Автор книг о Марадоне и Месси: «Чиновники ФИФА думают об интересах европейских сборных»
Серхио Левински, авторитетный аргентинский журналист — о футболе, Кубке Конфедераций, РФПЛ и казанском «Рубине»
Этот невысокий толстячок с «дедморозовской» бородой неизменно находился в центре разноязычной журналистской братии в гудящем, как пчелиный рой, медиацентре во все дни казанского этапа Кубка конфедераций. Взять интервью у журналиста, который освещал турнир одновременно для австралийского медиа-холдинга, двух аргентинских радиостанций и мексиканской газеты, оказалось делом непростым, но оно того стоило. Знакомьтесь: автор книг о Марадоне и Месси и их хороший приятель, «акула» аргентинской спортивной журналистики Серхио Левински, один из самых авторитетных представителей СМИ на Кубке конфедераций, в эксклюзивном интервью «Реальному времени».
«Когда играешь рядом с гением, многому у него учишься»
— Серхио, рад вас приветствовать в Казани и, надеюсь, мы сможем уложиться в тот час, что остался до интригующего полуфинала Португалия — Чили.
— Успеем. Не возражаете, если я одновременно перекушу?(Берет кофе и пирожное эклер.)
— Конечно. Первый вопрос — судя по вашей комплекции, вы в молодости не играли в футбол?
— А вот и ошиблись. Играл, правда непрофессионально, в командах с 13—14 до 20 лет. Это было шесть любительских команд в структуре клуба. В одной из них выступал футболист настолько одаренный, что подобного я никогда не встречал. Сейчас ему, как и мне, 54 года, его имя Хорхе Гольдберг. Хорхе был гением, типа Марадоны. У него был десятый номер, белокурые волосы, он был само совершенство. Когда мы делали ошибки, он в одиночку вытаскивал матчи. Я был самым рядовым футболистом, но когда ты играешь рядом с гением, ты многому у него учишься и начинаешь играть лучше.
— Он сделал успешную карьеру?
— Нет, потому что он никогда не хотел стать профессиональным игроком. Он играл для себя, своего удовольствия. В Аргентине это в порядке вещей. Команда, в которой мы играли, входила в клубную систему, но часто мы играли вне этой системы, с ребятами из других районов Буэнос-Айреса, с других улиц. Не у всех было желание связывать жизнь с клубом, идти в большой футбол. Хорхе выбрал учебу, стал психологом. Мы и сейчас общаемся, он приводит меня к своим сыновьям и говорит: с этим журналистом мы когда-то «пылили» за одну команду.
«Рубин»? Я знаю, что он побил «Барселону» на «Ноу Камп»
— А когда вы решили стать спортивным журналистом?
— В моем сознании, ментально, я был журналистом с шести лет, с момента поступления в школу.
— С шести?! А какой у вас был любимый клуб? «Ривер Плейт»?
— «Бока Хуниорс» — я с самого детства знал все об игроках клуба, тренерах, получал начальные представления о тактике. Конечно, сегодня «Бока», стиль ее игры во многом поменялись, но первая любовь — на всю жизнь! А у вас есть любимый клуб?
— Да, в детстве и в юношестве это был московский «Спартак», а позже болельщицкая любовь навсегда перешла к казанскому «Рубину».
— «Рубин»? Я знаю, что он побил «Барселону» на «Ноу Камп».
— Я, кстати, был на том матче в день своего рождения. Уверен, что лучшего подарка я уже не получу.
В моем сознании, ментально, я был журналистом с шести лет, с момента поступления в школу
«О московском «Спартаке» услышал от своей бабушки — белоруски»
— Здорово! А о «Спартаке», вы будете удивлены, я услышал от своей бабушки. Она из маленького городка Волховец, что недалеко от Вильнюса. Теперь город, в котором моя бабушка родилась и выросла, входит в состав Белоруссии. Мы с сестрой, когда просили рассказать ее про ее родину, никогда не могли понять, что такое «White Russia» — «Белая Россия». Мы говорили ей: ты из России, но она всегда с гордостью подчеркивала: «Я из Белоруссии!». Она Вильнюс называла «Вильня», а когда мы просили ее определиться — полячка она или русская, отвечала: «Я белоруска!»
