арабском языке не учатся, они теперь не могут читать религиозные книги, поэтому-де нам необходимо сначала молитвенные книги перевести с арабского шрифта на «яналиф» (на «яналифе» дети хорошо читают), и нам будет легче распространять религиозное учение среди детей». Он же о деятельности к.-р. группы в направлении восстановления закрытых ранее мечетей и церквей показал: «…Осенью 1935 г. началась регистрация действующих мечетей. Это мероприятие мы расценивали как антирелигиозное мероприятие Соввласти, направленное к закрытию действующих мечетей. По этому вопросу Шамсутдинов мне сказал, что он говорил с попом Дураковым, что сейчас русские религиозники проводят большую антисоветскую работу, собирают подписи верующих и вовлекают неверующих, чтобы оставить церковь незакрытой. Поэтому наша задача — не только не дать закрыть действующие мечети, но и заставить Соввласть еще открыть те мечети, которые стоят закрытыми с 1924 года… Согласно указаний Шамсутдинова я развернул разъяснительную работу, направленную против Соввласти. Каждое отдельное мероприятие соввласти мы старались использовать для антисоветской агитации и имели большие успехи».

Во время подготовки и проведения Всесоюзной переписи населения к.-р. группа развернула широкую к.-р. работу по срыву таковой. «Всесоюзную перепись населения Шамсутдинов расценивал как антирелигиозную работу и по этому вопросу дал всем муллам и мутавалеям задание — развернуть разъяснительно-агитационную работу среди населения, чтобы каждый колхозник и единоличник обязательно заполняли учетные карточки, как верующие, чтобы не только сами колхозники, но и их дети записались бы верующими. При этом Шамсутдинов говорил: «Эта перепись проводится исключительно из-за того, что Германия и Япония жмут соввласть за то, что соввласть уничтожает религию. Теперь Германия и Япония требуют списки верующих». После нашего разговора с Шамсутдиновым я тоже развернул активную работу среди населения своего участка, сначала среди верующего актива, затем среди колхозников и единоличников. В результате в нашей дер. Тага-Ковали и дер. Туктамыш почти все записались как верующие...».

По делу арестовано 4 чел. Следствие продолжается.

  • 14. К.-р. мулльская организация в Мензелинском районе

Организацию возглавлял мулла Зайнутдинов Кашаф. Группа состоит исключительно из служителей культа — мусульман, их сыновей, кулаков и торговцев в числе 16 чел. Организация вела работу в направлении возрождения религии среди населения, обработки ею в к.-р. религиозном духе, вербовала детей и молодежь в ряды верующих, вела подрывную работу против колхозов.

О целях и задачах к.-р. организации и ее практической к.-р. работе один из ее участников Гимазетдинов показал: «Наша к.-р. организация ставила задачу — открыть религиозные школы для детей и распустить колхоз, для чего все члены организации занялись агитацией среди населения по этим двум линиям. Такая к.-р. деятельность членов нашей организации видна из выступлений их на тайном собрании 10 июня с.г., где первым выступил Зайнутдинов Кашаф, который заявил: «Мы должны открыть религиозную школу для обучения детей и распустить колхоз, для чего нужно активно агитировать среди населения, приняться за организованную борьбу за открытие религиозной школы и пропагандировать принципы нашей религии — ислама. Распустить колхозы мы можем путем организации массового выхода из колхоза, разъясняя колхозникам о том, что после выхода из колхоза они немедленно получат землю, на что имеется разрешение правительства. При этом необходимо напомнить колхозникам, что наша религия стоит не за колхоз, а против их. Так нужно агитировать нам всем»».

Член организации Назмутдинов заявил: «Когда все колхозники полностью будут сагитированы к выходу из колхоза, то мы сами выйдем из колхоза первыми, и тогда остальные станут выходить за нами… Я на этом же собрании дал свое согласие на выполнение заданий к.-р. организации, и на меня тогда же была возложена задача как на отца — заставить своего сына Мутыгуллу подать заявление о выходе из колхоза и добиться выхода из колхоза Сахаутдинова Саида и Фаррахутдинова Хафиза...»

По делу арестовано 5 чел. Следствие продолжается с задачей ликвидации всей организации.

