Чеки ушли в онлайн: как из добросовестных предпринимателей сделали нарушителей, скрывающихся от налоговой
Отсутствие интернета и фискальная монополия фактически срывают кассовую реформу на селе
С 1 июля вся кассовая техника перешла на новый режим работы. Суть изменений в том, что теперь информация о покупках идет напрямую к налоговикам. Несмотря на то, что об изменениях было известно давно — добровольный переход розницы к онлайн-фиксализации начался 1 апреля 2016 года, — некоторые подготовиться не успели. Причем речь не только о микропредприятиях. Так, в первых числах июля на пару дней встала безналичная оплата в терминалах самообслуживания «Макдоналдса». Но чаще всего с проблемами при внедрении онлайн-касс сталкиваются предприниматели из сельских поселений. Высокая стоимость оборудования, отсутствие интернета и дефицит фискальных накопителей даже из добросовестных бизнесменов делают нарушителей. О том, как 54-ФЗ изменит жизнь не только продавцов, но и покупателей, — в материале «Реального времени».
Кассы в кредит не покупали, но в ноль работали
С проблемами при внедрении онлайн-касс столкнулись в первую очередь индивидуальные предприниматели, особенно из сельских поселений. Для них 35 тысяч рублей на установку и подключение — серьезная сумма. Кроме того, исполнить требование по передаче данных зачастую мешает низкая скорость или полное отсутствие интернета в деревнях. Из-за сбоев в работе Сети предприниматели не всегда могут передать информацию о покупках вовремя — а это уже повод для штрафа от налоговой. Именно сельских предпринимателей изменения в 54-ФЗ волновали больше всего.
— Сигналов о проблемах по онлайн-кассам от казанских предпринимателей мы не получали — не могу достоверно сказать, что там действительно есть сложности. По покупке онлайн-касс в кредит — тоже не было у нас таких случаев. Но одна предпринимательница из села сообщила, что все же купила и установила онлайн-кассу, чтобы соответствовать требованиям, — ради этого пришлось три месяца торговать в ноль, — говорит «Реальному времени» уполномоченный при президенте Татарстана по защите прав предпринимателей Тимур Нагуманов.
Тимур Нагуманов: «Сигналов о проблемах по онлайн-кассам от казанских предпринимателей мы не получали — не могу достоверно сказать, что там действительно есть сложности». Фото Максима Платонова
Для предпринимателей из сел ввели ряд послаблений. Первым шагом стало постановление, которое разрешает бизнесу в поселениях, удаленных от сетей связи, не передавать данные в онлайн-режиме. Более 5 тысяч магазинов в Татарстане попали под действие этого постановления, теперь им не грозят штрафы за несвоевременную передачу данных. 21 июня вышло еще одно постановление кабмина — оно освободило всех предпринимателей в населенных пунктах с населением меньше 1000 человек от установки онлайн-касс на три года. Предприниматели в деревнях с населением менее 500 человек освобождены от этой обязанности бессрочно. Но дьявол, как всегда, в мелочах, на этот раз «дьявол алкогольный».
Виновата водка: почему предприниматели не пользуются выделенными для них льготами
— Для предпринимателей, торгующих, кроме продуктов и других потребительских товаров, еще и алкогольной продукцией, требование по онлайн-кассам сохраняется в любом случае, вне зависимости от численности населения. В таких случаях мы рекомендуем вести раздельный учет продажи алкоголя и других товаров, чтобы упростить процессы передачи данных, — говорит Нагуманов.
Как раз из-за алкоголя, о котором упомянул Тимур Нагуманов, снятие чрезмерных ограничений не затронуло большинство торговых точек. Практически все сельские магазины продают пиво, водку — это высокомаржинальные продукты, без реализации которых нет смысла открывать торговую точку. «Да и люди просят», — говорит «Реальному времени» предприниматель из Балтасинского района Татарстана, который просил не называть его имени, так как боится проверки налоговиков. С переходом на 54-й закон у него не все гладко.