— На кого работаете на этом Кубке конфедераций?
— На очень большую австралийскую компанию SBS. В холдинг входят радио и ТВ, но я работаю на радио. Это государственная компания. Мне звонят ночью из-за разницы во времени, и я даю репортажи. Я — единственный корреспондент компании, который ведет репортажи на испанском для испаноязычной колонии в Австралии. Всего для SBS Кубок конфедераций освещают несколько десятков корреспондентов, но все они работают на англоязычную аудиторию. Я рассказываю о том, что происходит на турнире каждый день. Также я работаю на мексиканскую газету El Heraldo и на две радиостанции из Аргентины.
«Марадона пригласил меня в передачу «Левой ногой»
— Я знаю, что вы написали книгу о Марадоне.
— Да, 21 год назад. Она — не только о Марадоне, но и о Кубках мира по футболу, прессе, о том, что окружает футбол. Она написана на итальянском и уже выдержала три издания.
— Лично с Диего знакомы?
— И очень хорошо. В 2014 году в Бразилии он делал телевизионную программу «Левой ногой». Идея ее принадлежала аргентинскому журналисту Моралесу. Она транслировалась на все континенты, и меня Марадона пригласил поговорить в этой программе о футболе.
«Моя книга не только о Марадоне, но и о Кубках мира по футболу, прессе, о том, что окружает футбол». Фото gazeta.ru
— А вообще, с кем из известных футболистов и тренеров вы в особо хороших отношениях?
— Назову Месси, лучшего футболиста Южной Америки 2001 года и олимпийского чемпиона 2008-го Хуана Романа Рикельме. Среди тренеров мой большой друг Карлос Бьянки, семь раз становившийся чемпионом Аргентины, в основном с «Велес Сарсфилд», но однажды и с «Бокой».
«Лайнсмен финала ЧМ-1990 признал, что, поставив решающий пенальти в ворота Аргентины, судьи сделали ошибку»
— Серхио, на ваш взгляд, корректно сравнивать корифеев футбола разных эпох. Например, Марадону и Роналду, Месси и Марадону?
— Естественно, нет — уж больно изменились времена. Все стало другим — скорости, тактические системы, футбольные технологии. Прессинг совсем другой сейчас. Знаете, здесь в Казани, на Кубке, работает знаменитый в прошлом бразильский игрок Джуниор, участник ЧМ-1982. Мы с ним разговаривали, и он сказал, что в его времена игроки спорили за право пробить свободный или штрафной: «Моя очередь! Нет, моя!». А сейчас персонально, например, капитан приказывает: «Будешь бить ты!» Никто не хочет брать на себя ответственность. Как можно сравнить Марадону и Месси, когда скорость игры так изменилась?
— А Марадону и Пеле?
— Опять же, сопоставить очень трудно. Но Марадона выиграл Кубок мира 1986 года в одиночку.
— Он в одиночку чуть не выиграл и ЧМ-1990. Считается, что странный пенальти, забитый Бреме на 85-й минуте того финального матча, был политическим решением арбитра.
— Я на Copa America-2015 в Чили разговаривал с лайнсменом, который работал на том финале Германия — Аргентина в 1990-м, и он честно признался: «Мы совершили ошибку». Хромающий на одну ногу Марадона, нападающий Каниджа и вратарь Гойкоэчеа фактически втроем втащили безликую и беззвездную команду в финал и могли одержать удивительную итоговую победу, не поставь судья тот злополучный 11-метровый.