  • 15. К.-р. группа церковников в Чистопольском районе

Группа в течение 1935—37 гг. вела среди колхозников активную контрреволюционную деятельность, которая была развернута по пути: 1) антисоветской и антисемитской агитации и распространения к.-р. клеветнических и пораженческих измышлений; 2) формирования к.-р. сочувственных настроений по отношению к фашистским государствам и их агрессивным против СССР намерениям; 3) формирования среди населения к.-р. настроений против Соввласти и организации его против мероприятий Соввласти; 4) организации верующей молодежи в кружки типа «христианской молодежи»; 5) распространения философско-религиозной и антисемитской литературы с толкованием ее в прямом к.-р. направлении.

Следствием установлено, что данная к.-р. группа оформилась в середине 1936 г. после целого ряда нелегальных групповых собраний, на которых обсуждались методы борьбы с Соввластью и принимались к.-р. решения.

В квартире активного участника к.-р. группы Галкина неоднократно происходили нелегальные собрания участников к.-р. группы, где обсуждались в к.-р. клеветнической форме вопросы экономического положения СССР, восхвалялся дореволюционный, монархический государственный строй. Там же участниками к.-р. группы проводились нелегальные читки всевозможной религиозно-погромной литературы, в частности к.-р. антисемитской черносотенной книги «Протоколы сионских мудрецов». При этом делались выводы о необходимости использования этой литературы для пропаганды среди населения. Следует отметить при этом, что для соблюдения конспирации участники к.-р. группы проводили читки в разных местах, всякий раз меняя их, приглашая на эти читки женщин и молодежь. К.-р. работу среди населения к.-р. группа проводила также путем посещений членами к.-р. группы отдельных граждан и при встречах с ними в общественных местах, на улице и т. д.

Дело следствием закончено. Арестовано и предано суду 7 чел.

  • 16. К.-р. организация единоличников-религиозников в Кзыл-Юлдузском районе

Организация состояла исключительно из кулацкого и церковнического элемента из числа единоличников. К.-р. деятельность членов этой организации заключалась в к.-p., антиколхозной, монархической и пораженческой агитации среди населения, распространении а/сов. (антисоветских, — прим. ред.) клеветнических измышлений, направленных на дискредитацию Соввласти и ее мероприятий, в организации единоличников на открытое сопротивление всем мероприятиям Соввласти на селе, а также в личном демонстративном бойкотировании этих мероприятий. В своей к.-р. агитации члены группы особенно широко использовали недород и его последствия в 1936 г., играя на трудностях и возбуждая среди населения настроения недовольства существующим строем, одновременно сколачивая к.-р. элемент на организованную борьбу с Соввластью. В декабре 1936 г. один из организаторов к.-р. группы Яковлев, путем неоднократных к.-р. бесед с единоличниками Хромовым и Гороховым, вовлек обоих в к.-р. организацию и поставил перед ними задачу развертывания организованной к.-р. деятельности в районе, с целью вовлечения в свои ряды новых кадров.

Выполняя эти указания, Хромов путем соответствующих к.-р. бесед вовлек в к.-р. организацию единоличников Емельянова и Тимофеева, поставив, в свою очередь, перед ними также задачу организованной к.-р. деятельности и дав поручение распространять среди единоличников а/с (антисоветские, — прим. ред.) и антиколхозные настроения. В результате этой организованной к.-р. работы в декабре мес. 1936 г. и оформилась к.-р. организация, которая основной своей задачей ставила подготовку благоприятной почвы для свержения Соввласти и реставрации монархического государственного строя. Особенно широкие размеры к.-р. деятельность группы приняла в период подготовки и проведения Всесоюзной переписи населения, когда в результате особенно интенсивной к.-р. агитации и пропаганды членов к.-р. группы среди населения часть наиболее отсталого населения, преимущественно единоличников селений Иванаево, Каз. Челны, Алан, Поляна и др., или вовсе избегала переписи, или давала продиктованные ей участниками к.-р. организации ответы с отрицанием гражданства СССР, с восхвалением монархического строя и к.-р. клеветническими измышлениями по адресу Соввласти.

