Новости раздела

У Василия Аксенова в Казани были «Коллеги»

В эти дни Василию Аксенову исполняется восемьдесят пять лет и стоит вспомнить его связи с родным городом. Сейчас уже немногие помнят, что лучший спектакль по инсценировке его культовой в то время повести «Коллеги» был поставлен режиссером Львом Литвиновым на сцене Качаловского театра.

«Будем репетировать!»

Повесть Василия Аксенова «Коллеги» была опубликована в журнале «Юность», разумеется, не без труда, хотя на дворе была «оттепель». В центре повести — судьба трех молодых врачей, коллег — Максимова, Зеленина и Карпова. Все они только что окончили медицинский и вступают в жизнь.

По сути, Аксенов писал о себе. Поучившись некоторое время в медицинском институте в Казани, откуда его вынудили уйти из-за «неблагонадежных» родителей, он затем получил диплом врача в Ленинграде. В городе на Неве и разворачивается действие «Коллег». Эту повесть Василия Павловича исследователи называют «самой светлой». В ней есть некое затаенное светлое чувство от предвкушения жизни, которая ждет. И вера, что эта жизнь будет счастливой.

В один из дней 1962 года тогдашний директор Качаловского театра Григорий Ригорин пригласил труппу на читку новой пьесы. Это была инсценировка повести «Коллеги», которую сделал заведующий литературной частью Игорь Ингвар. Труппа собралась в полном составе, пьесу внимательно выслушали — и не пришли в восторг.

«Тогда очень совпало наше время — мы, молодые, играли молодых», — вспоминает Вадим Кешнер. realnoevremya.ru/Олега Тихонова

Раздались замечания: «Надо подумать, они мало действуют и больше говорят…» Но Ригорин, человек с очень твердым характером, сразу же вынес вердикт: «Завтра начинаем репетировать».

«Григорий Ригорин был очень авторитетным человеком, его нельзя было не послушаться», — вспоминает народный артист РФ Вадим Кешнер, исполнитель одной из главных ролей в казанских «Коллегах».

Практически тут же вывесили распределение ролей, Ригорин, верно просчитав успех будущего спектакля, спешил. Назначено было два состава — «старший» и «младший». Дело в том, что незадолго до постановки «Коллег» в труппу влилась большая группа молодежи — выпускников студии при театре.

В «старшем» составе Максимова, Карпова и Зеленина репетировали Борис Шамин, Виталий Ланской и Евгений Кузин, в «младшем» — Вадим Кешнер, Юрий Федотов и Юрий Доронченко. Но, очевидно, проблемы молодых врачей были ближе «младшему» составу, и вскоре он стал первым.

Постановка была поручена очередному режиссеру Льву Литвинову, автором сценографии выступил главный художник театра Эрнст Гельмс.

«Молодые играли молодых»

«Тогда очень совпало наше время — мы, молодые, играли молодых. Гельмс придумал интересную сценографию, вращался круг, возникала картина за картиной, зритель словно листал страницы повести», — вспоминает Вадим Кешнер.

Поначалу, когда спектакль посмотрел художественный совет театра (общественный орган, без которого не могла выйти ни одна премьера), были замечания, что постановка затянута. Можно предположить, что и автор инсценировки, и режиссер просто попали под обаяние аксеновской прозы. Пришлось сократить спектакль минут на пятнадцать.

«Коллеги» имели оглушительный успех, на них ходила «вся Казань». Придя в гости, было хорошим тоном спросить: «Вы видели «Коллег»? Как вам Кешнер?» Билеты на спектакль покупали загодя. За исполнителями главных ролей по Баумана, когда они шли в театр или из театра, следовали вереницы поклонниц. Исполнители главных ролей не успевали посещать встречи и обсуждения со зрителями. Естественно, что постановка Льва Литвинова долго продержалась в репертуаре.

А потом вышел фильм «Коллеги», где молодых врачей играли Василий Лановой, Олег Анофриев и Василий Ливанов. Это была вполне корректная экранизация, но это таинственное «что-то», что делает произведение искусства манящим, из фильма ушло.

Популярный в то время журнал о кино «Советский экран» практиковал на своих страницах обсуждение фильмов, обсуждались и «Коллеги». В подборке зрительских мнений было приведено несколько писем из Казани, где зрители писали: «Приезжайте в Казань, посмотрите «Коллег» в Качаловском, посмотрите, как работают у нас Вадим Кешнер, Юрий Федотов и Юрий Доронченко».

Случился парадокс, которых в истории искусства, наверное, немного: спектакль провинциального театра, малобюджетный, по своим художественным качествам обошел кинофильм со звездами.

Разумеется, что спектакль, наделавший столько шума в городе, который до сих пор помнят завзятые театралы, заслуживал премии. Но в то время республиканских молодежных премий еще не существовало.