«Роналду — человек-гол, а Месси создает игру, поэтому он круче»
— А что вы думаете о сравнениях Месси и Роналду?
— Конечно же, Месси выше. Роналду играет только на гол. Это — его единственная цель, он находится в игре не так много времени, не возвращается в оборону. Месси — совсем другое. Вспомните, что он сотворил в конце последнего, решающего для определения звания чемпиона Примеры «классико» на «Сантьяго Бернабеу»! Месси круче, он ведет всю игру, он создает ее. Но все равно, сравнивать нелегко.
— В финале Евро-2016 Роналду играл всего 25 минут, а его партнеры все равно выиграли — он каким-то волшебным образом, от бровки повлиял на них?
— Это то же самое, что Пеле на чемпионате мира в Чили в 1962 году. Его сломали уже в первой игре, больше он на турнире на поле не вышел, но Кубок мира завоевал. А был ему тогда всего 21 год. Он даже в Швеции в 1958-м в 17-летнем возрасте сыграл больше, чем в Чили.
«Роналду играет только на гол. Это — его единственная цель, он находится в игре не так много времени, не возвращается в оборону». Фото Максима Платонова
«Завоевав путевку на ЧМ в Россию, Сампаоли поменяет игру сборной Аргентины»
— Кстати, в связи с Чили. Творец победы этой сборной на Кубке Америки в 2015 году Хорхе Сампаоли в настоящее время возглавляет сборную Аргентины. Не считаете ли вы, что его стиль — осторожная игра от обороны — не подходит сборной вашей страны?
— Нет, я так не думаю. У Сампаоли сейчас недостаточно времени, чтобы что-то выдумывать, надо просто дать результат. Осталось провести всего четыре игры до конца квалификационного турнира за право попасть на Кубок мира — 2018. Первая из них — 31 августа, и за это время свою систему настроить просто невозможно. В «Севилье», куда Сампаоли пришел после сборной Чили, у него был год, чтобы наладить систему, он, я точно знаю, хочет создать свою систему в сборной, но пока у него нет на это времени. Тот самый матч, о котором я говорю, будет для Аргентины важнейшим — в Монтевидео против Уругвая во главе с Кавани и Суаресом. Если Аргенина сыграет в этом очень тяжелом матче вничью, то поедет на Кубок мира. Нужно всего одно очко, но взять его будет непросто. И вот затем он многое поменяет — систему игры сборной, стиль. Года до чемпионата мира ему должно хватить.
«Для всех, кроме немцев, победа на Кубке конфедераций очень престижна»
— Если не возражаете, несколько вопросов по этому Кубку конфедераций. Высокий уровень матчей, накал борьбы, голевое изобилие как-то не вяжутся с мнением о том, что этот турнир — тестовый перед ЧМ. Ваше мнение?
— Кубок конфедераций — очень престижный турнир в странах Латинской Америки, Азии, Океании. Все хотят его выиграть, и Португалия, не избалованная большими победами, в том числе. Только для Германии конечный результат не имеет большого значения. Лев готовит команду к ЧМ-2018, ищет конкуренцию и смену оставшимся дома после тяжелого сезона лидерам. Для нас, южноамериканцев, этот турнир — «маленький Кубок мира». Возможно, турнир ждет реорганизация, появилась очень хорошая идея о проведении соревнования между сборными стран, которые когда-либо владели Кубком мира — Бразилией, Германией, Италией, Францией, Аргентиной, Уругваем, Англией. Но и в нынешнем формате Кубок очень представителен — шесть победителей региональных конфедераций, страна-хозяин грядущего мундиаля, чемпион мира. Для Мексики, Чили — это самый боевой и престижный турнир.
«Принимая решения, чиновники ФИФА думают почти исключительно об интересах европейских сборных и клубов»
— Тогда, говоря о «тестовости», мы должны иметь в виду другое — проверку технологий, систем. Например, системы видеоповтора.