Участник к.-р. группы Хромов на следствии показал: «…Подтверждаю, что я, Горохов и Яковлев действительно организовали к.-р. религиозное подполье и им руководили. Перед проведением всесоюзной переписи населения ко мне на квартиру пришел Яковлев, который в беседе со мной говорил: «Скоро будет всесоюзная перепись населения. Чтобы не попасть в руки Советов во время переписи, нам нужно подготовиться и вести работу. Нам нужно изыскать пути и отказаться от этой переписи. Мы — религиозники, должны знать только двух — на небе бога, а на земле царя Николая Романова. Он нас кормил хлебом, и при нем мы жили сыто — ели хлеб, а при Советской власти нас, единоличников, совсем ограбили. Мы теперь кругом обнищали, сидим голодные, поэтому нам нужно оставаться на стороне Романовых, а не советскими гражданами». Тогда же Яковлев предложил мне написать заявление контрреволюционного содержания, это заявление разрезать по буквам и передать по одной букве это заявление переписчикам. После этого мы втянули в это дело Горохова и стали среди единоличников вести работу, направленную против переписи… 8 января с.г., когда ко мне на квартиру пришел счетчик-контролер по переписи Иванов, я вместо того, чтобы ответить ему на вопросы, сказал: «Наши имена не должны быть на учете в советских органах, мы граждане не Советского Союза, мы граждане царства небесного. Советская власть нас ограбила догола… Я не признавал эту власть и не буду признавать». Отказавшись от переписи, я дал счетчику заявление контрреволюционного содержания, разрезанное по буквам… Кроме того, в конце 1936 г. перед переписью я у себя дома проводил собрание нашей группы и мною тогда в к.-р. целях было написано провокационное заявление в ЦИК СССР. Этим я также противодействовал переписи».

После окончания переписи к.-р. группа созвала нелегальное совещание своих членов, где Яковлев сделал информацию и выразил свое удовлетворение успешностью проделанной работы по срыву переписи и тут же призвал присутствовавших к дальнейшему активному организованному сопротивлению мероприятиям Соввласти. Свою речь при этом Яковлев сопровождал провокационными измышлениями об избрании для СССР царя, о неизбежном падении Соввласти и т.п. Для своей к.-р. работы среди населения, главным образом единоличников, члены к.-р. группы использовали также общие собрания, на которых выступали, занимая линию сопротивления представителям власти и дискредитируя правительство. В отдельных случаях допускали и открытые к.-р. вылазки.

Дело следствием закончено. Предано суду и арестовано 10 чел.

  • 17. К.-р. группа церковников в Елабужском районе

Группа существовала с 1935 года и состояла из церковников и быв. людей. Деятельность группы была направлена на: а) антисоветскую, антиколхозную и пораженческую агитацию с одновременным формированием фашистских и повстанческих настроений; б) организацию колхозников на сопротивление мероприятиям Соввласти с использованием при этом религиозных предрассудков; в) распространение к.-р. толкований религиозного вероучения применительно к современным условиям.

Возглавляли к.-р. группу священники Тихоновской ориентации Малиновский, Грахов и Сенилов. Под видом обсуждения церковных дел Малиновский и др. проводили групповые собрания, на которых проводилась обработка присутствующих в к.-р. направлении. На этих собраниях поп Грахов зачитывал выдержки из религиозной книги «Апокалипсис», истолковывая их в к.-р. духе применительно к условиям советского строя, убеждая при этом присутствовавших в неизбежности падения Соввласти. На последующих нелегальных совещаниях к.-р. группы наряду с к.-р. обработкой участников этих собраний руководители к.-р. группы ставили уже прямые задачи развертывания к.-р. работы среди населения с ориентацией при обработке последнего на поддержку фашистских государств и белоэмигрантских кругов.

Так, например, на одном из нелегальных собраний к.-р. группы, происходивших в квартире Малиновского, один из руководителей группы Грахов высказывал к.-р. клеветнические измышления об экономическом и правовом положении населения СССР, распространял к.-р. пораженческие измышления о неизбежности скорого свержения соввласти, говорил о проводящейся белоэмигрантскими к.-р. церковническими кругами подготовке к вооруженному вторжению в Советский Союз «для защиты веры». В заключение Грахов сообщил участникам собрания о наличии связей руководящего состава к.-р. группы с отдельными представителями белоэмигрантского духовенства. После целого ряда аналогичных собраний участники к.-р. группы развернули активную организованную к.-р. деятельность среди населения. Они вели антисоветскую агитацию, выражая надежды на вооруженное вмешательство иностранных государств, уверяли в неизбежности скорого свержения соввласти, дискредитировали совправительство и его мероприятия.