Когда в конце восьмидесятых годов режиссер Станислав Таюшев поставил на качаловской сцене инсценировку «Крутого маршрута», спектакль по лагерным мемуарам матери Василия Павловича Евгении Гинзбург, Аксенов приехал посмотреть постановку. Сделав пару замечаний, он остался доволен спектаклем. Вадим Кешнер подошел к писателю: «Василий Павлович, а я ведь играл вашего Максимова!» «Да? Очень хорошо!» — обрадовался Аксенов. Хотя время «Коллег» уходило, повесть Аксенову была дорога.

Татьяна Мамаева
ОбществоКультура
комментарии 11

комментарии

  • Анонимно 21 авг
    "Поучившись некоторое время в медицинском институте в Казани, откуда его вынудили уйти из-за «неблагонадежных» родителей, он затем получил диплом врача в Ленинграде".
    Источник : https://realnoevremya.ru/articles/74227-u-vasiliya-aksenova-v-kazani-byli-kollegi

    Василий Павлович честно писал, что был плохим студентом - пьянствовал, бегал за девками, лекции пропускал.
    За плохую успеваемость студента В.П.Аксенова 2 (два) раза и отчисляли из Казанского мед.института.
    Восстанавливали по "блату" - просили высокопоставленные друзья матери и отца.

    В Ленинграде В.П.Аксенов продолжил "богемский" образ жизни.
    Да и Ленинградский мед.институт Вася (тогда еще не "Павлович") окончил во многом благодаря внучке ректорши, которая стала (внучка) его первой женой.

    Почитайте письма матери и отца к "Васильку" - очень показательные.
    Ответить
    Анонимно 21 авг
    Казанский студент Вася Аксенов пытался получить "зачет" по "блату" и по "инфекционным болезням", но что-то сорвалось.

    Мудрая мать наставляла сына (письмо от 19 октября 1954 г.):

    "Я категорически возражаю против твоих планов о поездке в Казань на зимние каникулы. Нечего там делать. Самое желательное, чтобы тебя там как можно скоро забыли, а для этого меньше всего надо маячить у них перед глазами.
    Оказывается, что среди многих фактов твоей казанской жизни, скрытых от меня, есть и такие, как этот зачет по инфекционным болезням. Конечно, это чепуха, что он был тебе зачтен. Если бы это было так, то «какая-то стерва» не могла бы отказаться подтвердить это, да и сам ты, получая академическую справку, заметил бы отсутствие этого зачета и позаботился
    бы о том, чтобы его вписали. Очевидно, он зачтен не был, а просто кто-нибудь обещал тебе это сделать или с кем-то поговорить. Одним словом, вопрос этот, очевидно, был оформлен по твоему излюбленному методу...".
    Ответить
  • Анонимно 21 авг
    За что вы его так не любите? Завидуете?
    Ответить
    Анонимно 21 авг
    Ну если Вы любите Василия Павловича Аксенова - то это Ваш выбор.
    Все не обязаны его любить - он не доллар (которые он так любил).

    Кстати, воспоминания о казанской жизни В.П.Аксенова люблю перечитывать.
    Похоже казанский период его жизни был самым счастливым временем жизни космополита (вкладываю в это понятие его прямой смысл и никаких подтекстов) - нигде В.П.Аксенов не был так счастлив, как в Казани - ни в Магадане, ни в Ленинграде, ни в Москве, ни в США, ни во Франции.

    "Лакировать" жизнь писателя не стоит - а тем более "фантазировать".

    Советский В.П.Аксенов был обласкан коммунистической властью - но Василию Павловичу хотелось большего - и он это "большее" получил в США и Франции.
    Ответить
  • Анонимно 21 авг
    Правда прежде всего, хватит создавать мифы.
    Ответить
  • Анонимно 21 авг
    Завидуйте молча!!!!
    Ответить
    Анонимно 21 авг
    Любимая фраза жуликоватых и вороватых. :)
    Ответить
    Анонимно 21 авг
    Именно такой "любимой фразой" и прикрываются "жуликоватые и вороватые".
    Ответить
  • Анонимно 21 авг
    Серость всегда завидует таланту. И тем, у кого жизнь удалась. Ей ведь грустно сидеть в хрущебе и тешить себя обществом котика, иногда пописывая тексты про историю города.
    Ответить
  • Анонимно 21 авг
    Знаем этого "краеведа"! Если жизнь не удалась, надо собирать компру на успешных и талантливых. Жалко таких...
    Ответить
    Анонимно 21 авг
    Ух ты, сколько желчи и злобы у "почитателей" Василия Павловича.

    Всех живущих в "хрущебе" - а таких большинство в РФ - обозвали неудачниками.

    Богатых возвели в звание "успешных и талантливых".

    А ведь Василий Павлович не был таким...
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии

Новости партнеров