— После первого матча чилийцев с Камеруном, когда после видеоповтора не засчитали гол Варгаса из-за мнимого офсайда, я разговаривал с нападающим Босежуром. Он сказал, что их попросили подождать 4 минуты, пока будет видеопросмотр эпизода. Это невозможно. Представьте климат Аргентины, к примеру, накаленную до предела обстановку на дерби №1 в мире «Ривер Плейт» — «Бока Хуниорс». Или «Фламинго» — «Флуминенсе», «Коло-Коло» — «Универсидад», «Пеньяроль» — «Националь». Четыре (!) минуты ждать, пока определят — был офсайд или нет. Это невозможно! Фанаты за это время закидают «коктейлями Молотова» вражеские сектора. В Африке вообще успеют за это время…
— Совершить государственный переворот?
— Вот-вот (смеется). Здесь вырастает другая проблема, я часто о ней пишу и говорю. Когда ФИФА принимает разные новшества, изменения — в правилах игры, в формате соревнований и т.д. — то думает прежде всего о Европе. Ну, о 24 странах из Европы и одной из «другого мира». Простите, но ФИФА — международная организация, в нее входят более двух сотен национальных ассоциаций. ФИФА думает и делает только в интересах Италии, Швейцарии, Франции, Англии… А остальной мир? Уругвай, Бразилия, Аргентина — у южноамериканских сборных немало кубков мира на всех, не так ли? Но Блаттер, Инфантино, другие чиновники думают только о Европе.
«Когда ФИФА принимает разные новшества, изменения — в правилах игры, в формате соревнований и т.д. — то думает прежде всего о Европе. Ну, о 24 странах из Европы и одной из «другого мира»». Фото Максима Платонова
— Можно это назвать «евроцентризмом»?
— Удачный термин! Инфантино, чтобы подчеркнуть свои знания, говорит, что регулярно читает L'Equipe, France Football, Marca, другие ведущие европейские спортивные и футбольные издания. А знает ли он о том, что первая спортивная газета в Южной Америке вышла в 80-х годах XIX века? Что первый матч между Аргентиной и Уругваем был сыгран в 1912 году? Сомневаюсь.
«Алехандро Домингес в вашем «Рубине» — очень сильный игрок»
— Вы помните аргентинских футболистов, которые выступали в российской Премьер-лиге?
— Да, Серхио и Клементе Родригесы, Алехандро Домингес в вашем «Рубине» — очень сильный игрок.
— Инсаурральде?
— Инсаурральде — клубный чемпион мира с «Бока Хуниорс», хороший защитник. Гарай, Майдана. Последний начинал в моей «Боке», сейчас в «Ривере». Отличный игрок был в вашем «Спартаке», в 2015-м он выиграл Кубок Либертадорес. И я слышал, что «Зенит» хочет подписать классного и перспективного 21-летнего Себастьяна Дриусси. Это будет серьезное приобретение, если оно состоится. Есть у меня и информация об интересе к Павону.
— Вообще, в Аргентине следят за российским чемпионатом?
— Да. Может быть, не в тех объемах, как за первенствами ведущих европейских стран, но информацию и трансляции найти можно.
«Мечтаю вернуться в Россию на ЧМ-2018 и в первую очередь в Казань»
— Как, на ваш взгляд, организован Кубок конфедераций — 2017?
— Хорошо. Я был в Бразилии на КК-2013, в России организация выше.
С удовольствием через год приехал бы на Кубок мира в вашу страну и обязательно в Казань и больше бы узнал об истории и культуре этой удивительной земли
— А как вам Казань?
— Прекрасный город, замечательный. Сегодня я был на трехчасовой экскурсии, столько узнал о культурных, исторических достопримечательностях, науке, Казанском университете, Толстом, Пушкине. С удовольствием через год приехал бы на Кубок мира в вашу страну и обязательно в Казань и больше бы узнал об истории и культуре этой удивительной земли.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.