Участник к.-р. группы Грахов на следствии показал: «Я, будучи антисоветски настроенным, совместно с другими также антисоветскими лицами вел борьбу против существующего советского строя. Я считаю, что борьба нашей к.-р. группы против Соввласти началась в 1934 г. и продолжалась по день ареста. Эта борьба проводилась путем распространения среди населения к.-р. агитации, при этом высказывались надежды на помощь иностранных государств, имелись в виду силы русской эмиграции, находившейся за границей, мыслилось вмешательство Ватикана, а также вмешательство Лиги Наций… Для к.-р. агитации использовалась религиозная книга «Апокалипсис». Эта книга применялась к советской действительности. Велись разговоры о падении соввласти, дискредитировались в к.-р. целях вожди партии и правительства, велись к.-р. разговоры против коллективизации. Все эти разговоры проходили в моем доме, в квартире священника Ширланова и в квартире Анисимова».

В начале 1936 г. к.-р. группа через Малиновского создала в Елабуге новую к.-р. организацию под названием «Комитет защиты религии и церкви». В активе этого «комитета» состояло пять чел. Участники «комитета» систематически проводили собрания, на которых выносились решения об организации верующего населения на открытое сопротивление мероприятиям Соввласти по вопросу закрытия церквей, снятия колоколов и т.д. Под видом борьбы с неугодным духовенством «комитет» через своих участников распространял среди населения клевету о намерении Советского правительства закрыть все церкви и уничтожить религию и вели разного рода к.-р. и а/с агитацию.

По делу арестовано 11 чел. Следствие закончено, дело передано в суд.

  • 18. К.-р. кулацкая группа в Казанском районе

Группа кулаков, возглавляемая вернувшимся из концлагерей быв. кулаком Архиповым М., систематически проводила к.-р. подрывную и дезорганизаторскую работу среди колхозников, обрабатывая их в к.-р. духе и организуя их на хищение соцсобственности в колхозе.

Организатор к.-р. группы Архипов М. показал: «Я являюсь кулаком, поэтому и был связан с кулаками Трифоновым Н. и Архиповым П. Все мы были враждебно настроены к Соввласти за то, что у нас забрали все имущество и лишили гражданских прав. Поэтому мы и приходили к выводу, что надо вести соответствующую борьбу с Соввластью». Исходя из этой общей установки, участник к.-р. группы Архипов П. вел вредительскую работу в колхозе, где, работая охранником МТФ, расхищал корма, оставлял без присмотра скот, вел к.-р. агитацию и пропаганду среди колхозников, распространял провокационные слухи о голоде, наносил угрозы активу села, заявляя: «…Издеваетесь над нами, всех разорили, придет время — всех перебьем». Другой участник к.-р. группы Трифонов на почве ненависти к активу села неоднократно угрожал последнему расправой, заявляя: «Подождите, всем свернем головы, с живых колхозников ремни будем резать. Только бы власть перевернулась. Мы вас зажмем в кулак».

Особенной жестокостью в обращении с отдельными колхозниками отличался организатор к.-р. группы Архипов М. Работая лесоохранником, он, используя это положение, по всякому поводу издевался над колхозниками, о чем сам он говорил так: «Я, будучи лесоохранником, жестоко расправлялся с колхозниками за малейшее вторжение их в лесные урочища. Это я делал из классовой вражды. Этим я мстил Соввласти».

Дело следствием закончено. По делу арестовано 3 чел.

  • 19. К.-р. кулацкая группа в Лаишевском районе

В дер. Куюки Лаишевского района репрессированы кулаки Грабалин С.П. и Антонов Г.И. Оба они на почве враждебного отношения к Соввласти на протяжении продолжительного времени вели среди населения активную к.-р. агитацию и пропаганду, ставя своей целью дискредитацию и срыв мероприятий партии и правительства на селе, дискредитацию центрального руководства, насаждение террористических и повстанческих настроений и разложение колхоза изнутри.

Примеры: «Соввласть не прочная и никуда не годная. Она существует для того, чтобы грабить народ, разорять и издеваться. Колхозы — это омут-яма. Кто в нем состоит — это не люди. Тот, кто работает в колхозе, тот не живет, а мучается… Надо организоваться — встать и делать заодно всем. А для этого надо делать так: на работу не надо ходить, а требовать хлеб. Все равно рано или поздно колхозы развалятся и власть переменится» (Грабалин С.П.).

