Новости

15:50 МСК
Все новости

Роман Капинос, МСП Банк: «Малый и средний бизнес является опорой для стабильного развития экономики»

Роман Капинос, МСП Банк: «Малый и средний бизнес является опорой для стабильного развития экономики»

МСП Банк — это государственный банк. Для малых и средних компаний это означает, что они работают с надежным финансовым партнером, у которого завтра не отзовут лицензию. Заместитель председателя Правления МСП Банка Роман Капинос рассказывает, что еще отличает Банк от других.

— МСП Банк не новый игрок на рынке — много лет он предоставлял средства банкам для финансирования малого и среднего бизнеса. Почему было принято решение о запуске прямого кредитования?

— С каждым годом становится все яснее, что опорой для стабильного развития экономики является малый и средний бизнес, хоть его доля в российском ВВП на данный момент невелика. Простой пример — в городе есть огромный завод, он обеспечивает жителей рабочими местами. Это польза крупного бизнеса, но кто кормит этих жителей? ООО «Ромашка», ООО «Лютик» и ООО «Татьяна», маленькие продуктовые магазины с собственными мини-пекарнями, которые есть в этом же городе. Вы скажете, что сейчас это «Магнит», «Дикси» или «Перекресток», которые появились практически везде. А откуда в них появляются продукты? Хлеб, молоко, сметана?

На любой завод, на любое производство продукция попадает через малый и средний бизнес. Поэтому государству так важно, чтобы малый и средний бизнес не просто выживал, но развивался, а количество субъектов МСП росло. В регионах малый и средний бизнес — это возможность достойно обеспечивать себя и свою семью, быть хозяином своей судьбы, иметь возможность жить на своей земле, а не отправляться на заработки в крупные города. Так, финансируя банки по двухуровневой системе, мы, конечно, поддерживали субъекты МСП, но основные риски ложились на банк-посредник. И именно он решал, кому дать кредит, учитывая при этом свои интересы и следуя за рыночными трендами. Мы понимали, что при такой системе далеко не все субъекты МСП смогут получить необходимую для развития поддержку. Данный формат работы перестал нас устраивать, поэтому, чтобы предоставить поддержку всем предпринимателям, которые в ней нуждаются, появилось понимание о необходимости изменения действующей системы.

Взаимодействие с банками постепенно эволюционирует в ведение агентской работы: мы предоставляем банкам возможность предлагать наши продукты за комиссионное вознаграждение. Так все риски ложатся на нас, а агент получает комиссионное вознаграждение. При этом мы не забираем клиентов у банков, они могут расширить предложение, добавив к кредиту от МСП Банка, например, свои продукты по рассчетно-кассовому обслуживанию и сделав предложение еще более привлекательным.

В 2015 году в России была создана Федеральная корпорация по поддержке малого и среднего предпринимательства, и стало логичным, что мы — банк, поддерживающий малый и средний бизнес — перешли под ее крыло. С момента создания Корпорации МСП в России стали происходить важные изменения: создана Национальная гарантийная система, объединившая банки и гарантийные фонды для предоставления бизнесу поручительств для получения финансирования при недостаточности залогового обеспечения.

Другим важным этапом стало создание Программы стимулирования кредитования субъектов МСП. Банк России и Корпорация МСП разработали уникальную программу, которая позволила бизнесу, реализующему проекты в приоритетных отраслях экономики страны, получить кредитные средства по ставке значительно ниже среднерыночного уровня, причем именно тогда, когда бизнес в них больше всего нуждался. При этом в течение 2016 года ставка продолжала снижаться (на данный момент ставка по Программе составляет 9,6% годовых для среднего бизнеса и 10,6% — для малого).

Для МСП Банка глобальным изменением стал запуск прямого кредитования — здесь мы, государственный банк поддержки малого и среднего предпринимательства, исполняем поручение, данное нам правительством Российской Федерации и нашим акционером, Корпорацией МСП. Для субъектов МСП становится доступным финансирование по привлекательной ставке в государственном банке, который работает исключительно с малым и средним бизнесом и понимает его потребности. Это наш плюс.

— Расскажите подробнее про плюсы и минусы работы предпринимателя с МСП Банком?

— Первый существенный плюс — это то, что мы государственный банк, и для малых и средних компаний работа с надежным банком, у которого завтра не отзовут лицензию, является ключевым фактором. При этом в сравнении с более неповоротливыми крупными кредитными организациями на рынке мы за счет своей молодости на рынке прямого кредитования более активно движемся в сторону технологичных решений.

Мы не стремимся к созданию формализованной системы работы с клиентами: в 17.00 получил заявку, в 17.00 следующего дня должен ее выдать. Если клиенту надо срочно — значит, срочно. И наше конкурентное преимущество в скорости. Мы должны быстро принимать решения, соблюдая при этом все необходимые процедуры.

Как итог, мы получаем довольного клиента, который готов нас рекомендовать как надежного бизнес-партнера. Постепенно формируется пул лояльных клиентов, которые говорят про нас своим друзьям и бизнес-партнерам — да, эти ребята умеют работать! Они круто разбираются в том, что делают!

— Кто он – сотрудник МСП Банка?

— Корпоративный менеджер должен уметь все, он должен быть готов к любой «спецоперации». И должен быть эрудирован в своей области, хоть немного разбираться в различных сегментах промышленности или сферы услуг на «инженерном» уровне. Перед открытием прямого кредитования в банке была проведена трансформация команды. Основной фокус — на тех людей, которые имеют опыт работы с малым и средним бизнесом, занимались рыночными сделками, имеют большую клиентскую базу и практический опыт.

— Почему вы решили открыть первый региональный офис МСП Банка именно в Республике Татарстан?

— Казань статистически демонстрирует наивысшие среди регионов России объемы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства — это первое. Второе — в Республике Татарстан действительно много компаний сегмента МСП, в том числе высокотехнологичных предприятий, которые для нас являются целевой аудиторией. Вообще, в этом регионе очень высокий уровень предпринимательской инициативы, и мы рассчитываем привлечь много клиентов.

— Какие задачи вы ставили перед казанским подразделением?

— Задача была поставлена следующая: в течение первых трех месяцев выдать кредитов общей суммой до 1 млрд рублей, а до конца года развить диверсифицированный портфель, который будет состоять из кредитов как для среднего бизнеса, так и для массового сегмента по поточной технологии.

— И как подразделению удалось выполнить поставленную задачу?

— На данный момент в Татарстане мы выдали уже более 1,1 млрд прямых кредитов, и на рассмотрении у банка находятся новые проекты. Так что да, с первой задачей успешно справились.

— Вы сказали о массовом сегменте — что вы под этим подразумеваете?

— Массовый сегмент — это коробочные продукты, которые предполагают минимальное участие в их структурировании. То есть это те продукты, которые мы планируем сделать драйвером поточной продажи. Например, продукт «Госконтракт — Оборотный» на сумму до 25 млн рублей или продукты для женщин-предпринимателей. Какие-то массовые продукты еще разрабатываются.

— Расскажите о продуктах, которые вы назвали, подробнее?

— Мы выделили в качестве спецсегмента по ряду продуктов женщин-предпринимателей, которые прошли обучение по образовательным программам Корпорации МСП. Конечная ставка по двум кредитным продуктам «Экспресс на текущие цели» и «Экспресс на инвестиции» для них составит 10,6% годовых. Соответственно, кредит можно получить на пополнение оборотных средств и реализацию инвестпроектов.

В случае если клиент выполняет госконтракт и ему нужны дополнительные средства, мы их предоставим в рамках кредитного продукта «Госконтракт — Оборотный». Этот продукт позволяет как закрыть первоначальные нужды предпринимателя, так и осуществить, например, техническое перевооружение производства, основных средств.

— На данный момент из всех инструментов, которые предоставляет МСП Банк, какие пользуются наибольшей популярностью у бизнеса?

— Наибольшей популярностью пользуются инструменты, позволяющие получить поддержку в рамках реализации контрактов для крупнейших госзаказчиков — это, например, выдача гарантий в рамках 223 и 44 ФЗ. Также популярность набирает Портал Бизнес-навигатора МСП — маркетинговый инструмент, разработанный нашим акционером Корпорацией МСП, причем как в части первичного консультирования (в том числе создания бизнес-планов), так и в части маркетингового анализа, что позволяет людям, которые имеют инициативу, но не знают, с чего начать, реализовать свои предпринимательские амбиции. Причем бизнес-план, разработанный с помощью Бизнес-навигатора, уже принимают в работу банки. Рекомендую попробовать этот ресурс и уже действующим предпринимателям: он существенно сэкономит время на поиск информации о кредитных продуктах банков, которые работают с субъектами МСП.

Может, прозвучит как лозунг, но тем не менее Россия в регионах развивается именно за счет людей с предпринимательской инициативой. И мы даем надежду и уверенность в завтрашнем дне для самой активной части нашего общества — предпринимателей.

Интернет-газета «Реальное время»
На правах рекламы
комментарии 0

комментарии

Пока никто не оставил комментарий, будьте первым

Войти через соцсети
Свернуть комментарии