Александр Светлаков, «Деструктор»: «Битва роботов во многом похожа на боксерский поединок»
Казанские «терминаторы» проиграли мировой турнир в Китае
Казанская команда робототехников «Деструктор» на этой неделе приняла участие международной битве роботов, проходившей в Китае. «Реальное время» связалось с членом команды Александром Светлаковым, который рассказал о том, удалось ли казанцам побороть соперников из других стран, сколько денег уходит на создание одного боевого робота, почему организаторы соревнований запрещают командам собирать неуязвимых «бойцов» и какие роботы представляют наибольшую опасность для соперника.
«Из стальных труб мы сварили робота, который был абсолютно не защищен»
— Александр, вы давно интересуетесь боевыми роботами, откуда появилось это увлечение?
— Ну, начну с того, что я по образованию радиотехник: могу разработать любую электронную плату, запрограммировать ее, запустить в производство, могу спроектировать разные механические устройства. Получается так, что я совместил приятное с полезным — моя работа доставляет мне удовольствие и деньги. А заинтересовался боевыми роботами я где-то года два назад, когда в России состоялись вторые по счету соревнования или же шоу такого плана.
— Вы сами конструируете и собираете роботов для битв?
— Да, все верно.
— А если вспомнить первого боевого робота, которого вы собрали — что это было? Первый блин получился комом?
— Я всегда проектирую так, чтобы все с первого раза было идеально и чтобы все сразу заработало. Конечно, были и недочеты в конструкции, о которых мы даже не подозревали, но по мере появления опыта, изучив своих соперников, мы совершенствовались.
Первый робот был спроектирован по российским правилам: из стальных труб мы сварили робота, который был абсолютно не защищен, со слабым, ненадежным каркасом, куда мы установили электронику, аккумуляторы и другие компоненты.
«В России создание роботов спонсируется, но этих денег не хватает для создания хорошего робота»
— Судя по всему, сборка и эксплуатация такой техники — дело травмоопасное? Родные не высказывают недовольство по этому поводу?
— Нет, травмоопасность на соревнованиях абсолютно исключена — все они проходят на ринге, который специально конструируется таким образом, чтобы зрители и сами участники были в безопасности. Ринг — это коробка из бронированного прозрачного стекла, а точнее, поликарбоната, который даже пулей нельзя пробить. А во время сборки работают опытные специалисты, каждый на своем месте — электроникой один человек занимается, раму другой варит и так далее, так что все в порядке.
Во время сборки работают опытные специалисты, каждый на своем месте — электроникой один человек занимается, раму другой варит и так далее, так что все в порядке
— Просто в сообществе «Битвы роботов» часто можно встретить фотографии ребят с перевязанными, окровавленными руками и не только…
— Это их оплошность, невнимательность и пренебрежение техникой безопасности. Обычно само создание, сборка проходят в комфортных условиях, но, как правило, во время доводки или ремонта сразу после одной из битв могут возникать какие-то травмы. Но тоже по невнимательности самих людей.
— С опасностью все понятно, а по кошельку сильно бьет?
— Да, конечно. Смотрите, есть разные весовые категории этих роботов: скажем, 15 кг, 30 кг, 60 кг, 100 кг, и, соответственно, чем больше масса, тем выше стоимость изготовления. Вообще, если говорить о комплектующих, то это будет одна цена, а если к этому прибавить работу и личный вклад каждого человека, то стоимость робота может стать раза в три больше стоимости комплектующих. Если собирать робота весом около 50 килограммов, то по оборудованию, комплектующим в 100 тысяч рублей можно уложиться — этого вполне должно хватить.
Замечу, что в России создание роботов спонсируется — под некоторые мероприятия командам выделяются определенные суммы на сборку, но этих денег, как правило, не хватает для создания хорошего робота.
«Был очень напряженный бой — практически до конца не было понятно, кто победит»
— Александр, не могли бы вы рассказать про вашу казанскую команду «Деструктор»? И много ли у вас вообще единомышленников в Казани?
— Наша команда единомышленников сейчас состоит из четырех человек — это радиоэлектроники, инженеры-механики, сварщики, токари. Помимо этого, мы обращаемся к услугам сторонних организаций, которые занимаются лазерной резкой, покраской и прочими делами. Так, чтобы участвовали в соревнованиях, я в Казани больше никого не знаю. Я ребят агитировал, привлекал знакомых, которые занимаются подобной тематикой (к примеру, печатают на 3D-принтерах), но… В Казани немного людей этим интересуется, ну и по всей России их можно, грубо говоря, по пальцам пересчитать. Вообще, как правило, только какие-то соревнования дают стимул для того, чтобы образовалась какая-то новая команда.
— То есть битвы роботов действительно не очень популярны в России? Помню, раньше, кажется, даже по MTV показывали соревнования, но со временем интерес как будто поутих.
— Саму аудиторию надо делить на тех, кто приходит на сами мероприятия и присутствует там вживую, а также тех, кто смотрит онлайн, и, я думаю, вторая категория намного обширнее, чем первая. А вообще, в России в этом году уже планируется несколько соревнований боевых роботов.
— Ваша команда на днях вернулась из Китая — с соревнований боевых роботов: как все прошло? Вы уехали с FMB World Cup с призами?