Аналогичного содержания к.-р. агитацию и пропаганду среди населения вел и Антонов Г.И. Например: «Советская власть — это власть звериная. Ограбили нас… Надо встать и делать заодно всем, для этого организоваться надо. Нужно делать так — на работу не ходить, а требовать хлеб». «Бросайте колхоз, и жить будет легче». «Скорее бы война. Соввласть будет уничтожена. Вот тогда вернется настоящая жизнь и жить будет лучше, нежели при Соввласти».

Оба арестованы. Следствие по делу закончено.

В настоящей справке указаны только наиболее характерные к.-р. групповые дела, не считая к.-р. одиночек, репрессированных за конкретные к.-р. выступления и переданных на рассмотрение Спецколлегии главсуда ТР. Кроме того, в порядке приказа НКВД № 00447 репрессировано кулаков, отнесенных к 1-й категории, — 438 чел., дела о которых переданы на рассмотрение тройки при НКВД Татарской Республики.

Зам. наркома внутренних дел ТАССР майор госбезопасности Ельшин
Начальник 4-го отдела УГБ капитан госбезопасности Веверс

Использованы фото archive.gov.tatarstan.ru
комментарии 8

комментарии

  • Анонимно 27 окт
    Преступления международных марксистов-террористов не имеют сроков давности.

    Приближается трагическая дата захвата международными террористами власти в России в октябре 1917 года, стоившая стране десятков миллионов жертв.
    Ответить
  • Анонимно 27 окт
    Стоило царю нашему высказаться про язык других народов (которых велено не изучать) и подключить прокуроров - "государево око", все завертелось в этом царстве. Точно так же, эти прокуроры и НКВДшники репрессии учиняли в 37ые годы прошлого столетия. Сколько душ загубили и свои тоже - отвечать ведь перед Всевышним всем предстоит!!!.
    Ответить
  • Анонимно 27 окт
    Монархисты-терористы тоже без срока давности.
    Ответить
  • Анонимно 27 окт
    История не ваш конек
    Ответить
    Анонимно 27 окт
    Мимо проходите.
    Ответить
  • Анонимно 27 окт
    Интересная статья
    Ответить
  • Виктор Пенеров 29 окт
    Многолетнее противостояние родителей школьников с властями Татарстана «по языковому вопросу» (право изучать русский в полном и добровольность при изучении татарского), получившее даже в научной литературе название этнолингвистического конфликта, началось не в постсоветский период. Его история уходит в далекое прошлое — в первые годы существования ТАССР. Об этом свидетельствуют документы и пресса тех лет, когда в 1920 году вместо Казанской губернии декретом Владимира Ленина была создана Татарская Автономная Советская Социалистическая Республика. Именно с того момента в регионе большевиками стала проводиться новая форма национальной политики, получившая название «коренизация».

    В ее основе лежали два вектора деятельности государственных и партийных органов в Татарии.



    Во-первых, принцип, который бы сегодня назвали коррелирующая дискриминация, т. е. сознательное создание при назначении на должности преференций людям определенного социального, национального или иного происхождения, независимо от наличия у них деловых и профессиональных качеств, причем в ущерб остальным. Проще говоря, проводилась политика «этнизации» — приоритет при назначении отводился лицам титульной национальности, что естественно вызывало протест со стороны остального населения. При такой политике зачастую предпочтение оказывалось сотрудникам, не обладающим деловыми и профессиональными качествама, а просто «национальным кадрам».

    Во-вторых, татарский язык стал внедряться в программу обязательного обучения всего населения бывшей Казанской губернии.

    Коренизация в Татарии в 1920—1930-е годы заключалась в том, что лицам титульной национальности, то есть татарам, предоставлялись преимущества при назначении или избрании на должности. Считалось, что татары, «угнетаемые царизмом», должны иметь приоритет в карьере и получать посты в Татарской АССР уже вследствие своей национальности, объявленной почему-то коренной. Здесь, вероятно, и находятся истоки современных рассуждений части татарской интеллигенции, что в Татарстане «коренной народ» — татары, а вот русские коренными не являются.
    Ответить
    Анонимно 29 окт
    Вообще судя по архивным документам областных и республиканских архивов коренизация велась не только на территории бывший казанской губернии но в многих местах где жили не только русские но и другие народы мордва татары немцы чуваши и тд и не обязательно там где затем образовались национальные республики края области района и сельсоветы так что если судить по этим коренными народами могут себя назвать любой народ в любом регионе и не обязательно в национальных республиках и надо ставить всему головы на ноги уважаемый « есторик»
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии