Новости раздела

Композитор Сергей Баневич: «Вера Глаголева была стоиком»

В среду не стало изумительной тонкой актрисы, режиссера, светлого человека Веры Глаголевой. Один из ее близких друзей, петербургский композитор Сергей Баневич, автор музыки ко многим фильмам Глаголевой, поделился с «Реальным временем» воспоминаниями о Вере Витальевне.

«Нас познакомил Родион Нахапетов»

Сергей Петрович говорит с трудом: хотя он знал о болезни Веры Глаголевой, печальное известие застало его врасплох. С Верой Глаголевой его связывали не только профессиональные интересы, но и многолетняя человеческая дружба.

«Мы познакомились с Верой еще в восьмидесятые годы, познакомил нас ее тогдашний муж Родион Нахапетов. Меня ему в свое время посоветовал пригласить в качестве автора музыки петербургский композитор Исаак Шварц. Речь шла о фильме Нахапетова «О тебе». Главную роль в нем играла Верочка, по сути, она играла саму себя — такую же трогательную девочку», — вспоминает Сергей Баневич.

Фильм «О тебе» был неожиданен для своего времени, он сюжетно не вписывался в то кино, которое было принято в Советском Союзе. В основе сюжета — рассказ о необычной девочке, которая ломает все стереотипы. Девочка не умеет говорить, она все время поет. Девочка не такая, как все, она не вписывается в общий ряд.

«Вера обожала Санкт-Петербург, тогда еще Ленинград. Очень любила бывать в нашем городе. И случилось так, что вскоре после нашего знакомства, она начала здесь часто бывать. Одна из ее дочерей, Анечка, поступила учиться в балетное училище имени П. Вагановой. Вера с мамой часто приезжали, навещали Аню, иногда останавливались у меня. Мы любили сидеть в большой комнате с видом на Мойку», — рассказывает Сергей Петрович.

Вскоре в жизни Веры Глаголевой произошла трагедия, Родион Нахапетов уехал по делам в Америку, но решил остаться там, женившись на другой женщине. Вера осталась с двумя еще небольшими девочками на руках, с небольшими заработками, потому что снималась она тогда не часто. Да и время было такое — кинопроизводство в стране замерло. Поступок Нахапетова, конечно, нельзя назвать порядочным, хотя в профессиональном плане Родион много дал Глаголевой.

«Снимите этот плакат»

«Вера была без ума от Питера, и хотя она терпеть не могла ходить пешком, мы часто гуляли с ней по городу. Однажды на прогулке дошли до известного кинотеатра и увидели огромный плакат — рекламу фильма, где снялась Вера, — «Выйти замуж за капитана». На плакате была изображена Вера с ярко-красными губами», — вспоминает один из эпизодов Сергей Баневич.

Глаголева возмутилась: «Ну что же я тут выгляжу как девица легкого поведения?». И заставила Баневича пойти вместе с ней к директору кинотеатра выяснять отношения. А тот развел руками: «Что вы хотите, милая? У нас художник пьяница, лучше он не нарисует». В результате все же нашли другого художника, и он нарисовал другие губы. «Ну вот, увидели на плакате девушку легкого поведения, а фильм посмотрели про чистую девушку», — смеялась потом Глаголева. Кстати, фильм «Выйти замуж за капитана» собрал в прокате рекордное количество просмотров.

Человеческая дружба с Баневичем переросла еще и в крепкую профессиональную дружбу, когда Вера Витальевна начала пробовать себя как режиссер. Она и композитор стали единомышленниками. Кстати, в одном из ее первых фильмов «Сломанный свет» снялся еще один питерский композитор — Сергей Курехин.

К одному из лучших фильмов Веры Глаголевой «Одна война» музыку — пронзительную, точную — тоже написал Сергей Баневич. Фильм, кстати, получил главный приз Казанского международного фестиваля мусульманского кино, став его сенсацией.

В тот приезд в Казань Вера Витальевна посетила Казанский Богородицкий мужской монастырь, приложилась к чудотворному образу Богородицы. И подружилась с тогдашним настоятелем обители игуменом Питиримом. Вера Витальевна иногда звонила священнику, приглашала его в Москву, но не довелось. Но когда «Одна война» победила на фестивале, первым Глаголеву поздравил отец Питирим.

Свой последний фильм «Две женщины» по пьесе Тургенева «Месяц в деревне» Глаголева, как всегда, делала вместе с Баневичем, создавшем для ленты удивительной красоты и мелодизма музыку. И хотя не все было гладко в работе, режиссер и композитор часто спорили, Вера Витальевна очень любила музыку из этой ленты и часто ее слушала.

«О ее болезни я знал давно, но Верочка никогда не жаловалась, она всегда все переносила стоически и говорила, что чувствует себя хорошо», — говорит Сергей Баневич. Трагическое известие вчера застало его врасплох.

Татьяна Мамаева
ОбществоКультура

Новости партнеров