Казань признана третьей столицей, но уступает по комфорту Йошкар-Оле и Ульяновску
В индексе качества городской среды столица РТ оказалась лучше большинства городов-миллионников, но хуже ближайших «нестоличных» соседей
Минстрой России составил индекс качества российских городов. Система оценки состоит из 120 показателей, каждый из которых отвечает за определенный тип городского пространства и отображает степень качества среды по одному из критериев. Индекс организаторы исследования сравнивают с медицинской экспресс-диагностикой, проводимой для того, чтобы выявить основные проблемы. У Казани — проблемы почти во всех сферах, единственный момент, по которому город обошел конкурентов, — социально-досуговая инфраструктура. В остальном соседние Чебоксары, Ульяновск, Йошкар-Ола и Набережные Челны — опередили. Подробности — в материале «Реального времени».
Рейтинги составляли по селфи и бесплатным туалетам в парках
Минстрой России, АИЖК и КБ «Стрелка» составили индекс качества российских городов. Главные показатели — это жилье и прилегающая инфраструктура, озелененные и водные пространства, уличная инфраструктура, общественно-деловая инфраструктура, социально-досуговая инфраструктура и прилегающее пространство и общегородское пространство. Каждый из показателей оценивали по нескольким критериям — безопасность, комфорт, экологичность, идентичность и разнообразие и современность среды.
Учитывалось и количество аварийного жилья, пожаров и ДТП, количество преступлений и средняя скорость приезда скорой помощи. Доля панельных домов, соотношение цен на самое дорогое и дешевое жилье. Количество парков и садов и даже их оснащение бесплатными туалетами. Количество фотографий, сделанных в общественных пространствах и выложенных в соцсетях, загруженность дорог и объекты социальной инфраструктуры.
Все города разделили по принципу численности населения и географического расположения (некорректно сравнивать по количеству зеленых насаждений Краснодар и Анадырь, например).
Индекс организаторы исследования сравнивают с медицинской экспресс-диагностикой, проводимой для того, чтобы выявить основные проблемы. «После того, как проблема обнаружена, можно переходить к ее более углубленному изучению и рекомендовать конкретную «программу лечения». Впрочем, о «программе лечения» Минстрой, подводя результаты исследования, не обмолвился, зато казанские архитекторы и градостроители уже давно прописали Казани «курс процедур» (об этом ниже).
Челны обогнали Казань
Казань авторы индекса отнесли крупнейшим городам и дали 153 балла — это третье место в общем зачете. Лидером рейтинга ожидаемо стала Москва (221 балл), на втором месте — Санкт-Петербург (196 баллов). На четвертом — Нижний Новгород (148 баллов).
Есть в рейтинге еще один татарстанский город — это Набережные Челны, он в списке крупных городов. Автоград получил рейтинг в 163 балла. Больше всего здесь у Твери — 180 баллов.
Интересно, что если не разделять рейтинги на крупнейшие и крупные города, то Челны обогнали Казань сразу по четырем позициям из шести. Лучше, чем в столице Татарстана, здесь оказались жилье и прилегающие пространства, а также уличная инфраструктура, причем за безопасность — долю аварийного жилья, количество ДТП с участием пешеходов и количество пожаров — Челны набрали максимальные 10 баллов. Лучше, чем в Казани,— озелененные и водные пространства, причем сразу на 7 баллов. Они более комфортные, экологичные и безопасные, единственное, по чему Казань выигрывает в этом критерии, — современность среды (8 из 10 баллов), за экологию зеленые пространства Казани получили минимальный 1 балл. Общественно-деловая инфраструктура в Набережных Челнах тоже оказалась выше — разница в 12 баллов.
Хуже в Челнах с общегородским пространством и социально-досуговой инфраструктурой.
Хороший результат среди миллионников и плохой — среди соседей
В общероссийском срезе Казань, несмотря на гордые звания третьей столицы, спортивной столицы и внушительное портфолио международных мероприятий, выглядит скромно. В городах-соседях жить оказалось комфортнее и безопаснее. К примеру, Йошкар-Ола получила 176 баллов, причем более высокие оценки у города по всем показателям. У Ульяновска — 162 балла, ниже, чем у Казани, только индекс социально-досуговой инфраструктуры (здесь учитывалась доля учреждений здравоохранения и образования, находящихся в аварийном состоянии, процент школ и больниц, приспособленных для маломобильных групп населения, посещаемость музеев и театров, доступность спортивных площадок).
Нижний Новгород, несмотря на то, что отстал от Казани в общем зачете, по большинству показателей опережает. Так, там лучше уличная инфраструктура — выше индекс пешеходной доступности, состояние надземных и подземных переходов, меньше ДТП. Лучше общегородское пространство — больше зеленых зон, меньше заброшенных зданий, выше экологичность, определяемая степенью загрязнения воздуха и воды.
Индекс общегородского пространства и уличной инфраструктуры также оказался выше у Кирова. Чебоксары получили 172 балла, уступив Казани только по индексу социально-досуговой инфраструктуры.
Надо признать эффект последних лет борьбы за парки, скверы и водоохранные зоны — среди городов-миллионников Казань с 19 баллами по озелененным и водным пространствам занимает третье место после Москвы и Питера. Однако в общем списке, с учетом городов с численностью менее миллиона жителей, 19 баллов — один из самых плохих результатов. К примеру, у Таганрога — 37 баллов, Тамбова — 32, а у Чебоксар — 23.
«Мы должны стремиться к обеспечению комфорта жителей, а не только туристов»
Завкафедрой градостроительства КГАСУ Александр Дембич к результатам рейтинга Минстроя России отнесся скептически: «Совершенно не факт, что он сделан точно и объективно. Тут вопрос не в том, кто имеет хорошие данные, а кто как умеет представлять хорошие данные, чтобы получить более высокий рейтинг».
Впрочем, по некоторым позициям Александр Дембич с выводами согласен. По его словам, «мы уделяем много внимания центру, а большие жилые массивы остаются необустроенными».
Александр Дембич: «Надо стремиться в городе внедрять зеленые зоны и связывать их пешеходной сетью, чтобы это превратилось в аллеи, бульвары, и тогда город приобрел бы другое качество для жителей в первую очередь». Фото Романа Хасаева
— Если мы возьмем стратегию социально-экономического развития, которая утверждена в прошлом году, то там одна из главных задач на ближайшие 5—7 лет — это развитие центров планировочных районов. Чтобы каждый район получил свой развитый центр, который по качеству не уступал бы общегородскому, — говорит Александр Дембич.
Другая важная задача — формирование зеленого каркаса города.
— У нас озеленение не равномерно распределено по территории — в центре мало, а много на периферии. Надо стремиться в городе внедрять зеленые зоны и связывать их пешеходной сетью, чтобы это превратилось в аллеи, бульвары, и тогда город приобрел бы другое качество для жителей в первую очередь. Мы должны стремиться к обеспечению комфорта жителей, а не только туристов, — говорит Дембич.
Третья важная задача, которая касается как раз создания комфорта для жителей, — обустройство жилых дворов.
— Остро стоит вопрос с парковочными местами — это серьезная проблема. Надо произвести инвентаризацию всех дворов, выяснить, где паркуются машины, найти резервы для их размещения. Если мы не решим этот вопрос, то город захлебнется в автомобильной проблеме, — говорит Александр Дембич.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.