— Для меня это проблема, я до сих не могу полностью перейти. Не могу подключиться к интернету — нет ни сотовой связи, нет линии свободной для подключения проводного интернета. Мне приходится раз в неделю привозить системный блок домой, подключать к интернету там, чтобы отправить данные на сервер, — говорит собеседник «Реального времени».
Монополисты кассовой реформы: кто заработал на фискальной памяти?
Еще одна проблема — сами фискальные накопители, устройства, которые хранят данные о продажах, осуществленных через кассу. Предприниматель заказал их в начале мая и два месяца не может дождаться покупки.
— Деньги отдал, товара нет, сейчас уже второго поставщика нашел… В чем проблема, не пойму. Они говорят, что вроде кассы есть, но нет фискальной памяти. Сложность в том, что производитель их напрямую не продает, только через посредника, — рассказывает собеседник.
О дефиците фискальных накопителей предприниматели заявляли еще в начале года. Депутат Андрей Луговой на заседании Госдумы возмутился, что производство устройств монополизировано и предприниматели вынуждены закупать их в десять раз дороже. Зарабатывают на этом ЗАО «Атлас-карт», ООО «РИК» и ЗАО «Безант». По данным РБК, ЗАО «Атлас-карт» и «Безант» связаны между собой через компанию АО «НТЦ «Спецпроект», владельцем которой выступает «Омега-Холдинг», учредитель ООО «РИК». Совладельцем ООО «Омега-Холдинг» числится Владимир Алексеевич Щербаков.
Другие участники рынка, по словам Лугового, не могут пройти сертификацию своих образцов в восьмом центре ФСБ. «Кто-то искусственно на уровне правительства, на уровне правоохранительных органов делает все, чтобы на рынке не появилось новых фискальных накопителей», — заявил депутат.
История с накопителями, кстати, получила неожиданное продолжение — «бенефициар кассовой реформы» Владимир Щербаков объявлен Интерполом в международный розыск. Как следует из ориентировки, Щербакова обвиняют в масштабном выводе средств за рубеж при помощи поддельных документов в составе организованной группы, сообщает Republic. 5 июля издание сообщило, что Щербаков покончил с собой.
Сейчас, если верить сайту ФНС, реестр фискальных накопителей пополнился аппаратом от еще одного производителя — ООО «НТЦ Измеритель», но проблему дефицита это, видимо, не решило.
Чеки переберутся в смартфон — так надежнее
Впрочем, изменения в ФЗ-54 аукнутся и покупателям. Фискальные накопители, услуги по подключениям касс, обязательное подключение к интернету торговых точек — расходы предпринимателей легли на кошельки покупателей, их «размазали» по стоимости товара. Мелкие проблемы потребители успели ощутить — к примеру, в Макдоналдсе некоторое время не работали терминалы самообслуживания, сотрудники объясняли это введением нового закона. В «Бахетле» на кассах висит объявление, что выдача чека может задержаться из-за изменений в ФЗ-54.
Единственный плюс, который для себя могут найти потребители, — получение электронного чека. Терминалы самообслуживания в «Магните» предлагают решить, нужен он или нет, до оплаты покупки. По идее, попросить предоставить вам электронный чек можно и кассира, для этого нужно сообщить номер телефона или электронную почту. Правда, проверить такой чек будет сложно, не отходя от кассы. Это важно, учитывая, что кассиры любят жульничать, пробивая один и тот же товар дважды.
Электронный чек невозможно потерять, значит, проще вернуть или обменять товар. Плюс можно контролировать расходы и вести домашнюю бухгалтерию — чеки в электронном виде можно хранить в приложении, которое можно скачать на смартфон, — называется «Проверка кассового чека». Можно вводить данные чека вручную или сканировать QR-код. Правда, налоговая в описании позиционирует приложение как способ проверить добросовестность продавца — передан ли чек в ФНС, если нет — можно сдать нарушителя.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.