— Да, это была уже вторая наша поездка в Китай в этом году. Скажу, что уровень проведения мероприятия меняется прямо на глазах, и в лучшую сторону: в этот раз было больше команд, больше роботов, ринг был намного лучше. Из России было две команды: одна наша — «Деструктор», вторая — «Атом», но на самом деле оба робота были спроектированы и изготовлены нами, так как вторая команда не успела подготовить своего робота. Но в итоге все получилось хорошо, и у «Атома» был очень напряженный бой — практически до конца раунда было непонятно, кто победит.
Вернулись наши команды без призов, к сожалению. Мы участвовали в весовой категории 60 кг, наши роботы весили чуть менее 50 кг, противники были тяжелее и мощнее, за счет чего они и одержали победу в битве.
«Это была уже вторая наша поездка в Китай в этом году. Скажу, что уровень проведения мероприятия меняется прямо на глазах, и в лучшую сторону: в этот раз было больше команд, больше роботов, ринг был намного лучше». Фот о3dnews.ru
Вообще, проходило соревнование так: в нашей весовой категории было четыре китайских робота и четыре иностранных (включая Россию, естественно). По результатам жеребьевки китайские команды уже сражались с иностранными. Насколько мне известно, первое место получила команда из Бразилии, которая до этого уже участвовала во многих битвах — у них, я думаю, была самая мощная подготовка. Мы приехали домой без приза, но зато мы познакомились с другими командами, посмотрели, как устроены их роботы, понаблюдали очень много битв и в итоге решили, что нам надо сделать еще одного робота с новыми техническими решениями.
— Кстати, с каким роботом вы выступали в Китае?
— До этого у нас был флиппер — с ним мы в первый раз ездили в Китай. А для второй поездки мы подготовились уже по китайскому регламенту, который очень сильно отличается от российского — там намного меньше ограничений. Ко вторым соревнованиям мы сделали бронированного робота, который мог выдержать любые удары. Наша защита нас не подвела, но подвела электронная часть: у робота «Деструктора» сгорел драйвер двигателя оружия — мы не смогли атаковать противника практически с самого начала боя.
— Помимо Китая наша казанская команда принимала участие в других международных битвах? И, к слову, как наши показывают себя по сравнению с иностранными командами?
— До этого мы участвовали только в российских соревнованиях, а в этом году впервые вышли на международный уровень — посетили Китай дважды.
Что касается того, кто сильнее, то здесь следующая ситуация: все следят друг за другом, поэтому к каждому следующему соревнованию все команды совершенствуют своих роботов — это такая непрерывная конструкторская гонка за превосходством. Плюс очень важен момент с мастерством управления: очень часто бывает так, что команда делает робота, но не успевает толком научиться им управлять, в результате чего хороший робот может проиграть более слабому, который управляется более технично. Замечу, что команда из Санкт-Петербурга заняла 3-е место в соревнованиях, прошедших в Китае в Наньчане.
«Робот может просто подъехать к другому, нажать кнопочку, и у соперника сгорит вся электроника»
— А можно ли создать практически неуязвимого робота?
— Как правило, организаторы устанавливают правила таким образом, чтобы бой был зрелищным и чтобы роботы все-таки могли получать повреждения и выходить из строя. К примеру, можно сделать какой-нибудь непробиваемый танк без оружия, но это будет смотреться абсолютно незрелищно — такая коробочка, которая без остановки катается по рингу и толкает соперника. Необходимо соблюдать баланс между броней, ходовыми качествами и силой оружия. Можно сделать быстрого робота, но с очень слабым оружием. Или же мы можем сделать хорошую броню, но поставить более слабые моторы на колеса — все упирается в баланс.
Организаторы также исключают такие виды оружия, как «поливалки» жидкостями, электромагнитное оружие, потому что один робот сможет просто подъехать к другому, нажать кнопочку и у соперника сгорит вся электроника — это же абсолютно незрелищно. Можно сказать, что битва роботов во многом похожа на боксерский поединок. Если боксер выйдет на ринг и ткнет шилом противника, а тот упадет — это будет совсем неспортивно и незрелищно.
— Кстати, есть ли ограничения по количеству оружия или его можно одновременно напичкать десятью бензопилами, кучей ножей и лазерами?
— Есть список запрещенных видов оружия (часть я уже озвучил) — все эти ограничения вводятся для безопасности самого мероприятия. Например, нельзя использовать огнеметы, что очевидно. А вообще, лучше иметь одно мощное оружие, чем десять слабых и неэффективных.
— Можете описать самого смертоносного робота, которого вы встречали?
— Есть разделение роботов по типам атакующего оружия, и, на мой взгляд, есть две-три самых эффективных конструкции. К примеру, флиппер, который подъезжает к противнику, подлезает своим оружием под него и подбрасывает высоко вверх: если все сделать правильно, то противник может улететь за пределы ринга и уже не выбраться оттуда. Еще один тип роботов очень эффективный, на мой взгляд, это спиннеры, вертикальные и горизонтальные: их оружие — быстро вращающийся массивный диск с шипами или длинная тяжелая балка, сила их ударов превосходит удар кувалдой в несколько раз.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.