Камаловский театр способен на «вирусный эффект»
Как старейший российский театр борется за зрителя
Важнейший вопрос для любого театра — как заполнить зрительный зал. По статистике, в одном из самых благополучных российских театров — Татарском государственном академическом театре им. Г. Камала — зрительный зал в среднем заполняется на 80%. Что стоит за этой цифрой, помимо хороших спектаклей? Как команда театра добивается таких показателей? Об этом шла речь вчера в Резиденции креативных индустрий «Штаб», где выступил заместитель директора Камаловского театра по пиару и маркетингу Ильшат Латыпов.
Как бороться за четыре процента?
Для начала — печальная российская статистика, которая для многих присутствующих на выступлении Латыпова стала неожиданностью. В России театр посещает всего лишь 4% населения. Скажем больше — для оперных театров показатель еще меньше: всего 2%. При такой ситуации заполнять залы — сродни подвигу. Сразу оговоримся, что о качестве спектаклей речь не идет, оно должно быть высоким априори.
Что касается Камаловского театра, то среди его зрителей преобладают женщины, их почти 70%. Если человек бывает в театре один-два раза за сезон — он уже считает себя театралом. Таких у камаловцев — 53,5%. Но есть такие, их, правда, немного, что смотрят спектакли раз в месяц.
Каким образом зритель выбирает спектакль, на который идет? Подавляющее большинство — 46% — доверяют мнению друзей. Почти 30% идут в театр ради любимых актеров. А вот цифра совсем сенсационная — столь раскрученная российская театральная премия «Золотая маска» и вкупе с ней другие премии учитываются только 2,9% зрителей при решении, идти или нет на спектакль. Правда, ситуация эта лишь в провинции, в двух столицах «масочные» спектакли привлекают театралов.
Большая часть аудитории Камаловского театра предпочитает спектакли, поставленные по пьесам классического репертуара. Таких, по статистике, 40,1%. Около 30% положительно относятся к постановкам по пьесам современных драматургов. И только 2,1% предпочитают переводные пьесы на сцене Камаловского театра.
Такова специфика зрительской аудитории камаловского театра. Естественно, что театр не может замыкаться только в татарской драматургии, поэтому проблема посещаемости на такие спектакли стоит остро. Практически все спектакли по переводным пьесам сейчас идут на малой сцене театра, которая вмещает 150 зрителей. Исключение составляет утонченный «Дон Жуан» Мольера в постановке главного режиссера Камаловского театра Фарида Бикчантаева, идущий на большой сцене, где 850 посадочных мест. Так что работать есть над чем.
Все на сайт!
Как рассказал Ильшат Латыпов, борьба за «четыре процента» в Камаловском театре идет серьезная. Одно из новшеств, в этом смысле камаловцы опередили все татарстанские театры, — продажа билетов в интернете. Начинали камаловцы продавать билеты на своем сайте со стартовой цифры в 5%, сейчас же уже 20%, то есть каждый пятый билет, продаются в интернете.
Кстати, покупать билеты в интернете, как это придумали в Камаловском театре, не только быстро, но и выгодно. Здесь, например, бывают вполне лояльные акции. Одна из них — «Купи билет за 111 рублей», она проходила в 111-й театральный сезон. Тогда билеты, которые стоили от 1 500 до 800 рублей, реально можно было купить во время акции всего за 111. Сайт Камаловского театра просто обрушился, за сутки было продано около 3 000 билетов.
Еще одна акция с билетами бывает приурочена к Международному дню театра. Информация о том, что можно будет купить билеты на все спектакли до конца сезона по акции, поступает буквально за день-два до ее начала, когда же «день Х» наступает, то купить на сайте билеты можно со скидкой в 25%.
У сайта Камаловского театра очень удобная навигация, поэтому его хорошо посещают. Вообще театр активно работает и соцсетях, например, у него 17 тысяч подписчиков только в соцсети «ВКонтакте».
Академизм и эксперимент
Эти два слова, вынесенные в подзаголовок, своего рода слоган, придуманный в театре к юбилею — 110-летию со дня основания коллектива. Юбилей стал поводом для множества пиар-программ, которые тоже очень плодотворно сработали на привлечение зрителя.
Например, серия флешмобов. Один прошел в мае 2016 года, тогда возле Камаловского театра были собраны 110 зрителей и актеры-камаловцы. Участники флешмоба пришли после регистрации в группе театра в соцсети «ВКонтакте». Тогда в воздух было выпущено 110 белых шариков — — по количеству лет любимого театра. Бюджет этого флешмоба был всего 10 тысяч рублей.
Еще один флешмоб прошел в метро, дирекция которого дала добро на его проведение. «У нас было две сложности — уговорить дирекцию метрополитена и наших артистов, которым непривычно было работать в метро», — рассказал Ильшат Латыпов.
В вагоне поезда метрополитена неожиданно запели знаменитую арию Булата из «Голубой шали», там оказались герои любимого народом спектакля — Булат и Майсара. Когда музыкальный номер был закончен, пассажирам раздавали флаеры с приглашением на открытие сезона. Камаловцы проехали по всей ветке метрополитена, заканчивали выступление в одном вагоне, и на остановке перебегали в другой.
Это была одна часть флешмоба. Вторая состоялась в подземном переходе к станции метро «Площадь Тукая»: здесь неожиданно заиграл оркестр Камаловского театра, публики вокруг него оказалось несколько сотен. Зрители, как и в вагонах метро, делали фото, селфи с актерами, снимали видео, потом все это, естественно, выкладывалось в соцсетях. Шли тысячи лайков и множество положительных комментариев, получился своего рода «вирусный эффект». Бюджет этого флешмоба — ноль рублей, то есть он ничего не стоил театру, хотя, надо отметить, его участники наверняка получили драйв.
Еще одна креативная идея по работе со зрителями — проведение конкурсов. Один конкурс, который особенно любит публика, — розыгрыш вип-абонемента. Тот, кто правильно отвечает на вопросы (опять-таки в соцсетях), получает вип-абонемент. Два места на все премьеры года в самом престижном седьмом ряду. Причем вручение вип-абонемента проходит торжественно — его вручают на сцене в день открытия сезона.
Что ж, Камаловский театр — это бренд не только республики, но и страны. А продвигать бренд всегда приятно и почетно.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.