Новости раздела

Внешэкономбанк банкротит «Еврокаскад» за Bikton

В исковом заявлении о банкротстве сумма требований достигает 3 млрд рублей

Госкорпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности» банкротит торговое ООО «Фирма «Еврокаскад». Фирма выступала поручителем по кредитам «Волжского завода строительных материалов» — предприятия по производству газобетонных блоков и стеновых панелей. ВЭБ давно имеет экономические претензии к предприятию, известному под брендом Bikton. Однако основатель завода и торговой сети «Еврокаскад» Наиль Бикмуллин уверял, что банкротства удастся избежать, договорившись с ВЭБом о мировой. В мае суд удовлетворил иск банка к «Еврокаскаду», засчитав ему долги завода на 13,9 млн евро и 3,1 млрд рублей, а в августе на основании этого решения банк подал заявление и о банкротстве самой торговой компании. Подробности — в материале «Реального времени».

ВЭБ не пошел на мировую?

Арбитражный суд РТ зарегистрировал иск Внешэкономбанка о банкротстве ООО «Фирма «Еврокаскад». Сумма долга — 3,1 млрд рублей — астрономическая для торговой компании, учитывая годовую выручку строительных магазинов компании в 341 млн рублей, которая держалась на этом уровне два года подряд. Заявление было принято судом 9 августа, а уже 10 августа в ЕГРЮЛ появилась запись о ликвидации компании.

Как писало ранее «Реальное время», на дно «Еврокаскад» тянет инвестиционный проект его совладельца и основателя сети магазинов — Наиля Бикмуллина. Речь идет о заводе Bikton («Волжский завод строительных материалов» — производитель газобетонных блоков и стеновых панелей, построен в Волжске, Марий Эл). Сам Бикмуллин был уверен, что с кредиторами удастся пойти на мировую, но, вероятно, этого не произошло. Комментировать банкротство «Еврокаскада», а также ход переговоров с ВЭБом Бикмуллин не стал. Ответ Внешэкономбанка к моменту публикации материала не поступил.

Сначала письма, потом суд

Кредиты на строительство завода брались еще в 2008 году. Однако к 2016 году, за 8 лет с момента открытия кредитных линий ВЭБом, производитель газобетонных блоков и стеновых панелей смог выплатить лишь половину «от выданного». Причина неплатежеспособности завода, по мнению Наиля Бикмуллина, заключалась в общем падении рынка стройматериалов. «Три года назад мы давали 115% к мощностям, а сейчас, грубо говоря, лишь 60% (речь идет о загрузке предприятия, — прим. ред.). Отсюда вырастает себестоимость, нет маржинальности, — рассказывал он корреспонденту «Реального времени». — Просто надо переждать тяжелые времена».

В августе 2016 года ВЭБ обратился в московский арбитраж с иском к «Волжскому заводу строительных материалов». Внешэкономбанк является единственным кредитором по строительству этого завода «с нуля». Банк сначала направлял предупредительные письма о необходимости погашения долга, но в итоге пошел на крайние меры и инициировал процедуру банкротства завода. Поручителем по долгам «Bikton» выступило аффилированное с ним ООО «Фирма «Еврокаскад». Поэтому банк подал иск на возврат долга параллельно и к этой компании, но речи о ее банкротстве на тот момент не шло.

В ноябре 2016 года суд приступил к проверке обоснованности требований банка, но представитель «Bikton» ходатайствовал об отложении судебного разбирательства для мирного урегулирования спора. Несмотря на возражения представителя ВЭБа, указавшего на отсутствие «доказательств возможного мирного урегулирования, в том числе какой-либо переписки», судья принял решение отложить разбирательство по существу до декабря.

Основатель Bikton Наиль Бикмуллин уверял, что до банкротства Волжского завода дело не дойдет, поскольку ВЭБ готов заняться финансовым оздоровлением предприятия «во внесудебном порядке»: «Те действия, которые предпринял банк, должны были обязательно проводиться по процедуре: один департамент проводит одни мероприятия, другой занимается оздоровлением. На самом деле, могу сказать, что переговоры с банком идут позитивно, я думаю, в ближайшие 2—3 месяца мы решим проблему», — оптимистично рассказывал он. По его словам, изначально рассматривался вариант реструктуризации задолженности до 2023 или даже до 2025 года, но из-за смены команды в руководстве ВЭБ изучаются новые схемы выхода из «кредитной ловушки».

Миллиардные долги

ВЭБ требовал от «Еврокаскада» по первому кредитному соглашению 13,9 млн евро, в том числе 7,8 млн евро просроченного основного долга, 3,5 млн евро — просроченные проценты, 1,3 млн евро — неустойка на просроченный основной долг, 1,2 млн евро — неустойка на просроченные проценты. По второму кредитному соглашению — долг 3,1 млн евро, в том числе — 1,58 млн евро просроченный основной долг; 0,9 млн евро — просроченные проценты и т. д. Долг образовался по кредитному соглашению №110100/1005 от 04.12.2008.

По другому кредиту (соглашение №110100/1006 от 04.12.2008) Внешэкономбанк требовал у ООО «Фирма «Еврокаскад» порядка 3,1 млрд рублей. В результате 18 мая 2017 года Арбитражный суд Москвы иск ВЭБ удовлетворил. «Еврокаскад» подавал многочисленные апелляции, однако эти действия успеха не принесли.

А 9 августа Арбитражный суд РТ принял иск Внешэкономбанка о признании банкротом компании «Фирма «Еврокаскад». Сумма заявленных требований — уже знакомые 3,1 млрд рублей.

Жесткий ВЭБ

ВЭБ с самого начала занял жесткую позицию по отношению к заводу. Руководство Внешэкономбанка, видимо, было настроено использовать инструмент банкротства для вхождения в капитал предприятия. «Действия ВЭБ будут направлены на сохранение производства, — сообщили «Реальному времени» в пресс-службе банка еще в конце прошлого года. — Банк ведет переговоры с собственником по вопросу урегулирования задолженности, а собственник готов предложить ВЭБу стать партнером — войти в капитал предприятия».

«Bikton» — не первый пример жесткого разбирательства по долгам со стороны Внешэкономбанка. Напомним, ВЭБ участвовал в еще одном инвестпроекте татарстанского бизнеса и должен был выделить 7,8 млрд рублей кредитов — на «КЗСК-Силикон», однако, видя задержки по строительству и увеличение смет, финансирование приостановил. Сейчас будущее проекта также находится под вопросом.

Александр Шакиров, Луиза Игнатьева

Новости партнеров